- Тема №3.Бизнес – это контроль, или как отучить работников...

- Тема №3.Бизнес – это контроль, или как отучить работников от воровства

- Тема №3.Бизнес – это контроль, или как отучить работников от воровстваТема № 3.Бизнес – это контроль, или как отучить работников от воровства.
Проблемы российского бизнеса и способы их решения.
Рано или поздно любой владелец бизнеса, руководитель предприятия сталкивается с целым набором проблем. Это и подбор кадров, и организация управления, и создание системы
мотивации труда, и контроль работников, и многие- многие другие. Разработано немало методик, предлагающих стандартные решения этих вопросов. Но они срабатывают далеко не всегда. Типология предлагает свои решения. Рассмотрим семь основных проблемных ситуаций, встающих во всей своей неопределенности перед предпринимателем. Конечно, в жизни их намного больше. Мы выбрали наиболее актуальные для управления бизнесом. Сначала приводятся стандартные решения головоломок, известные многим, а следом — новые подходы.
Итак:

  1. Бизнес — это власть, или Как заставить людей работать
  2. Бизнес — это порядок, или Как сделать, чтобы люди работали эффективно
  3. Бизнес — это контроль, или Как отучить от воровства
  4. Бизнес — это собственник, или Как расставить все по местам
  5. Бизнес — это команда, или Как работать в команде
  6. Бизнес — это рынок, или Как все продать
  7. Бизнес — это Большой Взрыв, или Как преодолеть болезнь роста

Причин для воровства множество. Воруют вынужденно – от нехватки денег. Или просто тащат все, что плохо лежит. Вот это происходит на каждом шагу: не надо воровать, просто подними. Не активное воровство, а пассивное. Сделка с совестью не так велика, но урон для организации ощутимый. Правда, для этого надо «создать условия»: разбросать все, в том числе и власть. Но это, так сказать, внешние, рациональные, причины
Бывает, что у подобных «подвигов» чисто внутренняя подоплека. Корни воровства как такового уходят в глубины человеческого подсознания. Нет, речь идет не о клептомании. Воровство может быть и одним из проявлений той же самой власти. Одна из причин, по которой воруют некоторые граждане – они себя чувствуют выше необходимости подчиняться, соблюдать какие-то правила, условия, установленные обществом. Многие прославившиеся уголовные мошенники принадлежали к одному определенному типу людей. Таким образом, одна из внутренних причин воровства – чувство превосходства над остальными. Мол, берут (они это вряд ли называют словом «воровство») те, кто умнее, сильнее и так далее.
Получается, что проблема воровства – это проблема человеческой психологии. И даже не патологии, как это можно подумать, а просто естественной внутренней сущности человека. Причем абсолютно не зависящей от экономически условий и внешней среды, а следовательно, неизменной. Хотите доказательств?
Недавно из печати вышла книга, посвященная исследованию проблемы воровства в торговле в Канаде, одной из самых благополучных стран мира. Воруют. Причем независимо от социального статуса и экономического положения. Сытые люди тащат и чипсы в магазине, и ручки со столов секретарш, и что-нибудь помасштабнее. Как же с этим бороться?

СТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ:

  • Тотальный контроль
  • Воспитательные меры

Какие же выходы из положения, как правило, предлагают? Один из вариантов – жесткий контроль. Этот способ малоэффективен по одной простой экономической причине. Так называемый второй принцип Парето гласит: реально только 20 процентов наименований товара создают 80 процентов всей стоимости этого товара. Остальные 80 процентов наименований товарной массы составляют 20 процентов стоимости.
Если контролировать все, то в первом случае (объем меньше – стоимость больше), потратив 1 доллар, под эффективный контроль ставится 4 доллара. А во втором (объем больше – стоимость меньше) – надо потратить 4 доллара, чтобы проконтролировать 1 доллар.
Этот принцип доказывает, что в рыночной экономике нет и не будет тенденции к непрерывному, жесткому контролю. Это невозможно и невыгодно. Жесткий контроль лежит за пределами рыночного производства. Это для особо важных государственных ситуаций, вроде контроля за средствами массового уничтожения. Только там имеет смысл вводить дорогостоящие системы тотальной проверки, потому что последствия выхода ситуации из-под контроля превысят все расходы на «слежку». В бизнесе этого нет.
Второй способ борьбы с воровством – обращение к человеческому фактору: воспитание, убеждение. Создание определенной среды в коллективе. Ведение дела «на доверии». С точки зрения эффективности этот способ еще безнадежнее, в силу того, что, как уже сказано, воровство органически присуще человеку. Воспитательные меры не способны изменить внутренние потребности людей. Это только отдельные теоретики-утописты считали, что перевоспитание возможно. Нет таких условий, особенно в реальной жизни, чтобы все до единого перестали красть.

НЕСТАНДАРТНОЕ РЕШЕНИЕ:

  • Учет психологических особенностей людей

Нестандартный вариант решения проблемы заключается в определенной комбинации, которая сочетает в себе экономические и кадровые условия, а главное – учитывает психологические особенности людей.
Есть люди, склонные и не склонные к воровству. Поэтому на места, которые наиболее уязвимы с данной точки зрения, ставятся люди, которым не присуща тяга к лихоимству. И создается система экономического стимулирования, которая лишала бы, так сказать, обоснованной потребности в воровстве. Это первый шаг. Бизнес – это контроль.

Контроль – один из аспектов власти.

Следовательно, второй шаг – включение механизмов власти. Причем на субъективном личностном уровне. Определенные люди способны создавать психологическую атмосферу подконтрольности ситуации. Общаясь с такими людьми, вы чувствуете, что есть над вами «высший глаз», который никогда ничего не забывает, всегда в конечном итоге все выяснит и так далее (см. примечание).
Третий шаг – это наведение элементарного порядка. Высокая степень организации бизнес-процесса исключает ситуацию разбазаривания и неучтенности материальных ценностей.
Воровство – одна из самых сложных проблем. Она решается только комплексом мер.
На начальном этапе работы властный механизм – самый важный. Хорошо поставленный начальник сразу наводит порядок. Второй этап – наведение элементарного учета, чтобы нельзя было запросто тащить. Создается ситуация, когда для того, чтобы своровать, надо прилагать усилия, которых наворованное не стоит. И последний этап – учет экономических позывов членов управляющей команды.

Примечание для типоведов:

Если составить краткую формулу управления, то она может выглядеть так:
УПРАВЛЕНИЕ = ОРГАНИЗАЦИЯ + КОНТРОЛЬ.
Первой составляющей можно обучиться, получив соотвеетствующее образование в вузе, а вот вторая под силу далеко не всем.
С контролирующими функциями легко справляются психотипы, относящиеся к группе высших управленцев (верхняя левая квадра в таблице психотипов). Но у каждой группы свои методы контроля.
Из группы «менеджеров» два психотипа «Маршал» и «Политик» находятся на позициях самых высших менеджеров — «управителей». Названы они так за свою биологическую (врожденную) управленческую харизму — силовую сенсорику. Когда общаешься с человеком такого психотипа, то сразу выделяешь его волевой взгляд, прожигающий насквозь. Подчиненные панически боятся этого взгляда и, чтобы избежать его гипнотического воздействия, они стараются не допускать в работе любой провинности, включая воровство.
Вторая пара управленцев «Администратор» и «Энтузиаст» отличаются тем, что обладают отличным навыком самоорганизации, обеспеченным врожденным рефлексом цели. Самоорганизация без жесткого самоконтроля невозможна, а, зная как это делается по отношению к себе, легко осуществить контроль за деятельностью других.

(По материалам книги: Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. – М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2003, 2004.— 304c.:ил., тир.25 т.экз.)

1173
  • Тема закрыта
Комментарии (3)
  • 26 мая 2009 в 20:40 • #
    Виталий Стoрожевых

    Воровство – результат некомпетентности: не умеешь заработать - укради.
    Часто не ворют, а просто разбазаривают - мало чем отличается от первого.

    "Первой составляющей можно обучиться, получив соотвеетствующее образование в вузе"
    В каком? В них самих, как правило, нет ни УПРАВЛЕНИЯ, ни ОРГАНИЗАЦИИ, ни КОНТРОЛЯ - чему пытаются учить другим.

  • 26 мая 2009 в 21:30 • #
    Иван Карнаух

    Виталий!
    Ну как же? Люди специально идут учиться на менеджера (факультетов полным-полно). Вот тебе и знания, как надо организовывать бизнес-процессы. А как известно, "Знания - это сила!" Осталось только внедрить их на практике. Получается же у того, кто сможет осуществить контроль за исполнением.

  • 26 мая 2009 в 22:57 • #
    Виталий Стoрожевых

    Корочки там, а не знания. Ни один идиот не будет учить других за те деньги, которые там платят и учить качественно, не говоря уж о профессионалах.


Выберите из списка
2016
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009