- Показатели почерка при определении психотипа - краткие...

- Показатели почерка при определении психотипа - краткие рекомендации

- Показатели почерка при определении психотипа - краткие рекомендацииЗдравствуйте, друзья и коллеги!

Я хочу рассказать о возможности использовать графологический анализ (анализ почерка) при определении психотипа личности. А определение психотипа — может очень пригодиться в жизни, работе с людьми, в профориентации.

Занимаясь графоанализом www.grafologia.co.il/ru, я решила рассказать об определении психотипа по почерку, поскольку это не только возможно, но и относительно несложно делать.

Разумеется, в этой небольшой статье я дам только самое элементарное, более сложным и тонким приемам можно обучиться в нашей Школе Графоанализа, но это потребует больше времени. Сейчас — я представлю самые основные показатели в почерке, отвечающие за ту или иную психическую функцию.

Итак, речь прежде всего пойдет о четырех основных элементах формы в почерке.

  1. Поговорим о корреляции форм почерка с психическими функциями личности (оригинальное учение К. Юнга).
  2. О корреляции с компенсирующими особенностями личности и т.н. ложными «функциями».
  3. Поговорим о формообразовании вообще: о психофизиологической природе основных форм и о психодинамическом стереотипе каждой из форм.

______________________________________________________

  1. Корреляции форм почерка с психическими функциями личности (оригинальное учение Юнга):

Говоря о четырех основах формы, важно знать, что они обусловлены ни чем иным, как четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г. Юнга.

Речь идет о функциях в оригинальном юнговском смысле: это Логика (рассудочность), Этика (чувства), Интуиция (наитие) и Сенсорика (ощущение).
Не углубляясь в учение Юнга и обсуждение самих психотипов, только скажу, что из данных психических функций — какая-то одна является доминантной в личности, две – могут быть вспомогательными, а последняя функционирует в бессознательном.

Итак:
Есть две рациональные функции:

  1. Логика
  2. Этика

И есть две иррациональные функции:

  1. Сенсорика
  2. Интуиция

Две рациональные функции:

  1. Аркадическая (выгнутая) форма

Логика – ориентация в жизни посредством понятий, анализа и выводов относительно сути вещей.
Логика рациональна, поскольку основана на системе таких ценностей, как «верно или нет», «подлинный или нет», «целесообразность» и т.д.

Графологически «логика» проявляется предпочтением в почерке выгнутых форм, или аркад.

  1. Гирляндическая (вогнутая) форма

Этика – также является рациональной функцией, поскольку основана на системе таких ценностей и оценок, как «красиво-некрасиво», «хорошо-плохо», «нравится – не нравится» и т.д.

Графологически «этика» отражается преобладанием в почерке вогнутых форм, или гирлянд.

Две иррациональные функции:

  1. Углы и прямая форма

Сенсорика –ориентация «ощущением реальности». Суть и возможности вещей воспринимаются такими, какие есть, непосредственно (без какой-то предварительной системы), восприятие всего «ощущая через себя».

В почерке «сенсорика» отличается преобладанием прямых линий и углов.

  1. Нитеобразная форма

Интуиция — ориентация в жизни посредством непосредственного (без системы) проникновения в суть вещей и достижение сути их скрытых возможностей.

В почерке «интуиция» выражается нитеобразными штрихами и формами.

  1. Корреляции с компенсирующими особенностями личности и т.н. ложными «функциями»:

Все 4 формы – коррелируют в целом с психическими функциями, но они шире функций, несут в себе намного большую и сложную информацию.

Именно поэтому мы можем столкнуться с двумя сторонами медали. С одной стороны – существующие корреляции с психическими функциями Юнга, но с другой стороны – если происходит какое-то «замещение», срабатывает какой-то «защитный механизм» или если дело в какой-либо еще особенности или проблеме,— тогда те же, казалось бы, те же формы почерка будут говорить о несколько (или совсем) другом, о компенсациях, потребностях, о других причинах. Они могут внешне казаться признаками каких-то показателей или функций, а по сути это могут оказаться так называемые «ложные функции». Грань бывает очень тонка.

Например, если говорить определениями Юнга, возьмем мыслительный склад личности. Упрощенно это принято называть Логикой, но у Юнга это более точное и выразительное понятие Мыслительная функция – т.е. мыслящее, когнитивное, рассудочное начало. Итак, грань тонка между этим мыслительным и рассудочным началом – и, скажем, между закрытостью, скрытностью, подозрительностью, расчетливостью, бесчувственностью и т.д.;

Грань также будет тонка между, говоря языком Юнга, чувствующим, т.е. переживающим или участливым началом (то, что часто называем Этикой) – и повышенной субъективностью, эмоциональностью. эгоизмом, обидчивостью, завистью, ревностью и т.д.;

Вместо юнговской сенсорики, т.е. приземленного, чувственного, практического, тактического, конкретного начала может оказаться резким, категоричным, примитивным или агрессивным.

Под, казалось бы, интуитивным началом (которое может означать богатое воображение и креатив, генерирование блестящих идей, концептуальное и стратегическое мышление, проницательность и способность, тонко уловив скрытые возможности происходящего — импровизировать в любой ситуации)… под якобы интуитивными признаками — в почерке может маскироваться рассеянность, непрактичность, безвольность, бесхарактерность, поиск утешений в бесплодных мечтах или идеях и т.д..

Что же в почерке на самом деле – весь вопрос в том, а что это за аркады\гирлянда\углы\нити, уместны ли они, где находятся и как выглядят, каков остальной почерк. Т.е. все это зависит от количества и качества той или иной формы в конкретном почерке. И если происходит «злоупотребление» одной формой, или если эта форма проявляется в менее адекватных местах почерка, неуместно и не способствует скорости или читабельности,— то хотя это формально и «та же самая форма», это может оказаться показателем «ложной формы» или «ложной функцией».
Важно понимать это и не спешить принимать одно за другое.

НО! надо также понимать, что одно не обязательно исключает другое, а часто и сопровождает его.
Т.е. запросто может человек мыслительного, логического типа быть при этом еще и скрытным или подозрительным.
Человек чувствующего, эмоционального склада – завистливым, эгоистом или мегаломаном.
Человек сенсорного, ощущающего, чувственного и конкретного склада – брутальным, либо ограниченным, либо зацикленным на мелочах.
А человек интуитивного, легкого и импровизирующего склада – хитрым, либо рассеянным, отвлекаемым,— или неприспособленным к жизни.

  1. Формообразование вообще: о психофизиологической природе основных форм и о психодинамическом стереотипе каждой из форм:
  2. Гирлянда, вогнутая дугообразная форма

Природа гирлянды, вогнутой плавной формы: наибольшее психомоторное удобство, наиболее естественное движение «к себе», инстинктивное хватательное движение. Непосредственность, открытость, искренность (или, как минимум, не искусственность) в проявлении внутреннего душевного содержания. Природа таких психомоторных движений в целом располагает к большей внутренней свободе.

Для большей выразительности можно ассоциативно запомнить это как образ «чаши», чашки, емкости,

  1.  — закрытой снизу и позволяющей накапливать и сохранять что-то внутри,
  2.  — и открытой сверху, что позволяет быть открытым вовне, быть расположенным к открытости и интеракции. Т.е. как получать, принимать в себя (впечатления, информацию, переживания), так и отдавать из себя вовне, делиться этим накопленным содержимым.
  3. Аркада, выгнутая дугообразная форма

Природа аркады, выгнутой плавной формы: наименьшее психомоторное удобство, т.к. здесь речь об уже намного менее естественном движении «от себя», противоречащее рефлексу хватательного движения. Главный мотив, глубинная подоплека этой формы почерка – потеря спонтанности за счет либо анализа, расчета, либо защиты, или закрытости. Здесь – вместо непосредственности будет иметь место опосредованность, вместо открытости — закрытость, на фоне сдерживающего рассуждения или защиты — пропадает искренность проявлений своих чувств и внутреннего душевного содержания. Природа таких психомоторных движений в целом располагает к большему внутреннему контролю, к задействованию сознательных – интеллектуальных, либо защитных механизмов, которые и дают такую опосредованность восприятия и действий.

Для большей выразительности можно ассоциативно запомнить это как образ «перевернутой чаши», или как щит, крыша, прикрытие, которое —

  1.  — закрытое сверху и позволяющее, с одной стороны, «не открываться» — т.е. отгороженность, определить и держать четкую границу своей автономности и личного пространства, где можно «держать все при себе», быть «у себя на уме», а с другой – это позволяет и «не впускать»: обезопасить себя от вторжения и необходимости делиться всем.
  2.  — и открытое снизу, что позволяет как бы закрыться от влияний, быть менее доступным для открытости и интеракции. Т.е. происходит как противодействие к тому, чтобы получать, принимать в себя (впечатления, информацию, переживания), так и к тому, чтобы отдавать из себя вовне, делиться этим накопленным содержимым.
  3. Углы, прямые линии

Природа угловатых и прямых линий едина, поскольку как первое, так и второе – являются резкими, отдельными, твердыми и четкими движениями. Такая потребность в резких движениях и остановках говорит о проявлении волевого, а также контролирующего, напористого, либо зацикленно-механистического, но так или иначе, более жесткого или – более собранного, сфокусированного начала.

Главный мотив, глубинная подоплека этой формы почерка – проявление прямолинейной, однозначной, четкой внутренней сущности личности. Некоторая потеря спонтанности здесь происходит за счет внутреннего контроля, большей напряженности и готовности к борьбе, порой – за счет категоричности, однозначности и конкретности восприятия и недостаточной гибкости.

Вместо открытой душевной расположенности (как в случае гирлянд) или сдержанного и гибкого рассуждения (аркады) мы увидим однозначность, четкость, техничность, пошаговость, резкость или некую толстокожесть, меньшую восприимчивость.

Для большей выразительности можно ассоциативно запомнить это как образ углов и прямых линий («палок»), т.е. это крайне негибкий материал, насколько жесткий и несгибаемый, что он может быть или в прямом состоянии, или – в сломанном. Угол – ни что иное, как резкий излом, когда руке и движению пришлось резко остановиться, сломать более плавную траекторию линии, и резко же изменить ее.

  • Нитеобразность, «змейка»

Самая необычная, отличная от всех остальных, форма в почерке – это нитеобразность. Прежде всего потому, что само понятие «форма», применяющееся к нитеобразности – немного условно, поскольку суть ее в том и состоит, что нитеобразность – есть аморфность, т.е. по-русски, «отсутствие формы».

Кроме того, природа нитеобразности необычна и своей нестандартностью и незапрограммированностью. Выражения «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «Все течет, все изменяется» — полностью отражают суть нити.
Психомоторно нитеобразность открывает скрытые возможности, она, так сказать, ближе всего к подсознанию (точнее, бессознательному), она непредсказуема, изменчива, бесконечно вариативна и неуловима!

Особенностью нитеобразной формой является то, что ее нельзя уловить и выполнить сознательно, поскольку при сознательном вмешательстве она перестанет быть нитью – это будет зигзаг, кривая и т.д., но не нить. Именно по этой причине ни в одних прописях, ни одной школы мира в буквах нет элемента нити.

Природа нитей прямо противоположна природе угловатых и прямых линий, поскольку нити лишены резкости, они не могут быть созданы в результате отдельных, твердых или четких движений. Их отсутствие говорит о проявлении абстрактной, не оформленной и не конкретизированной психофизической подоплеке (или сути).

В противовес волевому, а также контролирующему началу, более интенсивному и сконцентрированному – возникает как бы «рассеянная» или «разряженная» суть свободной абстрактности, не имеющая ограничений, не скованная условностями.

Человек как бы скользит по поверхности, наблюдает с высоты «птичьего полета» горизонт, перспективу, улавливает тонкие нюансы,— но на него как бы слабее действуют законы гравитации, заставляющие принять какую-то форму, рамки, определенность. Нитеобразность – как бы «не заморачивается» и содержит «открытость всем возможностям». Но зато может и «потеряться».

Вместо однозначности, четкости, некоторой тяжеловатости (как в случае с углами и прямыми) мы видим в нитях свидетельство легкости, изменчивости, незавершенности, утонченности и повышенной восприимчивости.

Для большей выразительности можно ассоциативно запомнить это как образ жидкой субстанции, т.е. это крайне гибкий материал. Настолько, что не имеет или практически не имеет своей собственной формы, его невозможно сломать по определению, его суть податлива и эфемерна. Нить – ни что иное, как расслабленное или свободное написание, движимое облегчением усилия – обтекаемостью и упрощением движения.

На этом — на сегодня все, надеюсь, этот материал Вам будет не только интересным, но и полезным!

______________________________
С уважением,
Инесса Гольдберг
Руководитель Школы Графоанализа
автор обучающих книг

www.grafologia.co.il/ru
#

3172
Комментарии (9)
  • 29 мая 2009 в 05:53 • #
    Vladimir Khakham-Kabish

    Инесса, спасибо Вам за интересную и полезную методику!

  • Владимир, пожалуйста!

  • 22 сентября 2009 в 12:18 • #
    Екатерина Кривцова

    есть пара вопросов:
    1. влияет ли левшество на качество анализа. (читала книгу графолога начала века и обиделась за себя и других левшей ;))
    2. влияет ли культура написания "справа налево" на анализ. Можно ли определить, что строку слева направо написал человек, привыкший писать справа налево, и наоборот.

  • Здравствуйте, Екатерина.
    Прошу прощения, мой график не позволяет регулярно отслеживать форумские дискуссии, - если понадобится, пишите, пожалуйста, напрямик через www.grafologia.co.il

    Теперь к вопросам.
    1. Левшество не влияет на анализ или его качество. Почерк можно анализировать одинаково, исходя из общих положений. Более того, не всегда можно на 100% знать, писал левша или правша - я подразумеваю левонаклонные почерки. Основное возможное различие письма левшей и правшей может проявиться в единственном признаке - наклоне письма. В целом, он не сможет сильно повлиять на анализ. Если мы предполагаем, что почерк мог быть написан левшой, то все, что необходимо сделать - "простить" при анализе ему 10-15 градусов наклона влево, т.е. оценивать его так, как если бы угол наклона был сдвинут вправо на 15 градусов. Если мы все же хотим наиболее точную психодиагностику вообще, необходимо знать пишущую руку, возможные болезни, инвалидности, в порядке ли зрение - чтобы исключить эти факторы.

    2. Обиделись Вы за левшей, или за трактовку тем автором левонаклонного почерка как такового? Это разные вещи. Да, видимо даже тогда тот автор интуитивно чувствовал, что для правши легче и естественнее писать правонаклонно (сейчас не буду вдаваться во все объяснения этого). Соответственно, как бы там ни было и какие бы ужасные качества не приписывал автор правшам, пишущим левонаклонно, но это действительно менее естественный и более сложный путь письма, и будет говорить об определенных затруднениях, защитных механизмах, возможно и внутреннем протесте и др. (в зависимости от др. граф. обстоятельств).

    Это будет также относиться и к левшам, пишущим левонаклонно, но не в любом почерке(!), а в чрезвычайно левонаклонном, "стелящемся". Если у левши легкий левонаклонный - по интерпретации мы приравниваем его к прямому углу наклона (без наклона).

    3. Культура написания "справа налево" не влияет на анализ, если человек бегло (свободно) пишет в обратном направлении, т.к. почерк транслирует не столько каллиграфические каноны, сколько нутро человека. Если же человеку очень непривычно, то влияние будет видно в признаках неудобства, потери беглости, почерк начнет выглядеть "незрелым", написанным "неопытной рукой", детским. Чтобы в точности определить, имеют ли данные аномалии психологическую подоплеку (всегда так пишет) или это следствие неудобства - почерк для полноценного анализа берется исключительно на родном языке человека. У двуязычных - на обоих. Необходимо, чтобы он писал бегло, естественно.

    4. Книги по графологии, вышедшие в России, да еще начала века - пожалуйста, воспринимайте как историческую реликвию, но не достоверную информацию. Ни в России, ни в СССР не было никогда ни профессиональной графологии, ни графологического образования. О том, что происходило у советских криминалистов-почерковедов, мне тоже хорошо известно из их материалов - я сама потомок таких экспертов. У нынешних ничего не изменилось - это знаю от тех из них, кто учится у нас. Как правило, книжки на русском о почерке пишут либо психологи, либо даже не психологи, считающие, что нет ничего проще - сейчас проведем аналогии с точки зрения "здравого смысла" и вперед, "проективный тест" готов. Сегодня я знаю, что время от времени в университетах на псих.факах проводятся крошечные семинары по графологии, но ... по материалам тех же книжек, к сожалению.

    Именно по этим причинам я издала восемь своих книг, они дают более точное представление о графологии как о науке, а не гадании по почерку.:) Сейчас, на основе нашей израильской школы графоанализа, впитавшей и многое из сильнейших немецкой и французской школ, "растим" специалистов и в России, там уже есть свои "звездочки". Например, моя правая рука, руководитель московского филиала - графолог, психолог, кандидат психологических наук, Лариса Евгеньевна Дрыгваль (www.grafologia-msk.ru ).

  • 29 марта 2010 в 22:56 • #
    Булат Тухватуллин

    Инесса Ваша топология опирается на топологию личности Юнга .
    Вопрос
    А насколько продуктивен данный подход при ассесменте в современном бизнесе?
    Каковы границы истинности и валидности вашей методологии?
    С уважением Булат.

  • Здравствуйте, Булат.

    С Вашего позволения, я разделю Ваш вопрос, поскольку он содержит не совсем точное предположение.
    Прежде всего, отвечу коротко, чтобы не тратить Ваше время, а если станет интереснее - сможете прочесть написанное далее.

    1. Данный подход чрезвычайно эффективен в ассесменте, но далеко не только в нем.

    2. Валидность в экспертизе почерка очень высока, приглашаю ознакомиться с научной литературой и с объяснениями, "как это работает" на нашем Портале www.grafologia.co.il

    3. Если, говоря о "топологии", Вы подразумеваете "типологию":

    а) Это не "моя типология" и это - ни в коем случае не типология, речь идет о совершенно отдельной науке, дисциплине и образовании. Данная статья - лишь статья о типологии Юнга и графоанализе, это не есть весь графоанализ.

    б) Графологический анализ (который, как мы выяснили, не является ни типологией, ни тестом) - ни в коем случае не "опирается на типологию Юнга". Он лишь использует, как вспомогательные инструменты, и эту, и другие наиболее известные в классической психологии типологии, учения или их части. Да, была найдена корреляция и возможность определять в почерке психические функции, как видел их Юнг и часто это облегчает анализ.

    Однако, при психодиагностике, эксперт-графолог не должен обязательно определять тип по Юнгу, или Фрейду и т.д.
    Название психотипа - это косвенный продукт работы, главное - видеть цельную индивидуальную картину личности, со всеми нюансами, не входящими в стандартное описание психотипа, какой бы хорошей типология не была (уровень личностного развития, IQ, EQ, когнитивные особенности, травмы, комплексы, мотивы, поведение, благонадежность, "маски", и мн. др.).

    Теперь, после уточнения понятийного аппарата, если вопрос о валидности еще в силе.
    Истинность и валидность, действительно, очень высоки в сравнении со многими методиками, по этой причине я выбрала именно это направление в свое время. Все началось с чтения литературы (у нас в стране данное направление сильное и хорошо развито), затем - с опытов одного нашего "светила" на мне, после чего я приняла решение учиться у него 4 года. В процессе - получила убедительный список научной литературы, работ, диссертаций о валидности метода - более 200 известны только в рецензируемых медицинских, психологических и юридических журналах с мировым именем (на моем сайте есть они, и другие).

    Мы в классической психологии (с которой графоанализ имеет общий понятийный аппарат, дополнительно к исследованиям психофизиологии, нейрологии и проявлений психомотоных механизмов), впервые имеем дело с "материальным носителем", "лабораторным анализом", если угодно. Таких "анализов" личность до сих пор пока не сдает ни в психологии, ни в психиатрии, все строится лишь на внешнем наблюдении, тестах и словах человека.

    Таким образом, почерк - качественные образцы, - может быть полноценным материалом для исследования и отличным дополнительным инструментом в ассесменте (и не только, конечно). Самый большой минус его в том, что это не тест, это специальность, которой необходимо учиться достаточно длительное время.

    Добавлю о валидности, - для меня нагляднее и ценнее всего то, что те психологи, психиатры, криминалисты, специалисты HR, - кто обучался или обучается сейчас графоанализу, постоянно проводят сравнения с другими, применяемыми ими методами и докладывают не только о подтверждении и непротиворечии выводов, но и о пользе дополнительной информации, которую мы можем получить посредством почерка.

  • 1 апреля 2010 в 23:22 • #
    Булат Тухватуллин

    Спасибо за ответ.
    Хочется добавить, что кроме почерка есть масса других материальных носителей деятельности человека и не только психомоторных реакций. Есть описание картин мира в проективных тестах есть видеозаписи деятельности в ОДИ есть разрешение кейсов есть записи полиграфа есть записи работы головного мозга в виде записи движения глаз НЛП , есть социальные оценки 360 градусов есть экспертные оценки есть оценки стилей управления по результатам графиков финансовых показателей. В общем много чего .
    Разница в словах топология и типология существенна. Типология все же описывает типы- некие константы.
    ТОПОЛОГИЯ — , раздел математики, изучающий свойства фигур, остающиеся неизменными при любой деформации.
    На мой взгляд применение термина топология в качестве метафоры более продуктивно поскольку связывает изменения с сохранением самости что ближе к реальной практике поведения личности в бизнесе

  • Дорогие друзья!

    Всех, кого интересует графологический анализ ("психология почерка") и как это работает, приглашаю на свои бесплатные вебинары 13 и 20 апреля, запись здесь:
    http://webinary.com.ua/blog/inessa_goldberg_grafolog/2010-02-25-66

  • 11 июля 2010 в 20:28 • #
    Алексей Нефёдов

    Это интересно... Но у меня как минимум три почерка, а психотип, видимо, один! :-) И есть ли исследования интернет общения, не почерк, а построение предложений, ошибки, знаки препинания и т.д?


Выберите из списка
2013
2013
2012
2010
2009