Практика формирования нематериальной мотивации
28 мая 2009 в 22:03

Практика формирования нематериальной мотивации

Граждане старшего поколения, работавшие в советские времена в крупных государственных структурах, хорошо помнят утомительную процедуру заполнения личных творческих планов. Новое – это хорошо забытое старое. Организованная неформально, процедура подготовки индивидуальных планов развития, может стать мощным инструментом формирования нематериальных стимулов сотрудников компании. В статье, размещённой по ссылке http://piter-consult.ru/home/Articles/Simply-about-the-difficult/Practiceof-applicationof-non-material-motivation.html, описана практика и результаты применения указанной методики в торговой компании, работающей на промышленном рынке.

В обсуждениях на форуме этого и других сайтов мне встречались разные мнения. Кто-то считал, что статья бесполезная, кто-то благодарил. А что думаете Вы? Имеет смысл описывать практику применения известных методик? Какие методики нематериальной мотивации Вы использовали?

255
Комментарии (7)
  • 4 сентября 2009 в 15:43 • #
    Александр Остапенко

    Сергей, здравствуйте,
    Почитал статью по ссылке. Есть по ней вопросы (познавательного характера), но в целом - побольше бы таких статей.
    Считаю, что на профессиональных сайтах именно таких статей с описанием конкретных "живых" случаев и не хватает. Теорию, общее описание методик в отрыве от конкретики каждый может почитать в литературе (благо - теоретиков у нас хватает). А вот конкретным решением конкретных задач (не гипотетических, а реально решенных) делятся у нас неохотно.

    Из моей практики самым успешным было применение самого банального соц.соревнования. Только мы его назвали "капиталистическое соревнование". Само название проекта вызывало у людей улыбку и позволило вовлечь в него больше сотрудников.
    Суть предельно проста: по итогам периода на основании показателей выполнения плана и уровня качества продукции определялась лучшая линия, лучший участок, лучшая бригада, лучший работник (по категориям). Результаты - поразили нас самих. Хотя были и проблемы, но со временем их удалось решить (например, изначально не предусмотрели, что гонка за лидером может сказаться на качестве передачи смены по участку).
    Если кому-то эта тема интересна, могу расписать подробней.

    Из нетрадиционных методов нематериальной мотивации - выдача сотрудникам, чья работа связана в передвижениями на большие расстояния (морской порт), велосипедов, а отдельным бригадам складов (производственное предприятие с большим складским хозяйством) разрешали "кататься" на рохлях (для чего специально был доработан конструктив этих тележек в целях безопасности).

  • 4 сентября 2009 в 16:02 • #
    Сергей Кручинецкий

    Александр, спасибо за комментарий.
    В изобретательности Вам не откажешь. Катание на рохлях - это сильно :-)
    У меня тоже был опыт организации "капиталистического соревнования". План-фактные результаты менеджеров по продажам вывешивались еженедельно на всеобщее обозрение. Конечно, не во всех видах бизнеса это эффективно и может быть несколько жестковато по отношению к отстающим, но мотивация повысилась.

  • 4 сентября 2009 в 17:10 • #
    Александр Остапенко

    В случае с соревнованием - в одном цехе производительность за год выросла более чем на 10% (при конвейерном массовом производстве это ощутимо). А другой цех вышел с инициативой о внедрении системы "5S" (мастера в поисках решений по выходу на первое место вычитали в книжках :).
    Сам факт, что мастера стали интересоваться проблемой производительности не на уровне разговоров в курилке - уже достижение.
    А с рохлями - идея родилась спонтанно. Площади большие были. На одном из совещаний начальник склада пожаловался, что грузчики тратят много времени на переход до столовой и до курилки. Просил курилку организовать ближе к рампам. На что генеральный директор шутя ответил - пусть на рохлях ездят. Все равно они этим "балуются" (охрана труда периодически писала рапорты на нарушителей). Инженер, присутствовавший за болевшего тогда главного технолога, ухватился за идею. Через неделю принес чертежи, согласованные с охраной труда. Тогда и решили оборудовать рохли такими приспособами в качестве привилегии за качество работы. По поводу экономического эффекта ничего сказать не могу (не считал - я недолго там пробыл), но люди были очень довольны и стремились попасть в "крылатые бригады", как они их окрестили между собой.

  • 4 сентября 2009 в 18:25 • #
    Сергей Кручинецкий

    Ваша практика ещё раз доказывает, что поиск нематериальной мотивации - всегда творческий процесс.

  • 4 сентября 2009 в 20:44 • #
    Александр Остапенко

    Поэтому мне моя работа и нравится. Хотя иногда для реализации одной творческой идеи требуются месяцы рутинного тяжелого труда.

  • 6 сентября 2009 в 23:09 • #
    Сергей Кручинецкий

    Полагаю Русский Аппетит может рассчитывать на творческие решения в области ТиЗ :-)

  • 7 сентября 2009 в 11:10 • #
    Александр Остапенко

    Вряд ли. :)
    Им это не нужно.