Как преодолеть сопротивление руководства по внедрению...

Как преодолеть сопротивление руководства по внедрению дистанционного обучения?

Коллеги!
Сегодня в образовании сложилась типичная ситуация — директора (ректоры) хотят вредрение дистанционного обучения (ДО), но не готовы понимать, что трудозатраты на подготовку и проведение ДО значительно бОльшие, чем на очное обучение…
В итоге педагоги начинают разрабатывать дистанционные курсы, проводить обучение, но получают за это либо меньше, чем за очные часы, либо столько же. Наблюдается спад желания заниматься ДО, конфликты, увольнения…
У кого какой опыт был в решении данной ситуации? Поделитесь!:)

181
Комментарии (28)
  • 2 апреля 2009 в 14:10 • #
    Ольга Романова

    На совсем согласна с тем, что трудозатраты на ДО выше, чем при очном обучении. Вопрос скорее в управлении процессом внедрения ДО и концепции самого ДО.

  • 2 апреля 2009 в 14:19 • #
    Наталия Никуличева

    Ольга!

    А как Вы проводите дист. курсы?

  • 2 апреля 2009 в 14:27 • #
    Ольга Романова

    На этот вопрос коротко не ответить. У меня есть опыт построения дистанционно-сессионной модели обучения для высшего образования и ДО для партнеров-франчайзи. Если Вы конкретизируете свой вопрос, я с удовольствием отвечу. Основные этапы: проектируем модель ДО, выбираем или разрабатываем программный продукт, разрабатываем УМК, отбираем и обучаем тьюторов, обучаем студентов учиться в ДО, контролируем качество процесса, вносим коррективы если необходимо.

  • 2 апреля 2009 в 14:43 • #
    Наталия Никуличева

    Кокретизирую: как вы ПРОВОДИТЕ курс?
    Не готовите, не разрабатываете, не проектируете, а именно проводите? Сам факт взаимодействия педагога и студента в процессе проведения курса?

  • 2 апреля 2009 в 15:07 • #
    Ольга Романова

    Педагог и студент взаимодействуют в офлайне и онлайне. Офлайн: проверка и рецензирование письменных работ, форум. Он-лайн: скайп-консультации и вебинары. +тьютериалы

  • 2 апреля 2009 в 16:48 • #
    Наталия Никуличева

    Вот! Отлично!
    А теперь возьмём пример - Вы обучаете студента, допустим, математике. При очном обучении Вы говорите устно материал урока, отвечаете на вопросы, исправляете его ошибки, проверяете работу, комментируете. На одну тему при этом у Вас уходит, допустим, 2 часа.
    При ДО всё это значительно удлинняется, т.к. Вы саму тему готовите в письменном виде (лекцию, например), потом Вы пишете студенту ответы на вопрос (вводите текст с клавиатуры, и на это уходит уйма времени), потом Вы исправляете присыланные работы, пишете замечания, отправляете, он снова присылает и т.д. В итоге уже не 2 часа, а значительно больше уходит на всё это. Он-лайн консультации по времени приравниваются к очному занятию, но кроме этого же ещё и масса письменного текста!
    И если посмотерть на процедуру подготовки и проведения курса ДО, то по временным затратам это значительно больше, чем очный курс.
    Если, конечно, Вы имеете в виду качественное обучение, а не самообразование, когда студент сам читает лекции и отвечает на тесты, а фигура учителя появляется только на этапе фиксирования результатов теста! :)

  • 2 апреля 2009 в 17:47 • #
    Ольга Романова

    в ДО материал урока мы не говорим - первая экономия времени, проверка и рецензирование 1 работы примерно 0,5 часа (что сопоставимо с инд консультацией при очном обучении), все уже давно набирают текст примерно с той же скоростью, что и говорят, письменные работы в очных курсах обычно тоже предусмотрены, автоматическое тестирование может включать в себя и сложные (например, моделирование) задачи - уже есть такие программные продукты, вебинаров обычно меньше, чем при очном обучении. ну ни как у меня не получается нагрузка больше, чем при очном обучении :)

  • 2 апреля 2009 в 18:45 • #
    Наталия Никуличева

    Ольга!

    > в ДО материал урока мы не говорим

    ... но отвечаем на вопросы дист. слушателей письменно. А на это иногда уходит масса времени. В очном обучении мы бы это сделали по ходу лекции.

    > проверка и рецензирование 1 работы примерно 0,5 часа

    ... но при этом для того, чтобы пояснить допущенные ошибки, нужно отправить работу обратно, возможно, и не раз. В очном обучении мы бы это сделали по ходу консультации быстро и наглядно.

    > все уже давно набирают текст примерно с той же скоростью, что и говорят,

    Культура письменной речи предполагает логические формулировки без слов-паразитов, тавтологии, что часто бывает в устной речи. Кроме того, мы думаем над орфографией и пунктуацией, когда пишем. На это уходит половина времени. Если несколько мыслей написано в одном абзаце без соблюдения пунктуации, то текст сложно читается, не воспринимается так, как хотелось бы автору, т.к. внимание отвлекается на ошибки. Культура письменной речи - это показатель интеллекта.

    Скорость письма у всех разная, особенно у педагогов-предметников, чья работа не связана с компьютером постоянно, но кто должен вести дист. курсы. Речь как раз о них, кому директора не хотят доплачивать.

    При написании текста в форуме, чате нередки сбои в работе сервисов, когда "всё исчезает", и приходится набирать снова. Уже не говорю про сбои в связи и про несовместимость оболочек, когда теряется масса письменного материала, и приходится начинать снова. Это издержки ДО, и это тоже время!!!

    > ну ни как у меня не получается нагрузка больше, чем при очном обучении :)

    Видимо, разница в методиках подготовки и преподавания! :)

  • 17 апреля 2009 в 01:41 • #
    Юлия Проект

    Наталия, я Вами полностью согласна.
    После того, как я перешла на болонскую модель в своих курсах, с системой самостоятельных заданий (кредитно-балльной), у меня стало уходить огромное количество времени на переписку со студентами и проверку их работ. А это еще не дистанционная форма, к которой дополнительные методические материалы необходимо готовить. Это время не учитывается в нагрузке, а уходит в день не менее 2-3-х часов, без выходных.

  • 17 апреля 2009 в 19:43 • #
    Наталия Никуличева

    Юлия!

    Ну и как Вы решаете вопрос оплаты дополнительной работы?
    2-3 часа в день - это 14-21 час в неделю получается.
    По школьным меркам - целая ставка ещё дополнительно ...

  • 17 апреля 2009 в 20:50 • #
    Юлия Проект

    Наталия, практически никак. Руководство считает, что это автоматически входит в обязанности преподавателя из расчета 40-часовой рабочей недели. Учебная нагрузка расчитывается исходя из 800 часов в год, а еще 800 часов по видимому на такую переписку, подготовку к занятиям, научно-методическую продукцию, научно-исследовательскую работу. Отдельно хозрасчетные часы и гранты.
    Соответственно все на откуп преподавателю, как он будет это делать. А дальше как в анекдоте, "А кто вам сказал, что я их слушаю". Кто-то переводит эти работы на формальный уровень - сдал к сессии или зачетной неделе, я сразу все просмотрел.
    Кто-то более серьезно подходит.
    У меня из-за этого серьезно страдает научно-исследовательская часть работы, не успеваю писать статьи и тезисы, а книги остаются только на отпуск, когда работать вообще не хочется.

  • 17 апреля 2009 в 21:06 • #
    Наталия Никуличева

    Вот-вот!
    И такая ситуация в десятках вузах и колледжах! :(

    Что делать, чтобы и качество ДО не потерять, и самим не погрязнуть в обильной бесплатной работе?

  • 20 апреля 2009 в 16:00 • #
    Юлия Проект

    Наталия, полагаю, что одной из форм преодоления сложившейся ситуации является развитие института тьютерства и создание подразделений, которые будут заниматься только развитием систем ДО. Сочетать разные формы обучения смогут только немногие преподаватели. Возможно выделение рабочих групп на проекты ДО и реальная прибыль от работы данных групп может переломить складывающуюся практику.

  • 21 апреля 2009 в 18:36 • #
    Наталия Никуличева

    Юлия!

    Людым, которым Вы предлагаете заниматься только ДО, нужны ставки, которых нет. Поэтому в основном приходится совмещать ДО и очное обучение.

    Чтобы получать прибыль от ДО, нужно сначала создать условия для ДО, т.е. потратить деньги. Этого и не желает делать руководство. Или делает, но минимально - покупка техники, оплата Интернета... А оплата работы дист. педагогов остаётся за кадром :)

  • 10 апреля 2009 в 08:38 • #
    Евгения Кулик

    Ольга, я соглашусь с Вами.
    Если курс сделан технологично, трудозатраты на ДО не выше, чем при очном обучении.
    Ну а если преподавателю отсуствие технологии обучения приходится компенсировать собственной харизмой - это вопрос не к ДО, а к его организации

  • 10 апреля 2009 в 19:24 • #
    Наталия Никуличева

    Остаётся только понять, что первичнее в процессе обучения - технологии или роль педагога? :)

  • 10 апреля 2009 в 08:43 • #
    Евгения Кулик

    Наши преподаватели получают столько же, сколько за очное.
    спада желания заниматься ДО не наблюдается, скорее наоборот.

    А если отвечать на вопрос, вынесенный в тему обсуждения, то на мой взгляд сопротивление руководства нельзя преодолеть никак :) Нужно заручиться поддержкой руководства, иначе внедрение ДО провалится.

  • 10 апреля 2009 в 19:31 • #
    Наталия Никуличева

    Тут ведь смотря что под ДО понимать. Если от педагога требуется только фиксирование результатов тестирования дист. учеников - тогда работа педагога ДО даже менее трудоёмка, чем очного. А если индивидуальное консультирование в письменной форме ежедневно - тогда увы! :)

    Типичная ситуация такова: руководство в целом "за" ДО. Но на этапе внедрения возникает масса вопросов, которые с руководством сложно решить ввиду недостаточной информированности руководства в области ДО. Вопрос в этом.

  • 14 апреля 2009 в 09:19 • #
    Елена Тихомирова

    То, что трудозатраты на ДО больше - это факт. Особенно много времени уходит на первых порах, потому что все новое и непонятное, нужно больше времени, чтобы разбираться.

    Как можно с этим бороться? Как вариант, работу ППС в ДО можно разбить на элементы, например, выделив отдельно онлайн учебный процесс и материалы для электронного учебника. Тогда можно говорить о том, что каждый элемент имеет свою сторону. Руководству же нужно показать таблицу, в которой указано, что добавилось в электронном обучении по сравнению с очным. Как правило это работает.

    Внедрение ДО в ВУЗе в любом случае сопряжено с конфликтами и увольнениями, потому что немногие люди готовы понимать что-то новое и, тем более, это новое применять. Бояться этого не стоит, потому что редко внедрение инноваций проходит без кадровых потерь. Стоит почитать что-то по управлению инновациями и внедрению инноваций, там часто есть полезные вещи, в том числе и по уговорам руководства.

  • 14 апреля 2009 в 11:55 • #
    Наталия Никуличева

    Елена, всё это верно, но, увы, проверено! :)

    Дело в том, что и на таблицы, и на сами электронные учебники, и на дист. курсы руководство, как правило, реагирует как на разработку обычного методического материала для очных лекций. Поскольку в сети масса материала, по мнению руководителя, не составляет труда что-то откуда-то скачать и собрать в одном месте. А вникать в методику разработки дист. курса и понимать трудности у них обычно нет времени.
    Но разработка содержания для ДО - это полдела.
    Особенные трудности начинаются с пониманием тогда, когда начинается процесс обучения с помощью ДО. Тут руководство часто считает, что сидя за компьютером, преподаватель не работает, не напрягается, как на очных занятиях, и, следовательно, за что же ему платить тогда? О том, что трудозатраты возрастают, они не думают и не верят хронометражам и отчётам.

    Книг по управлению масса, и в них полезных вещей тоже. Но в ряде случаев руководители, желая инноваций, сами к ним психологически не готовы. И тут хоть половина коллектива уйдёт, а новая половина придёт.

    Всё это накопилось по опыту организации ДО в различных учреждениях (колледжи, вузы) и после разрешения конфликтов и бесед с руководством. И если я достаточно чётко представляю, как организовать ДО, то в вопросе убеждения малосведущего в ДО руководителя пока разобраться не удалось :)

  • 16 апреля 2009 в 08:59 • #
    Павел Васильевич Шиварев

    Нам мой взгляд не удается именно потому, что вы считаете стоимость по затратам ресурсов. Руководителеь же зачастую мыслит формально его интересует возникает ли экономия (или прибыль) от внедрения нового, а не то, сколько времени труда и пр. вы затратили

  • 16 апреля 2009 в 10:05 • #
    Наталия Никуличева

    А как Вы предлагаете подсчитать экономию (или прибыль) , если сначала не просчитывать затраты?

  • 16 апреля 2009 в 10:18 • #
    Павел Васильевич Шиварев

    Как процент от цены продажи умноженной на количество проданных единиц продукта . При этом цена, очевидно, не может быть существенно выше цены АНАЛОГИЧНОГО товара конкурентов. И если ваши трудозатраты не позволяют получить руководителю тот процент, который он заложил ИЗНАЧАЛЬНО, он просто откажется от проекта.

  • 16 апреля 2009 в 23:55 • #
    Наталия Никуличева

    А если у конкурентов не аналогичный товар, а качественно ниже, чем у Вас?

  • 18 апреля 2009 в 18:14 • #
    Павел Васильевич Шиварев

    Трудно работать лучше всех. Не с кем :-). В этом случае вы цену устанавливаете "с потолка " И если установили неправильно, то еще и "не для кого" работать будет. Но я, честно говоря, с трудом могу поверить в наличие уникального товара.

  • 19 апреля 2009 в 00:38 • #
    Наталия Никуличева

    "Потолок" определяется трудозатратами, о которых было написано выше.
    Правильно ли установили - решать тем, кто заказывает услугу, пользуется, а потом пишет рефлексию.
    В наличие уникального товара можете не верить, пока не проверите сами! :)

  • 21 апреля 2009 в 07:53 • #
    Павел Васильевич Шиварев

    "Ты ж работал пять минут!" Сколько, барин, стоит труд? Да полно вам. Именно с потолка. В описанной вами ситуации (уникальный товар) цена будет определяться именно так. И любой руководитель понимает, что цену ваешго труда (стоимость часа, например) вы определяете с потолка. Иными словами труд стоит столько за сколько человек может его продать.

  • 21 апреля 2009 в 18:44 • #
    Наталия Никуличева

    Если следовать Вашей логике, то получается, что цену на любой продукт мы формируем с потолка? :)

    А что Вы предлагаете вообще в данной ситуации?
    Чтобы убедить начальника, нужно сделать расчёт эколномической прибыли и что??? Вопрос-то упирается в то, что начальник не понимает, что он должен сотрудникам оплатить! Вот и проблема - как это преодолеть...

    Ну рассчитаем прибыль, ну проведём курсы, ну получит начальник эту прибыль, ну не заплатит он сотрудникам, вот они и откажутся дальше вести курсы. Всё, тупик. Вопрос - что делать дальше???
    :)


Выберите из списка
2017
2017
2011
2009