Top.Mail.Ru

Новая профессия - КОУЧ.

Новая профессия - КОУЧ.«О национальных особенностях профессии коуч в России»

Автор: Иван Карнаух, «Психологическая коучинг-мастерская Ивана Карнауха»
Источник: журнал «Коучинг в организации»

Развивается только тот,
кто тренирует рефлекс цели.

Давно замечено, что во времена кризисов в обществе резко вырастает потребность в советах «Как жить?» В цивилизованных странах этими проблемами занимается широко развитая сеть различных психологических служб. В России пока такого явления явно не наблюдается. За помощью у нас люди идут к кому угодно, но только не к специалистам — психологам. Сегодняшний экономический кризис яркое тому подтверждение, но в отличие от прошлых времен, в XXI веке уровень образованности населения стал выше и его уже не удовлетворяют советники от религии, мистики и магии. Казалось бы, психологи должны были занять свое достойное место, но, к сожалению, эта ниша до сих пор пуста. Психологи не могут справиться с таким социальным запросом, по двум причинам. Во-первых, в глазах населения они продолжают ассоциироваться с психиатрами, и приставка «пси-» по-прежнему отпугивает психически здорового человека. Во-вторых, наша психологическая служба только-только начинает формироваться и ей присущи издержки периода становления.

Буквально перед началом перестройки ученые подсчитали и выяснили, что советская практическая психология отстает от западной ровно на сорок лет.

Не знаю, откуда появилось расхожее мнение, что в цивилизованных странах существует повальное увлечение психологическими консультациями, конечно, уровень психологической культуры там выше, что позволяет относиться к врачу психотерапевту, как к обычному врачу. Но когда речь касается не заболевания, а нормы, то ситуация ни в чем не отличается от нашей — отечественной. И в этом есть объективная причина, потому что помогают эти специалисты в основном, невротикам, или же «предневротикам». И в этом нет ничего предосудительного, ведь согласно определению психического здоровья, каждый человек должен стремиться к решению своих проблем самостоятельно, правда при этом добавляется «с минимальными враждебностью, конфликтностью и страхом».

Я не первый из тех, кто отмечает, что авторами большинства психологических методик являлись психиатры, которые шли естественным для них путем — от патологии к норме. В итоге на практике появлялась порочная технология, согласно которой прежде чем работать со здоровым человеком, надо его «убедить» в том, что он «похож на больного». И только после признания клиентом данного «факта», психологу становится ясным, что с ним делать дальше.

Время диктовало ученым, что необходим иной подход работы со здоровой личностью. И он не заставил себя долго ждать. Так возник коучинг, вобравший в себя как опыт древних времен, так и самые последние достижения в различных областях человековедения. В компетенцию коуча не входит лечение и даже профилактика, он помогает тем, кто желает оптимизировать свою жизнедеятельность, сделать ее более эффективной, как дома, так и на работе. Все вроде бы встало на свои места, но до сих пор в СМИ разворачиваются жаркие баталии о том, кто же такой коуч, психолог он или не психолог и чем он должен заниматься.

Предложу свое видение этого вопроса. Один из вариантов перевода слова «коуч», означает «тренер», поэтому в своих рассуждениях я буду отталкиваться именно этого определения. И тогда коучи должны стать тренерами в сфере психологической культуры, в отличие от обыденного понимания, что тренер может быть по физической культуре. Такое определение круга компетенций коуча поможет ему занять свое законное место, иначе пройдет еще небольшой промежуток времени и коучей станут окончательно идентифицировать с психологами, после чего потребуются активные усилия по «реабилитации» столь необходимой сегодня этой зарождающейся профессии.

Создателями концепции коучинга считаются тренеры, работающие со спортсменами, причем спортсменами самого высокого уровня. Как известно, чем выше спортивные достижения, тем более целеустремленный их обладатель. В физиологии это качество обозначается «рефлексом цели» (РЦ по И. Павлову). И работать с таким благодатным клиентом по постановке и достижению более высоких целей (задача коуча) несложно в силу наличия у них этого самого рефлекса. Проблема коучинга с «обычным клиентом» состоит как раз в том, что прежде чем ставить какие бы то ни было цели, необходимо чтобы у клиента был достаточный уровень развития РЦ. А этот момент мало кем учитывается. Иначе, как говорится, будет сплошная маета и томление духа. Поэтому считаю совершенно голословным девиз некоторых коучей, размещенный на обложках книг: «Возможно всё!». Но это ведь далеко от истины!

Мне могут возразить, сказав, что сам коуч не строит никаких планов для клиента, тот их выбирает самостоятельно, понимая какие цели ему по плечу, а какие нет. Но это теория, на практике все не так, коуч чаще всего молчаливо «соглашается» с нереальными планами клиента.

Необходимо коучам этот момент учесть в своей работе, чтобы не вызвать у населения быстрого разочарования в их профессии, нельзя, чтобы клиенты после говорили: «Все было хорошо и интересно, но целей своих я так и не достиг».

С управленческим персоналом я работаю почти тридцать лет и за эти годы мне удалось создать системный подход в тренингах по развитию управленческой компетентности, в основе которого лежит типология К. Юнга. Приведу здесь некоторые свои наблюдения, поясняющие мои выводы…

(далее читать в «Тренинг.ру»……
http://www.trainings.ru/library/articles/?id=13435

1979
Комментарии (44)
  • 23 марта 2010 в 11:11 • #
    Лариса Демьянова

    Иван, а как коуч определяет РЕАЛЬНОСТЬ? И что такое реальность? Как вы думаете, мы живем в реальном или виртуальном мире?

  • 23 марта 2010 в 11:17 • #
    Иван Карнаух

    Лариса!

    Реальность может определить только коуч-реалист :-)

    Когда коуч использует практику "визуализация цели" и считает, что этого вполне достаточно, чтобы ее достичь, то он виртуальный коуч. И не более того.

  • 23 марта 2010 в 12:17 • #
    Лариса Демьянова

    Иван, это не ответ. Что есть реальность и как вы определяете, что реально, а что нет? На каком основании и кто дает такое право коучу и эта ли его задача на самом деле? На мой взгляд у коуча другие задачи.

  • 23 марта 2010 в 17:34 • #
    Иван Карнаух

    Лариса!

    Вопрос сформулирован размыто, а на самом деле он очень емкий, поэтому отвечу так, как его понял в плане определения реальных возможностей клиента.
    Я бы его, например, сформулировал так: "Плох тот коуч, который не видит перед собой реального клиента. Он не будет пытаться оценить способности и возможности клиента, пусть тот сам себе выносит такие оценки... пусть он сам себе ставит цели, которые ему по плечу, ибо лучше его никто этого не знает... В коучинге есть техники проверки цели на достижимость и экологию... И т.д.
    Так что, уважаемый автор статьи, вы ..!"

    На что я бы ответил так:
    Это в теории, на практике же все по-другому. Все люди могут заблуждаться, в том числе и психологи, работающие с людьми. Я придерживаюсь тезиса, что психологию рано называть наукой. Для меня любая наука та, в которой возможен высоко вероятностный прогноз. В первую очередь способностей человека в достижении целей. Считаю, что здесь профессор консерватории, выносящий свой «приговор» о способностях ребенка к музыке ни чем не отличается от психолога, занимающегося профориентацией. Вот именно поэтому юный коуч и его клиент могут легко заняться построением мечт (я исключаю опытных коучей, умудренных жизненным опытом). И типология К.Юнга на сегодня одна из немногих метод, позволяющая хоть чуть-чуть сделать психолога мастером, отражающим реальность, а не искусником.

  • 23 марта 2010 в 18:15 • #
    Лариса Демьянова

    Иван, мой вопрос более чем конкретный: что есть реальность? А ваш ответ (уж извините), как для сенсорика , слишком абстрактный, хотя как для этика..
    Достижение цели, способность получать результат, понять как его получить и определение реальности цели - это не одно и тоже. Что касается результата, что для одного цель, для другого задача.
    Можете не отвечать, мы как всегда говорим на разных языках.

  • 23 марта 2010 в 18:50 • #
    Иван Карнаух

    Лариса!

    Мд-а-сс! Поговорили...

  • 25 марта 2010 в 00:29 • #
    Михаил Матаев

    Лариса!

    В данном случае реальность это среда, в которой действует человек. Коуч помогает человеку действовать более эффективно, чтобы достичь поставленных целей.

  • 26 марта 2010 в 12:57 • #
    Лариса Демьянова

    Михаил, спасибо за ответ. Но я спрашивала не об этом. Реальность - это среда, но то, что для вас реальность, для другого, увы.... виртуальный мир. У каждого свое восприятие мира и коуч не исключение, каждый создает свою реальность. И, на мой взгляд, коуч должен помочь понять человеку, его ли это желание (цель) и помочь обрести то эмоциональное состояние, при котором будет возможно ее достижение. Если кто-то полагает, что это или то невозможно, не реально, это не означает, что это так и есть. Тот, кто хочет чего-то достичь должен сам ОСОЗНАТЬ по плечу ему эти задачи или нет, пора или нужно подождать, а может игра не стоит свеч.
    Среда - это реальность, созданная коллективным разумом, славу богу были, есть и будут люди, которые будут изменять эту среду, поэтому как говорил профессор Преображенский "не читайте газет, перед обедом". Коуч – не универсальный солдат и т.д. и т.п..

  • 3 февраля 2011 в 00:25 • #
    Евгений Якушко

    +100 , почитал тему:))) Если бы я выбирал Коуча для себя, я бы выбрал Ларису:))) жалко далеко живет.

  • 8 февраля 2011 в 17:26 • #
    Николай Осипов

    Лариса! Вы задали вопрос Ивану из своей РЕАЛЬНОСТИ, а он ответил в своей... А воспринимать ответ Вы опять хотите в своей РЕАЛЬНОСТИ!
    Хорошему коучу или психологу (определенного направления) до балды реальность клиента, если он может ПОМОЧЬ в РЕАЛЬНОСТИ клиента. Здесь победа или поражение обоюдно!!!

    В данном случае, отвечая на некий скрытый вопрос в теме поднятой Иваном, КОУЧ , в моём понимании, - это наставник, который совместно с клиентом (учеником) сначала определяет проблему, затем выбирает и просматривает возможные решения и результаты. Окончательный выбор остается всегда за клиентом.

    Необходимость изменения реальности у клиента возникает подспудно из контекста его потребностей - это более сложная работа: здесь снимаются фильтры восприятия или отрабатываются с ним новые стереотипы действий и поведения. Реальность у клиента изменяется сама собой, подстраиваясь под новые условия жизнидеятельности.

    На сегодняшний день можно создать согласованную реальность между коучем и клиентом, но полностью понять чужую реальность в силах лишь талантливым и гениальным единицам (свою реальность осознать и то проблема)... Мы живём в реальном мире, но как правило воспринимаем его через свою призму виртуальности. Кризисы, конфликты и проблемы в жизни, как правило, возникают при столкновении нашего восприятия с реальным миром или с другими (чужими) реальностями!

    PS. Честно говоря, при прочтении Ваших вопросов у меня возникло ощущения контролера ... или....

    Ау! Лариса! Мы партнеры: или обсуждаем вопросы, или ставим проблемы!

  • 8 февраля 2011 в 20:00 • #
    Лариса Демьянова

    Честно говоря, при прочтении Ваших вопросов у меня возникло ощущения контролера ... или... - АУ, Николай - это всего лишь ваше ЛИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ и вы имеете на это полное право....

    Николай, я не хочу своей реальности, я признаю одновременное существования самых разных реальностей. Я не летаю на Марс и не говорю с гномами, но я знаю дипломированных (не одним дипломом) психологов, которые это делают и не смотря на то, что я это делать не умею, я никогда не буду отрицать, что это возможно...

    Вероятно, вы не очень внимательно прочитали все мои комментарии. Я говорила о том, что задача коуча помочь человеку понять насколько "ЭТО" реально для него (его устремления, его восприятие ...)

    А вот, что вы с Иваном понимаете под понятием "коуч-реалист" - это вопрос, на который Иван не ответил, могу предположить, что как человеку, который отдает предпочтение сенсорному способу получения информации, это то, что уже известно и измеримо...

    Далее то, о чем я говорила (читайте ниже) и не только в обсуждении этой темы, мудрость и ум - это не одно и тоже, это во-первых, во-вторых, совпадение НРАВСТВЕННЫХ (духовных) ценностей коуча и клиента тоже очень важно, ибо реальность будет мягко говоря, ну совсем разной.

    и кстати, в этом сообществе я уже не состою, по причине разности нравственных ценностей...

    "Мы живём в реальном мире, но как правило воспринимаем его через свою призму виртуальности. Кризисы, конфликты и проблемы в жизни, как правило, возникают при столкновении нашего восприятия с реальным миром или с другими (чужими) реальностями!" - именно, НО это совсем не означает, что вы должны изменить свою реальность, принять чужую ДА, но не всегда изменить свою...

    если бы Циолковский изменил свою реальность, только потому, что его кто-то считал идиотом, то Бог его знает, когда бы мы полетели в космос, который вы сенсорики сегодня воспринимаете как реальность

    Николай, не знаю партнеры ли мы, НО то, что мы едины и равны - это однозначно

    P.S Если вам снова мой ответ показался жестким, то что поделать особенности психотипа, и при этом моя властность распространяется лишь на мою жизнь, я ценю свою свободу и ценю свободу других людей

    всех доброго (надо же прошел год с момента обсуждения, а народ подтягивается..)

  • 8 февраля 2011 в 20:05 • #
    Лариса Демьянова

    благодарю за доверие

  • 11 февраля 2011 в 16:21 • #
    Николай Осипов

    Лариса! Присоединился к данному сообществу недавно и попал сразу на эту конференцию. Скажу сразу : отношение к коучингу и современной "Российской практической" психологии у меня достаточно не однозначно - но соглашусь с Иваном : к коучу в современном Российском бизнесе отношение более доверительное... и он более востребован.

    А по поводу Ваших слов: "...надо же прошел год с момента обсуждения, а народ подтягивается..." - не знаю как у Вас в Киеве, а в России из-за кризиса проблемы усугубляются, но не из-за того, о чем все рассуждают (экономики) - главное это то, что основная масса грамотных людей приостановила свою суету по зарабатыванию денег (занятость из-за кризиса уменьшилась - появилось свободное время) и стали оглядываться по сторонам и задумываться, что происходит. И нужен то ли психолог, то ли экономист, то ли философ - вопросы то возникают комплексные: И задают их с позиции не "Что посходит?" - а с позиции - " Почему?" и "Что делать?"

    И вот здесь, как это не странно воспринимается, подход Коуча более адаптирован ко времени, хотя в наше время более подошел Наставник с внутренним ощущением Даоса или последователя буддизма школы Чань и желательно южной ветви ....

    Лариса! Это так, заметки на бегу .... ознакомлюсь подробнее с этой конференцией и тогда попробуем пообщаться...

  • 11 февраля 2011 в 21:39 • #
    Лариса Демьянова

    Лао Цзы для меня образец мудрости (Евангелие говорит о том же, но не сколько иначе, сказалось то, что ортодоксальная церковь узурпировала право на него).

    слава богу, что люди стали оглядываться по сторонам и задумываться "что, почему и как происходит", но на рынке тренингов, коучинга, увы редко встретишь даосса, все больше ковбои "хватай, преумножай и пр.", высокий уровень инфантильности людей тому благоприятствует..

    " Почему?" и "Что делать?" -- на мой взгляд пересмотреть свои взгляды на мир материальный (видимый) и духовный (невидимый), на природу денег
    (если интересно почитайте на https://professionali.ru/post/22839477, эту тему мы обсуждали летом в сообществе "Идеи собственного бизнеса" )

  • 26 марта 2010 в 12:33 • #
    Таша Регина

    Лариса, здравствуйте, а как Вы бы ответили на эти вопросы? Мне просто интересно, поскольку вопрос звучит действительно конкретно, но ответов на него, с которыми бы полностью согласились все люди я пока не встречала. А Вы?

  • 26 марта 2010 в 13:17 • #
    Лариса Демьянова

    Наталья, здравствуйте! Читайте, мой ответ Михаилу и соглашусь с вами, что наверно вряд ли есть ответ, который поддержат все люди. Мировосприятие человека зависит от его и интеллектуального и духовного развития, ум и мудрость - это не одно и тоже. Нужно выбирать наставника (коуча) близкого по духу, но мудрее, чем ты, в тех вопросах, которые ты хотел бы решить.
    Что касается рефлекса цели, в моем понимании это способность не просто определять порядок действий, способность действовать, а и способность получать результат. Но получение такого результата, как создание продукта или его продажи, зависит от типологических качеств, а способность в принципе получать результат от веры в себя, способности действовать спонтанно, без суеты в нужное время и в нужном месте. Никакой коуч, тебе это время не назовет, это внутренняя мудрость. И как говорил Ли Якокка «Менеджеры могут демонстрировать прекрасные итоги и в то же время погубить всю компанию. Хорошие показатели менеджера в конце квартала, еще ни о чем не говорят».
    Важно, не только ЧТО ты достиг, но и КАК ты это сделал.

  • 26 марта 2010 в 14:00 • #
    Таша Регина

    Да, согласна с Вами. Мир таков, каким мы его себе представляем и никто, кроме нас не сможет увидеть мир нашими глазами. Коуча, действительно, нужно выбирать такого, кому доверяешь.

  • 23 марта 2010 в 12:36 • #
    Елена Гусейнова

    Иван, могли бы поподробнее рассказать о рефлексе цели? Это врожденное качество личности или приобретенное? Судя по тому, что у спортсменов был высоко развит этот рефлекс, я поняла, что это приобретенное качество, которое они развили в процессе ежедневных тренировок в своем "родном"виде спорта. Если мое мнение верно, хотелось бы узнать, как развивается и совершенствуется этот рефлекс?

  • 23 марта 2010 в 17:37 • #
    Иван Карнаух

    Елена!

    1. РЦ - это способность к целеполаганию, с последующим целеустремлением к результату. Первая часть происходит в голове, вторая - в поступках, т.е. в действиях.
    Он может быть врожденным и приобретенным. Многие говорят о на собеседованиях о себе: «Я - целеустремленный человек!».
    На самом же деле потом выясняется, что он себя таковым только считает. Если нет конечного результата об этом не стоит даже и заикаться. Только систематическими результатами измеряется этот рефлекс, а не желанием их достичь.

    2. О развитии РЦ. Все , как у спортсменов - длительными и упроными занятиями. Детали - на моих вебинарах :-)

  • 23 марта 2010 в 15:44 • #
    Татьяна Тимошина

    Иван, здравствуйте.
    впечаталсь фраза из Вашей статьи:
    " коуч чаще всего молчаливо «соглашается» с нереальными планами клиента"
    Если клиент так и не понял своих истинных, реальных планов (целей), то что с ним делал тогда коуч?

  • 23 марта 2010 в 17:39 • #
    Иван Карнаух

    Татьяна!

    Я описываю реальные коуч-сессии реальных коучей. Коучинг еще только зарождается...
    См. выше мой ответ Ларисе.

  • 26 марта 2010 в 18:23 • #
    Анна Левинсон

    Иван, а чем коуч отличается от наставника в обучении или от играющего тренера в спорте?
    Я спрашивала нескольких людей, которые называют себя коучерами, они так и не смогли мне вразумительно ответить.

  • 26 марта 2010 в 18:37 • #
    Иван Карнаух

    Анна!

    Как НЛП родилось из обобщения психологических практик, так и коучинг появился из "вытяжки" эффективных методик работы с личностью, в том числе и названных Вами. Наставник и тренер весьма редкие виды деятельности, по сравнению с коучем. Наставник должен хорошо знать свою специальность, в которой осуществляет наставничество, тренер должен быть узким профессионалом в определенном виде спорта. А коуч владеет общими принципами включения процесса самомотивации в свем клиенте. Поэтому коуч, на мой взгляд, ближе к профессии педагога и психолога.

  • 30 марта 2010 в 17:31 • #
    Александр Савкин

    Иван приветствую!
    С твоего позволения, несколько моих комментариев.
    1. Когда пишут « возможно всё!». Они не лгут! Это равносильно тому, что написать на визитке « завтра будет дождь!». И нет ничего сложного в том, чтобы его «вызвать». Ведь завтра - где небудь, скорее всего будет дождь. 
    Намного интереснее и сложнее реализовать один из постулатов коучинга, для конкретного человека. Постулат, который гласит – в жизни человека реально все, о чем он может подумать и что ему важно!!!! И это правда!!!!! И здесь важные следующие моменты:
    Подумать. Многие разучились мечтать. В лучшем случаи мы боимся даже подумать о том, что в моей ( вдумайся только, В МОЕЙ!!!) жизни ЭТО (хорошее) может произойти. И в худшем, мы даже подумать не можем, что об этом МОЖНО ДУМАТЬ!!!!!
    Важно. Большинством людей утерян критерий определения МОЁ – НЕ МОЁ!!!
    Реальность. «Наша реальность» очень часто общается с нами на языках, которые не имеет в своем арсенале «слов» отражающих того, что человеку важно на самом деле! И искусство коуча создать условия, которые помогут человеку СЛЫШАТЬ, ПОНИМАТЬ и СОЗДАВАТЬ создавать свою реальность…
    2. «Молчаливо «соглашаются» с нереальными планами клиента» – упаси Господь всех нас от таких «коучей».
    3. И последнее. Коучинг это микс трех составляющих : психологии, тренерства и менеджмента. Ну и в этот коктейль добавляются разные вкусности, но их процентное соотношении значительно меньше.
    C уважением. Савкин.

  • 30 марта 2010 в 20:09 • #
    Иван Карнаух

    Александр!

    Отвечу по всем трем позициям сразу.
    Скажу так. У меня есть друг по психотипу «Наставник» (ты чем-то с ним схож). Вот он настоящий коуч, хотя далек от классичекой психологии (он йог). Как говорят люди, только одно его присутствие вселяет в человека уверенность в собственные силах и свои возможности. Я наблюдаю за его последователями уже давно. Так вот он сначала заражает их своим энтузиазмом, затем его подпитывает эпизодически – все реже и реже. И, наконец, ученику становится достаточным только одного телефонного разговора с ним, чтобы не терять свою цель. И длится такая энергоподпитка около года, после чего клиент «отпадает» сам собой. Но покидает он учителя на более высокой ступени своего развития, за что безмерно ему благодарен. Зовут его Свендровский Владимир – личность известная в узких кругах : - ) Будет желание могу дать его телефон, чтобы убедиться в энергетике его речи. Вот это для меня идеал коуча. Но он таким родился, и это редкие люди. А мы же говорим о массовой профессии коуча. Поэтому всем пионерам отечественного коучинга, тебе в первую очередь, надо создавать технологии для этого круга лиц. А многие до сих пор вещают прописные истины про коуча, который может всё!

    Я бы попросил тебя обратить внимание на работы американского профессора Д.Даннинг, которая использует психотипы в коучинге. Для российского коучинга это новое направление. И как я убедился - эффективное.

    С ув. К.И.

  • 31 марта 2010 в 15:07 • #
    Александр Савкин

    Спасибо Иван! С Владимиром, с радостью познакомлюсь. Всех благ!!!

  • 30 марта 2010 в 20:55 • #
    Анна Левинсон

    Александр, можете дать простое определение коучера и его возможностей? Такое, что бы я могла и домохозяйке объяснить :-)

  • 5 апреля 2010 в 02:05 • #
    Александр Савкин

    Анна прошу прощение за задержку с ответом.
    Простое определение. :-) Коуч это тот, рядом с которым, ты реально понимаешь, принимая всем сердцем, что все мы гиганты выращенные плебеями. И, поняв , ты обретаешь смелость, веру и энергию – все то, что было у тебя от рождения. И позволяешь себе мечтать, зная, ( ибо коуч помог тебе через твой личный, клиентский опыт пережить это ) что в твоей жизни реально все о чем ты можешь мечтать и что для тебя важно! И научаешься, удивляясь тому, насколько это просто, претворять СВОЮ мечту в жизнь, получая от нее любовь и поддержку. И без разницы, что ты хочешь заработать денег или выйти за муж, или…. Без разницы. Это будет. И то , что еще сделает для тебя твой коуч, это не позволит обмануть себя, по привычке будучи готовым довольствоваться хоть чем-то. ( как то не по русский, но об этом…) А еще он поможет тебе не предать себя на пути к своей цели, ибо ооооочень страшно быть богатым, здоровым, любящим и любимым. Ведь все мы знаем, как страдать, терпеть, слабенько надеяться, плохенько верить... И очень многие не знают, как БЫТЬ! И его бережное присутствие поможет расправить тебе собственные «крылья» и продолжить свой собственный полет по своему пути сердца. А он с благодарностью за то, что ты позволил ему свидетельствовать твое рождение, уйдет.
    А что может коуч? Если коуч говорит: «Я могу!!», то он лукавит. И причин на это множество. Коучу важно помнить, что, к примеру я – Саша- человек обыкновенный. Так меня учили мои учителя. И все что я могу это работать над собой. И быть собой со своим клиентом. И тогда из этой правды рождается правда по поводу техник и технологий, приемов и методов… но к моему сожалению, во многих случаях все поставлено с ног на голову. Люди, желающие стать коучами приходят за технологиями. Я в шутку говорю, что технологии, это как инструменты, они, конечно, есть, но что бы ими пользоваться, надо иметь руку. А у многих – рудиментики. И вместо того чтобы «выращивать собственные руки» люди пытаются рудиментиками зажать парочку технологий, повесив на стенке сертификат, желательно западного образца и непременно пойти лечить людей…

  • 5 апреля 2010 в 02:33 • #
    Анна Левинсон

    Спасибо, Александр. Можно использовать?

    А вот, нашла в одной из конференций, мне очень понравилось высказывание Наталии Фанталовой, правда, надо знать - кто такой Сталкер ;-)

    "Сегодня пока лекцию читала, подумала, что лучше всего получается объяснить, кто такие коучи через понятие "Сталкер". У нас на учебе народ его использовал.
    "Сталкер - профессионал, владеющий знаниями о системе опасностей и ловушек зоны, дарующей возможность исполнения любых желаний".
    Так и с работой коуча: у клиента огромный потенциал возможностей, и огромное количество ограничений. Человек не может бродить внутри себя в одиночестве: много "слепых зон", много искаженных восприятий, ему нужен проводник, который отвечает за безопасность путешествия к цели и за экологию выбираемых средств.
    Так и идем по Зоне, бросая "гайки" в разные стороны, ищем, где можно пройти....
    Интересно, что слово коуч в первоначальном его виде переводилось, как "дилижанс". Что ж близко: перевозим, переводим..."
    https://professionali.ru/Topic/20767171

  • 5 апреля 2010 в 22:54 • #
    Александр Савкин

    Здорово! Красиво!!!
    Определение Натальи оживили во мне еще одно определение-метафору. Коуч – это человек, который идет вместе с тобой в глубины твоей души и освещает тебе пространство. Ты смотришь и выбираешь – куда идти, что брать , а что оставить. Если возникнут сомнения, коуч, посредством вопросов поможет в них разобраться. Но выбор всегда будет за тобой. Твой осознанный и ответственный выбор.
    Конечно это не так романтично, как «сталкер». Но понятно для тех, кто не знает что такое сталкер.
    В русском языке есть слово производное от коуча - кучер.

  • 6 апреля 2010 в 06:53 • #
    Анна Левинсон

    Да, очень хорошо сказали про глубины души :-)

  • 16 апреля 2010 в 12:38 • #
    Виктория Шпак

    К этому материалу у меня есть интерес.

  • 15 декабря 2010 в 19:38 • #
    Иван Карнаух

    Виктор! С запоздалым вопросом :
    "В чем он состоит?"

  • 1 февраля 2011 в 10:09 • #
    Ирина Матвеева

    Здравствуйте! Буду рада участвовать в обсуждении.
    Приведу здесь своё понимание, что такое коуч, тренер и коучинг.
    Коуч - это мастер открытых вопросов, позволяющий клиенту заглянуть внутрь себя, обнаружить свои потребности и выстроить возможный вариант удовлетворения этой потребности с помощью инструментов целеполагание и действий.
    Если говорить о метафоре, то коуч - это тот, кто светит по дороге к неизвестному. Тут уместно говорить и о помехах и препятствиях, и о системе прививания привычек, и о удобной скорости движения на пути к цели.
    Чем отличается коуч от тренера? Тренер - это профессионал в той области, в которой он тренирует и он учит тому, что умеет сам. Коуч - это профессионал в области задавания открытых вопросов, позволяющих клиенту самому найти ответы на свои вопросы. И если тренерство - это научение тому, что умеет и знает тренер, то коучинг - это развивающее консультирование.
    Коучинг – это процесс познания себя, в котором коуч вдохновляет, поддерживает, помогает привнести ясность и … дожать до результата.
    Именно этот аспект привлёк меня в эту область консультирования, даёт возможность не только реализовываться профессионально, но и воплощать свою миссию - помогать моим клиентам достигать целей, творчески адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

  • 2 февраля 2011 в 09:39 • #
    Сергеева Ольга

    Ирина, очень вы уж напыщенно написали. Коуч - это светоч для неуча?
    Мне кажется, страшно, когда человек начинает считает себя Мессией,", кто светит по дороге к неизвестному".
    Мания величия до добра не доводит... Перечитайте то, что вы написали. Вы все о себе да о себе, то есть хотите решать свои проблемы за счет подопытных кроликов?

  • 2 февраля 2011 в 09:58 • #
    Ирина Матвеева

    Здравствуйте, Ольга!

    Может я и перегнула палку, увлеклась:)
    Хотя коучи бывают разные:)

  • 2 февраля 2011 в 10:20 • #
    Иван Карнаух

    Ольга! Куда вы подевались?
    Приятно видеть снова профи на проф портале.

    Я хотел было то же самое написать Ирине. Укорять ее не в чем, так обычно пишется во всех учебниках по коучингу.
    Она начинающий коуч, но очень толковый!

  • 2 февраля 2011 в 11:04 • #
    Ирина Матвеева

    Спасибо, Иван!
    Я действительно увлечена коучингом и читаю "Внутреннюю Динамику коучинга" М. Аткинсон. Она помогает настроиться на верный тон в консультациях, не выдавать советов и не наклеивать ярлыки клиентам:)
    Вероятно, некая поэтичность и вдохновлённость привнесена именно из чтения этой книги.
    Ольга, а какие книги Вы порекомендуете романтичному начинающему коучу?

  • 8 февраля 2011 в 17:42 • #
    Николай Осипов

    Лариса! Вы задали вопрос Ивану из своей РЕАЛЬНОСТИ, а он ответил в своей... А воспринимать ответ Вы опять хотите в своей РЕАЛЬНОСТИ!
    Хорошему коучу или психологу (определенного направления) до балды реальность клиента, если он может ПОМОЧЬ в РЕАЛЬНОСТИ клиента. Здесь победа или поражение обоюдно!!!

    В данном случае, отвечая на некий скрытый вопрос в теме поднятой Иваном, КОУЧ , в моём понимании, - это наставник, который совместно с клиентом (учеником) сначала определяет проблему, затем выбирает и просматривает возможные решения и результаты. Окончательный выбор остается всегда за клиентом.

    Необходимость изменения реальности у клиента возникает подспудно из контекста его потребностей - это более сложная работа: здесь снимаются фильтры восприятия или отрабатываются с ним новые стереотипы действий и поведения. Реальность у клиента изменяется сама собой, подстраиваясь под новые условия жизнидеятельности.

    На сегодняшний день можно создать согласованную реальность между коучем и клиентом, но полностью понять чужую реальность в силах лишь талантливым и гениальным единицам (свою реальность осознать и то проблема)... Мы живём в реальном мире, но как правило воспринимаем его через свою призму виртуальности. Кризисы, конфликты и проблемы в жизни, как правило, возникают при столкновении нашего восприятия с реальным миром или с другими (чужими) реальностями!

    PS. Честно говоря, при прочтении Ваших вопросов у меня возникло ощущения контролера ... или....

    Ау! Лариса! Мы партнеры: или обсуждаем вопросы, или ставим проблемы!

  • 26 декабря 2011 в 11:16 • #
    Татьяна Иванова

    Что такое КОУЧ? Развезли эту тему и переливаете с пустого в порожний.А в царской России в каждой деревне жило по коучу т.е. батюшка- священик и каждый христианин ходил на исповедь,а он его вразумлял и жили все в одном мире христианском и по законам Божьим,получается что мировозрение ну почти что у всех было однородным.А еще жили и сейчас живут старцы к которым люди православные идут за советом или за пользой душевной,сама хожу и поверьте это намного полезнее и совершенно бесплатно.Здесь обсуждаются вопросы ответы на которые знали самые необразованные люди прошлого и позапрошлых веков!!!

  • 26 декабря 2011 в 11:54 • #
    Иван Карнаух

    Татьяна,
    Действительно, так оно и было.Раньше.

  • 15 июля 2012 в 11:46 • #
    Ольга Стафиевская

    "В итоге на практике появлялась порочная технология, согласно которой прежде чем работать со здоровым человеком, надо его «убедить» в том, что он «похож на больного»."
    Спасибо, очень точно подмечено! Я вспоминаю сеанс у одного психолога, который очень огорчился, узнав что у меня
    - нет и никогда не было депрессии;
    - не бывает нервных тиков;
    - не бывает затяжных периодов плохого настроения;
    - никогда не было желания покончить жизнь самоубийством;
    - никогда не было каких-либо навязчивых идей;
    - нет и никогда не было каких-либо зависимостей.
    И никак не мог понять, зачем я к нему пришла. Я же, в свою очередь, поняла, что если я поговорю с ним еще час, то у меня все это обязательно появится.
    Сейчас-то я понимаю, что мне, скорее всего, нужен был в тот момент (и нужен сейчас) именно коуч.
    Что касается достижимости или недостижимости цели. Некоторое время назад мне попался такой материал: оценка уровня commitment (вовлеченности, увлеченности)
    1 – не хочу и не буду это делать ни при каких обстоятельствах
    2 – мне это безразлично
    3 – да, хотелось бы
    4 – хочу и сделаю все возможное, чтобы этого достигнуть
    5 – хочу и сделаю все возможно и НЕВОЗМОЖНОЕ, чтобы этого достигнуть
    И сейчас, задумывая какое-либо дело, или договариваясь о чем-либо с партнером, я тестирую себя и других по этой шкале.
    Считается, что имеет смысл работать над достижением цели, если вы или ваш подопечный находитесь на уровне 4 или 5. Практически невозможно с уровнем 1 или 2. Что касается «троечки», то это возможно, но сложно. При этом первоначальная работа должна быть направлена на то, чтобы поднять уровень вовлеченности до четверки или пятерки.
    Думаю, что в этом случае помощь коуча очень уместна.
    В случае «четверки» коуч может помочь разобраться – что возможно сделать и какие более эффективные пути к цели имеются.
    В случае «пятерки» задача коуча – следить, чтобы его подопечный не разбил себе лоб, проламывая стены.

  • 23 сентября 2013 в 11:04 • #
    Рушан Якубов

    Особенно понравилось мысль про низкое число людей предпринимательского и производитеьного типа. Если это научный факт, то может быть основой для государственной политики в сфере образования.

  • 23 сентября 2013 в 11:22 • #
    Иван Карнаух

    Рушан,
    выводы неутешительные...


Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009