Top.Mail.Ru
Кодекс добросовестных практик торговых сетей пишут с учетом...
19 июня 2009 в 14:39

Кодекс добросовестных практик торговых сетей пишут с учетом европейского опыта

В ожидании Закона о торговле, внесение которого в Думу все откладывается, поставщикам продуктов питания в торговые сети придется довольствоваться «Кодексом добросовестных практик», который разрабатывается при активном участии самих сетей.

Холодная война между ритейлом, сельхозпроизводителями и переработчиками ведется, прежде всего, за распределение прибыли, а также по поводу условий расчетов за проданный товар. Федеральные торговые сети вынуждены защищаться от обвинений в «нечестной игре», в навязывании платы за вход и место на полке, ретро-бонусов, выплат на маркетинг, информационные услуги и пр. Закон о торговле должен урегулировать отношения поставщиков и розницы. Однако согласование его текста затягивается – их по разному видят не только отраслевые лоббисты, но заинтересованные ведомства (Минпромторг, Минсельхоз, ФАС). Затяжка вызывает раздражение пищевиков.

«Новый закон о торговле должен содействовать развитию всех форм розницы, в том числе малых. В 1999-ом почему вышли из кризиса? Потому что было многообразие торговли, гибкость, динамичность, которые позволили потребительскому рынку найти новую конфигурацию. Заводы имели возможность экспериментировать с ассортиментом, изучать реакцию потребителей. А сейчас новый ассортимент с сетями месяцами обсуждаем»,— не скрывает своего разочарования Мушег Мамиконян, председатель Правления Мясного союза России.

Председатель Комитета ГосДумы по аграрным вопросам Валентином Денисов добавляет: «В Законе следует четко прописать меру ответственности за нарушение норм наценок на отдельные виды продуктов питания. Учитывая особенности розницы, предусмотреть возможность государственного регулирования порядка и срока поставки товара, максимальной отсрочки платежей за поставленный товар. Этот Закон можно сравнить с «колесом», без которого «телега», т.е. Госпрограмма развития сельского хозяйства, будет стоять на месте. Административные меры в отсутствии законодательной базы неэффективны, их можно считать как бы «ручным управлением», которое в кризисный момент не подходит для кардинального изменения ситуации. Большая часть прибыли должна идти сельхозтоваропроизводителю, и тогда он сможет расширять производство продуктов питания».

В этой связи подписание в апреле Соглашения «О разработке Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания» — явление знаковое. В частности, представляет интерес список подписантов: комиссия РСПП по торговле и услугам; комиссия РСПП по агропромышленному комплексу; Объединение предпринимательских организаций России «ОПОРА»; Комитет по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; Ассоциация компаний розничной торговли; Союз независимых сетей России. Здесь обращает на себя внимание явное превалирование представителей торговых сетей. По сути, они сами будут писать и принимать Кодекс.

Впрочем, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский и директор Союза Независимых Сетей России (СНСР) Ирина Канунникова, к которым мы обратились за комментариями, не готовы признать, что мнение поставщиков не будет учтено. В качестве стороны, призванной отстаивать интересы сельхозпроизводителей и переработчиков, они называют, прежде всего, комиссию Российского союза промышленников и предпринимателей по агропромышленному комплексу.

По словам г-жи Канунниковой предварительная версия Кодекса уже готова и сейчас дорабатывается. Авторы взяли за основу западный опыт, где широко распространена практика аналогичных документов, причем особое внимание вызвал английский Кодекс ритейлеров. Кодекс закрепит перечень продуктов (20 социально значимых товаров), по которым отсрочка платежа составит максимум 14 дней. Еще около 200 продуктов войдут в список тех, по которым отсрочка не превышать 30 дней. В Кодексе будет дано определение понятиям бизнес-лексики, до сих пор не закрепленным в правовых актах: торговая сеть, ассортиментная матрица, социально-значимые товары. Илья Белоновский, отвечая на вопрос о ключевых статьях документа, заявил, что перечислять долго, но назвал некоторые из них: Добросовестность и честная деловая практика, Обеспечение балансов частных и публичных интересов, Критерии отбора Поставщиков в торговую сеть, Свобода договора, Исчерпывающий перечень услуг оказываемых торговыми сетями.

И г-н Белоновский, отстаивающий интересы крупных федеральных сетей, и г-жа Канунникова, представляющая региональную (локальную) розницу, дружно отметают подозрения, что принятие Кодекса – это игра на опережение ритейла, который опасается, что Закон о торговле сильно ослабить его позиции.

По мнению И. Канунниковой, региональные сети более чем кто-либо заинтересован в принятии Закона о торговле, который бы «заложил паритет интересов, многоукладность розницы». Директор СНСР утверждает, что «критика, которая раздается в адрес розницы со стороны ассоциаций и отдельных поставщиков, обращена не к нам, а к федеральным ритейлерам. Наше участие в подписании Кодекса вызвано стремлением формально закрепить сложившуюся добросовестную практику. Более того, отмечу, что производители, испытывая давление со стороны федеральных сетей, зачастую в качестве компенсации ужесточают отношения с нами. Сокращают до минимума отсрочки платежа, а то и требуют предоплату, идет навязывание ассортимента, имеют место недопоставки. У нас с «федералами» несопоставимый рычаг переговорной силы».

И. Белоновский в свою очередь дипломатичен: «Сети никогда не были против закона, но — важный момент! — закон этот должен развивать торговлю, а не ограничивать ее. Необходимо, наконец, всем понять, что излишнее регулирование торговли, в конечном счете, оплачивает потребитель». Главную цель Кодекса он видит так: «многие федеральные органы, в особенности ФАС, любят козырять термином недобросовестная практика. При том, что у данного термина нет определения в российской правовой системе. Поэтому мы и хотим создать Кодекс, и в нем отразить определение действий, называемых добросовестной практикой».

Как бы то ни было, грядущее подписание Кодекса может создать прецедент межотраслевых договоренностей без участия карательной силы закона и государственного администрирования. Если, конечно, его содержание устроит поставщиков, а параметры останутся не только благими пожеланиями, но и войдут в реальную деловую практику.

Семен Борзенко
специально для сайта «Пофессионалы.ru»
по материалам журнала «Партнер: мясопереработка»

565
Комментарии (0)

Выберите из списка
2011
2011
2009