Как помочь своему ребенку выбрать путь в жизни

Как помочь своему ребенку выбрать путь в жизни

1. С какого возраста следует начинать присматриваться к своему ребенку на предмет определения ведущих склонностей и способностей. Как их отличить от присущей всем детям любознательности?
Даже в утробе матери дети ведут себя не одинаково. Нужно наблюдать и записывать свои наблюдения о поведении ребенка прямо с рождения. Именно записывать-потому что ваша память не удержит всех мелочей. Существуют общие закономерности в детском развитии. Следя за тем, чтобы ребенок не отставал, все же можно обнаружить особенности: дети могут быть высокоспособными к дифференцированному восприятию звуков, например, или цветов, или умеют спокойно манипулировать людьми, склонны уединенно сосредоточенно строить из кубиков домик, рано задумываться о смерти, спонтанно доброжелательны… Вот из этих наблюдений нельзя сказать: будет инженером, врачом,…По-моему, важно замечать базовые эмоциональные проявления: боится ли людей, интересуется ли ими или нет.
Знакомя ребенка с миром людей и предметов, нужно давать ребенку как можно больше объектов для действий, пусть он знакомится с предметным миром и пробует свои пальцы, глаза, уши, ноги, память, ритм тела, фантазию, мышление. Иными словами – человек может до конца длинной жизни не догадаться, что он любит лошадей, если он их вблизи не видел никогда.
Не все дети одинаково любознательны. Хорошо, когда ребенок любознателен, но один и тот же ребенок не может быть любознателен во все стороны. Смотрите, к чему проявляет он интерес, вокруг каких объектов постоянно крутятся его мысли.

2. Всегда ли нужно отталкиваться от способностей ребенка, данных ему от природы, или интересы самого малыша важнее? Как быть, если у ребенка хорошо получается, например, рисовать, но совсем нет усидчивости? Он может нарисовать что-то замечательно, но ему интересней покататься на велосипедах с мальчишками во дворе. А ведь некоторые известные музыканты сейчас говорят «спасибо» собственным мамам/папам/бабушкам за то, что последние проявили твердость и фактически заставили их заниматься.
Принуждать, я думаю, к усиленным занятиям стоит только такого ребенка, у которого педагоги обнаружили повышенные природные данные. Но бывает, что педагоги ошибаются. Валерий Гергиев очень хотел поступить в одну музыкальную школу, но на экзамене в этой школе у него не нашли способностей. И он учился в другой школе и к счастью в юности один композитор заметил его выдающийся дар. Дар проявляет себя в настойчивости, с которой взрослый или ребенок занимается любимым делом.
Есть случаи, да, когда принуждением родители добивались чего-то. Это со стороны кажется, что это было вечное принуждение. Если внимательно приглядеться- было много моментов счастья, удовольствия- когда получалось и когда восхищались. А если, например, что у человека сольфеджио не идет, ну, совсем не идет, однако он ходит в школу через отвращение и потом ничего не может вспомнить хорошего. Что же делать родителям? Внимательно наблюдать за ребенком. Если есть способности – стараться увлечь. Ели нет способностей – пусть займется чем-то, к чему способен.
Внимание: не изолировать от действий и предметов, к которым мало есть интереса и с которыми не получается. Помните, что в глубине нервные связи выстраиваются невидимым и непостижимым образом. Математика и музыка, например, глубинно очень взаимосвязаны. Каждая мать знает, что для развития речи нужно развивать тонкую моторику пальцев.

3. Как же выявить способности? Водить малыша на всевозможные курсы (методом проб и ошибок) или есть другие методы? Ведь даже при посещении определенных занятий, ребенку может не подойти конкретный педагог, а не сам предмет (рисование, музыка, шахматы и т.п.).
Способности выявляются только в деятельности, в пробах. Поэтому надо давать разные объекты для знакомства и разные действия. Важно родителю не путать ребенка с собой или с другими детьми. Если у ребенка нет данных для художественной гимнастики — не нужно от него много ждать в этом плане. Пусть занимается для здоровья и для удовольствия. Здоровье – это тоже божественный дар и счастье тоже хрупкая субстанция. Способности могут п

106
Комментарии (5)
  • 2 июня 2011 в 23:22 • #
    Камарья Салыкбаева

    С удовольствием прочитала Вашу статью!! Именно этот вопрос волнует нас с дочерью (19 лет). На мой взгляд у нее появился некий страх перед (надвигающейся) самостоятельной жизнью. Многие пункты, описанные Вами в статье, как бы мною соблюдаются. Благодарю за Ваш труд!

  • 3 июня 2011 в 11:09 • #
    Эльмира Давыдова

    Здравствуйте, Камарья! Спасибо за доброе слово! Для точного выбора профессии ( а профессий много и есть восхитительные, о которых даже и помыслить невозможно, поскольку нету знаний о них) - все же нужна встреча и "раскопки" ( не тесты, тесты наивны). Если понадобится - я к вашим услугам.

  • 7 июня 2011 в 09:00 • #
    Эльмира Давыдова

    слушайте меня по радио Говорит Москва 7 июня в 20:00 - тема - продолжитльность рабочено времени. А что можно сказать о продолжительности рабочего времени? Я расматриваю социальный и экзистенциалный аспекты: ценностный, смысловой. Ради чего вы работаете столько. Говорим мы о времени жизни и о стоимости каджого заработанного рубля. Передачу "Поработаем?" ведет постоянный ее ведущий Игорь Игорев.

  • 9 июня 2011 в 09:54 • #
    Елена Тренкина

    Эльмира, огромная Вам благодарность за информацию, совершенно случайно (хотя, случайностей ведь не бывает!), зашла на вашу страницу и очень обрадовалась, ведь это то, что нужно. Во-первых, я сама, хочу поменять свою работу, во-вторых сыну 14 лет и нужно помочь ему с выбором профессии. Очень надеюсь на Ваши советы ,буду читать Ваши статьи. У меня есть опыт участия в Андрогогическом форуме, который проводился пару лет назад в Омске, я писала по этому поводу статью , тема эта безусловно интересная, знаю опыт американский. Так, что , удачи вам в этих направлениях деятельности, это информация очень нужна и полезна.

  • 9 июня 2011 в 10:03 • #
    Эльмира Давыдова

    Спасибо, Елена! Отчего вы бвам не прибегнуть к моей консультации?


Выберите из списка
2011
2011