- Существенная типологическая оговорка.

- Существенная типологическая оговорка.

- Существенная типологическая оговорка.Говоря о типологии, необходимо сделать существенную оговорку. В России и странах СНГ типология, как практическая наука, находится в стадии развития. Поэтому все, кто ею сегодня занимается, является, по сути, ее творцом.
Понятие «психотип» нельзя трактовать с «математической» точностью. Прежде чем рассматривать личность работника, особенно управленца, (его психотип) в бизнес-среде, следует учесть его уровень развития (В.В. Гуленко), возрастную динамику личности (У. Гарольд Грант), управленческую компетентность и личностно-адаптационную энергию (Г. Селье). Данный подход позволяет избежать тех ошибок, которые возникают при однозначной трактовке такого сложного понятия, как «психотип». Рассмотрим некоторые из вышеназванных показателей.
Окружающая среда оказывает свое воздействие на каждый из психотипов как в положительном, так и в отрицательном плане. Поэтому один и тот же психотип может быть неразвитым, демонстрировать низкий уровень развития, либо, наоборот, высокий. Ознакомьтесь со сравнительной таблицей, предложенной В. Гуленко.
Влияние среды может двояко проявиться в психотипе.

Низкий уровень развития психотипа:
1.Хард-менеджеры (ST): грубость, деспотизм, интеллектуальная неразвитость, примитивные интересы, навязывание своей воли, механистичность, бездушность.

  1. Софт-менеджеры (SF): мещанство, настрой на развлечения, сплетни, легкую жизнь без усилий, флирт, кумовство, скандальность.
  2. Исследователи (NT): нереалистичность проектов, оторванность от жизни, схематизм, переоценка своих интеллектуальных качеств, беспомощность в организации.
  3. Гармонизаторы (NF): резонерство, мистицизм, страх перед жизнью, уход в себя, низкая конкурентоспособность, упадничество, театральные эффекты вместо конкретных технологий.

Высокий уровень развития психотипа:
1.Хард-менеджеры (ST): Организованность, ответственность, настрой на координацию усилий, деловое сотрудничество, учет взаимных интересов, объективный контроль, владение эмоциями.

  1. Софт-менеджеры (SF): заботливость, справедливое распределение благ, уважение прав человека, коллективизм, общительность, благожелательность, авторитет семьи.
  2. Исследователи (NT): демократизм общения, связь с практикой, социально значимые открытия, высокий интеллект, широта кругозора, независимость суждений, оптимизм.
  3. Гармонизаторы (NF): возвышенность, духовный поиск, благородные идеалы, умение самоотверженно любить и верить. сочувствие, психологизм, мастерство слова.

С годами мы меняемся, и можем показаться совсем другими своим знакомым, с которыми мы не встречаемся много лет. Но, подобно фундаменту старого дома, наша личность практически не изменилась, все перемены произошли только в наблюдаемом со стороны поведении («перепланировка фасада»).
Однако это не означает, что перемены, рост и развитие невозможны, что мы безнадёжно «застыли». Просто перемены в основе нашей личности идут чрезвычайно медленно. А иначе и быть не может – изменение чего-то в себе волевым образом (естественно, в лучшую сторону) требует от нас огромной работы. И это нормально, если бы нам легко было себя менять, то в мире наступил бы хаос.
А вот что писал Юнг по этому поводу, когда ввел такое понятие, как персона. Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Согласно Юнгу, персона дает возможность личности взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности (психотипом) и обществом. То есть, персона дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким или сведенным до почти одной только роли и отчужденным от своего истинного эмоционального опыта. А это чревато нервными расстройствами.
Можно утверждать, что человек обладает двумя психотипами — врожденным и приобретенным. У каждого из нас с рождения есть особый психофизиологический склад личности, который во многом определяется его «внутренней энергией». С годами врожденный психотип приобретает черты, не свойственные ему, ибо человек должен уметь адаптироваться в окружающей среде. В итоге психотип шлифуется жизнью множеством факторов: воспитанием, самовоспитанием, окружающей средой и, наконец, возрастом.

Один из постулатов американского типоведения гласит: с возрастом человек развивается и постепенно овладевает всеми восемью предпочтениями (функциями). Теория развития психотипов была выдвинута У. Гарольдом Грантом – одним из тех, кто впервые применил на практике теорию типов личности.
До некоторой степени психотип человека развивается по стадиям, которые можно рассчитать заранее.

I стадия: От рождения до 6 лет.
В раннем детстве трудно выявить предпочтения ребёнка, так как идёт бурный процесс становления личности. Дети пытаются пользоваться всеми базовыми функциями – сенсорикой (S), интуицией (N), логикой (T), этикой (F), как будто пытаются найти самые удобные. На этой стадии почти все функции смешиваются между собой, и определить психотип весьма сложно!

II стадия: От 6-ти до 12-ти лет.
В этом возрасте у детей естественным образом начинает выходить на первое место их главная (первая в ядре личности) функция, которая становится движущей силой нашего типа личности. При должной поддержке она развивается и дальше, в результате из ребёнка вырастает уверенный в себе взрослый человек. Если же этому процессу мешать, то это скажется на жизни ребенка самым отрицательным образом.

II стадия: От 12-ти до 25-ти лет.
С 12 лет у нас начинает проявляться вторая вспомогательная функция. Помните, что эти две функции и составляют нашу личность (ядро психотипа). Но с ярким проявлением этих основных составляющих начинают «действовать» и третья и четвёртая функции (хотя они всё ещё не развиты). К 25-ти годам мы уже полностью сложились как личность, кстати, к этому возрасту человек приобретает определённую профессию.
К счастью, на этом развитие не заканчивается!

IV стадия: От 25 до 50 лет
Примерно после 25 лет начинает раскрываться наша третья функция. Реально она раскрывается после 40 лет. Этот период совпадает с другим явлением, которое психологи называют «кризисом середины жизни». В сорок лет человек начинает задумываться над тем, что впереди осталось не так много времени, всё ли он сделал правильно и стоит ли оставшиеся годы проводить так же, как в молодости. Часто случается, что люди начинают переоценивать свои ценности и менять приоритеты.
С точки зрения типологии средний возраст – это очередной этап развития функций психотипа, то есть, чтобы стать более приспособленным к жизни, мы начинаем развивать в себе сначала третью, а затем четвёртую функции. Мы становимся более жизненными и начинаем обращать внимание на то, что раньше считали неважным.

V стадия. После 50 лет.
В поздний период жизни мы начинаем пользоваться своей четвёртой функцией. Как известно, это самая неразвитая наша функция, и чтобы её задействовать, от нас потребуются непростые усилия, но этот труд себя оправдывает с лихвой.
Если на протяжении жизни ваш тип личности развивается нормально, то примерно после пятидесяти лет или около того вы в состоянии пользоваться всеми четырьмя функциями, в зависимости от потребности. Основными источниками ваших самых сильных качеств по-прежнему являются первая и вторая функции, к третьей и четвёртой надо относиться с особым вниманием.

1009
Комментарии (7)
  • Иван, спасибо, интересный материал!

  • 25 мая 2009 в 19:15 • #
    Любовь Кочина

    Спасибо. Я скопировала себе на сайт.

  • 1 июня 2009 в 11:12 • #
    Елена Журавлева

    Спасибо за информацию.

    Есть вопрос. Занимаясь диагностикой детей начиная с 12 лет. видно, что в основном развитие идет по низкому уровню развития психотипа. Можете ли вы обозначить условия при которых психотип достигает своего высшего состояния. Особенно интересно в отношении N типов, так как есть информация что потенциал хороший, а судя по успеваемости, наибольшее число отстающих принадлежит именно у ним. В итоге, на выходе из гимназии, психотип находится именно на низшем уровне своего развития.
    Понятно, что типичный профиль учителя ESFJ, и в таких условиях трудно ждать взаимопонимания и принятия. в особенности с NT типом. И все таки интересно, что возможно сделать в такой ситуации.

  • 1 июня 2009 в 15:35 • #
    Иван Карнаух

    Елена!

    Очень интересно узнать о детях. Как происходит распределение детей в классе по типам?
    Интуиты всегда отстают по успеваемости, т.к. школьная программаа рассчитана на тупую зубрежку, а не на "соображение", кроме решающих психотипов (определенных, упертых - TJ - Преприниматель, Аналитик). Вообще группа NF учится хуже всех, особенно Романтики (высокая отвлекаемость - мечтательностиь).Сенсрики (люди предметные и конкретные) легче справляются с уроками.
    Считаю, что в школе главное - воспитать рефлекс цели, тогда успеваемость поднимется.

    С ув. К.И.

  • 1 июня 2009 в 17:33 • #
    Елена Журавлева

    Классы распределяются по разному. Есть классы в которых присутствует какой-то один доминирующий тип, например ESFP. Когда я говорю о доминировании, то это может быть до 40% класса одного типа. И именно эта группа задает общий фон.

    А есть классы с равномерным распределением всех типов. Вот здесть начинатется самое сложное, потому что нет одного лидера, постоянное оспаривание позиций друг друга и не всегда конструктивными способами. И для учителей это наиболее тяжелые классы, потому что реагируют на информацию все по-разному и соответственно высокие результаты получают типы сходные с учителями...

    Самое интересное для меня было и это то, что интутитов среди детей до 50%. И этот показатель почти не меняется с возрастом между 5 и 11 классом разброс около 8%.

    Понятно, что в основном дети иррационалы (Р), рационалов (J) среди них около 30% причем эта характеристика сильно меняется с возрастом к 11 классу их становится до 50%.
    Почему-то у меня есть стойкое ощущение, что это характеристика не является врожденной в чистом виде, а является результатом воспитания и научения, в отличии от трех остальных.

    Экстравертов среди детей до 70%, интровертов соответственно меньшинство и им очень трудно выживать среди экстравертов, особенно в подростковом периоде.

    Логиков, тоже меньше в среднем до 40% от общей выборки и здесь нет четкого разпределения по половому признаку.

    Моя подруга проводила исследование гендерных стереотипов, и выяснила, что в начальной школе приоритет у мальчиков на женские качества, и формируют они позицию с т.з. мягкости, уступчивости, взаимомпомощи и т.д. а девочки формируют обратную позицию: волевых и независимых.

    Таким образом, типологически я получаю примерно те же результаты. Большое количество логичков среди девочек и этиков среди мальчиков.
    Можно было бы ожидать, что лет в 14 количество логиков увеличивается, но на практике это не так. Количество этиков превалирует и получется где-то на уровне 56-60%.

    C ув. Е.Ж.

  • 1 июня 2009 в 18:05 • #
    Иван Карнаух

    Елена!

    Это же докторская!!!Выводы ведут к весьма серьезным вопросам. Сейчас по линии "ЕР" мы готовим для молодежи методическое пособие.
    Убедительная просьба открыть в группе отдельную тему, например "Психотипы в школе" и мы пообщаемся (этот пост можно туда перенести). Здесь достаточно профи, чтобы оценить сей труд. Я давно хотел "забраться" в школу и посмотреть на статистику своими глазами.
    Клас-с-сно!

    С ув. К.И.

  • 28 октября 2009 в 14:39 • #
    Александр Жуков

    Ребенка с рождения видно! ряд дихотомий однозначно: экстро или интро, сенсорик или интуит..
    Красивая у вас схема развития получается :)))
    Но ведь не все так развиваются, есть и отстающие, заблудшие... которые в силу обстоятельств работают по слабым функциями и не развили свои сильные.
    Таких перекошенных где-то 10-15% :(


Выберите из списка
2013
2013
2012
2010
2009