Top.Mail.Ru
А Вы, определились со своей ролью в Бизнесе?

А Вы, определились со своей ролью в Бизнесе?

А Вы, определились со своей ролью в Бизнесе?Пожалуй, каждый сталкивался с ситуацией, когда конкретные рекомендации по развитию бизнеса в Ваших условиях не работают. Если исключить из этого опыта рекомендации теоретиков, людей не знакомых с Вашей спецификой и просто невежд, то, тем не менее, подобные ситуации останутся.

Что же происходит? Ведь бизнес — он везде бизнес. Если Ваш конкурент воспользовался какой-то рекомендацией и смог заработать больше денег, то почему у Вас не получается?

Все дело в том, что у каждого собственника бизнес построен под конкретную модель. Каждый подсознательно, даже, не имея представления о подходах к ведению бизнеса, с самого начала последовательно строит бизнес так, как он его себе представляет. В результате любые рекомендации или инструменты, которые не приспособлены для этой модели, как бы эффективны они не были, не работают.

О каких моделях бизнеса речь? Начиная бизнес, Вы неизбежно принимаете на себя одну из трех ролей собственника:

  • Инженер.
  • Создатель
  • Продавец.

Что это за роли собственника?

Инженеры или технари — это собственники, которые очень хорошо разбираются в своем продукте. Неважно, что за продукт: программное обеспечение, электроника, продукты питания или даже услуги. Человек начинает свое дело, когда уже досконально изучил всю технологию. Сюда относятся и гениальные повара и тренеры по спорту, все, кто знает в деталях свой продукт и непрерывно в этом совершенствуется, зачастую, получая от этого удовольствие.

Продавец — это роль собственника, которая предполагает непрерывные продажи всего и вся. В «мирной» жизни эти люди продолжают «продавать». Они всегда в центре внимания. Они постоянно о чем-то рассказывают, к чему-то призывают. Принимающие эту роль собственники считают, что бизнес — это сплошные продажи. Они настолько верят в это, так погружены в сам процесс, что зачастую не всегда уверены, что они продают. Да, это и не важно, зато всех вокруг они убедят в том, что это им обязательно нужно.

Создатель или предприниматель — это собственники, которые за бизнесом видят процесс. Они настолько погружены в него, что сами уже живут процессами и процедурами. В управляемых ими бизнесах редко можно встретить ненужные процессы, эффективность каждой операции непрерывно повышается. Точность, технология, регламент — вот на чем все сосредоточены в таких компаниях.

Поменять роль невозможно. Точнее, ее можно поменять только с собственником. Конечно, по мере роста компании значение роли снижается, но на этапе становления и развития бизнеса знать свою роль очень полезно.

Покажу, зачем это нужно. У каждой роли есть свои неоспоримые плюсы, они выражены в названии. Но эти плюсы имеют и не менее яркую оборотную сторону.

Так, например, инженеры, совершенно не умеют продавать. Они искренне считают, что достаточно создать лучший продукт, услугу и все сбегутся, чтобы скупить это в один момент. Но этого не происходит. Что делать в такой ситуации для таких руководителей неочевидно. Не раз в моей практике были ситуации, когда на предприятии возглавляемом «Инженером» не было отдела продаж. Предприятие более десяти лет на рынке. Несколько филиалов и все сидят в ожидании того, что к ним придут покупатели. А даже если клиенты и заходят, им дают понять, что для покупателей это честь и им нужно доказать, что они способны оценить всю мощь и величие продукта или услуги производимых этой компанией.

Другая ситуация у «Продавцов». Те могут продать практически все и всем. Это про них есть анекдот, что, уходя из бизнеса, они продают абсолютно всё, включая конкурентов, которых продают друг другу и партнеров, которых продают налоговой. Но при этом все остальные стороны бизнеса совершенно проваливаются. Расходы в таких бизнесах совершенно бесконтрольны. Конечно, контроль ведется, но, во-первых, эпизодически, а, во-вторых, необходимость тех или иных трат никогда не оценивается. Так, ярчайший пример действий «Продавца», это помпезное открытие нового филиала, с умопомрачительным бюджетом, в результате чего уже никакие продажи не могут покрыть расходов на открытие.

«Создатель» внешне выглядит очень достойно. Это бизнес — образец для подражания. Посетители офисов подобных компаний — умиляются, а собственники, завидуют черной завистью. Все по делу, все четко, все на своем месте. Никаких лишних движений, все предусмотрено. Внешне — это действительно шедевр в бизнесе, образец для подражания. Но, нередко работники таких компаний — люди. Обычные люди со своими достоинствами и недостатками, похожие на нас с Вами. И бывает так, а бывает это уж слишком часто, чтобы быть случайностью, что эти люди не выносят долго такой механизации и регламентации. Ведь в бизнес-процессе учтено все, вплоть до того, в какой момент нужно улыбнуться клиенту или партнеру, но причин побуждающих это делать со временем становится все меньше и меньше. Текучесть же кадров, особенно руководящих, всегда являлась одним из важнейших критериев снижения производительности и, как следствие, доходности бизнеса.

Как быть, уравновешиваются ли плюсы ролей их минусами? Как можно получить взрывной рост прибыли на предприятии, учитывая особенности ролей собственников? А также, примеры по каждой из моделей из отечественной бизнес — практики. Все это в продолжении.

На сегодня, все. И помните, Ваш бизнес растет по мере того, как растут его цели.

Эта статья опубликована:
в моем ЖЖ: http://maxgladkov.livejournal.com/1731.html
и на моем сайте: http://aimit.ru

214
Комментарии (2)
  • 6 июня 2010 в 19:48 • #
    Иван Карнаух

    Максим!

    Очень толковые наблюдения!

  • 6 июня 2010 в 20:28 • #
    Максим Гладков

    Спасибо! От Вас это в двойне приятно слышать. :-)