- Тема №4. Бизнес – это собственник, или как поставить все на...

- Тема №4. Бизнес – это собственник, или как поставить все на свое место

- Тема №4. Бизнес – это собственник, или как поставить все на свое место
Проблемы российского бизнеса и способы их решения.
Рано или поздно любой владелец бизнеса, руководитель предприятия сталкивается с целым набором проблем. Это и подбор кадров, и организация управления, и создание системы
мотивации труда, и контроль работников, и многие- многие другие. Разработано немало методик, предлагающих стандартные решения этих вопросов. Но они срабатывают далеко не всегда. Типология предлагает свои решения. Рассмотрим семь основных проблемных ситуаций, встающих во всей своей неопределенности перед предпринимателем. Конечно, в жизни их намного больше. Мы выбрали наиболее актуальные для управления бизнесом. Сначала приводятся стандартные решения головоломок, известные многим, а следом — новые подходы.
Итак:

  1. Бизнес — это власть, или Как заставить людей работать
  2. Бизнес — это порядок, или Как сделать, чтобы люди работали эффективно
  3. Бизнес — это контроль, или Как отучить от воровства
  4. Бизнес — это собственник, или Как расставить все по местам
  5. Бизнес — это команда, или Как работать в команде
  6. Бизнес — это рынок, или Как все продать
  7. Бизнес — это Большой Взрыв, или Как преодолеть болезнь роста

В соответствии с тем же принципом Парето, один человек (определим объем выполняемой им работы как 20%) создает 80 процентов стоимости, которая получается в результате этого бизнеса. Вся остальная команда, пусть и достаточно многочисленная, и вроде бы выполняющая по времени и объему большую работу (примем ее за 80%), реально создает лишь 20 процентов стоимости.
Вывод: бизнес и доходы от него создаются одним человеком.
Это, кстати, является экономическим обоснованием существования института частной собственности.
Работая в частном предпринимательстве, люди очень и очень скоро осознают, что бизнес – это дело одного человека, а идеальный бизнес – это бизнес одного человека, который является собственником.
Когда предприниматель начинает осознавать свое место в бизнесе, он определяет место для всех остальных участников этого бизнеса. В том числе и тех, которые когда-то вместе с ним начинали работать, вкладывали определенные усилия для достижения общей цели. Он их заново объективно переоценивает. И расставляет все по местам. Он собственник. Остальным отводится роль партнеров или наемных работников.
Но осознать – это одно. Самое сложное – это сделать. Ведь всех этих людей связывают узы, зачастую дружеские или родственные. Рушить не всегда легко.

СТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ:

  • ЛИКВИДАЦИЯ КОМАНДЫ СОРАТНИКОВ,
  • СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО БИЗНЕСА.

Тем не менее, первое стандартное решение, которое зачастую приходит «в запале», – выгнать людей, с которыми начинался бизнес, и которые уже «не тянут». Этот способ приводит к разгону команды друзей и… развалу бизнеса. Ведь большой бизнес усилиями одного человека не поддержишь. Пусть он даже создает 80 процентов конечного результата. До целого не хватает еще 20.
Большой бизнес требует действий команды. Существует определенная структура верхнего этажа управления. И когда выгоняют людей, с которыми начинали, которые выполняли те недостающие до целого 20%, создается сложная ситуация. В результате весь бизнес может быть отброшен назад или, того хуже, полностью разрушен. Потому что участие и работа этих людей были необходимы. Когда их изъяли из процесса, образовались «пустоты». И под тяжестью остальной «массы» бизнес проваливается.
Рухнет дело или нет, во многом зависит от того, на какой стадии развития бизнеса решается проблема взаимоотношений собственника и остальных участников бизнес-процесса.
Предположим, ситуация, что называется, назрела. Если инерция бизнеса велика (какое-то время дело идет как бы само по себе в заданном русле), собственник успевает набрать новую команду. До следующего этапа разгона. Если инерция мала (это зависит от вида бизнеса и экономических условий), наступает откат назад. Вариант подбора, перебора не срабатывает, особенно если действовать «методом тыка».
Второй стандартный способ решения проблемы «собственник и соратники» – создание коллективного бизнеса. Формируется, например, совет директоров, который каким-то образом пытается находить совместное решение, устраивающее все стороны. Но… Реально коллективный бизнес влечет за собой потерю ответственности и управляемости («коллективная безответсвенность»). Бизнес становится неэффективным.
Потому что на самом деле коллективного бизнеса как такового не существует. В качестве внешней формы такой подход имеет право на жизнь. Но если пытаться реально работать коллективно, ничего хорошего из этого не выйдет. Обратите внимание: в настоящее время практически все коллективные органы управления выполняют чисто номинальную функцию, а ответственные решения принимаются только индивидуально.

НЕСТАНДАРТНОЕ РЕШЕНИЕ:

  • ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ СОБСТВЕННИКА.

Из этой, на первый взгляд, тупиковой ситуации есть достаточно простой и нестандартный выход. Если разогнать нельзя, а коллективно думать не получится, то необходимо разделить сферы работы, расставить людей по местам и продолжать работать, оставив реальную концентрированную власть в руках владельца бизнеса.
То есть нужно провести реальное разделение на «собственника» и «управляющую команду». Еще точнее, хозяин предприятия оставляет под своим контролем сердцевину бизнеса (то, что ему лучше всего удается – свои 80 процентов результата бизнеса) и делегирует остальные полномочия управляющей команде.
Способ делегирования с выделением бизнес-ядра – собственника – позволяет решить проблему взаимоотношений в коллективе кардинально и эффективно.
Что обычно понимается под делегированием? Это, как правило, определение размеров передаваемого участка работы и границ властных полномочий с последующим постоянным контролем за качеством выполнения обязанностей. То есть опять все те же должностные инструкции и обязанности.
И еще одно «но». Обычно проблему делегирования решают по трафарету. Если ты по профессии бухгалтер – на тебе финансы. Строитель? – Будешь руководить строительным подразделением.
А ведь для того, чтобы получить действительно качественный результат, необходимо провести профориентационную диагностику: кто из членов команды на что способен. Построение команды в каждой фирме происходит индивидуально. Это зависит как от психотипологических особенностей собственника (управленческой модели поведения), так и от вида бизнеса.
Кроме того, с нашей точки зрения, делегирование – это не технологический, а глубоко личностный процесс, с выделением зоны максимальной эффективности самостоятельного труда работника. Только в этом случае человек, облеченный полномочиями, будет действительно качественно выполнять свою работу.
Просто навязанный обстоятельствами способ может оказаться неадекватным ситуации или личности. Существуют определенные этапы разделения с учетом естественных стремлений работников и потребностей бизнеса. Процесс происходит постепенно, последовательно и, что немаловажно, зачастую нет необходимости выбрасывать старую команду «за борт». Нужно лишь найти для этих людей новое место, соответствующее их способностям и возможностям. При таком подходе не страдают ни бизнес, ни люди.
(По материалам книги: Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. – М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2003, 2004.— 304c.:ил., тир.25 т.экз.)

428
  • Тема закрыта
Комментарии (2)
  • 3 июня 2009 в 00:02 • #
    Павел Беленко

    Иван. Вы как то недооцениваете "стандартные подходы" Например:
    1. Ведется подбор профессионалов (в тайне или нет, в зависимости от обстоятельств, от тех, кого собираются заменить), затем происходит замена. Конечно процесс не простой, но при тщательной подготовке работает.
    2. Проводятся стратегические сессии с управленческой командой (под руководством специалистов - консультантов), цель которых - выработать стратегию и тактику решения назревших проблем. Кто не тянет - становится ясно всем. Острота их уход существенно снижается. При наличие реального, объединяющего коллектив плана, оставшиеся начинают работать с новым энтузиазмом. На освобождающиеся места можно достаточно быстро найти квалифицированную замену.

  • 3 июня 2009 в 11:36 • #
    Сергей Посмитный

    пмсм Бизнес - это неиспользованные адаптационные способности организма человека и...его Воля.


Выберите из списка
2016
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009