Проблема потребительского экстремизма, или как продавцу не...
    Подписаться на блог

Об этом сообществе

Закон о «Защите прав потребителей», действующий в настоящее время в России открывает неограниченные возможности гражданам-потребителям для судебного преследования изготовителей и продавцов.

Юристы нашей компании, имеющие богатый опыт представительства в судах по спорам о защите прав потребителя, неоднократно выступавшие как со стороны потребителей, так и со стороны продавцов отмечают то, что граждане (потребители) имеют склонность злоупотреблять правами, которыми в рассматриваемой категории споров их наделяет законодательство Российской Федерации. Зачастую подобное злоупотребление приводит к тому, что продавцы (производители) вынуждены нести огромные финансовые потери, а так же терпят убытки от нанесенного им потребителем урона деловой репутации, имиджу организации, честному имени предпринимателя!

Подобное недобросовестное манипулирование нормами закона со стороны граждан-покупателей, направленное не на защиту собственных прав, а на получение материальной выгоды и нанесение ущерба продавцу(производителю) принято называть «потребительским экстремизмом». Примеров потребительского экстремизма в юридической практике встречается с каждым годом все больше, набирают популярность он-лайн сервисы, направленные на формирование заведомо недобросовестной правовой позиции потребителя на всех этапах его экономических отношений с продавцом (производителем), во многих регионах нашей страны ведут свою деятельность компании, ориентированные именно на поддержку потребителей-экстремистов в их деятельности по узаконенному вымоганию денег у продавцов (производителей). Ситуация, обретая массовый характер способна уничтожить любой честный бизнес используя лишь «законные» механизмы.

В настоящей статье мы разберем основные пути, которые потребители-экстремисты используют для «узаконенного» грабежа продавцов (производителей) и способы противодействия им.

Основываясь на судебной практике можно выделить следующие Источниками злоупотреблений правами потребителя:

1. Право потребителя на информацию (исчерпывающего перечня информации о товаре, услуге, продавце, производителе и пр. не существует, этим успешно пользуются потребители-экстремисты при формировании претензий и изложении позиции в суде).

2. Право потребителя на возврат товара ненадлежащего качества. Часто персонал, да и сами предприниматели не достаточно разбираются в нюансах законодательства РФ о защите прав потребителей или считают сам процесс защиты своих прав в сопорах с потребителем малоперспективным, в связи с чем потребители производят возврат товара и денежных средств – «нагло залезая в карман» продавцу.

3. Право потребителя на компенсацию морального вреда, выплату неустойки, штрафа. Это право позволяет потребителю-экстремисту увеличить материальную выгоду от спора с продавцом в разы. Любой практикующий юрист вам скажет, что сумма требований потребителя к продавцу в исковом заявлении по спору о защите прав потребителей будет существенно отличаться, к примеру, от цены самого товара. Сумма взысканного морального вреда будет оценена судом (при грамотном подходе к подготовке к судебному разбирательству со стороны потребителя-экстремиста) в десятки тысяч рублей, неустойка может исчисляться сотнями тысяч, а штраф (взысканный в пользу потребителя-экстремиста) составит 50% от всей присужденной суммы.

4. Возможность искусственного затягивания сроков досудебного урегулирования в целях увеличения неустойки за просрочку удовлетворения требований.

5. Освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, делает деятельность потребителя-экстремиста еще более выгодной, ведь для инициирования судебного разбирательства не понадобится ничего платить.

6. Расторжение договора и выплата стоимости товара при выявлении незначительных дефектов в товаре, бывшем в эксплуатации.

7. Несоответствие «потребителя-экстремиста» правовому статусу «потребителя». Так, товар, который явился предметом спора может быть приобретен потребителем-экстремистом с целью ведения им предпринимательской деятельности, а не для личных или семейных нужд. Таким образом, паразитируя на добросовестном продавце(производителе) потребитель-экстремист пользуясь законом «о защите прав потребителей» за чужой счет поправляет положение дел собственного бизнеса. Так же встречаются случаи намеренного вредительства при использовании норм вышеназванного закона с целью недобросовестной конкуренции.

Это лишь некоторые источники злоупотреблений правом, используемые потребителями-экстремистами.



Деятельность потребителей – экстремистов чаще всего обретает следующие формы:

Шантаж. Потребитель-экстремист, обнаружив формальные (часто надуманные) основания для привлечения продавца к гражданской или административной ответственности, либо спровоцировав его или персонал к действиям, которые могут быть основаниями для инициирования проверок со стороны контрольно-надзорных органов осуществляет открытое давление на продавца(производителя).
Инициирование проверок контрольно-надзорных органов. Этот путь используется потребителями-экстремистами как способ нанести удар по продавцу, способный в ряде случаев поставить под угрозу само существование продавца(производителя).
Судебный спор, взыскание денежных средств. Следует отметить, что помимо самого решения суда, которым потребитель помимо основного долга выбьет из своего оппонента сумму компенсации морального вреда, неустойку и штраф, у потребителя-экстремиста еще до вынесения решения суда появляется шанс убедить суд в необходимости введения обеспечительных мер. Арест счета или части имущества предпринимателя часто губительно сказывается на деятельности последнего.


Как же продавцу(производителю) защититься от подобных атак? Как минимизировать ущерб от деятельности потребителей-экстремистов? Как защитить деловую репутацию и свое честное имя? Ответы на эти вопросы лучше всего искать еще до того как потребитель-экстремист обратил внимание на Ваш бизнес. И так, способы минимизации возможностей вышеперечисленных злоупотреблений:

Наиболее полное и своевременное предоставление потребителю информации о товаре (услуге), и (что не менее важно) фиксация факта ознакомления потребителя с этой информацией. Особое внимание обращаем на то, что из-за специфики товаров (услуг), помещений в которых ведется деятельность, контингента покупателей и пр. каждый случай требует индивидуального подхода со стороны специалиста призванного защитить продавца(производителя) от хищных нападок потребителей-экстремистов.
Четкая регламентация действий сотрудников и персонала при осуществлении контактов с потребителями. Необходима разработка четкого алгоритма контактов с потребителями с учетом специфики деятельности.
Разработка договора для работы со всеми группами потребителей. Включение в договоры условий, сводящих к минимуму выгоду потребителя-экстремиста, а так же позволяющих наиболее полно охватить правоотношение возникшее на основе договора с целью контроля и недопущения злоупотреблений и вольных трактовок.
Индивидуальная схема претензионной работы, обучение персонала способам общения с потребителем-экстремистом, который предпринимает попытки провокаций.
Подготовка к судебному разбирательству. Сбор, обработка, анализ документов, необходимых для формирования позиции продавца (производителя), изучение позиции потребителя-экстремиста, разработка контр-аргументации.
Участие в судебном процессе. Очень важно контролировать сам процесс отправления правосудия, с целью недопущения халатного отношения суда, формализма и пр. Очное участие в судебных заседаниях (с привлечением профессионального юриста-представителя) способно в разы снизить шансы потребителя-экстремиста на успех.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня защитить себя от потребителей-экстремистов могут лишь немногие продавцы (производители). Более того, даже крупные компании, имеющие собственный постоянный штат юристов, зачастую не способны защититься от хищнических аппетитов недобросовестных клиентов. Причина тому – отсутствие целостной, сбалансированной юридической системы защиты, в которую должны быть вовлечены все сотрудники организации. Целью этой системы является внедрение ИНДИВИДУАЛЬНЫХ для каждого продавца (производителя) правовых механизмов предупреждения злоупотреблений, реагирования на случаи потребительского экстремизма на этапе досудебного урегулирования, представительства интересов продавца в отношениях с контрольно-надзорными органами и в суде для минимизации экономического ущерба (убытков) от действий потребителей-экстремистов.
Записи
  • В блоге еще нет записей.
Об этом блоге
Автор:


  • Подписчиков
    2
  • Записей
    0
  • Комментариев
  • Дата создания
    22 сентября 2016