Самое время проектировать!

Я считаю, что сейчас, когда продажи некоторых товаров уменьшаются, а производство сокращается, самое время подумать о проктировании новых объектов.
Поскольку я промдизайном занимаюсь от случая к случаю, возможно, я не очень в теме. А вы как думаете?

234
Комментарии (3)
  • 1 апреля 2009 в 11:24 • #
    Александр Матвеев

    Чтобы разобраться так ли это на самом деле, опишу ту мотивацию, которая заставляет типичных отечественных клиентов обращаться к нам, дизайнерам. Как правило, это происходит, когда что-либо из их продукции начинает плохо продаваться или не продаваться вовсе. Важные поправки, необходимые для того, чтобы обращение состоялось:
    - если клиенту уже не помогает реклама,
    - если ему не помогает также совершенствование работы отдела продаж,
    - если у конкурентов аналогичные товары продаются хорошо,
    - если, в конце концов, он в курсе, что именно промышленный дизайн ему поможет,
    - если предполагаемое увеличение продаж окупит вложения в дизайн нового продукта.

    Для понимания того, как же поведет себя типичный клиент в условиях кризиса, важен последний из вышеперечисленных факторов. Сегодня невозможно хоть с какой-то степенью надежности рассчитывать на увеличение продаж практически никаких промышленных товаров ни в потребительском, ни в промышленном секторе. Более того, и в лучшие времена объем отечественного рынка едва-едва позволял просто окупать инвестиции в дизайн массовых продуктов. Сегодня же для такой окупаемости необходим выход на внешние рынки, что выглядит ненаучной фантастикой (ведь для этого необходимы еще большие инвестиции, а где же их сегодня взять?). За исключением, разве каких-нибудь совсем редких инновационных, прорывных продуктов. Да и у тех больше шансов «продаться с потрохами» подходящему западному брэнду.

    Вспомним еще для полноты картины, что сроки разработки и внедрения продукта в промышленном дизайне измеряются месяцами, что спокойно воспринимается в стабильное время, но никак не сейчас, когда экономическая ситуация меняется ежедневно.

  • 1 апреля 2009 в 11:25 • #
    Александр Матвеев

    Если мои рассуждения верны, то мы видим, что промышленный дизайн в России сегодня совершенно НЕВЫГОДЕН в краткосрочной перспективе для типичного клиента. Что подтверждается радикальным спадом заказов, который, обратим внимание, начался задолго – едва ли не за полтора, а то и два года до кризиса. Так работал «насос» спекулятивных операций, откачивающий финансы из других секторов экономики. Кстати, в 1998-м было то же самое – заказы на дизайн резко уменьшились еще во второй половине 97-го (все деньги ушли в спекуляции на ГКО).

    Более того, я рискну сделать предположение, что ситуация с промышленным дизайном такова, что желающим выжить независимым студиям очень долго или вообще никогда уже не придется работать в привычном качестве. Поясню. В существующей модели «заказчик—исполнитель» предполагается, что первый знает, ЧЕГО он хочет, а второй — КАК это сделать. Так вот, и раньше-то российский клиент, четко осознающий стоящие перед дизайном задачи, был большей редкостью, чем вода в пустыне. А сейчас, когда рыночная неопределенность (если не сказать хаос) стала нормой жизни, объективно НИКТО не может быть в состоянии поставить дизайнеру правильную, обоснованную, четко просчитанную задачу. Просто потому что задача уже поменяется, пока ее формулируют и сообщают (потери времени на коммуникацию). Единственно возможный выход – брать на себя ответственность по ее формулировке и постоянной корректировке в ходе реализации.
    ...
    Фактически это означает, что заказчик (если ему дизайн действительно нужен, необходим по жизненным показаниям, как это говорят медики) должен просто-напросто довериться дизайн-студии на 100%, как доверяет себя, например, пациент хирургу или стоматологу. А этого доверия нет, и не случайно, т.к. в большинстве случаев у дизайн-студий нет полного набора компетенций, необходимых для 100% самостоятельного исследования ситуации, постановки задачи и ее реализии на самом высоком уровне качества. Большинство из них способно только встроиться в чужой бизнес-процесс как специализированное звено, а не выстроить цепочку бизнес-процессов целиком.

    Так что придется волей-неволей учиться организации полного цикла дизайн-исследования – разработка продукта – внедрение – поддержка и изменения и реализовывать его
    - в первую очередь на себе (собственные дизайн-мейкерские проекты, за примерами которых далеко ходить не надо — можно взять тот же Optimus Студии Артемия Лебедева),
    - так и для клиента, который готов будет доверять.

  • 1 апреля 2009 в 11:55 • #
    Александр Матвеев

    Также можно посмотреть на ситуацию с другой стороны — задаться вопросом: ЧТО именно нужно сегодня проектировать, чтобы это нечто имело какие-либо перспективы?

    Совершенно очевидно, что соваться с новым продуктом в насыщенные (и скукоживающиеся под влиянием кризиса как шагреневая кожа) рыночные ниши на массовом рынке предельно глупо. Там и без вас паукам в банке тесно. К тому же, эти пауки крупнее и сильнее.

    Впрочем, если вам удастся спроектировать и произвести еще один «дизайнерский» стул в дополнение к нескольким тысячам уже существующих, он как-то продаваться будет – все-таки это нишевый продукт, на который найдется несколько тысяч любителей по всему миру. Но лишь для того чтобы потешить самолюбие – ни серьезных денег, ни особого развития это дизайнеру не принесет. То же самое справедливо и для клиента, заказывающего дизайнеру подобные разработки. К тому же есть серьезный риск, что если с экономикой станет совсем худо (а есть прогнозы 90% падения к 2011-му году относительно 2008-го!), то ваши дизайнерские стулья вам, не дай бог, оденут на голову или засунут куда-нибудь глубоко.

    Что остается? На мой взгляд, сегодня можно И НУЖНО проектировать только продукты, которые:
    а) будут остро необходимы людям для выживания (в самом широком смысле этого слова) в складывающихся условиях и
    б) будут обладать реальной новизной (смысловой, технологической, социальной – любой) по отношению к любым предыдущим, в идеале — не иметь аналогов.
    ...
    Решать, ЧТО же это такое, а затем заниматься этим, надо будет самим, желательно вместе. В-первых, никто нам этого не подскажет. Во-вторых, в одиночку ни у кого ресурсов не хватит поднимать НАСТОЯЩИЕ инновации.


Выберите из списка
2009
2009