Усилители интеллекта: "карты ума" 3

Усилители интеллекта: "карты ума" 3

Уважаемые любители интеллектуальных программ!
Предыдущий выпуск содержал сопоставление трех редакторов «карт ума» — самых удобных на настоящий момент для сбора и осмысления разнообразных текстов по заданной теме. Сравнивалось, как эти программы — MindManager, PersonalBrain и Microsoft OneNote — позволяют собирать базу знаний «Интеллект».

Теперь сравним, как эти программы помогают работать с имеющейся базой.

Кое-что выявилось уже на стадии сбора базы:

лучевая схема MindManager способствует восприятию темы в целом,

схема генеалогического древа PersonalBrain задает логику «причины — следствия — обстоятельства», что облегчает ориентировку в теме,

табличная структура заметок OneNote удобна для обработки текстов и помещает на экран матрицу 7 разделов х18 страниц (OneNote-2010 позволяет работать с вложенными страницами). / Попутно уточняю замечание в адрес OneNote, сделанное в предыдущем выпуске. Напомню, там говорилось: «OneNote не позволяет организовывать заметки схемами — в этом его самый большой недостаток. Если страница имеет несколько подтем, то их приходится запихивать в „подвал“ страницы, как в мешок». Так было… — но лишь до 2010 года. Многоуровневые вложенные страницы OneNote-2010 позволили навсегда избавиться от мешков-подвалов.

Каждый из этих, по-своему выдающихся, редакторов «карт ума» обладает особыми функциями и режимами для установления связей в базе знаний:

MindManager

  • удобно фиксирует ассоциативные связи узлов кнопкой Insert Relationship,
  • предлагает режим мозгового штурма.

PersonalBrain

  • фиксирует ассоциативные связи буксировкой от узла к узлу,
  • дает панораму карты в режиме «Анализировать основные мысли».

OneNote

  • даёт размечать абзацы на разных страницах тегами и быстро переходить по этим сноскам через панель поиска тегов
  • есть Окна связанных заметок — сводки идей, позволяющие одним щелчком мышки открывать страницу, породившую выбранную идею.

Вот этими возможностями мы и воспользуемся в настоящем выпуске. Речь пойдет о базе знаний «Интеллект». Двигаясь от целого к частям, сначала поработаем над нею в MindManager, затем в PersonalBrain и, наконец, в OneNote.

MindManager

Ассоциации узлов-топиков (кнопка Insert Relationship)
Сразу выявились два треугольника: первый вокруг Образа (цепочка Наблюдательность — Воображение — Образное мышление), второй вокруг Понятия (цепочка Речь — Логика — Понятийное мышление). Оба связаны с узлом, в котором описывались функции полушарий головного мозга. Новый свет на этот клубок ассоциаций бросают топики «Интуиция» с феноменологическими редукциями Гуссерля и «О месте логики в сознании» + «Развитие научного знания» с наблюдениями С. Белановского о зонах компетентности в обыденном мышлении и его же рассуждениями о роли воображения в науке.
Цепочка вокруг Целеполагания (Функциональные системы — Прогнозирование — Память).
Цепочка вокруг Творчества (Креативность — Интуиция — Качества ученого — Тренинг «Креатив и образное мышление»).
Цепочка вокруг Тренингов-загадок (Загадки — Тренировка ума — Тренинг двухполушарного мышления).
И, вероятно, центральная цепочка вокруг Программирования мозга (Интеллект+ — Восемь уровней развития мышления — Система планов ТОТЕ — Тренинг «Логика и тактическое мышление»).

Мозговой штурм (меню Extras / Start Braibstorming)
В этом режиме MindManager предлагает сначала назвать все идеи, связанные с намеченной темой штурма. Вы заполняете окошко названиями, щелкаете Enter — и на рабочее поле высыпаются соответствующие топики. Затем называете группы, по которым будут распределяться идеи — на поле появляются топики групп. Буксируете идеи к нужным группам — и штурм закончен.
Идеями первого штурма были имена ассоциативных цепочек. Объединил я их в три группы: Содержание мышления (Понятие, Образ), Деятельность мышления (Целеполагание, Творчество), Развитие мышления (Программирование, Тренинги-загадки).

PersonalBrain

Ассоциации узлов-мыслей (проще всего устанавливаются буксировкой связей перехода в стандартном представлении / буксировка бывает неудобна, т.к. некоторые узлы не видны в структурированном представлении, но это легко преодолеть в режиме Анализа — в списке берем нужный узел-мысль и только начинаем в адресе перехода набирать его название, как тут же выскакивает окошко с вариантами)
Парадокс: ассоциативные цепочки работают лучше, чем в MindManager, но вот заметить эти ассоциации первоначально в PersonalBrain труднее — мешают сосредоточиться анимационные превращения карты, да и целостность карты видна хуже. Когда же цепочка ассоциаций протянута, то все связи цепочки четко различимы, да ещё на периферии выбранной мысли есть ближайшее окружение (другие наследники предка этой мысли), не вошедшее в данную цепочку, но имеющее шансы на включение. К достоинствам PersonalBrain относится и отражение уровня ассоциаций: если какая-то мысль получает ассоциацию на центр карты, то она автоматически попадает в его ближайшее окружение (так получилось с цепочкой «Программирование мозга»). Ещё любопытная возможность: если разные цепочки имеют общие мысли, то через них легко переходить от цепочки к цепочке и намечать содержательные ассоциации уже между цепочками (так получилось с Интуицией и цепочками Образ и Творчество, а также с Полушариями мозга и цепочками Образ и Понятие) Если же внутри цепочек связать переходами все мысли со всеми, то в окружении общей мысли появятся все составляющие её цепочек.

«Анализировать основные мысли» (меню Файл/Инструменты/Анализировать основные мысли) — в этом режиме слева появляется список всех мыслей карты, а сама карта справа предстает в особом виде, подчеркивающем окружностями широту и пересечение смысловых полей мыслей, тогда как анимированные контуры имен должны будить представления о живости мыслей. Я бы сравнил такой анализ с полетом над картой ума, позволяющем устанавливать новые ассоциации и замечать недостающие мысли.
Главным достижением такого анализа стало установление связи до этого изолированной цепочки тренингов-загадок с открытием удивительного в обыденном и пробуждением интеллектуальной инициативы, творчества. Такая связь прежде была недоступна из-за того, что на карте отсутствовала мысль-посредник между Загадками и Креативностью. Обозначил её неизвестным α и связал с нею цепочку ассоциаций Метафора (Загадки — α — Креативность — Диалектическое мышление), заполняющую промежуток между цепочками Образ и Понятие. Добавил α как веточку-наследника к мысли Разновидности интеллекта.

OneNote

Ассоциации узлов-страниц (и даже абзацев, что намного точнее!) тегами.
Сделал теги для цепочек Образ, Понятие и Метафора, Целеполагание, Творчество, Программирование, Развитие (эта цепочка возникла в процессе разметки абзацев тегами), Тренинг и осознал, что непонятны процессы, обеспечивающие успех тренинга. Для прояснения этой темы ввёл второе неизвестное β, связанное с саморазвитием интеллекта и служащее посредником между цепочками Целеполагание, Программирование и Развитие. Добавил его как вложенную страницу к Разновидностям интеллекта. Сделал теги Саморазвитие в этих цепочках и провёл соответствующие ассоциации в карты MindManager и PersonalBrain. Кстати, расстановка тегов не к абзацам страничек, а к вставкам-примечаниям подготавливает и чем-то заменяет страницу Связанные заметки.

Окно связанных заметок для открытия неизвестного.
В ходе подготовки к испытанию такого окна собрал из ближайших и уже законспектированных источников знания и гипотезы о природе метафоры и источниках саморазвития интеллекта — чтобы составить предварительное представление о том, какие идеи и факты будут иметь отношение к неизвестным α и β. Вкратце можно сказать, что метафоры — это выражение невыразимого через монтаж ассоциаций (не только по смежности или сходству, но и по контрасту), а искомое саморазвитие — это приращение способностей интеллекта в различных его видах способами, соответствующими этим видам, а также общими факторами на уровнях индивида, субъекта и личности (или уровнях функций, операций и мотиваций).
Попутно выяснилось, что OneNote-2010 не позволяет работать более чем с одним окном связанных заметок. Поэтому пришлось ввести ещё одно неизвестное γ, связанное переходами с α и β, чтобы на его странице собирать все факты и идеи по этим неизвестным.
Первым результатом работы с окном связанных заметок стало любопытное обстоятельство, которое выявилось в самом начале эксперимента. Поскольку сбор заметок велся по двум неизвестным, то я разделил окно γ границей надвое. Для α сбор начался с с абзацев, помеченных соответствующими тегами в имеющейся базе знаний, а сбор по β я начал с обращения к внешним источникам, начав с www.scorcher.ru — на этом сайте уже несколько лет ведётся сбор материалов по механизмам интеллекта. Так вот оказалось, что эффективнее начинать сбор по тегам в имеющейся базе знаний. Это позволяет мобилизовать уже известное и облегчает восприятие новых знаний по изучаемому вопросу.

Продолжение испытаний редакторов «карт ума» и вторая версия базы знаний «Интеллект» — в следующем выпуске.

Вопросы и замечания mailto:#

579
Комментарии (0)