Top.Mail.Ru
Тройственный союз защитит нас с Востока.

Тройственный союз защитит нас с Востока.

С первого января 2010 года начнет активную работу Таможенный союз «Большой тройки» — России, Беларуси и Казахстана — в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). На очередном заседании Комиссии Таможенного союза в октябре уполномоченные представители рассмотрели ряд основополагающих документов, в частности таможенный кодекс, единый таможенный тариф, которые должны быть вынесены на заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств в конце ноября и глав государств в середине декабря.
Редакция «Московской промышленной газеты» решила узнать подробнее об этапах формирования союза и о том, какие выгоды несет московским производителям промпродукции это объединение, в беседе с директором Правового департамента Комиссии Таможенного союза Натальей Слюсарь.

  • XX век ознаменовал появление новой формы межгосударственной экономической интеграции — таможенных союзов. Так, почти сто лет назад был создан Южноафриканский таможенный союз — один из старейших в мире. В 1967 году было организовано Восточноафриканское сообщество (ВАС) и др. Они существуют и по сей день. Что принесет создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России?
  • Все большее увеличение количества таможенных союзов, расширение и укрепление их позиций на международной арене свидетельствует о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономические, политические, социальные выгоды для их участников. Она позволяет участникам выступать как единый экономический и политический блок в международных отношениях, увеличивает вес государств в мировом масштабе, а также открывает перспективы для частных лиц данных стран, в особенности для хозяйствующих субъектов. В этом смысле объединение Белоруссии, Казахстана и России не является исключением.
    Формирование Таможенного союза, как известно, направлено на достижение сразу нескольких целей, таких как обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса путем устранения препятствий для свободного взаимодействия; создание условий для добросовестной конкуренции и товарообмена; формирование общего экономического пространства и выхода на внешний рынок. Для этого в рамках союза создается единая таможенная территория государств-участников, формируется однотипный механизм регулирования, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.
    К настоящему времени в рамках объединения Казахстана, Беларуси и России сделаны значительные шаги к решению задач. Принято большое количество международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, ведутся переговоры о дальнейших перспективах развития на высшем политическом уровне. В завершающей стадии находится разработка таможенного кодекса, который будет соответствовать самым современным международным стандартам, в первую очередь Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Достигнуты большие успехи в формировании Единого таможенного тарифа. Наметился значительный прогресс в сфере технического регулирования, применении санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также мер в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории. Мы ведем переговоры о возможном расширении нашего блока, причем не только за счет стран-участников ЕврАзЭС.
    Очень приятно, что все стороны занимают активную позицию по вопросам дальнейшего развития и функционирования организации. В результате совместной сложной, но плодотворной работы специалистов, ТС должен быть сформирован на год раньше, чем планировалось. А с середины 2011 года начнет работу в полном объеме.
    Один из главных пунктов, по которым сторонам уже удалось договориться,— определение общих тарифных ставок на товары. И это серьезное продвижение вперед.
    Но пока открытым остается вопрос о механизме распределения таможенных сборов в справедливой пропорции между участниками Таможенного союза. Во многом эту преграду должен помочь преодолеть четко прописанный таможенный кодекс и соответствующий международный договор.
  • А какие непосредственные выгоды в этом сотрудничестве может для себя усмотреть наш товаропроизводитель?
  • Если опираться на статистические данные, то можно с уверенностью отметить: дополнительный прирост ВВП России за первые пять лет существования единой таможенной территории и реализации согласованной стратегии развития оценивается в 19%, а за 10 лет — в 31%.
    При этом общий прирост экономической активности оценивается соответственно в 480 и 770 млрд долларов, из которых более 70% приходится на Россию. Данная положительная тенденция позволяет сделать вывод, что эффект от интеграции намного превзойдет материальные и иные затраты, понесенные государствами.
    Следующим шагом сотрудничества может быть создание единого рынка. Здесь уже свободой перемещения будут обладать не только товары, но и капитал, и рабочая сила. На этом этапе возникает необходимость в создании специальных институтов, которым национальные правительства уступят часть государственных функций. Они принимают решения относительно основных направлений экономической политики участников и даже по вопросам текущей международной политики.
    Таким образом, дальнейшие перспективы экономического объединения России, Белоруссии и Казахстана, да и остальных стран ЕврАзЭС, понятны. Ближайшие — введение в действие Таможенного союза «Большой тройки» и вступление во Всемирную торговую организацию.
  • Как известно, Россия, Казахстан и Белоруссия уже входят в другие подобные международные организации. Как участие в ТС может повлиять на это?
  • Формирование полноценного Таможенного союза является бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом. Это своего рода экономический блок, наряду с ЕС и другими государствами. Он позволяет государствам-участникам добиться большей конкурентоспособности, а, возможно, в дальнейшем составить противовес ЕС. Но неправильно было бы назвать Таможенный союз «контрмерой», ведь он создается, в первую очередь, для укрепления позиций его членов, а не как средство давления или негативного влияния на другие государства. Неприемлемо воспринимать его как средство «шантажа».
    Таможенный союз — это современный механизм здоровой конкуренции, результат усиливающейся во всем мире тенденции к интеграции.
    В своей деятельности он учитывает опыт других стран, а также с должным вниманием рассматривает их предложения по поводу своего развития. К тому же это не изолированное, закрытое объединение: вступить в союз может любое государство, разделяющее цели и принципы его деятельности.
  • Вы упомянули о присоединении Таможенного союза к ВТО. Есть ряд публикаций, опровергающих это решение. Можете прокомментировать ситуацию?
    В июне этого года на Межгосударственном совете ЕврАзЭС премьер-министры России, Казахстана и Белоруссии изъявили намерение вступать во Всемирную торговую организацию не по отдельности, а единым фронтом —
    в форме трехстороннего взаимодействия. Стоит отметить, что таких прецедентов вступления в ВТО было немало.
    Решение стран является целесообразным по следующим причинам. В первую очередь, следует подчеркнуть, что разработка нормативной базы деятельности Таможенного союза осуществляется с учетом и в соответствии с требованиями, установленными ВТО. К тому же, как известно, Россия достигла наибольших успехов в согласовании вопросов по вступлению в эту организацию. Это позволит Белоруссии и Казахстану воспользоваться опытом Российской Федерации и тем самым ускорить процесс приведения своего законодательства в соответствие с существующими требованиями. Сотрудничество в рамках Таможенного союза «Большой тройки» будет этому только способствовать. Являясь результатом высокой степени экономической интеграции государств, он, безусловно, усилит позиции сторон, что позволит присоединиться к ВТО на более выгодных условиях. Данное решение является выгодным и перспективным для всех государств — членов Таможенного союза и поэтому нецелесообразно от него отступать.
  • Не возникнут ли экономические противоречия внутри Таможенного союза «тройки», ведь с тех пор, когда государства-участники являлись единым блоком (СССР), прошло уже много времени?
  • У России, Беларуси и Казахстана экономики находятся на разных стадиях развития. Однако в настоящее время интенсивно осуществляются все необходимые преобразования, и говорить о «слабости» партнеров России, безусловно, не приходится. Таможенный союз предоставляет сторонам право действовать на взаимовыгодных, исключающих какую-либо дискриминацию началах.
    Появление единой таможенной территории означает свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, снятие ограничений во взаимной торговле и отмену таможенных пошлин. Это ли не стимул для каждой из национальных экономик! Кроме того, все стороны будут использовать единые меры регулирования торговли с третьими странами.
    Поскольку мировая экономическая конъюнктура остается стабильно непростой, кризисные явления в ней будет сказываться еще долго. Поэтому региональный ТС — это еще и гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждого государства-участника, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках.
  • Каков механизм разрешения споров в рамках Таможенного союза?
  • Все споры и разногласия успешно разрешаются в рамках союза. Этому способствуют такие процедуры, как консультации и переговоры на высшем политическом уровне; привлечение экспертных групп и т.д. Одним из главных инструментов урегулирования споров является Суд
    ЕврАзЭС. Он наделен компетенцией по рассмотрению споров между государствами — членами Таможенного союза, а также между ними и Комиссией ТС. Суд вправе давать толкование международным договорам, формирующим правовую базу ТС, актам, принятым его органами. Он также рассматривает дела об оспаривании решений и действий этих органов и т.д. Достигнутый консенсус по многим важным и проблемным вопросам является безусловным доказательством эффективности данных процедур.
  • В рамках Таможенного союза будут решаться вопросы по ряду направлений, в том числе по развитию торговой политики, промышленного сотрудничества. Как в настоящее время осуществляется работа по согласованию данных процессов?
  • Надо отметить, что данные проблемы в рамках ТС разрешаются достаточно успешно. Этому способствует продуктивная работа специально сформированных постоянно действующих профильных групп экспертов, специализирующихся на следующих направлениях: таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование, нетарифное регулирование, косвенное налогообложение. Экспертная работа дает свои результаты. Об этом свидетельствуют подготовленные к рассмотрению на Межгоссовете документы. Но и на данный момент в рамках Таможенного союза уже существуют несколько международных соглашений в этих сферах: о едином таможенно-тарифном регулировании, о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, о принципах взимания косвенных налогов при экспорте
    и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Утвержден базовый перечень Единого таможенного тарифа. К настоящему моменту значительные шаги в регулировании данных вопросов уже сделаны.

Беседовала Анастасия СКЛЯНЧЕНКОВА
Московская промышленная газета № 15–16 (478-479)

298
Комментарии (0)