Top.Mail.Ru
Горькая правда
26 октября 2011 в 15:53

Горькая правда

Горькая правдаОгромное количество учебников по стихосложению, казалось бы, исключает необходимость в написании еще одного. Но… Стихи молодых поэтов продолжают «радовать» своей первозданной непосвященностью с законы стихосложения. Вот и я решила написать по возможности совсем короткий учебник. Даже не учебник, а несколько советов касательно формы стиха. Претензии к содержанию молодые авторы воспринимают особенно болезненно, а вот к претензиям к форме иногда прислушиваются. А правила очень простые. Когда человек первый раз садится играть в шахматы, ему говорят: пешки ходят так, конь – так… Все понятно?..» — «Понятно» – «Играем!». Уже после, если будет на то желание, молодой игрок узнает, что есть определенные проверенные миллионом партий дебюты – он, конечно, будет противиться – и придумывать свои оригинальные – но любой мастер докажет ему в три хода – что здесь уже все придумано, и все что нужно — это следовать теории. За любое отклонение от которой молодой шахматист будет наказан быстрым проигрышем. Ситуация в стихосложении подобная. Чем меньше знает молодой поэт, тем больше он стремится к открытию новых законов. Это понятно с психологической точки зрения – свое незнание, свои ошибки куда выгодней преподносить как сознательное новшество, новаторство. Попробуем воспитать юного шахматиста, точнее, человека умеющего правильно писать стихи – я сознательно избегаю называть его поэтом – ведь знание элементарных правил ходов не делает из любителя гроссмейстера-поэта.
Итак, первые шаги… http://www.stihi.ru/2004/05/24–221

174
  • Тема закрыта
Комментарии (8)
  • 27 октября 2011 в 17:18 • #
    Наталья Волкова

    C рекомендациями данной статьи трудно спорить, за исключением одного момента:глагольные рифмы считаются дурным тоном. Эта банальность уже не единожды оспорена: смотря чьи глагольные рифмы! Вспомните письмо Татьяны к Онегину(да и не только его!): слава богу, что А.С.Пушкина никто не затюкал за его глагольные окончания строк.
    Бездарность вам напортит с рифмами и в существительных, и в прилагательных, и в наречиях, где тоже не избегают банальностей. У классиков глагольные рифмы воспринимаются замечательно, стОит ли так уж выступать против них?
    Мне - филологу - читалось легко, но, думаю, для начинающих стихотворцев статья трудновата для восприятия. Нет?

  • 28 октября 2011 в 09:59 • #
    Алексей Корнеев

    Для начинающих – может быть… Глагольные рифмы хорошо воспринимаются, когда глагол рифмуется с существительным или др. частью речи. Глагол с глаголом легко рифмуется и выглядит хуже, особенно если подобные рифмы сплошь и рядом. Исключение: глубокий смысл и мастерство автора.

  • 28 октября 2011 в 16:55 • #
    Наталья Волкова

    (Когда глагол рифмуется с существительным или иной частью речи - это не глагольные рифмы, и речь мы ведём не о них!)
    Если сплошь и рядом повторяются рифмы слов одной части речи(не только глагола) - это выглядит назойливо и примитивно.
    Но если глаголы в руках мастера, они рифмуются легко и естественно.
    Возвращаю Вас, Алексей, к письму Татьяны Лариной(в качестве примера).
    Вот с последней Вашей фразой абсолютно согласна. Всё-таки, значит, дело не в глаголах...

  • 28 октября 2011 в 17:29 • #
    Алексей Корнеев

    В данном случае дело в умении автора, частенько использующего глагольные рифмы (а этим грешат не только современники, но и классики), сделать это максимально незаметно, т.е. так, чтобы они были неброскими и в то же время уместными.

    М.Ломоносов:

    Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут.

    В.Жуковский:

    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали;
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали…

    С.Михалков:

    Кто на лавочке сидел,
    Кто на улицу глядел,
    Толя пел,
    Борис молчал,
    Николай ногой качал.

    Наверное, нет ни одного автора, который в своём творчестве вообще не использовал ни одной глагольной рифмы. Более назойливо и примитивно выглядят однокорневые рифмы.

  • 28 октября 2011 в 18:05 • #
    Алексей Корнеев

    Это интересно – http://stihidl.ru/poem/80876/

  • 28 октября 2011 в 18:42 • #
    Наталья Волкова

    Да. Интересно. Рада, что в своём мнении я не одинока.

  • 28 октября 2011 в 18:06 • #
    Наталья Волкова

    Вот Вы и подтвердили примерами, что дело совсем не в глаголах(да и как обойтись без них, когда нужно передать действия или состояния):
    Как рано мог он лицемерить,
    Таить надежду, ревновать,
    Разуверять, заставить верить,
    Казаться мрачным, изнывать...(А.С.Пушкин)
    Мы пришли к чему, Алексей? Важно, КАК пользоваться глагольными рифмами: если талантливо и к месту, то они ничем не хуже любых других.

  • 28 октября 2011 в 18:11 • #
    Алексей Корнеев

    Об этом говорилось с самого начала.