Какие медицинские знания нужны психологу?

Какие медицинские знания нужны психологу?

С кем только ни приходится сталкиваться, осуществляя практику психологической помощи! Разбираясь, что относится к проблемам клиента, а что к особенностям их личности, постоянно, кажется, ощущаешь нехватку знаний. Хочется каких-то подсказок, классификаций. Особенно, когда это касается болезней: пациент скорее здоров или болен, и чем именно — вот в чем вопрос… Так нужны ли психологам знания по медицине и какие именно? Поделитесь, коллеги, как вы их находите и применяете в своей практике, что рекомендуете и сами преподаете начинающим специалистам.

1833
Комментарии (42)
  • 1 июня 2009 в 21:28 • #
    Иван Карнаух

    Наталия!

    Читая лекции студентам, я не устаю повторять, что если психолог-консультант не будет "видеть" патологии, то это не консультант. Он очень быстро запутается в том, что происходит с клиентом, у которого есть "легкий диагноз". К этому можно приплюсовать, что консультант должен накопить элементарный жизненный опыт (вступить в брак, родить ребенка и пр.) В Англии выдают лицензию на практику только после 10-ти лет работы.
    Психолог обязнан знать на пять: акуентуации, неврозы, психопатии и посмотреть в психобольнице на психотиков. Вот тогда его можно выпускать хуть куда, особенно в бизнес-психологию.ИМХО.

    С ув. К.И.

  • 17 января 2015 в 10:34 • #
    Павел Платонов
    в психобольнице на психотиков.

    а еще посмотреть в армии на дебилов; в тюрьме на хитрых, злобных и неудачников; в доме престарелых -- на немощных и маразматиков; в доме инвалидов на ...
    Вот тогда это будет психолог с большой буквы!
    Но пока все это посмотришь -- уже на пенсию пора будет.
    А нет ли экспресс-метода весь этот опыт получить за год-два?

  • 17 января 2015 в 10:38 • #
    Иван Карнаух

    Павел,
    психологу вполне достаточно пройти месячный курс специализации при пси-больнице. Важно увидеть своими глазами весь ряд психопатий, психозов и понять чем они отличаются от неврозов. Суть не в теории, а в практике :-)

  • 17 января 2015 в 20:09 • #
    Павел Платонов
    Суть не в теории, а в практике :-)

    Это точно!
    У меня как то по соседству снимал квартиру студент-медик. Факультет психиатрии! Так он в каждом встречном видел симптомы...

  • 23 января 2015 в 11:10 • #
    Татьяна Васильевна

    Да, прийти в психбольницу и сказать, что хочешь там специализироваться. Так там и останешься. Можно подумать так легко это сделать.

  • 23 января 2015 в 11:58 • #
    Иван Карнаух

    Татьяна,
    должен уточнить. Надо обратиться на кафедру психиатрии, которая, как правило, имеет в областных больницах свою практическую базу.

  • 23 января 2015 в 12:14 • #
    Татьяна Васильевна

    Класс, когда живешь не в областном центре и работаешь. Так много времени и денег поездить и решать такие вопросы. И, наверное, не раз поехать надо. Зато местное начальство никогда не связывается с такими кафедрами и таких специализаций не дождешься никогда. Этот вопрос надо решать, по крайней мере в сфере психологов образования, на уровне каждого управления образования, чтобы люди могли совершенствоваться, а то большинство только на бумаге или как хорошим знакомым.

  • 23 января 2015 в 12:15 • #
    Татьяна Васильевна

    А вообще, спасибо за информацию. Будет возможность попытаюсь воспользоваться.

  • 23 января 2015 в 12:52 • #
    Иван Карнаух

    Татьяна,
    суть такой мед-подготовки психологов в том, чтобы увидеть живьем психопатологию. Теорию же можно прочесть самому. Но сегодня есть Ютуб, где эти неврозы можно увидеть на видео-роликах.

  • Наталья, здравствуйте и... очень важный вопрос!

    Прочла ответ Ивана и полностью согласна.
    Выскажусь в дополнение своему российскому коллеге по психодиагностической практике, - как иностранный специалист.

    Просто вчерашний студент-психолог, получивший диплом - кроме того, что это еще совсем юный человек, - по сути, это еще никакой не психолог по многим причинам.

    Требования к жизненному опыту, к практике, стажировке - это не "снобизм". Представьте, как юная девочка из благополучной гладкой жизни сможет помочь в сложных, неоднозначных хитросплетениях немолодых клиентов? Она им скажет, что в книжке написано? А если не написано? Тогда просто так, как ей понравится? :)

    Требования к знанию психиатрии (Большой и Малой) - для "простого консультанта" просто необходимы! Я не представляю, как вообще могла бы вести практику, консультировать, углубленно видеть причины многих вещей, если бы в рамках обучения графоанализу у нас не было бы "обязаловки" в виде психопатологии, изучения природы психоэмоциональных расстройств. Даже не занимаясь терапией, я знаю различные направления и возможности и могу направить человека к необходимому специалисту.

    Как показывает практика, огромное количество людей нездоровы психологически и страдают, теряют качество жизни, болеют. Но на обывательском уровне человек, вроде бы, "адекватен", "нормален", "не псих" - значит, все в порядке.

    На мой взгляд, рядовой психолог должен быть первым, кто отличается от обывателя и сможет уловить "малые расстройства". Несмотря на то, что он не врач, не имеет права выписывать лекарства и ставить диагнозы - знания психиатрии должны у него быть, чтобы правильнее помочь человеку, направить. Ведь многие боятся идти к психиатру.

    Кстати, в практике "обычных" врачей - огромное количество "неспецифических" болезней, - я считаю, что большой процент хронических страданий можно было бы прекратить, пройди эти врачи (особенно участковые) хотя бы базовый курс в психиатрии!

    К знаниям психиатрии я бы добавила НАБЛЮДЕНИЕ. Наблюдение за работой Мастеров, за случаями и т.д.

    п.с. Иван, а где та тема - про специфические болезни в зависимости от склада личности? Подобное я наблюдаю и при анализе почерка, все же насколько "душа и тело" едины...

  • 23 января 2015 в 11:13 • #
    Татьяна Васильевна

    Вот только денег на все специализации можно не иметь. Даже, если идешь работать, то не обязательно, что тебя могут отправить на специализированные курсы. И, особенно, когда ты хочешь и на те курсы, на которые хочешь. Я уже не говорю об индивидуальном подходе к работнику при определении его направления работы. (Касается школьных психологов, логопедов, социальных работников)

  • 2 июня 2009 в 19:10 • #
    Юрий Курдин

    Конечно должен!
    психолг всегда должен представлять границы своей компетенции!
    Психолоог должен знать в обязательном порядке психиатрию, неврологию, терапию, общие представления по хирургии и анатомии (особенно ЦНС)

  • 3 июня 2009 в 10:38 • #
    Наталья Манухина

    Согласна про перечисленные всеми необходимые знания, и хочу еще добавить. Имея опыт клинической работы (психологом) в "обычной"больнице, обнаружила необходимость знаний по медицинской патологии - о внутренних болезнях и их воздействии на психику и личность в целом, а еще больше по "здоровой" физиологии. Важно знать и то, и другое, чтобы сравнивать и понимать, как выйти на темы о здоровье, не отрицая ограниченность, возникшую при хроническом заболевании.

    Инесса, интересно ваше замечание о необходимочсти наблюдения за работой Мастера. Я тоже к этому пришла. Два года провожу такие курсы. В этом году их было три в разном виде. Теперь набираю на след.год группу, где будет сочетаться наблюдение, семинары по нужным группе темам, супервизия. А вы какой опыт имеете и продвигаете?

  • Наталья, здорово - похоже, мы говорим "на одном языке".
    У меня - началось все с того, что очень повезло с Мастером, который повлиял на весь мой путь, и которому я посвящаю все свои книги. Именно этот человек научил меня наблюдать - учась у него графоанализу, наблюдая случаи - учишься не просто профессии, а жизни, мудрости я бы сказала.

    То, что Вы рассказываете, что организуете - это самое то, именно этого не хватает вчерашним студентам, какие бы оценки и дипломы они не "наполучали". Понятно, что это не обязаловка - а жаль, очень(!) многим психологам (я общаюсь постоянно с российскими психологами) как раз именно того, что Вы предлагаете, и не хватает. Мне кажется, что уже даже по готовности и желанию пойти на такие курсы и развиваться - можно судить о будущем психологе!

    Вы спросили обо мне - я занимаюсь во многом похожей деятельностью, но, конечно же, по своей специализации графоанализа. Человек, который отучился, занимается у меня оттачиванием своего мастерства - и непосредственно в психодиагностике почерка, и в построении анализа, и в искусстве проведения консультации.

    Для стажировки и супервизии я предоставляю специалистам живых, настоящих клиентов - разумеется, сама нахожусь "за кадром", все результаты анализов и выводы перед взаимодействием с ними проходят через меня, мы все разбираем.

    У нас немного не хватает специалистов и люди ждут очереди более года, но это уже другая проблема - зато огромные возможности для стажировки и супервизии молодых специалистов, они понимают ценность такой практики и пользуются.

    Вот здесь, например, есть раздел кратких анализов почерков, к которым я подключаю начинающих экспертов-графологов: http://www.grafologia.co.il/ru/newforum

  • 4 июня 2009 в 20:01 • #
    Наталья Манухина

    Спасибо за ссылку. Очень интересный у вас сайт. Обширный - даже не успела сразу во все уголки заглянуть.

    Идея стажировки свроих выпускников на работе среальными клиентами под руководством, при супервизии, наблюдении и/или участии Мастера - богата возможностями. Тоже получала такую у своего Учителя, и эт о было очень ценным.
    Потихоньку начинаю теперь сама.

  • Наталья, всяческих успехов Вам в этом полезном начинании!
    Буду рада поделиться опытом или еще чем-нибудь интересным, давайте профессионально дружить:).

    п.с. А ссылка - это я не сайт, а только форум дала.
    Сайт сам (русскоязычная его часть) http://grafologia.co.il/ru

  • 3 июня 2009 в 11:59 • #
    Сергей Посмитный

    пмсм .... желательно иметь мед. образование по специальности - Лечебное дело с присвоением квалификации хотя бы... - фельдшер - Диплом, Свидетельство о повышении квалификации, Сертификат специалиста. К Диплому нужна Выписка из зачетной ведомости (без диплома недействительна). Желательно знать, и любить свое дело. В выписке все перечисленные дисциплины нужны и важны, начиная от психологии и заканчивая основами генетики и )..зубными болезнями.
    Лично мне это дает право постоянно заниматься на курсах повышения квалификации. Закончил курсы по гомеопатии, по КВЧ-терапии, фитотерапии и т.д. Последние, что я закончил это гемопульсоиндикация - http://forum.lurie.ru/showthread.php?t=437 - психологическая гомеопатия.

  • 3 июня 2009 в 21:29 • #
    Иван Карнаух

    Наталия!

    Попутный вопрос. В теме "Болезни управленцев"https://professionali.ru/Topic/1607063 психологи выявили удивительную закономерность, что ИБС страдают люди типа SJ (сверхответсвенные и прагматичные). Это, в основном, люди, занимающие управленческие должности. А психологи какими заболеваниями чаще страдают?

    С ув. К.И.

  • 4 июня 2009 в 20:02 • #
    Наталья Манухина

    ОГО ! Это, по-моему, тема для большого исследования.
    Вот было бы здорово провести его сразу несколькими силами при единой координации !
    Есть идеи, как это можно организовать?

  • 4 июня 2009 в 20:22 • #
    Иван Карнаух

    Наталия!
    У меня имеются некоторые собственные наблюдения. Первое: пациентами психотерапевтов являются в основном люди одной группы психотипов, так называемые "абстрактные мечтатели" (в таблице типов - "гармонизаторы"). Они по натуре своей идеалисты, и когда сталкиваются с суровостью жизни, дают патогенные формы психологической защиты. В конфликтах обвиняют других (экстраверты) или себя (интроверты). Проявляют агрессию на других или на себя (саморазрушение). Все это ведет к невротизации личности с последующими диагнозами: неврастения, истерический невроз. Кстати, недавно узнал, что неврозов за последние годы стало на 38% больше!Любопытна слудующая мировая статистика. На Западе группа "гармонизаторов" составляет до 10%, у нас же - до 40%.

    Второе наблюдение: студенты психфаков, в основном из той же самой группы - "гармонизаторов".

    Вывод: значит, студенты чаще других болеют неврозами (но таких наблюдения у меня нет).

    ПС: А в чем идея?
    С ув. К.И.

  • 4 июня 2009 в 21:52 • #
    Наталья Манухина

    Идея в том, чтобы определить психотипы как можно больше числа коллег-психологов, причем разного уровня квалификации. В том числе, студентов, начинающих, с опытом...А может, и разных направлений деятельности: консультантов, психотерапевтов; работающих в конкретных пс.тер.подходах; индивидуальных, семейных, групповых... и еще, и еще...

    Кстати, спасибо за интересную информацию о "гармонизаторах". Насчет студентов психфака, болеющих неврозами не знаю - студенты вообще (разных ВУЗов) с неврозами "дружат". А вот то, что клиенты и студенты психфака - это один тип, по-моему, подтверждает гипотезу, что на психфак идут многие, осознанно или неосознанно, чтобы решать свои психол.проблемы. И это ставит остро тогда вопрос о необходимости личной терапии для ВСЕХ этихз студентов ПЕРЕД допуском их к самостоятельной работе с клиентами или ВНАЧАЛЕ ее под курацией опытного, личностно проработанного, супервизора.

  • 4 июня 2009 в 22:04 • #
    Иван Карнаух

    Наталия!
    Это перебор - посылать к психиатру студентов псих-фака. Если уж кого посылать, так это с физтеха :-)
    То, что многие идут учиться на психолога, чтобы разобраться в себе, это факт. Именно из таких и получаются отличные практики. У них стремление разобраться не в себе, а в людях - это же мотивация к профессии. В свое время я предложил ректору начать работу со студентами прямо с первого курса, создав "Лабораторию самопознания". Студенты потом благодарили, что начали обучение с этого.
    А вот среди ученых-психологов совсем другой психотип - "интуитивные логики", им важна наука сама по себе, в первую очередь, а консультирование - во вторую.
    В психотерапии не методика играет решающую роль, а личность психолога. Ротенберг В. (д.м.н. психотерапевт), исследовал более 300 методик психотерапии и пришел к выводу, что лечит не метод, а эмпатия врача! Я с ним согласен полностью (умнейший мужчина).

    С ув. К.И.

  • Даже не могу (не хочу) комментировать, пришлось бы повторять "как же это точно!" под каждой фразой.
    Вот уж точно, проверено практикой.
    И насчет физтеха, и насчет ученых...:)

  • 5 июня 2009 в 21:47 • #
    Наталья Манухина

    Не знаю как физтех, а вот мехмат, по числу обращений с психотическими эпизодами, точно конкурирует с психфаком...

    Только апро личную терапию - это не столько к психиатру, сколько к психологу...
    Вот тут мы с вами и выйдем на разное отношение к слову "психотерапия" у врачей и у психологов в нашей стране. А может и везде в мире?

  • 5 июня 2009 в 23:15 • #
    Павел Захаров

    Доброго всем времени суток!
    Наталья, вопрос наверное должен звучать по другому.
    Какие медицинские знания должны давать психологу?

    Потому что, студент не виноват в том, что он не получает медицинских знаний. Это скорее вопрос к министерству образования. Я согласен с теми кто считает,что психолог должен иметь за плечами хотя бы мед. училище. Мне кажется проблема кроется в другом направлении.

    Посмотрите на Вузы, почти в каждом есть психологический факультет. Это стало модным, прибыльным,если хотите бизнесом. А какие преподаватели учат психологии. Психологов выпускают много, да вот только качество образования опустилось очень сильно.

    И ещё, для учёбы на психолога необходимо ввести серьёзный отбор, как в мед.ВУЗы. Ведь часто в психологи идут те студенты, которые не поступают по другим специальностям. Какой после окончания института оттуда выйдет специалист можно только представить. Я согласен с Иваном, что психолог без эмпатии, просто не может быть ПСИХОЛОГОМ. А познания в медицине просто необходимы, хотя бы на среднем уровне.

    С уважением, Захаров Павел.

  • 8 июня 2009 в 08:25 • #
    Наталья Манухина

    Согласна с Вашим замечание, Павел.
    Конечно, решают, какие знания давать те, кто учат, а не студенты.
    Так ведь и учат, по логике, уже опытные специалисты.
    Почему же нет в программе "хотя среднего уровня мед.знаний"? Ведь потом приходится доучиваться самим.
    Насчет эмпатии согласиться не могу - ей-то как раз и обучают тех, кто хочет стать психологом. Другое дело, что хоорошо бы этому обучать еще в школе.

  • 8 июня 2009 в 10:07 • #
    Павел Захаров

    Наталья,здравствуйте!
    Обучать эмпатии уже взрослого человека довольно трудно.
    Это процесс, который должен развиваться ещё в детстве родителями. В школе всё зависит от педагогов, насколько они заинтересованы в развитии этих навыков. К сожалению школу больше интересуют успеваемость и оценки. Поэтому, единственный способ в развитии эмпатии - это семья и хорошие воспитатели в детском саду...

    С уважением, Захаров Павел.

  • 8 июня 2009 в 16:47 • #
    Иван Карнаух

    Павел!
    К эмпатии склонны "этики". Это генетическое.
    с ув. К.И.

  • 17 сентября 2009 в 22:46 • #
    В К

    Основы астропсихологии и астро медицины!

  • 18 сентября 2009 в 09:40 • #
    Наталья Манухина

    Владимир, это интересное может быть ДОПОЛНЕНИЕ, но, согласитесь, не основное знание, т.к. оно должно даваться тем, кто знаком хотя бы с нормальной физиологией.
    Кстати, коллеги, кто знает хороший учпебник именно по НОРМАЛЬНОЙ физиологии (а не пато-...)?

    Павел, обучать взрослых - это современный опыт во ВСЕХ направлениях- оказалось возможным ВСЕМУ. Как показывает, в частности, обучение практической прсихологии, те кто хочет, обучаются легко. То же доказали и ТВ программы "Звезды...". В своей психотерапевтической и особенно коуч-практике я также убеждаюсь все больше - для человека препятсявием к знаниям и умениям является ТОЛЬКО его неверие в себя, да еще, пожалуй, устаревшие каноны типа : "Интеллект развивается лишь до 12 лет" или "Взрослые не обучаемы тому-то и тому-то".
    26 сентября начинается моя тренинговая обучающая программа по коучингу ДЛЯ ВСЕХ. Приходите, и убедитесь сами- ничего невозможного нет, если сформировать у себя соответствующую жизненную позицию

  • 18 сентября 2009 в 10:26 • #
    В К

    Наталья, я соглашусь с вами, и буду рад, если человек со средним или высшим образованием, далекий от психологии и медицины, обычно незнающий "с какой стороны печень", сначала, хотя бы в общем виде, узнает "что где и почем", и как оно "все там фукцынирует", а уже потом, приступит к изучению астропсихологии и астромедицины!

    Однако, в реальности, легче научить "прохожего" астромедицине и астропсихологии, начав с изучения физиологии, чтобы выпустить отличного диагноста и консультанта, способного объяснить клиенту, а не пациенту, как надо правильно вылечиваться, через правильное мышление и почему объяснит на понятном языке, т.е. будет помогать вылечивать проблему клиента в психосоматике методами логики, а не лечить, чем обычно и занимаются в школах астрологии, чем пытаться обучить астропсихологии классического психолога и астромедицине обычного врача ))
    потому, что у прохожего" нет знаний психолога или медика, и потому, в процессе обучения астрологиии, и не возникает странного ощущения, что все переворачивается с ног на голову, в представлении у классически образованных специалистов,
    поэтому нет и агрессивного сопротивления!

    И точно так же, практически любому "прохожему" можно научиться водить машину по дорогам, хорошо знать, понимать и соблюдать правила дорожного движения, даже, и не думая изучать устройство двигателя автомобиля и его ходовой части, т.е. автофизиологии, скелета кузова авто и внутренних органов управления - достаточно знать основные принципы!

  • 18 сентября 2009 в 10:51 • #
    Наталья Манухина

    Согласна, переучиваться всегда сложнее. Однако, может уже и учителям пора измениться: обучать чему-либо, учитывая и уважая базу, с которой пришел Человек, а не отрицая прошлое его знание и пытаясь заменить его на иное. Ведь людям присуще ДОБАВЛЯТЬ новое к уже имеющемуся. Тогда и не будет "странного ощущения, что все переворачивается с ног на голову". Вот только для этого "перевернуться" приходится преподавателю, причем неоднократно, подстраиваясь под каждую новоую группу и каждого ученика специально.
    Вот тогда и получится, что учить можно чему угодно, кого угодно, в любом порядке, если... такие учителя есть.

  • 18 сентября 2009 в 19:56 • #
    В К

    Умничка! ну конечно, прежде всего преподавателю нового все время и приходится первому "переворачиваться", хотя, в роли лидера, это делать намного труднее, чем идущим следом наиболее продвинутым ученикам, которым надо переучиваться, если они желают не отстать о ритмов времени, а вот с остальными, сложнее, которых надо уговаривать сделать шаг, из-за их агрессивного упрямства в мышлении, консервативных традиций и правил, опасений потерять привычных уровень социальных гарантий и финансового благополучия,
    с такими, даже, "перевовороты" лидера, не могут привести к желанию переучиваться, потому что им нужно учиться не у самого лидера, а у его учеников, идущих намного медленнее, и спокойнее...)))
    т.е. учиться у самых отстающих учеников лидера - тогда и они чему-то научаться, если успеют ....

    кстати, учителями могут быть и кирпич, "случайно" упавший с крыши, и несчастный случай, или любовь внезапная конечно, и любой прохожий, а не только коуч в кабинете и лектор в вебинаре...

  • 21 сентября 2009 в 10:46 • #
    Наталья Манухина

    Конечно, Владимир, можно всех делить на "желающих" и "не желающих" ПЕРЕучиваться, а ведь можно и ВСЕХ принимать, разделяя на 1) различные запросы, 2) по-разному сформулированные запросы на ПРОДОЛЖЕНИЕ обучения (ведь какое-то у каждого уже есть). Это если исходить из принципа "раз пришли, значит уже что-то хотят". По-моему, искусство современного преподавания и консультирования - именно 1: 1а)понять нам и 1б) помочь выявить им, что они хотят, и 2: что мы можем дать им в ответ на ИХ запрос.

  • 21 сентября 2009 в 12:12 • #
    В К

    Вы правы, Наталья, согласен, и потому, именно для того, и надо создать НОВУЮ ШКОЛУ, чтобы разделить ВСЕХ по направления движения, на потоки желающих и не желающих, а потом, еще, разделить всех НЕ ЖЕЛАЮЩИХ на сомневающихся и агрессивно-консервативных, а всех ЖЕЛАЮЩИХ разделить на группы по ЗАПРОСАМ, по УРОВНЮ ПРОБЛЕМ и по УРОВНЮ МЫШЛЕНИЯ,

    и принимать на обучение в школу учиться НОВЫМ ЗНАНИЯМ и НОВЫМ МЕТОДАМ, НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ, И ПРИНЦИАЛЬНО НОВОМУ УРОВНЮ МЫШЛЕНИЮ, учить их, непохожим ни на что им ранее известное и привычное, НОВЫМ ПРИНЦИПАМ ОТНОШЕНИЙ, ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ, МЕТОДОВ АНАЛИЗА, если исходить из принципа "раз пришли, значит уже что-то хотят", помогая им выявить, то что они хотят, а затем уже, самым - самым, давая им возможность узнать то, что им надо на самом деле! т.е. предлагаю всем своевременно и добровольно пересесть с Титаника на Ноев Ковчег! пока еще есть время....

    Конечно, намного проще, учить детей сразу тому, что им надо, но это пока нереально, потому что у них есть родители, которые им будут мешать думать правильно своими устаревшими традициями, ценностями и стилями мышления.
    Нужно время 3 поколений, чтобы сегодняшние дети стали дедушками и бабушками, и тогда, уже их внуки будут знать с детства все то, что можно было бы уже сразу, сегодня, дать детям, которым в 2009 году еще только, по 9 лет!

    Но вот родителям этих детей, если говорить о мышлении людей 20 века, передавать знания сложнее и учиться таким родителям неизмеримо труднее! Потому, что их учили в условиях палочной дисциплины послушания, жить в условиях погони за финансовым и социальным благополучием, многолетнего и хорошо продуманного в систему вранья в учебниках по истории, политике, религии, культуры, в СМИ и ТВ.
    Поэтому, эти люди агрессивны в планах, консервативны в мышлении и традициях, мечтательны и нелогичны в интересах и решениях, мыслят принципами стадности и бояться перемен при движении в будущее больше, чем болезней и безработицы ))))

    Вы правы, Наталия, искусство современного консультирования в том, чтобы помогать людям, но помогая, вести их к к умению самостоятельно выявлять то, что они хотят, выявлять, почему они это хотят и что им надо делать в реальном настоящем, т.е. учить их быть самостоятельными, а не зависимыми от консультанта.
    Я понимаю свою задачу аналитика и консультанта в 3-х направлениях:
    1. в том, чтобы помогая людям, не подталкивать, как психоаналитик или делать за них, как врач, а именно предоставлять им возможность научиться самостоятельно выбрать свое решение на курсах и семинарах
    2. в том, чтобы вести дела моего клиента на условиях абонементного обслуживания, с возможностью предоставлять помощь в любое время, по мере необходимости
    3. предоставлять разовые консультации.

  • 21 сентября 2009 в 12:39 • #
    Наталья Манухина

    Согласна с Вами, Владимир, во всех трех пунктах. Именно так сама и работаю все больше: предоставляю возможность, предлагаю ИМ выбирать режим общения со мной, разрабатываю и практикую краткосрочные методы консультирования, психотерапии, коучинга.
    Вот только для всего этого пришлось признать, что ОНИ не ущербные, больные или искалеченные своим прошлым, а нормальные, прогрессивные люди СВОЕГО времени.
    Насчет детей то же. Родители, поверьте, всегда хотят лучшего для своих детей. Уверена, что и ВЫ для СВОИХ, если у вас есть дети, делаете лучшее, а не вредное.
    Да и прошлое для нас было современным и новейшим для тех, кто жил тогда.
    Так что вернее оказывается признать, что всему свое время. И сейчас время тех, кто ищет чего-то еще. Ветер перемен неизбежно несет нас в будущее.

  • 21 сентября 2009 в 13:36 • #
    В К

    Вот именно! точно так! И к тому же, и ветер перемен все быстрее и быстрее, неизбежно несет нас в будущее.
    И вот потому, возникает проблема, как переучивать психологов и давать новейшие знания по медицине, прежде всего, астромедицине? потому, что логика и интуиция автоматически приводят к выводу, что долгие годы учителя и руководители, обманывали чт-то, скрывали, вынуждали жить и думать НЕ ТАК !!??? а теперь вот выясняется, что есть и другие знания и кто-то их знает, ими пользуется, и более уверенно себя чувствует в изменившихся условиях, чем они, столько приложившие сил, времни и здоровья, для упаковки себя в рамках возможного, но....
    условия изменились, и все рушится, и почему-то кто был все время более знающим, а вот они - все знающие, оказались в стороне, на обочине? и тот вывод очень раздражает и напрягает, и мешает учиться новому! рождается злоба, агрессивные эмоции захлестывают и хочется все отрицать, остановить запретить приход будущего, бех их разрешения и контроля,

    ведь это значит приводить их к очень болезненным, для каждого человека, вообще, тем более, специалистов по "человековедению" психологов, врачей, преподавателей, выводам, что изначально, ВСЕ ЛЮДИ НОРМАЛЬНЫЕ, а вовсе никакие они не больные, и не пациенты, типа дойных коров, а просто они все - КЛИЕНТЫ и ПОКУПАТЕЛИ услуг, могут и не купить! и ветер перемен неизбежно несет нас в будущее.

    И если, с кем-то из клиентов или с психологом, врачом или преподавателем, изначально не выстраивается доверительность взаимопонимания, значит, и не надо ее стараться искать, а просто надо поискать другого специалиста или работать с другими клиентами, с которыми установились более доверительные отношения.

  • 21 сентября 2009 в 22:21 • #
    Наталья Манухина

    Ну, да, можно и так.

    Перечла последние записи: мы не очень с вами удалились от темы данной конференции?
    Может, коллеги вернут нас в тему?

  • 21 сентября 2009 в 22:42 • #
    В К

    ...а мне кажется, что мы из темы не уходили...впрочем, как скажете

  • 18 сентября 2009 в 18:42 • #
    Иван Карнаух

    Наталья!
    Возьмите любой учебник для мед училищ. Они отличны от других тем, что сложное объясняют просто, не в ущерб глубине.
    С ув. К.И.

  • 21 сентября 2009 в 10:37 • #
    Наталья Манухина

    Спасибо, Иван, я тоже ими пользуюсь

  • 23 января 2015 в 11:23 • #
    Татьяна Васильевна

    Могу добавить свое мнение. Когда я училась, даже тренинги, которые с нами должны были проводить, не проводились, а только писались на бумаге. (училась правда на заочном, но...). Практика была в школе по паре недель и явно не давала необходимых наблюдений и опыта. Чтобы повысить свою квалификацию мне надо вложить большие для меня деньги на курсы. Чтобы набраться опыта во многих областях, мне надо на настоящем этапе поработать там годика по два-три как минимум. Это реально? Нет, потому что все хотят уже опытного в их сфере работника. И я не одна такая, таких много. Как можно стать профессиональным психологом? Изучая только теорию? Так это бред: без практики и курирующего профессионала это невозможно. А жаль.


Выберите из списка
2016
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009