ИСКУССТВО ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ

ИСКУССТВО ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ

«Общение — наивысшее наслаждение»,— писал Сент-Экзюпери.

Вы — руководитель компании или начальник крупного отдела, а значит и ответственность за принятие важных деловых решений лежит именно на вас. Насколько грамотно и эффективно вы используете собственный богатый инструментарий делового общения, зависит успех и развитие всей организации. Деловое общение является ключевым моментом в достижении соглашения между партнерами, а значит умение грамотно строить переговоры — это искусство, которому необходимо учиться.

Менеджмент в действии
Деловые переговоры являются средством взаимодействия двух сторон для достижения какой-либо совместной цели. В основном переговоры предназначены для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями в форме различ-ных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы получить отвечающее интересам обеих партнеров соглашение. Они состоят из выступлений, дискуссий, споров и доказательств. Переговоры могут протекать легко или напряженно, парт-неры могут договориться между собой без труда, или с большим затруднением, или вообще не прийти к согласию. Поэтому для каждых переговоров необходимо разрабатывать и применять специальную тактику и технику их ведения.

Хорошая подготовка — половина успеха
Несомненно, залогом успеха деловых переговоров является хорошая подготовка. Павел Харченко, руководитель направления «ТНП/FMCG» говорит об этом так: «Отправляясь на переговоры, человек в первую очередь должен быть хорошо подготовлен, чтобы в процессе беседы продемонстрировать осведомленность и компетентность в специфике бизнеса своих партнеров. Имеет смысл заранее смоделировать ход беседы, продумать всевозможные варианты вопросов и ответов, хорошо отрепетировать свою речь. Это поможет ему произвести правильное впечатление и добиться доверия со стороны других участников переговоров».

Как правило, инициатива на деловых переговорах принадлежит именно тому участнику, кто лучше знает и понимает суть проблемы. Необходимо четко представлять себе предмет переговоров и обсуждаемую тему. Обязательно составьте примерную программу переговоров. Наметьте моменты своей неуступчивости, а также про-блемы, которыми можно поступиться. Определите для себя рамки возможных компро-миссов по вопросам, которые, на ваш взгляд, вызовут наиболее жесткую дискуссию.

Ульяна Климова, руководитель направления «Юриспруденция и консалтинг»: Было бы хорошо в ходе переговоров удивить клиента своей осведомленностью о деятельности его компании. Немаловажным является умение консультанта поддержать и даже развить тему, которую ненароком может затронуть клиент. Главное условие успешных переговоров стать интересным собеседником, при условии отличного знания темы и предмета переговоров'.

При подготовке к сложным переговорам (например, в случае, когда заранее можно предположить негативную реакцию партнера), следует выйти за рамки чисто альтернативного рассмотрения предмета обсуждений и тщательно обдумать цель, всевозможные ситуации, условия и организацию переговоров, а также досконально осведомиться о партнерах и компании, которую они представляют. Выяснить это помогут следующие вопросы:

  • В чем следует видеть оптимальное решение проблемы при различном подходе к ожидаемым последствиям, трудностям?- Какие потребуются аргументы для того, чтобы правильно отреагировать на негативную реакцию партнера по причине несовпадения интересов?- На какой компромисс вы готовы пойти и на какие сроки?- Какие невыгодные для вас предложения вы готовы принять, а какие следует отклонить? С помощью каких аргументов?

Следует помнить, что, пытаясь внушить партнеру важность своих предложений, нельзя упускать из виду его законных интересов. Поэтому всегда нужно избегать нравоучительных призывов, оторванных от интересов противной стороны, особенно если они не связанны с предметом обсуждения на переговорах. Григорий Зайцев, руководитель направления «Автопром»: В начале разговора необходимо выслушать собеседника, чтобы понять его интересы и потребности. Важно знать, каких результатов ваш партнер ожидает получить от данных переговоров. Изложите партнеру свою позицию и подчеркните, каких действий в рамках совместной ответственности за результаты переговоров вы от него ожидаете. Несмотря на несовпадение ваших ведомственных инте-ресов с интересами партнера, особо отметьте необходимость и отправные точки решения обсуждаемой на переговорах проблемы. Переговоры — это искусство позволять партнеру делать по-твоему'.

Постарайтесь выявить в ходе разговора с партнером общие интересы и возможности получения взаимной выгоды. Представьте себя на месте собеседника, посмотрите на предмет переговоров его глазами. Обдумайте все возможные контраргументы со стороны партнера, приготовьтесь использовать их с выгодной для себя стороны.

Участники переговоров должны быть готовы к компромиссам, в случае неудачи соглашения на первой встрече, есть шанс добиться этого поэтапно. В дальнейшем согласие может быть достигнуто путем выдвижения новых требований и решений проблем. Однако не легко бывает прийти к общему знаменателю путем уступок, приемлемых с обеих сторон. Здесь необходимо терпение, сильнейшая мотивация, новые аргументы и способы рассмотрения предмета переговоров. Во избежание негативных последствий для обеих сторон, соглашение на основе компромиссов является единственно верным решением в достижении общей цели переговоров.

Не предавайтесь иллюзиям, не стоит думать и наивно надеяться, что можно прийти к согласию по каждому пункту переговоров. Если бы так было всегда, то переговоры вообще были бы не нужны. Александр Баранюк, руководитель направления «Финансы и банки»: 'На переговорах обе стороны подробно обсуждают различные аспекты будущего сотрудничества. Могут появиться вопросы, в которых вторая сторона не захочет идти на уступки. В этом случае вы возможно придете к решению, что данный контракт вам не интересен. Может получиться и так, что в ходе переговоров вы получите информацию, не позволяющую вам больше сотрудничать с данной компанией'.

Главное завоевать расположение.
Первым этапом на пути завоевания благоприятного расположения со стороны партнера является приветствие. Это общая, но очень важная стадия переговоров. Самая распространенная в европейских странах форма приветствия — рукопожатие, причем первым руку подает хозяин. Разговор, предваряющий начало переговоров, должен носить характер необременительной беседы. На данном этапе происходит обмен визитными карточками, которые принято вручать сидя уже за столом переговоров.

В начале беседы крайне важно привлечь внимание партнера, дать ему понять, что ваша информация будет ему чрезвычайно полезна. Грамотно и четко изложите свои предложения, и тогда вас будут слушать с неподдельным интересом.

Убедите партнера в том, что он сделает правильный выбор, согласившись с вашими идеями. Донесите до него, что реализация ваших предложений принесет ему ощутимую пользу и выгоду компании.

Важным моментом является аргументация, обоснование своих идей. Партнер может быть заинтересован, но все же иметь некие сомнения и вести себя осторожно. Вызвав интерес и убедив оппонента в целесообразно-сти задуманного предприятия, вы должны будете понять и разграничить желания собеседника. Ваша задача устранить все сомнения путем правильно поставленной аргументации и опровержений замечаний с противной стороны.

Заключает деловую часть переговоров преобразование интересов партнера в окончательное решение, которое нередко достигается на основе взаимного компромисса.

Завершение переговоров
В случае достижения выгодного для обеих сторон соглашения, на их завершающей стадии следует резюмировать и подвести итоги переговоров. Кратко повторите основные положения, которые были затронуты в процессе переговоров, и, что наиболее важно, характеристику тех положительных моментов, по которым достигнуто согласие сторон. Тем самым вы докажете уверенность в том, что все участники переговоров отчетливо понимают суть основных аспектов соглашения. Важно добиться ощущения того, что в ходе переговоров был достигнут определенный прогресс. Также будет целесообразно обсудить перспективу будущих встреч и разработать план дальнейшего сотрудничества.

При неблагоприятном, и неожиданном исходе переговоров не стоит сразу отказываться от общения с противоположной компанией, необходимо сохра-нить субъективный контакт с партнером по переговорам. В подобной ситуации акцент нужно сделать на личностном аспекте, чтобы сохранить деловые контакты в будущем, с возможностью дальнейших переговоров. Следовательно, при негативном результате переговоров стоит отказаться от подведения итогов и оставить вопрос открытым. Михаил Рямов, консультант по персоналу, считает: 'В любом случае, даже если вам не удалось достигнуть определенного результата путем переговоров, стоит вести себя уверенно и чувствовать себя наравне с партнером. Ни в коем случае нельзя давить на партнера и выпрашивать уступки'.

Источник: www.treningoff.ru

1377
Комментарии (5)
  • 4 августа 2009 в 12:13 • #
    Андрей Моисеев

    В принципе иногда так и происходит. Но больше получается "импровизации". Переговоры проходят не четко по инструкции, а с отступлениями приходиться вести переговоры более гибко конкуренцию особенно в данную ситуацию никто не отменял, а даже обострил.

  • 4 августа 2009 в 13:44 • #
    Руслан Нуриев

    В основном лучше переговоры проходят не в формальной обстановке, а более раскрепощенной и лучше всего вести на нейтральной территории, хотя не всегда такое получается. Соглашусь с Андреем, "импровизация" - более быстрое достижение желаемой цели.

  • 4 августа 2009 в 14:05 • #
    Эдуард Столбов

    Я тоже за импровизацию. Никогда ещё, в моей практике, переговоры не шли по плану)). Невозможно спланировать , например, какое настроение в момент переговоров будет у другой стороны, какие объективные факторы и форс-мажоры повлияют на ход переговоров. На практике убедился, более легче общаться на нейтральной территории. Есть ещё вид переговоров - телефонные. Вот где импровизация нужна... В бытность ещё менеджерскую )), звоню руководителю одного крупного предприятия. Пробился через секретаря (это отдельная песня - секретари), снимает трубку САМ... Я, как положено, по стандарту, представился... и давай заливаться=)). В ответ - тишина. Чуть притормозив монолог, я стал прислушиваться к реакции. Никакой... Только сопение в трубку. У меня возникла небольшая взволнованность по этой причине, больно уж клиент был заманчивый. Чувствую, сейчас бросит трубку. И тут, в голову приходит мысль нестандартная, не запрограммированная тренерами по переговорам))). Спрашиваю его - а хотите я угадаю, какой на вас сейчас галстук? )). Слышу, ритм сопения изменился. Меня сие обстоятельство окрылило. из трубки послышалось краткое - ну...
    Галстук на вас сейчас очень красивый - говорю. Пауза - секунд 10... потом хохот такой, у меня чуть трубка из рук не выпала))). Всё, контракт был подписан. Импровизация - великая вещь =).

  • 5 августа 2009 в 00:08 • #
    Игорь Гуревич

    Очень поучительная история!


Выберите из списка
2018
2018
2011
2010
2009