Психотипы в школе

Здравствуйте коллеги. Я школьный психолог. Вобще-то наша работа тихая, сидеть и примус починять. Но ввиду моей типологической особености (ENTP) у меня тихо сидеть не получается… Я долго искала инструмент, простой и доходчивый, чтобы облегчить жизнь «всем участникам образовательного процесса»)). В результате один родитель (по совместительству бизнес-тренер), напомнил мне о этой удобной технологии, которой мы увлекались в институте.

Из того, что я помнила и прочитала в инете, у меня должна была получиться вполне определенная картинка с распределениями типов, а нет. Получилось нечто иное.

В моем исследовании принимали участие учащиеся с 4 по 11 класс. На данный момент есть полные данные о 4,5,8,11 классах.

И они вот такие.
Поскольку я интуит, то я начала с поиска себе подобных. Их теоретически должно было быть меньшинство. Но тут меня ждал сюрприз интутитов среди детей оказалось до 50%. И этот показатель почти не менялся с возрастом между 5 и 11 классом разброс около 8%.
Я сразу же озадачилась, куда же они исчезают во взрослом состоянии.

Понятно, что в основном дети иррационалы (Р), рационалов (J) среди них около 30% причем эта характеристика сильно меняется с возрастом к 11 классу их становится до 50%.
Почему-то у меня есть стойкое ощущение, что это характеристика не является врожденной в чистом виде, а является результатом воспитания и научения, в отличии от трех остальных.

Экстравертов до 70%, интровертов соответственно меньшинство и им очень трудно выживать среди экстравертов, особенно в подростковом периоде. Я обычно работаю с классами на тему «Зачем нужно слушать другого?» забавные бывают моменты))

Логиков, тоже меньше в среднем до 40% от общей выборки и здесь нет четкого разпределения по половому признаку.

Моя подруга проводила исследование гендерных стереотипов, и выяснила, что в начальной школе приоритет у мальчиков на женские качества, и формируют они позицию с т.з. мягкости, уступчивости, взаимомпомощи и т.д. а девочки формируют обратную позицию: волевых и независимых.

Таким образом, типологически я получаю примерно те же результаты. Большое количество логиков среди девочек и этиков среди мальчиков.
Можно было бы ожидать, что лет в 14 количество логиков увеличивается, но на практике это не так. Количество этиков превалирует и получется где-то на уровне 56-60%.

Главный вопрос который меня волнует это дискриминация учителями детей с NT и NF типами. Среди двоечников представителей NT типов до 40%. Был забавный момент.
Учитель четвертого класса называет мне трудных детей, как говорится на вскидку, и они все были именно этого типа. Характеристика обычно следующая, не хочет учиться, не ладит с другими детьми, вступает с спор с учителем и одноклассниками и т.д.

Мы сформировали параллель 5 классов в соответствии с типологическими признаками. Интуитов на этой параллели около 60%. При переходе в среднее звено дети часто теряют мотивацию к обучению в силу разных причин. Одна из них, это противоположный тип подачи информации. Учителя до 80% принадлежат к ESFJ типу + возрастные особенности (средний возраст 47 лет).

Сейчас необходимо сформировать систему подготовки учителей, расчитанную на длительный период, которая поможет им эффективно обучать и заинтересовывать учащихся интуитивных типов.

Если есть у кого-то опыт обучения людей (взрослых или не очень) противоположными друг другу типами поделитесь пожалуйста. Какие есть подводные камни, течения и т.д… Буду признательна за любые мысли по этой теме.

С уважением, Журавлева Елена.

806
Комментарии (8)
  • 1 июня 2009 в 20:39 • #
    Иван Карнаух

    Елена!
    Редчайшая и ценейшая информация! Спасибо, надо переварить....

    С ув. К.И.

  • 2 июня 2009 в 10:46 • #
    Светлана Воронина

    Елена, очень интересно. Сама увлекаюсь этой методикой, но на любительском уровне. Какие тесты вы применяете для определения психотипов. Я пользовалась разными, и всё время идет нестыковка моего восприятия и описания психотипа.
    Если возможно, дайте ваши ссылки.

  • 2 июня 2009 в 15:13 • #
    Елена Журавлева

    http://www.tests-tests.com/
    Мне нравится этот сайт. А остальное знания, которые мы получили в инститиуте. В свое время, Иван Иванович вел у нас годовую мастерскую по психотипам, поэтому мы натренировались выявлять и чувствовать типы очень хорошо)
    Описания в инете меня тоже порою несколько настораживают. Я больше полагаюсь на свои ощущения)
    С тестами действительно не так все просто. Особенно, что касается теститрования детей. Не могу вынести результаты в какое-то серьезное исследование или диссертацию именно потому, что нет валидизированных и стандартизированных методик. Проверяю достоверность, когда дети ко мне приходят на собеседование. Я им рассказываю картинку они мне говорят так или нет. В большинстве случаев совпадает, иногда случается расходжение по одной шкале, очень редко по двум. Чаще расхождение у детей идет по шкале экстраверсия - интроверсия. Инторверты хотят выглядеть экстравертами)

    В свое время я нашла небольшой тест и когда работаю со взрослыми тестирую одновременно двумя: этим тестом и тестом Гуленко. Результаты в большинстве случаев получаются одинаковые, может быть чуть разные соотноешния. Редко получаются не совпадения и когда даю читать характеристику самим учителям, чаще выбирают ту, которая получилась по маленькому тесту.

    С описанием типов у меня тоже не простые отноешения) Я для себя руководстуюсь тем, чему меня учили, т.е. основными функциями каждой характеристики.
    1. Энергетическая. (E-I)
    2. Способ восприятия информации (S-N)
    3. Способ принятия рещений (T-F).
    4. Способ реализации решений (J-P).
    Это грубо, но менt дает направления для размышления, когда я смотрю и составляю типологический портрет ребенка или учителя.

  • 2 июня 2009 в 15:30 • #
    Светлана Воронина

    Елена. спасибо за ответ, ссылкой обязательно воспользуюсь. Моё мнение, что только тесты дйствительно не дают точного результата, необходимо ещё и наблюдение.

  • 3 июня 2009 в 09:11 • #
    Кирилл Гончаров

    Чудесно :)
    Вообще говоря надо давать возможность видеть детям целостную картину, а то получается, что зажимают их рамками фактом и теорий и мотивируют их на из соблюдение, а протим генетического потенциала идти сложно, вот и получаются агрессии, неврозы и прочая муть к 30-40 годам... Кроме фактов надо еще и давать возможность в познанию...

  • 17 сентября 2009 в 18:43 • #
    Екатерина Кривцова

    Здорово. респект от ENTP :)

  • 25 декабря 2009 в 12:06 • #
    Николай Денисенков

    Я окончил школу в 1971г.
    Наш класс практически регулярно встречается через каждые 5 лет.
    Численность в классе колебалась в пределах 25 - 30 человек.
    Иррациональных 4 человека
    ИЛЭ получ. высшее образование
    СЛИ получ. высшее образование
    СЭИ
    СЭИ
    В 2006 году собралось на встречу 23 человека.
    Никто социотипа не поменял.

    Год назад я типировал студентов первого курса института в Донецке. Я просто рассказывал про логику, этику, иррациональность и просил студентов определить самим у кого из них что доминирует. К моему удивлению они очень быстро и точно начали характеризовать друг друга. Иррациональных было определено 3 человека из 21.

    С уважением Николай.


Выберите из списка
2013
2013
2012
2010
2009