Побочные неприятности налоговой оптимизации.
9 сентября 2013 в 15:39

Побочные неприятности налоговой оптимизации.

Начнем с очевидного.

Налоги никто не любит платить. Владельцы бизнеса, конкурируя между собой, постоянно предъявляют всё более жесткие требования к повышению эффективности использования ресурсов наемными менеджерами.

К сожалению, творчество менеджеров, либо в силу их недостаточной компетентности либо в силу исполнения ими несвойственных им функций, на этом пути совершенствования финансовых показателей носит весьма ограниченный характер. А за любую ограниченность приходится платить. В первую очередь при сокращении затрат в любой компании ставится вопрос об уменьшении налогового бремени, как самый понятный и не требующий сверхзатрат. Риски? А кто не рискует…

Вот здесь акционер и должен задать себе вопрос: чего стоит такая оптимизация? Не платит ли компания, а вместе с ней и собственник, излишнюю цену за неё? И как определить соразмерность эффекта от налоговой оптимизации с теми потерями, которые она с собой несет?

Многие годы профессиональной деятельности автора сего опуса дали возможность собрать богатейший материал для анализа подобной ситуации и сделать определённые выводы.

Итак, предлагаю разобрать типичнейший пример налоговой оптимизации в компаниях малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность в рамках юрисдикции РФ.

Чаще всего, наблюдается стандартная конфигурация: корневая компания, на которую завязаны основные бизнес-процессы, представляет собой юридическое лицо с полным балансом на режиме ОСН (Основная Система Налогообложения). С целью «сжать» налогооблагаемую базу, менеджеры структуризируют бизнес-систему так, чтобы максимально вывести все возможные внутренние сервисные процессы на компании с льготным налоговым режимом – УСН, ЕНВД, ИП.

Например: компания на ОСН – это непосредственные закупки, продажи, взаимодействие с финансовыми организациями, органами сертификации, ГТК и прочие. Естественно, что показать все результаты финансово-хозяйственной деятельности,— означает обозначиться перед фискальными органами «на всю катушку». Не секрет, что заниматься бизнесом сейчас принято лишь при ожидаемой марже не менее 100% по каждой сделке, а в некоторых сегментах – не менее 300%. Причины, как внутренние, так и внешние, предлагаю не обсуждать. «Засветить» эту маржу, получить достойные дивиденды (часть чистой прибыли) да еще обеспечить персоналу достойный уровень заработной платы — задача не из простых. Налоговые претензии государства вряд ли позволят реализовать все эти намерения. Здесь-то и начинается запуск процесса перевода некоторых бизнес-процессов в льготные режимы. Сразу оговорюсь, что не рассматриваю разные схемы «серого» бизнеса и использование фиктивных операций с т.н. «помойками».

Вроде, эффект налицо. Эффективные ставки налога на доходы теперь уже группы компаний становится ниже базовых 20%, соцналога (страховых сборов и т.п.) – разительно отличаются от 34%, суммы платежей в бюджет НДС снижаются. Ура! Победа! Осталось только правильно определить некий комфортный и для компании и для ИФНС уровень взносов в бюджети дело в шляпе.

Но, как всегда, в этот момент нужно вспомнить старое правило «Если у Вас всё хорошо, значит, Вы чего-то не заметили».

Заметить, действительно, непросто, но очень важно!

Несколько рекомендаций для желающих заметить эти неприятности, могущие перерасти в большие проблемы.

1. Реорганизовать систему управленческого учета. Разорвать внутреннее убеждение, что «прибыль» и «остаток денег на счетах» — это близнецы-браться. Нужно перейти от простого учета по движению денежных средств (Cash Flow) к полному финансовому учету с генерацией управленческого баланса и отчета о прибылях и убытках. Это позволит увидеть, не заменил ли менеджмент задачу управления дебиторской задолженностью задачей восполнения недостающих денег за счет авансов и предоплат, собираемых с клиентов…

Читать материал полностью: http://subscribe.ru/group/upravlenie-biznesom/2364143/

75
Комментарии (0)

Выберите из списка
2013
2013