Проблема управленческих кадров.

Проблема управленческих кадров, существующая во всем мире, имеет много аспектов. Мне хорошо видится один из них, характерный для России.
Специфика подготовки руководителей в России всегда отличалась от европейской, а затем и так называемой «западной».
Но прежде немного теории. Всех людей с точки зрения профессиональной подготовки традиционно делят на две части.
Первые – это Профессионалы, которые знают свое дело глубоко, лучше других. Неважно, кто ты есть, кузнец, пастух, математик, солдат, ты умеешь делать что-то такое, чему тебя учили.
Вторые – Руководители. Они знают любой процесс хуже Профессионала (соответствующего). Зато они знают очень много самых различных профессий, настолько, чтобы находить общий язык с самыми разными Профессионалами. Что даёт им возможность понимать самых разных Профессионалов, таким образом, координируя их работу, а значит и, возглавляя работу некой группы.
На сегодняшний момент, система построения производства в мире зашла в тупик. Началось всё с желания упростить управление производством, а так же его же ускорить, упорядочить и прочая и прочая. Что привело к появлению конвейера, а далее, как его разновидность, создание жестких технологических цепочек. В которых работнику предлагалась роль «винтика» в механизме, выполняющего конкретные функции. Как правило, эти функции жестко ограничены. И чем дальше, тем более ограничивались функции, тем больше позволяя упрощать управление процессом. С точки зрения работы Профессионалов такая схема себя оправдывает.
Но это хорошо когда схема управления одноступенчата, то есть Руководитель напрямую управляет Профессионалами. Однако подобное редко, и чаще всего выстраивается сложная структура, в которой Руководитель более высокого ранга, руководит другими Руководителями более низкого ранга.
И тут та самая западная система пошла по пути вписывания руководителя «второго уровня» в жесткую схему. То есть это уже не Руководитель, а то, что можно назвать сегодняшним термином Топ-менеджер. То есть человек, обученный передавать указания Руководителя Профессионалам.
То есть Топ-менеджер не обязан уметь всего понемногу, он уже обязан просто выполнять довольно узкие функции по передаче указаний конкретным Профессионалам. При этом у него нет разносторонности Руководителя и глубины знаний Профессионала.
Зато занять этот пост, как легко догадаться, значительно легче. Поскольку нужно получить нужный диплом. При этом сразу появилось несколько негативных процессов, при внедрении вроде бы удачной и хорошей схемы.
Первый негатив. В силу доступности и престижности профессии, её ряды стали заполнять люди с довольно низким уровнем способностей. Что довольно быстро привело к ещё более низкому среднему уровню топ-менеджеров.
Второй, менее заметный, но тоже очевидный. Стало значительно меньше появляться способных Руководителей. Так как идея заменить их частично топ-менеджерами привела к полному исчезновению системы подготовки руководителей. То есть таланты самородные всегда появляются, но стихийный процесс появления самородков даёт много меньше, чем целевая система их подготовки.
Что очень хорошо видно на примере России.
Российская система образования наиболее четко прослеживается от Петра Первого.
Университетов ещё тогда не было, но вот от офицеров Гвардии требовалось при необходимости не только бить шведов или турок, но и, если прикажут, ехать исследовать берега Камчатки, выполнять дипломатические поручения при европейских и азиатских дворах, устраивать финансовые проверки, организовывать светские ассамблеи и всё, что государству потребуется. И делать сие надо было с должным рвением и умением, не щадя ни сил, ни живота своего.
И это быстро вывело Россию из застоя, и далее был тот самый «серебряный век», эпоха Елизаветы и Екатерины, период небывалой славы российской, коей гордится нам дадено.
И сохранялась эта система не один век. До советских времен. Тут еще ведь и российский менталитет сильно влияет. Это же чисто русская черта – совать свой нос везде, до всего дело иметь. Европеец, особенно немец, привык к порядку. Сказали, делай это – он делает. Ска

110
Комментарии (5)
  • 18 ноября 2010 в 14:00 • #
    Дмитрий Гончаров

    С 15 ноября проект NABIS называется Международное Рекламное Интернет-Агентство "На БИС!".
    РИА "На БИС!" будет владеть несколькими интернет-ресурсами для продвижения деятельности клиентов.

    Официальный сайт РИА: http://nabisinfo.com/.\\Пожалуйста, ознакомьтесь подробнее с информацией на данном сайте.

    На сегодняшний день для продвижения деятельности клиентов РИА "На БИС!" работают два ресурса:
    1) http://www.nabis.info,\\2) http://dobrovolskiy.info

  • 18 ноября 2010 в 16:23 • #
    Александр Захаров

    Здравствуйте!
    Профессиональный кризисный аналитик готов оказать аналитическую, методическую и практическую помощь в решении сложных проблем Кадрового управления:
    www.adcsr21.narod.ru
    Александр Захаров

  • 19 февраля 2011 в 21:06 • #
    Татьяна Гунько

    Нас так всех учили.
    Сейчас школьники 11 лет учатся.Только знаний почему-то меньше чем у нас. учившихся 10 лет.

  • 22 февраля 2011 в 06:41 • #
    Маргарита Розен

    Нам это совершенно не нужно. Вы, как уже убедилась, традиционно пишете о больном, пишете точно, корректно, правильно. Самое печальное в нашем положении, это то, что позаимствованная западная схема управления уже приносит свои кислые плоды. Топ-менеджер, назначенный руководить объединением региональных газет, понемногу их приводит к общему знаменателю. Ибо в журналистике не разбирается, и разобраться не может. Поэтому специфику работы СМИ не учитывает, горя, тем не менее, неумеренным чиновничьим энтузиазмом. Случай реальный, поэтому могу ответственно сказать и об имеющемся результате почти двухлетнего менеджмента: резкое падение спроса на газеты, возросшая необходимость административного продавливания подписки на них (государственные издания), значительное уменьшение рекламы. И, как профессионал, могу с уверенностью констатировать снижение информационного качества газет, их содержания. Из серьёзных общественно-политических изданий они превращаются в сборники нормативно-правовых актов и чиновничьих самоотчётов.
    Теперь о финансовой стороне вопроса. Если ранее, до реорганизации, в одной из газет доля государственного информационного заказа не превышала 15 процентов всего бюджета, остальное газета зарабатывала самостоятельно, оставаясь при этом рентабельным предприятием с высоким уровнем доходов сотрудников, то теперь госзаказ доходит до 70-80 процентов бюджета, а денежные доходы коллектива упали процентов на 30. Вот и результат неумелого руководства. Но зато по западному образцу.

  • 15 апреля 2012 в 03:02 • #
    Михаил Шарахов

    В целом правильно. Но. На западе есть свои плюсы - соблюдение технологии. Технологию не дураки разрабатывают. Если каждый профессионал будет перерабатывать технологию то получится: "после сборки доработать напильником"!
    Маргарита Вам не повезло ваш "топ" чейто ставленник (родственник, нужный человек). Ему и работать то ненадо. Об этом сказано в вашем отзове: "то теперь госзаказ доходит до 70-80 процентов бюджета".
    А доходы упали у всех. Монитарный кризис + перепроизводство + конвеерность производства (малая занятость) - привело к дисбалансу спроса и предложения. И что самое плохое - по всему миру (из-за международных корпораций)!


Выберите из списка
2011
2011
2010