Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Попытка сформулировать новый подход

Попытка сформулировать новый подход

«Нельзя рассчитывать на

чужое дыхание, если хочешь выжить".

Кэроль Фришетт

Вспоминая одну лекцию. Начало.

Когда-то, это было очень давно, но не настолько давно, чтобы забыть, мне довелось послушать одну забавную лекцию удивительно ироничной женщины. Инна Люциановна Вишневская была супругой нашего мастера Владимира Александровича Эуфера в Щукинской школе и настоящим профессионалом в области театра. Зная это «дед», так с любовью звали ученики своего учителя, попросил ее почитать лекции нам еще только начинающим режиссерам. Инна Люциановна как-то, очень просто вошла в аудиторию, будто к себе на кухню, чтобы выпить чашечку чая села за стол и сказала, перебирая лежащую рядом с ней сумочку: « Ну, вот что, я долго думала над вопросом «Как становятся гениями?» и поняла,… (она сделала паузу и посмотрела на нас) …если вы хотите, могу рассказать, если сумеете правильно понять станете… (она опять посмотрела на нас) …у вас еще есть время, вы можете успеть». Все в аудитории заговорили, довольно громко и бурно обсуждая подобное заявление, но смысл всех этих обсуждений свелся к всеобщему согласию с предложением. Кому не хочется попробовать приоткрыть завесу над тайной. И эта странная забавная и умная женщина начала: «Я перечислю вам целый ряд пунктов, если вы будете их выполнять, все без исключений, то у вас будет шанс».
Забыть про традиции. (Как вы понимаете забыть можно то, что знаешь);
Крепчайший профессионализм. (Умение выполнять свои профессиональные задачи в любых условиях);
Вы должны знать от чего умирают гении, потому что когда они умирают, заканчивается эпоха;
Мнительность одна из черт гениев (От внутреннего ощущения не заменимости);
Находясь вдали от родины, интересоваться урожаями в России. (Как же они там без меня справятся ли?);
И если вопросы, которые они ставят перед людьми – это «Что делать?» и «Кто виноват?», то перед гением всегда стоит вопрос – «Где взять денег?» при этом он никогда ими не дорожит.
Интересно, что при всей иронии подобной лекции и кажущейся несерьезности она надолго осталась в памяти и иногда, встречаясь с тем или иным своим сокурсником, я слышу от них приятные слова воспоминаний о том занятии. Но проходит время и идея самосовершенствования не отпускает, заставляет еще и еще раз задуматься о причинах, которые приводят человека к разнообразным высотам и достижениям. Хочется открыть эти пути и попытаться разобраться в их истинности. Все эти размышления и привели меня к написанию данной работы. Надеюсь, кому-нибудь она поможет преодолеть ряд трудностей и подобно средневековому алхимику найти свой цветок истинной жизни, преодолевающей преграды и успешно стремящейся к новым и новым свершениям.

Начало…
Несомненно, что любое действие на сцене это волевой акт и совершать его может человек с сильной волей. Поэтому все мои размышления направлены на процесс воспитания воли в человеке вообще и студенте в частности. Любая кажущаяся простой схема обучения требует постоянной дисциплины, может быть именно поэтому, великий теоретик и практик театра К.С. Станиславский в своих работах первое место уделял вопросам дисциплины. Раз и навсегда, решив для себя этот вопрос, человек может достичь любых высот и преодолеть любые трудности.
Не секрет что при подборе студентов на актерский курс педагоги присматриваются к внешним данным будущих актеров (рост, полнота, вес), слушают их голосовые возможности (говор, дикция и т.д.). Не редко бывает, что кто-то из абитуриентов не проходит, потому что он или она слишком полны или говорят невнятно, не выговаривая какую-нибудь букву, но и эти преграды на пути к своей цели при наличии очень твердой самодисциплины можно преодолеть.
Если рассматривать неуспех или неудачу как болезнь, а у некоторых как хроническую болезнь, то сразу хочется сказать, что этот недуг поражает тех, кто изначально сам записал себя в неудачники, по причине слабой воли и дисциплины. Надо постараться вырваться из этого плена, освободиться от пут слабости.
Я сам долгое время блуждал в состоянии полного дискомфорта от своей трусости, я боялся за все: боялся быть не понятым на сцене, боялся быть не замеченным, боялся быть не видимым и не слышным. Я думал если не выжму из себя все, то это никому не будет интересно. И я напрягался, старался, что было сил, но вся энергия, которую я затрачивал на это напряжение, куда то исчезала она не доходила до зрителя, она растворялась в воздухе, оставляя меня в недоумении. Мои учителя, говорили мне какие – то слова, я их слушал, но не слышал. Я верил своей глупости и самонадеянности, я был, слаб и опорой мне служило мнение, что я сам все знаю и понимаю.
Подобно большинству людей я отказывался от тех истин и рассуждений, которые произносили мои учителя, считая их прописными и мало интересными. Я слышал, как говорили, что учиться надо радостно и весело, что ученику надо верить в свои силы, что ему необходимо стремиться к успеху, что во время репетиций я просто обязан пребывать в радостном настроении, чего бы мы ни репетировали, трагедию Шекспира или легкий не обязательный водевильчик. А если нет радостного настроения, говорили учителя, то его нужно уметь зарождать в себе. Оно просто так не приходит, нужна сила воли способная помочь отстраниться от обыденности в нашей жизни. Я сидел, слушал и думал: когда же эти нравоучения закончатся, когда мы, наконец, займемся делом, когда мы начнем репетировать и т.д. Но вот приходило время репетиций, и я видел, как у меня не получается. Я слишком громко говорил, слишком резко двигался, слишком много изображал страданий.
Мне говорили слова, фразы которые должны меня были освободить от этого СЛИШКОМ. Я слышал малые, средние и большие круги внимания, физическое действие и многое другое. Слышал, но не понимал. Иногда даже удавалось срывать аплодисменты, но я то догадывался, что они скорее случайны, нежели закономерны для моего успеха. Я видел все это, и во мне все больше и больше начинали появляться червячки сомнений, неверия в свои силы, которые зарождали громадное желание стремиться доказать свою состоятельность. Таким образом, слово СЛИШКОМ преследовало меня изо дня в день, из репетиции в репетицию, из спектакля в спектакль.
Прошло время и в один прекрасный день во время одного из спектаклей произошло интересное событие. Я, кажется… забыл реплику и на мгновение остановился, зал замер вместе со мной, я почувствовал, что в момент этой тишины, между мной и залом возникла какая-то нить связывающая меня с ним. Эта нить была невидима, но она явственно ощущалась. Я уже вспомнил реплику, но не торопился произносить ее, из-за желания сохранить эту тоненькую ниточку нашего немого диалога с залом. Тогда я еще может быть не понял, но уже ощутил силу, способную концентрировать энергию направленную на зал. У меня появилось ощущение радости, радости актерского творчества. В эту секунду я был творцом, за которым внимательно наблюдает весь зал. Это была первая ласточка приятная радостная, но всего лишь первая.
Я стал искать пути самообразования: читал теоретическую литературу, смотрел без разбора спектакли. Вера в мои сила окрепла и получила множество подтверждений. Это был большой объем работы сложной и тяжелой. Но мое – СЛИШКОМ, еще оставалось при мне. Как говориться я накачивал свои мускулы, а мой дух оставался таким же и он не только не помогал, но и довольно часто мешал мне. Мой энтузиазм, с которым я начал этот новый этап своего профессионального пути, стал медленно, но верно угасать. Он стал укреплять мою слабость. Появились СОМНЕНИЯ.
Кто-то из мудрецов когда-то давно сказал, что художник творит от неустроенности, от дискомфорта, от сомнений. Не знаю как первое и второе, в третьем он ошибался. Сомнения чуть ли не единственный наш враг. Благородность этих сомнений только кажущаяся. Как только кто-то начинает какое – нибудь дело с мыслями: а вдруг не получится. Вероятность того, что не получиться возрастает на порядок. В таком случае он автоматически ориентирует себя на неудачу. Неудача становиться его конечной целью.
В этот момент во мне зародились сомнения, я не знал этого, не знал я и о пользе сомнений. Пользе – очень ярко выраженной в древней мудрости — научиться побеждать можно только с сильным противником. Победа над сомнениями требует сильной воли. Воля поможет не раскиснуть под гнетом сомнений, она поможет решить ту задачу, которую сомнения предлагают как преграду.
В результате долгого пути я понял, что дух человека вооруженный силой воли способен творить чудеса.
И еще я понял, что три человека делающих одно дело могут по-разному его закончить. Могут получить пользу и достичь успеха, могут провалиться с треском и могут, что еще хуже нанести себе и окружающим вред. Ключ к первому исходу лежит в первую очередь в настроенности на успех, понимании сложности пути и радости, которая рождается от предощущения его преодоления.
воля – дисциплина
уверенность в успехе – преодоление сомнений
радость – понимание трудностей

Энергетическое здоровье

Время бежит, общество представителями которого мы все являемся, развивается, появляются все новые и новые открытия в науке и технике. Уже можно видеть невидимое простым глазом. Ученые уже смогли зафиксировать, что каждый из нас обладает не одним а, по крайней мере, семью телами. Семь оболочек нашего тела, которые защищают его, которые помогают ему, которые несут гораздо большие нагрузки в нашей жизни, чем мы подозреваем.

Человек состоит из 7 тел, из которых 4 низших — смертные. Это следующие:

  1. Физическое тело — наружная и самая плотная из 7 оболочек человека — служит для деятельности на физическом плане.
  2. Эфирное тело или эфирный двойной человек, его 6 оболочка. Он служит проводником жизни, жизненной силы.
  3. Принцип жизни или жизненная сила — является 5 оболочкой человека.
  4. Астральное, проводник всех чувств, страстей и желаний, является 4 оболочкой человека. Астральное тело в Христианской терминологии называется душой.

Затем следуют 3 высших, бессмертных начал, составляющих истинного, бессмертного человека, его вечный, бессмертный дух:

  1. Ментальное тело или тело мысли, высший разум или интуиция является 3 оболочкой человека.
  2. Духовное тело.
  3. Божественное начало, вечное Я человека.

Кроме того, уже можно сказать совершенно точно, что каждое из семи тел состоит из материи соответствующего плана и должно отвечать на вибрации, относящиеся к данному плану. На настоящей ступени развития человек отвечает на вибрации только самого грубого, физического плана, и очень немногие из нас отвечают на вибрации остальных, более высоких тонов. И если мы с вами начинаем говорить о возможных актерских тренингах, то уже наверно в контексте этого знания. И тогда многие из уже известных упражнений приобретут другой смысл, а значит и результат несколько измениться.

Начнем последовательно:

  1. Физическое тело – любые упражнения связанные с тренировкой физической силой упругостью и эластичностью мышц тела. Полезность их будет соблюдена при выполнении таких условий: не форсировать, спокойно наращивая нагрузки и сложность, делать упражнения в комплексе, потому что при наращивание мышечной массы нельзя забывать об эластичности мышц, об их подвижности. Надо опасаться забитости мышц ведь актер должен обладать гибким телом, сильным и гибким
  2. Эфирное тело– его 6 оболочка. Как я уже писал, он служит проводником жизни, жизненной силы. Поэтому следует сказать так: человек несет эфирное в самом себе, индивидуализированным образом. Как он несет на себе физическое тело – в индивидуализированном облике физического тела с его органами, так же несет он на себе и эфирное. Во время сна это эфирное тело остается соединенным с физическим телом и дает ему жизнь; только в смерти эфирное тело расстается с физическим. Эфирное тело — это магнитное поле, которое окружает человеческое тело. Это предтеча ауры, ядро ауры, если можно так сказать. У одних людей эфирное тело распространяется на ⅛ дюйма вокруг тела, вокруг каждой его части, даже вокруг каждого волоска. У других оно простирается на несколько сантиметров, но редко больше шести. Эфирное тело показывает жизненную силу человека. Его размеры сильно зависят от здоровья. Если человек выполняет тяжелую работу в течение целого дня, его эфирное тело прижимается близко к коже, но после хорошего отдыха оно может распространиться на несколько сантиметров. Оно повторяет все изгибы человеческого тела, повторяет даже родинки и прыщики. Можно предположить, что именно оно отвечает за нормальную жизнедеятельность физического тело, оно охраняет вас. Именно защитное качество эфирного тела нужно развивать упражнениями на занятиях.
  3. Принцип жизни или жизненная сила — является 5 оболочкой человека. Это -кармическое тело. Карма это наш сознательный выбор. С точки зрения кармы случайностей не бывает. Ошибочно думать, что люди приходят в нашу жизнь, как правило, мы сами своей жизнью выбираем людей и сами создаем условия для их прихода. Совпадения, тоже не бывают случайны, за каждым из них лежит определенная цепочка наших деяний. Вы делаете выбор (иногда не сознательно) и это есть причина того, что появляется совпадение или случайность, которые по определению уже следствия. «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет», «Что посеешь, то и пожнешь», «Не плюй в колодец — пригодится» и т.д. Карма не подразумевает пассивности. Принцип жизни (карма) аккумулятивен, он накапливает силу и постепенно событие происходит. В результате, мы правомочны поразмышлять о тренингах и упражнениях направленных на накопление той кармы, которая необходима для реализации нас в актерской профессии. Иначе говоря, у нас есть возможность создавать новые причины для достижения новых результатов. Для работы с кармой ошибочно винить себя за те или иные провалы. Всегда нужно понимать, что у вас есть возможность изменить ее к лучшему, что вы сами создали и продолжаете создавать свою жизнь.
  4. Астрально тело. Астральное тело в Христианской терминологии называется душой. В отличие от Кармы и Эфирного тела астральное может путешествовать и отделяться от физического тела. Думаю, что ваша душа напрямую связана с вашей фантазией и воображением. Поэтому целая серия упражнений и тренингов, которые я приведу ниже, будут направлены именно на это умение и на развитие качества этого умения. Установлено, что астральный двойник человека — астросом — может выделяться из физического тела и самостоятельно действовать в другом, причем весьма отдаленном, месте. Мы будем пробовать совершать путешествия в астрале. Благодаря этому умению можно с успехом оказываться и в чеховской России и в шекспировской Англии, быть великим Цезарем и ничтожным Расплюевым. По мнению многих ученых в «…астральном и эфирном телах скрыты 90% физических болезней и недомоганий. В физическом теле астральное тело контролирует нервную систему». «Астральное тело иногда называют 'телом эмоций'. Это следствие взаимодействия между желанием и центральным 'Я', результат которого (в этом теле) проявляется как эмоция, как боль, и удовольствие, и другие пары противоположностей». (Баранова А.М. «Антропогенезис. Оккультная теория эволюции»).
  5. Ментальное тело или тело мысли, высший разум или интуиция является 3 оболочкой человека. Я бы назвал это тело – «мыслящая душа». Это тело неразрывно с мыслями человека с многие восточные философии говорят о двойственности ментальности – о ментальности низшей и ментальности высшей. Низшая это напрямую мысли образующая проявляется на уровне размышляющего, рационального, низшего ума. Рациональный ум — это формообразующая способность, в которой мысли — вещи. Этот ум эгоистичен, эгоцентрирован и выражает ту амбицию человека, которая несет в себе зародыш собственного разрушения. Кроме того: «…человек способен и к ассоциативному («правополушарному») мышлению: когда в поле умственного зрения привлекается мыслеформа, чем-то похожая на данную, но вовсе ею однозначно не определяемая; возможно также создание и радикально новых мыслеформ, но это случается редко. Процесс мышления в целом — это определенная работа, частично состоящая в поиске в ментальном плане подходящих мыслеформ, заготовок для конструкций и отправных точек для ассоциаций, а частично в создании из них некоторой большой мыслеформы, или ментальной конструкции (мнения, концепции, теории), которая на данный момент человека устраивает — или не устраивает».
  6. Духовное тело, являющееся вторым элементом человека. Это тот двойник, который формирует вас. В нем соединяется кармическое, астральное и ментальное. В духовном теле они сливаются в одно целое. Таким образом, это объединение подготавливает самое главное общение человека с высшим началом – божественным началом в человеке.
  7. Божественное начало, вечное Я человека, т.е. сам духо-человек, его главная суть и основа, по существу своему становятся едины с Богом.

Дальше я начну разбирать и приводить примеры упражнений по пунктам, но призываю всех понять одно — счастье в человеческой жизни есть достижение той цели, которую ставишь перед собой, счастье динамично потому что, достигая цель, всегда видишь новую и стремишься к ней. Каждое такое достижение есть победа, каждый путь к победе есть ваш индивидуальный опыт. Накопление такого опыта есть те умения, которые будут помогать вам, противостоять трудностям. Очень важно при выполнении упражнений понимать о бессмысленности механического их выполнения, действенность их вырастает за счет постоянного осмысления их смысла и понимания стремлений. Вера в свои силы ощущение своей безусловной незаменимости иногда просто творит чудеса. Будущий актер просто обязан настроиться на здоровье своего тела. Природа одарила нас блестящим механизмом для нашего бытия. Наше тело может самовосстанавливаться, просто научный и технический прогресс несколько усыпил эти функции. Человечество несколько обленилось и надо совершить переворот, надо постараться вернуться к исходному состоянию человека, к состоянию активного постижения мира. Человек не машина и не компьютер это сложнейший механизм взаимодействия физического духовного и разумного и чтобы все эти составляющие работали слаженно, необходима структура определенного настроя. Применительно к театру я бы назвал это настроем на образ хорошего актера. Знаменитый французский режиссер Люк Бонди, в одном интервью, сказал: «Идеал театра в том, что бы человеческое существо могло сыграть все». Вот и попробуйте настроиться на образ такого актера, который способен играть все любую драматургию или ее отсутствие любые пластические рисунки, любой смысл и т.д.

369
Комментарии (3)
  • 20 декабря 2010 в 23:02 • #
    Евгений Литвин

    Леонид, какие упражнения вы бы порекомендовали для развития такого нужного для актера качества, как "Заразительность"?

  • 20 декабря 2010 в 23:33 • #
    Евгений Литвин

    И еще один вопрос по актерской профессии. Какие роли больше способствуют профессиональному (да и личному) развитию актера - роли Победителей, или роли Неудачников? Выношу, при этом, за скобки, что больше всего, наверное, развивают ХОРОШО сыгранные роли:)

  • 7 февраля 2011 в 09:46 • #
    Евгений Литвин

    Спасибо, Леонид, за развернутые исчерпывающие ответы. Наверное, ради них вы и создали эту тему.


Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2012
2011
2010
2009
2008