- Существенная типологическая оговорка

- Существенная типологическая оговорка

- Существенная типологическая оговоркаСущественная типологическая оговорка.

Говоря о типологии, необходимо сделать существенную оговорку. В России и странах СНГ типология, как практическая наука, находится в стадии развития. Поэтому все, кто ею сегодня занимается, является, по сути, ее творцом.
Понятие «психотип» нельзя трактовать с «математической» точностью. Прежде чем рассматривать личность работника, особенно управленца, (его психотип) в бизнес-среде, следует учесть его уровень развития (В.В. Гуленко), возрастную динамику личности (У. Гарольд Грант), управленческую компетентность и личностно-адаптационную энергию (Г. Селье). Данный подход позволяет избежать тех ошибок, которые возникают при однозначной трактовке такого сложного понятия, как «психотип». Рассмотрим некоторые из вышеназванных показателей.
Окружающая среда оказывает свое воздействие на каждый из психотипов как в положительном, так и в отрицательном плане. Поэтому один и тот же психотип может быть неразвитым, демонстрировать низкий уровень развития, либо, наоборот, высокий. Ознакомьтесь со сравнительной таблицей, предложенной В. Гуленко.
Влияние среды может двояко проявиться в психотипе.

Низкий уровень развития психотипа:
1.Хард-менеджеры (ST): грубость, деспотизм, интеллектуальная неразвитость, примитивные интересы, навязывание своей воли, механистичность, бездушность.

  1. Софт-менеджеры (SF): мещанство, настрой на развлечения, сплетни, легкую жизнь без усилий, флирт, кумовство, скандальность.
  2. Исследователи (NT): нереалистичность проектов, оторванность от жизни, схематизм, переоценка своих интеллектуальных качеств, беспомощность в организации.
  3. Гармонизаторы (NF): резонерство, мистицизм, страх перед жизнью, уход в себя, низкая конкурентоспособность, упадничество, театральные эффекты вместо конкретных технологий.

Высокий уровень развития психотипа:
1.Хард-менеджеры (ST): Организованность, ответственность, настрой на координацию усилий, деловое сотрудничество, учет взаимных интересов, объективный контроль, владение эмоциями.

  1. Софт-менеджеры (SF): заботливость, справедливое распределение благ, уважение прав человека, коллективизм, общительность, благожелательность, авторитет семьи.
  2. Исследователи (NT): демократизм общения, связь с практикой, социально значимые открытия, высокий интеллект, широта кругозора, независимость суждений, оптимизм.
  3. Гармонизаторы (NF): возвышенность, духовный поиск, благородные идеалы, умение самоотверженно любить и верить. сочувствие, психологизм, мастерство слова.

С годами мы меняемся, и можем показаться совсем другими своим знакомым, с которыми мы не встречаемся много лет. Но, подобно фундаменту старого дома, наша личность практически не изменилась, все перемены произошли только в наблюдаемом со стороны поведении («перепланировка фасада»).
Однако это не означает, что перемены, рост и развитие невозможны, что мы безнадёжно «застыли». Просто перемены в основе нашей личности идут чрезвычайно медленно. А иначе и быть не может – изменение чего-то в себе волевым образом (естественно, в лучшую сторону) требует от нас огромной работы. И это нормально, если бы нам легко было себя менять, то в мире наступил бы хаос.
А вот что писал Юнг по этому поводу, когда ввел такое понятие, как персона. Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Согласно Юнгу, персона дает возможность личности взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности (психотипом) и обществом. То есть, персона дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким или сведенным до почти одной только роли и отчужденным от своего истинного эмоционального опыта. А это чревато нервными расстройствами.
Можно утверждать, что человек обладает двумя психотипами — врожденным и приобретенным. У каждого из нас с рождения есть особый психофизиологический склад личности, который во многом определяется его «внутренней энергией». С годами врожденный психотип приобретает черты, не свойственные ему, ибо человек должен уметь адаптироваться в окружающей среде. В итоге психотип шлифуется жизнью множеством факторов: воспитанием, самовоспитанием, окружающей средой и, наконец, возрастом.

Один из постулатов американского типоведения гласит: с возрастом человек развивается и постепенно овладевает всеми восемью предпочтениями (функциями). Теория развития психотипов была выдвинута У. Гарольдом Грантом – одним из тех, кто впервые применил на практике теорию типов личности.
До некоторой степени психотип человека развивается по стадиям, которые можно рассчитать заранее.

I стадия: От рождения до 6 лет.
В раннем детстве трудно выявить предпочтения ребёнка, так как идёт бурный процесс становления личности. Дети пытаются пользоваться всеми базовыми функциями – сенсорикой (S), интуицией (N), логикой (T), этикой (F), как будто пытаются найти самые удобные. На этой стадии почти все функции смешиваются между собой, и определить психотип весьма сложно!

II стадия: От 6-ти до 12-ти лет.
В этом возрасте у детей естественным образом начинает выходить на первое место их главная (первая в ядре личности) функция, которая становится движущей силой нашего типа личности. При должной поддержке она развивается и дальше, в результате из ребёнка вырастает уверенный в себе взрослый человек. Если же этому процессу мешать, то это скажется на жизни ребенка самым отрицательным образом.

II стадия: От 12-ти до 25-ти лет.
С 12 лет у нас начинает проявляться вторая вспомогательная функция. Помните, что эти две функции и составляют нашу личность (ядро психотипа). Но с ярким проявлением этих основных составляющих начинают «действовать» и третья и четвёртая функции (хотя они всё ещё не развиты). К 25-ти годам мы уже полностью сложились как личность, кстати, к этому возрасту человек приобретает определённую профессию.
К счастью, на этом развитие не заканчивается!

IV стадия: От 25 до 50 лет
Примерно после 25 лет начинает раскрываться наша третья функция. Реально она раскрывается после 40 лет. Этот период совпадает с другим явлением, которое психологи называют «кризисом середины жизни». В сорок лет человек начинает задумываться над тем, что впереди осталось не так много времени, всё ли он сделал правильно и стоит ли оставшиеся годы проводить так же, как в молодости. Часто случается, что люди начинают переоценивать свои ценности и менять приоритеты.
С точки зрения типологии средний возраст – это очередной этап развития функций психотипа, то есть, чтобы стать более приспособленным к жизни, мы начинаем развивать в себе сначала третью, а затем четвёртую функции. Мы становимся более жизненными и начинаем обращать внимание на то, что раньше считали неважным.

V стадия. После 50 лет.
В поздний период жизни мы начинаем пользоваться своей четвёртой функцией. Как известно, это самая неразвитая наша функция, и чтобы её задействовать, от нас потребуются непростые усилия, но этот труд себя оправдывает с лихвой.
Если на протяжении жизни ваш тип личности развивается нормально, то примерно после пятидесяти лет или около того вы в состоянии пользоваться всеми четырьмя функциями, в зависимости от потребности. Основными источниками ваших самых сильных качеств по-прежнему являются первая и вторая функции, к третьей и четвёртой надо относиться с особым вниманием.

445
Комментарии (18)
  • 25 мая 2009 в 23:53 • #
    Юлия Погорельцева

    Хотела бы стать Вашей ученицей:)))

  • 26 мая 2009 в 07:49 • #
    Иван Карнаух

    Юлия!
    Как только закончу создание учебных вебинаров, вы на первой парте:-)
    Об этом напишу отдельно.
    С ув. К.И.

  • 26 мая 2009 в 09:16 • #
    Юлия Погорельцева

    Я буду счастлива...:)))

  • 27 мая 2009 в 16:24 • #
    Анна Андросенко

    На первой парте со мной!!! я раньше записывалась....:))) Юлия! Рада с Вами познакомиться, как с соседкой по парте!:)))

  • 27 мая 2009 в 16:31 • #
    Иван Карнаух

    Анна! Тогда вы будете наставником для Юли (баддинг в поствебинаре).

  • Иван, у тебя в вебинаре на сколько мест рассчитанно? Если что, бери мой, там на 500, правда всем говорить одновременно нереально, придется как в школе, руку поднимать, зато удобно!:)

  • 27 мая 2009 в 17:22 • #
    Иван Карнаух

    ОК!

  • 27 мая 2009 в 17:15 • #
    Анна Андросенко

    Спасибо за доверие!!
    С нетерпением жду начала обучения, эмоции в предвкушении переполняют! (это к вопросу о том, кого больше на Professional.ru) Иван, хочу отдельно поблагодарить Вас, за виртуальное знакомство с Инессой. Теперь я пропадаю на двух сайтах – на Вашем и на сайте Инессы.

  • 27 мая 2009 в 17:21 • #
    Иван Карнаух

    Однако, собирается теплая виртуальная компания!
    :-)

  • Иван! Что же ты человеку такого обо мне сказал?:-)

  • Иван, всеми руками - за твои "существенные типологические оговорки"! Потрясающе подмечено.

    От себя добавлю - эти вещи хорошо просматриваются в почерке и я - последний, кто будет относиться к типологии как к буквальной и статичной классификации, необходимо видеть в ней тенденции с поправкой на реальность и индивидуальность.

    Мне кажется наиболее проблематичным, пожалуй, бытующее неверное представление о типологии, как о математике, - да что там, просто арифметике с целыми цифрами "1+1=2"...:)

    Именно поэтому, чтобы профессионально пользоваться типологией (кстати, как и графологией), требуется живое мастерство, а не "инструкция" в методичке.
    А мастерство в типологии у тебя, не боюсь сказать, высочайшее!

  • 27 мая 2009 в 16:36 • #
    Иван Карнаух

    Инесса!
    ПРОТРЯСАЮЩЕ! Нисколько не побоюсь сказать, что это действительно так :-).
    Назначаю тебя ко-вебинар-тренером :-)!

  • Не поняла, за что, но спасибо за назначение:)
    Что ж... как ты знаешь, вебинары (Виртуальные Классы) я уже веду, так что только скажи, подключимся!:)

  • 1 июня 2009 в 21:41 • #
    Елена Журавлева

    Присоединяюсь) Очень хочу у вас учится) Особенно по теме формирования учебных групп в подростковом возрасте!!!
    Это просто мегаактуальная тема.
    Другая тема, передачи информации с минимальными потерями между противоположными типами.

    Буду с нетерпением ждать.

  • 6 июня 2009 в 21:40 • #
    Светлана Рыжова

    Мне тоже ОЧЕНЬ интересно.Хочу учиться у Вас.

  • 19 июня 2009 в 11:16 • #
    Игорь Иванов

    Я тоже не откажусь принять участие.

  • 23 июля 2009 в 20:45 • #
    Куралай Кидырова

    И меня запишите пожалуйста, буду учиться! :) Спасибо!

  • 20 сентября 2009 в 20:21 • #
    Иван Карнаух

    Коллеги!

    Портал "Медиа-уроки" приезжал в Екатеринбург в августе и записал на видео мой семинар.

    Посмотреть можно здесь:
    Видео урок "Найди себя и стань успешным. Часть 1" : -
    http://www.media-lessons.com/video/593/

    Но совсем скоро я начну промо-вебинары (бесплатные),
    о чем сообщу дополнительно.

    С ув. К.И.


Выберите из списка
2016
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009