Демонстрационная терапевтическая сессия. Пилотный проект.

Демонстрационная терапевтическая сессия. Пилотный проект.

В мастерской начинается демонстрационная терапевтическая сессия. В сессии участвуют терапевт — Ирина Вершинина (психотерапевт) и клиент — Елена Москвина (психолог). Учитывая новизну подобного опыта для участников проекта, проведена некоторая подготовительная работа по согласованию и формированию предварительного клиентского запроса.

Публичная терапия существенно отличается от терапии индивидуальной в закрытой сессии. Присутствие наблюдателей способно многократно повысить эффективность такой работы, одновременно увеличивая риски и ответственность участников. Обсудив все «за» и «против», было решено все же, воспользоваться новыми возможностями, и провести публичную терапевтическую сессию. В дальнейшем было бы интересно конструктивно обсудить с коллегами возможные сильные и слабые стороны подобного формата, получить обратную связь и впечатления, идеи о целесообразности продолжения.

По итогам проведенной сессии публикуется протокол её содержания.

В очередной раз столкнулась с дилеммой, чему отдать предпочтение краткости или полноте?
Проделанная подготовительная работа по времени заняла несколько дней, собственно сессия длилась несколько часов. Могли ли они существовать друг без друга? Скорее всего, нет. Что из этих составляющих обладает большим терапевтическим потенциалом, затрудняюсь ответить однозначно. В любом случае, без понимания контекста формирования терапевтических отношений суть терапевтической сессии остается совершенно непонятной наблюдателю. Очевидным является и факт того, что передать энергетическую атмосферу работы в пересказе содержания сессии практически невозможно.
Поэтому окончательное решение перевесило в пользу опубликования и основных моментов подготовки и формирования запроса, и собственно сессии, где преимущественно шла работа с метафорой. Отдаю себе отчет об объемности материала. Однако в кратком варианте идея теряет всякий смысл.
Будем признательны (и терапевт, и клиент) за обратную связь в формате открытой конференции

Из протокола:

К: Ирина, добрый вечер! Хорошо, я дам обратную связь на последнее Ваше письмо. Рассчитывала всё это произвести уже в процессе сессии, не затягивая, и запрос уже у меня формируется для публичной работы.

Это мой выбор. Никакой жертвенности. Всё в порядке. До связи.
Если Вы не против, завтра можно и начать вечером.

Т: Лена, не спешите, пожалуйста. Пока запрос не сформирован, работать не с чем:)). Что мы будем начинать? Пока не урегулированы вопросы с терапевтическим пространством, что и как будет происходить, где, кто будет иметь доступ к этому процессу, тоже нельзя начинать. Все это вопросы безопасности, Вашей, прежде всего.

К: Ирина, я вернулась. Спешить или не спешить? И да, и нет. Раз уж решилась, то надо приступать, тем более времени достаточно было для созревания. А чем дальше откладываю, тем больше возникает сомнений.
А знаете, для чувствования мне такой режим больше подходит, это, наверное, ещё одна то ли проблема, то ли просто особенность. Чтобы разговориться, меня нужно долго раскачивать. А вот писать легче, в смысле вербально какой-то есть барьер для выражения именно чувств.

Запрос будет, наверное, для Вас несколько неожиданным. Но это всё равно оттуда же, из жалости к себе.
Попробую сформулировать.
Быть или не быть психологом.
В запросе не может быть частицы «не». Он должен звучать утвердительно.

Продолжу. Может, найду знаменатель в этом вот двояком таком запросе.
В душе и мыслях полный раздрай. Хочется объять необъятное. Профвыгорание? Может быть. И депрессивные проявления.
Ушла сейчас с прежней работы. Совсем не жалею. Но возраст таков, что начинать поздновато. Чувствую, что всю жизнь шла именно к этому и принципы жизненные отвечают. Но знаний и умений очень мало и при случае кто-нибудь находится ткнуть меня лишний раз носом. Я соглашаюсь. Но после начинаю себя жалеть. Следом бунт и как бы «второе дыхание» и снова головой в омут.
Вот такая картина для начала.

Дальше пока не хочу. Увлекусь. А как же терапия?
Я же говорила, что нужно раскачиваться… Но потом трудно остановиться.

Ох, Ирина. Начнём ли когда? Сейчас уже очень хочу.

Т: Елена, если есть сомнения, к ним надо прислушаться. Терапия не омут… для чего «комкать» важное дело?

Пока я не вижу к чему приступать-то, мечетесь Вы.
Каким образом жалось к себе связана с темой быть или не быть психологом?

«А как же терапия?» )) Мы с Вами с начала переписки уже в терапии, Лена. Пока на публику выходить не с чем. Да может и не пригодиться.

К: Да, я понимаю. Переписка уже налажена. Вы уже в работе.
А я всё приберегаю чувства…

Мне нужен конструктивный заботливый родитель и самое главное, Взрослый. Уже как бы пора.
Почему (сама себе) как только задают мне вопрос, начинаю сомневаться? Почему не отстаиваю свою позицию? Что такое предательского в этой самой жалости? Почему выкручиваюсь и выворачиваюсь, оправдываюсь и угождаю? Почему страхи и неуверенность? Как только люди мне начинают доверять, я боюсь этого — не справлюсь, всё испорчу, я недостойна.

Значит, я хочу, в конце концов «сделать» себя. Какой? Уверенной, бесстрашной, несомневающейся и надёжной. О гармонии уже не думаю. Долгие поиски душевного равновесия оказались бесплодными.

Ира, сейчас я плачу. Тихо-тихо. Но мне не жалко себя. Это просто уходит то, что очень болело и спрятано.

Несведущий скажет — мне б твои проблемы. Поверьте, чего-чего, а этого полный воз. Но я пока больше о переживаниях душевных. О внешних заботах, наверное, придёт время, ещё поговорим…

Т: Отлично, Лена! теперь Вы готовы к работе. Хорошо, что Вы плачете, и я верю, что это не жалость. Это уходит напряжение, это очень хорошо.

У меня тут технические проблемы. Как только связь наладится, можно будет начинать, если Вы ещё не передумаете.
В любом случае было бы полезно для Вас поработать пока вот с чем. Когда Вы будете бесстрашной, уверенной, несомневающейся и надежной, как Вы это поймете? Что изменится в Вас: как Вы будете сидеть, ходить, говорить, думать, какое у Вас будет выражение лица, какие у Вас будут чувства, где в теле будут жить эти качества, как Вы будете их ощущать?

Чем подробнее Вы для себя все это определите, тем более отчетливо почувствуете результат, когда он придет. И понаблюдайте за собой, просто дайте возможность быть тому, что приходит. Отмечайте про себя и позволяйте быть… Ок?
Я здесь рядом… До связи.

К: Я стану спокойной. Уйдут суетливые движения – оглядывания, некоторая «клоунада», лишние манипулирования тела, как то хождение из угла в угол, почёсывания, ёрзание, подскакивание с места, прятание рук. Не нужно будет надевать маску довольства. Будет «плевать» на мнение окружающих, на их оценки.
Я убеждаю себя, что не обижаюсь, когда действительно обижают и молчу, когда, наверное, нужно выговаривать, выплёскивать свои реакции, не импульсы, но обдуманные фразы. А, самое главное! Не бояться пауз, не стараться заполнить их во чтобы-то не стало. И делать паузы перед тем, как сказать, обдумывая ответы.
Научиться слушать и слышать, т.е. во время разговора не думать о своих ответах, а о том, что говорит собеседник. Тело при всём при этом должно непременно распрямиться и ему должно быть нормально, я должна забыть о боли в теле от неудобной позы. Должно быть просто красиво и нормально.
Необходимо хоть немного гордиться собой, но это не из эгоизма, а от радости жизни. Любить не себя, как «Я-идеальное» и несуществующее, а как Я такое как есть, т.е. естественное, натуральное, а значит, не стесняться себя, а наверное, любить как произведение Божье, мы не вправе критиковать его творения. А ещё я жду от себя избавления от подозрительности и ожидания благодарности.
Много слова «должна». Можно заменить на «жду от себя», что и сделал уже в последнем предложении.

Т: Лена, добрый вечер. Я на связи.

По тексту Вашего запроса предлагаю некоторые фразы, раскрывающие его, имеющие в своем составе частицу НЕ, переформулировать с позиции утвердительной. Например, что будет, когда уйдет…, вместо этого появится что? "Уйдут суетливы движения — придут….. и т.д.

Особого внимания заслуживает фраза:.. «забыть о боли в теле от неудобной позы» … поясните, пожалуйста, это какая-то вынужденная поза и боль, почему о ней нужно забыть. Удобную позу занять нельзя?

В целом такой заряд на «переделку себя», вы уверены, что подружиться с собой без переделки нет возможности? Без переделки быть спокойной, уверенной, бесстрашной и надежной нет шансов?

К: Ирина, здравствуйте!
Я оставила поток претензий к себе как есть именно потому, что шёл поток, и не хотелось останавливать.
Сейчас можно спокойно к этому вернуться и обдумать.

Ко всему перечисленному «уйдёт» — утвердительно:

  • стану вести себя достойно и спокойно, не из эгоизма, но из разумной рефлексии
  • всё-таки гармония, гармоничное соответствие мыслей и действий, только по существу
  • слушать и слышать собеседника
  • отгрузить в пассив пережитки прошлого, это ПЕРЕжитки, довольно за них держаться, сценарий жизни давно переписан

Кажется, для начала довольно. Иначе занесёт чересчур круто.

О боли. При том, что спина всегда находится в позе «поклона» и голова опущена, изменение позы ведёт за собой болевые ощущения. Если бы я выпрямлялась естественно, то боли бы просто не было. Думаю, что сутулость — это именно поклон. Метафорически. Хотелось бы это оговорить. Ваш задел. Мне нравится, как идея.

Подружиться с собой можно и настоящей. И цели держать про запас. Мотивация — неплохо.
Тогда так. Не оценивать! Снова «не». Надо придумать утвердительную фразу. Я думаю до завтра.

Т: Лена, что сейчас мешает вести себя спокойно? Вести себя спокойно и чувствовать себя спокойно для вас разные вещи? Достойно — это спокойно? И что значит из разумной рефлексии?

Правильно ли я слышу, что речь в гармонии идет о соразмерности внутреннего состояния и внешних проявлений? Сейчас есть разница? И в чем?
Что сейчас мешает слушать и слышать собеседника?
Правильно ли понимаю, что"отгрузить пережитки прошлого в пассив" — это значит начать отпускать какие-то тяжелые чувства, связанные с прошлым?

Второе: о боли? мы с ней будем работать или это отдельная тема? Вы обследовались у медиков с болью в спине? если да, что говорят? вы когда-нибудь выпрямлялись естественно? и тогда боли не было?
А что если ваш поклон является «принуждением вас склонить голову, смирится с чем-то», вероятно эта сутулость чувствуется вами как насильственная? Это так?

К: Ирина!
Сейчас получается некоторое несоотвествие. Мне кажется я умею оставаться внутри спокойной, или наблюдающей, но иногда полностью автоматична, а беспокойство всё-таки остаточное, как бы из «прошлой жизни». И думаю, именно потому, что не проработана. А сюда включаеются и пережитки, и импульсивность, и внешние проявления, мешающие гармонии. Поэтому-то собственно и искала терапевта, чувствуя, что самой не справиться.
Достойно — это другое. Это уже из оценок. Не знаю пока — нужно мне это или стоит избавляться. Если считать, что достойно собственным представлениям, то можно сказать, спокойствие следует как следствие, а если достойно чужим представлениям, то это оценочно.
Разумная рефлексия — и своё видение ситуация и чужие дают в совокупности вывод не импульсивный, но обдуманный.

Сейчас мешает слушать и слышать именно торопливость, суетливость, а если глубже, страх. Страх того, что что-то забуду из сказанного, нехватка чувствования собеседника, поверхностность и поспешность, неуверенность и рассеянность.

О гармонии. Всё совершенно верно. Мой внутренний мир закрыт. Его знает, наверное, 2–3 человека, 1–2 догадываются. Для остальных я такая, как есть — внешние качества, они неплохие, я общительна, добра, отзывчива, оптимистична. Но хотелось бы ещё и сдержанности. Это о внешнем. Внутри много раздрая. И до гармонии как до Луны.

О боли. Хотелось бы поработать с метафорой «поклон». Но это конечно другая тема. «Вкусная» — сама люблю метафору. Если не против Вы, я с удовольствием! Потом. Но не актуально в сегодняшнем режиме. Но Вы очень близко видите проблему. Респект.
Именно вынужденно. И это про родителей. Мне так кажется сейчас.

Т: Лена, давайте так. Я вижу кучу ментального хлама в вашей, простите голове. Оставьте свои объяснялки до лучших времен, может они вам и не понадобятся вовсе.

основное — страх, беспокойство, суета, паузы, несоответствие внутреннего внешнему, желание внутреннее проявить и страх оценки, желание казаться вместо БЫТЬ. Боль — очень важно, будем иметь в виду.

У меня такой образ сложился: маленькая девочка суетливо «оберегает» некий большой саркофаг, крышка которого время от времени приподнимается.., что-то стремится наружу…., а она держит её очень крепко и не очень справляется, потому как нужно и внимание других отвлечь, и «лицо держать» и за саркофагом следить….Устала уже до смерти, а отпустить страшно. А ещё страшнее, если кто-то об этом саркофаге узнает или его увидит… Ужас, ужас, ужас…

Резонирует? если да, с этим и работать будем, ок? Нет, опишите свою метафору.
К: ДА, только сильно красиво, хочется добавить какой-то гадости, но пока не пойму — какой и почему.

Сессия
Т: Лена, добрый день. Опишите свой вариант метафоры соответствующий вашему состоянию.

К: « маленькая девочка суетливо „оберегает“ некий большой саркофаг, крышка которого время от времени приподнимается…, что-то стремится наружу…., а она держит её очень крепко и не очень справляется, потому как нужно и внимание других отвлечь, и „лицо держать“ и за саркофагом следить….Устала уже до смерти, а отпустить страшно. А ещё страшнее, если кто-то об этом саркофаге узнает или его увидит… Ужас, ужас, ужас…»

Наверное, она ещё ныряет туда и чадит, а дым от чада иногда дурно пахнет, а знаете, что ЭТО — это ложь!

Т: Это ложь? что представляет ложь в метафоре? И как вам это?

К: Ложь — это чад, который смрад. Из саркофага. Он должен быть чистым. Ведь я не зря его оберегаю. Но… чадит. Это та самая «гадость», которой не хватало для полноты картины

Т: Мы продолжаем работать с этой метафорой? как хороший результат работы, что бы вы хотели? Какой вид метафоры вас полностью удовлетворит?

К: Из саркофага надо вытащить скелет и перетащить его в шкаф — пусть будет, в шкафу этому скелету должно быть хорошо. Ключ от шкафа спрятать, дубликат ключа можно вручать.
А скелет пусть лучше будет куклой, кукла красивая, механическая — захотела, завела хозяйка куклы — не маленькая девочка, а взрослая дама.
Именно дама, женщина — хорошо, но это из другой темы
дама — мастер делать красивые куклы. Да, хороший мастер, она сама такая… уравновешенная, знает себе цену
знает, что знает, молчаливая

Т: Очень интересно, Лена. Пожалуйста, попробуйте ответить на каждый вопрос.

Кому надо вытащить скелет из саркофага? скелеты обычно хранятся в саркофагах, а не в шкафах.
Чем шкаф лучше саркофага? Что думает сам скелет по поводу пребывания в шкафу?
Для чего прятать ключ и делать его дубликат? Зачем дубликат передавать?
Зачем скелету нужно становиться куклой?
Куда денется маленькая девочка, что с ней станет, когда появится взрослая дама-мастер делать красивые куклы?

Задача не в том, чтобы придумать новую метафору, а работать, оставаясь в первоначальной (саркофаг, девочка, чад-смрад). Ведь от того, что вы замените персонажей, прежние никуда не денутся, останутся без внимания и будут крайне недовольны…

К: Я прорисовала конечную картину. А с исходной можно работать, преобразовывать.

Отвечаю. «Кому надо вытащить скелет из саркофага? скелеты обычно хранятся в саркофагах, а не в шкафах.»

  • саркофаг — это пристанище мёртвых и не из нашей культуры, т.е. чуждо
    шкаф- он теплее, ближе, он может быть динамичным
    скелет в шкафу — примитивно, но понятно
    просто секрет
    а секретами можно делиться, поэтому и ключ от шкафа можно кому-то доверить, если он достоин знать секрет

«Что думает сам скелет по поводу пребывания в шкафу?»

  • скелет думает, что в саркофаге он — мумия, страшная, безжизненная и один, а в шкафу могут быть соседи, там висят, в основном, чистые вещи, мало кто позволяет пылиться долго на полках и вешалках вещам невычищенным, невыглаженным, с ними хорошо

«Для чего прятать ключ и делать его дубликат? Зачем дубликат передавать?»

  • секреты обычно хранят от посторонних, если кто найдёт чужой, будет больно

«Зачем скелету нужно становиться куклой?»

  • ааа, это я сама хочу понять…напишу ниже

«Куда денется маленькая девочка, что с ней станет, когда появится взрослая дама-мастер делать красивые куклы?»

  • без неё СОВСЕМ нельзя, её можно разглядеть, но только если очень постараться, как же даме мастерить куклы без неё? если она станет совсем чёрствой и взрослой… куклы станут холодными

скелет — это из смерти, а секрет не может быть мёртвым, я и так много лет хранила именно скелет, пора ему обрасти телом, но совсем живым — нет, тогда получится раздвоение личности

Т: В конечной картине — у вас другие персонажи. Давайте тогда посмотрим, что получается.

Все- таки в вашей рабочей метафоре шкаф с секретом или саркофаг со скелетом? Секрет источает смрад?

Я так и не поняла, кому нужно вытаскивать скелет-секрет? Ваш секрет живой? Или важно «оживить» скелет, нарастить на него мясо… важно чтобы секрет-кукла была теплым? для чего им соседи в виде чистых вещей?

С кем хочется поделится секретом? И для чего?

Для чего куклам быть теплыми? И от чего дама-мастер не может делать кукол теплыми сама? Как это удается маленькой девочке? Чего хочет эта маленькая девочка?

И что стало со смрадом-ложью в метафоре?

К: Продолжу.

«Все- таки в вашей рабочей метафоре шкаф с секретом или саркофаг со скелетом. Секрет источает смрад?»

  • Нет, не секрет, конечно. Смрад от лжи. Это не имеет отношение к секрету. Это само по себе. Ложь принадлежит зарождающейся даме. Хотелось бы что-то сделать с этим смрадом. Избавляясь от саркофага, можно избавиться от смрада?

« …кому нужно вытаскивать скелет-секрет?» — Нужно девочке.

«Ваш секрет живой?» — Нет, это — моё творчество, о нём мало кто знает, но оно меня спасает. Часто. Плачу.

« Или важно «оживить» скелет, нарастить на него мясо… важно чтобы секрет-кукла была теплым?» — Не оживить. Пусть будет кукла. Красивая.

«для чего им соседи в виде чистых вещей?» — Для чего?.. не знаю… время идёт… никто не знает настоящего… жалко. ЖАЛКО!

« С кем хочется поделиться секретом? И для чего?» — Не знаю… оценивание? признание?

«Для чего куклам быть теплыми?» — Чтоб любить, мёртвого любить тяжело
«И от чего дама-мастер не может делать кукол теплыми сама?» — Я ещё не поняла вообще, КАКАЯ она должна быть

«Как это удается маленькой девочке?» — Она сильная, давлеет — хулиганит, провоцирует, нарывается, она ГЛАВНАЯ
«Чего хочет эта маленькая девочка?» — Командовать

«И что стало со смрадом-ложью в метафоре?» — Он сейчас локализовался и навис

Т: Лена, предлагаю выбрать наиболее важного персонажа из всей метафоры. Что сейчас самое важное для вас?

К: Самое важное на сей момент — дым, смрадный дым, но я чувствую, что работа здесь не на час, там очень глубоко

Т: Работа будет продолжаться, но она не может быть постоянной. Она разделяется на этапы. Каждый шаг нуждается в интеграции. Пока мы всего лишь «нащупываем».

Хорошо, давайте пока предоставим остальных персонажей самим себе и посмотрим на смрадный дым.

Давайте перейдем на ты, для бессознательного так легче.
Оставайся, пожалуйста, в метафоре. Ты снаружи смотришь. Ты смотришь на дым, смрадный дым.
Откуда идет смрадный дым? для чего он? Что он хочет? Что хочешь ты?

К: Откуда идет смрадный дым? от меня — я всем вру, я вру сама себе, я делаю всё не так, занимаюсь не своим делом, ищу, мечусь, так плохо!

«для чего он?» — чтобы я знала о нём
«Что он хочет?» — владеть
«Что хочешь ты?» — избавиться

Т: Лена, ты СНАРУЖИ, ты зритель! посмотри на картинку… ты говорила, что дым принадлежит зарождающейся даме… Для чего смрадный дым в этой картинке? Чему он служит? Чем он хочет владеть?

Мы не можем избавляться от своих частей, мы можем с ними договариваться, их изменять. Они имеют свойство от нашего внимания трансформироваться.
Наберись смелости и посмотри на смрадный дым… что с ним происходит, когда ты на него смотришь?

К: Он как вязкий кокон, я не могу из него вырваться, он заставляет выкручиваться, извиваться, оправдываться

На даме он как вуаль — как бы красиво, но под ней язвы, незаживающие раны

«чему служит смрадный дым?» — ааа, спокойствию! всё в порядке, всё по полочкам — так удобно
владеть ситуацией — ему важно, он всеобъемлющ

Т: Лена, внимание собери, посмотри на себя на свои руки и ноги, «открой глаза» — ТЫ СНАРУЖИ! метафора лишь в твоем воображении и в воображении возможно все, оно же ТВОЕ.

Смрадный дым выполняет очень важную функцию. Он служит даме тем, что скрывает её незаживающие язвы и делает её как бы красивой? Он служит спокойствию, удобству и контролю над ситуацией?
Если ты избавишься от него, что станет с дамой, её ранами, спокойствием (ты ведь хотела спокойствия), контролем?
Спроси дым, что ему нужно от тебя, в чем его послание к тебе? Что нужно даме, нужно ли её что-то от тебя?

К: может, уберечь…
спрашиваю…
да, он как зашита
щит
крепкий
дама без него будет в панике

Т: Ты по-прежнему хочешь от него избавиться? Как изменились твои чувства, твое состояние сейчас?

Что мы делаем с временными рамками? Можем ли мы на сегодня закончить или есть что-то сейчас неотложное, что нам стоит проговорить?

К: Я в напряжении
сильном
не знаю — что дальше
можно отложить
смогу вернуться

пора завершить

скажи — когда продолжим, чтоб было удобно

Т: Ты что-то хочешь сейчас с этим напряжением сделать? Что? Как изменились чувства по отношению к смрадному дыму?

Не торопись. Нам потребуется некоторое время, чтобы отрегулировать формат.

К: Хочу. Уйти подальше сейчас от людей. Может, вина выпить. Хорошего.
Дым этот … Не знаю. И свой и чужой.

До вечера!

Т: Лена, побыть одной — это хорошо. С вином идея плохая — обнулит весь процесс.
Есть у тебя краски — пастель? Нарисуй свое состояние. Послушай музыку, захочется плакать — плачь. Суррогаты не помогут — это уход. Мы что-то «достали» не для того, чтобы «глушить вином», с этим работать надо душевно. Иначе бессознательное не будет с тобой сотрудничать.

Если нужно будет написать-поделиться — пиши.
до вечера.

К: СПАСИБО

Т: Пожалуйста:)

630
  • Тема закрыта
Комментарии (320)
  • 17 сентября 2011 в 17:42 • #
    Ирина Вершинина

    Уважаемые коллеги и читатели, по техническим причинам, которые, как известно, всегда сопровождают новые проекты не удалось согласовать время начала сессии и её демонстрацию. Может быть это и к лучшему.

    Запланированная накануне сессия сегодня все же состоялась, но по нашему с Еленой решению была проведена в режиме личной переписки.

    По итогам могу сказать, что выполнять одновременно и терапию и модерацию (что предложено в правилах данной группы и вынесено на обсуждение в первй конференции), лично я не представляю возможным.
    Я бы попросила в следующий раз, все же, опытного модератора.

    После небольшой технической обработки и согласования с Еленой (как непосредственной участницей и главным действующим лицом данной сессии) содержательной части. Протокол сессии будет представлен к обсуждению коллег.
    Благодарю за понимание.

  • 18 сентября 2011 в 01:36 • #
    Ирина Вершинина

    Буду рада любым мнениям. Повторю, для меня это необычный опыт, поэтому его обсуждение видится мне ценным и полезным.

  • Ирина!
    Спасибо за возможность прикоснуться к чужой тайне. Саму сессию обсуждать не буду, скажу что она мне понравилась.

    Вот что зацепило: "Мне нужен конструктивный заботливый родитель и самое главное, Взрослый. Уже как бы пора." Хотелось бы разобраться теоретически с данным феноменом. Может прочесть какую-то литературу или организовать в ПСи-Факторе обсуждение данной темы.

    Понравились метафоры с саркофагом и шкафом. И плавное перемещение и превращение скелета в куклу. Желание куклы иметь чистых соседей.

    Можно ли дать здесь свою интерпретацию сюжета, Ирина? Понимаю, что будет перенос, потому молчу.
    В протоколе сессии вижу уникальный материал. Считаю, что он поможет популяризировать практическую психологию.
    Очень хочу получить ваше с Еленой разрешение, чтобы зашифровав имя клиента выложить материал на ПСИ-Фактор. Взгляд. Объявленную ранее конференцию я удалю, чтобы у читателей не возникло никаких ассоциаций.

    Все-таки предлагаю отредактировать материал и скрыть фамилию клиента. Она никакой роли с данной сессии не играет.

  • 18 сентября 2011 в 15:42 • #
    Ирина Вершинина

    Эльмира, спасибо за отзыв.
    Пожалуйста, подождите. Давайте никуда пока ничего выкладывать не будем. Мы только начали. Я уважаю ваши профессиональные стремления. Однако давайте будем сохранят терпение и уважение к чужим границам. На мой взгляд, сейчас очень рано об этом говорить. Терапия только в самом начале.

    В данной сессии клиент пожелал остаться под своим именем.

  • 18 сентября 2011 в 18:59 • #
    Людмила Григорьевна Жаркова

    Терпение и уважение к границам. Это главное, Вы правы, Ирина. Можно обсудить промежуточные границы, точки в терапии, где будет решаться тот или иной возникающий вопрос.
    Это может быть неделя, месяц, два, три , полгода. Или пока "плавающие" границы, но, тоже обозначенные.

  • 18 сентября 2011 в 21:55 • #
    Ирина Вершинина

    Спасибо, Людмила. Хорошая идея.

  • 18 сентября 2011 в 13:40 • #
    Иван Карнаух

    Ирина!
    Возникли такие вопросы:
    1. Я могу начать обсуждение техник терапевта со своих позиций, которые не совпадают с Терапевтом. А ему это надо?
    Как искать точки соприкосновения?
    2. Мои комментарии будут непроизвольно касаться личности Клиента, который также их будет читать.Вполне возможна ятрогения?

  • 18 сентября 2011 в 15:51 • #
    Ирина Вершинина

    Иван, спаисбо за отклик. За себя отвечу, что я считаю вполне возможным обсуждение техник терапевта со своих позиций, с чьих же ещё их обсуждать. Главное с какой целью. Точки соприкосновения искать возможно только в обсуждении, по- моему.
    С тем, что любые коментарии могут касаться личностей и клиента, и терапевта согласна. В этом и вызов для профессионала, определить для себя, что и для чего он хочет сказать. Если это на благо дела, то почему бы и нет. Важно при этом сохранять уважение к себе и к участникам.

    Соглашусь с тем, что для коллег данный формат тоже непривычный, найти корректную форму дискуссии - задача. Каждый решает сам.

  • 23 сентября 2011 в 19:32 • #
    Ирина Забуслаева

    Здравствуйте, Ирина! Попробую поддержать пространство со стороны мифа об Осирисе и Изиде. В качестве инициации во второй половине жизни на символическом уровне мы должны пережить регрессию. Расчленение и собирание, путешествие Осириса в саркофаге и путешествие Изиды. Если погрузиться в этот миф, возможно символы, появившиеся во время вашего совместного путешествия, будут помощниками. С уважением, Ирина

  • 24 сентября 2011 в 11:02 • #
    Елена Москвина

    Здравствуйте!
    Продолжим?

  • 24 сентября 2011 в 11:03 • #
    Ирина Вершинина

    Здравствуйте, Лена! Продолжим. Скажите, как Вы себя сейчас чувствуете?

  • 24 сентября 2011 в 11:05 • #
    Елена Москвина

    Ожидание. Беспокойство. Рабочее состояние.

    Немного тяжесть. Повторяющийся симптом, непроизвольно - "тяжёлая голова".

  • 24 сентября 2011 в 11:06 • #
    Елена Москвина

    Я расслабилась.

  • 24 сентября 2011 в 11:11 • #
    Ирина Вершинина

    Хорошо. Лена, предлагаю обсуждить временные рамки на сегодня. Мы работаем до 13 часов по Москве. Минут через 40 я попрошу Вас сделать небольой перерыв. Ок?

    Что было Важного, наиболее значимого для Вас в пошедшей сессии? И с чем бы вы сегодня хотли поработать?

  • 24 сентября 2011 в 11:12 • #
    Елена Москвина

    Хочу продолжить "лепить даму".
    Важна динамика.

    С перерывом согласна. Но с недельным перерываом... Долго. Подумаю.

  • 24 сентября 2011 в 11:19 • #
    Ирина Вершинина

    Давайте вернемся немного к формату. Если мы будем общаться на ты, будет нормально?

    Второе: в пошлый раз мы остановились на смрадном дыме, который выполнял защитную функцию для дамы? правильно я помню? Что стало сейчас с дымом? Какие чувства он вызывает сейчас?

  • 24 сентября 2011 в 11:22 • #
    Елена Москвина

    Можно на !ты".

    Дым. Он плохо пахнет. Я сознаю его защиту. Т.е. даме он нужен. Но кому она нужна такая "ароматная"? А он ведь плотный, липкий, ужасный. Избавляться или нет? Может, попробовать даме с ним договориться?

  • 24 сентября 2011 в 11:23 • #
    Елена Москвина

    Ещё.

    Если отдирать его от лица, потечёт кровь.

  • 24 сентября 2011 в 11:29 • #
    Ирина Вершинина

    Лена, так с чем мы будем работать? Что было бы для тебя хорошим результатом работы на сегодня?

  • 24 сентября 2011 в 11:30 • #
    Елена Москвина

    Лепить даму.
    Пока она в вуали.
    Хорошо бы эту вуаль трансформировать.

  • 24 сентября 2011 в 11:31 • #
    Елена Москвина

    Я начну.
    Слишком долгие паузы. А у меня идут образы.
    Можно мне их озвучить?

  • 24 сентября 2011 в 11:33 • #
    Ирина Вершинина

    Конечно. Во что бы хотелось трансформировать вуаль?
    Какой за сегодня должна стать дама? Чтобы это был хороший результат для тебя?

  • 24 сентября 2011 в 11:34 • #
    Елена Москвина

    Если вуаль снять, обнажаются язвы и раны.
    Дым как вуаль вообще не поддаётся.
    Пробую аккуратно. По сантиметру.
    То, что обнажается... Это так... Страшно.
    Дым - это ведь ложь.
    Что мне делать?

  • 24 сентября 2011 в 11:35 • #
    Елена Москвина

    Я хочу, чтобы дама выздоровела и вернулась к своим куклам.

  • 24 сентября 2011 в 11:36 • #
    Елена Москвина

    Понимаю, что за сегодня ей "не грозит" выздоровление. Но хотя бы облегчение.

  • 24 сентября 2011 в 11:38 • #
    Елена Москвина

    Ветка сужается. Текст скоро читать будет неудобно. Перехожу на новую ветвь. Назовём её "путь исцеления".
    Я плачу.

  • 24 сентября 2011 в 11:43 • #
    Ирина Вершинина

    Лена. Образы могут течь свободно, если их много записывай их на бумаге. Рассматривай их, выбирай самое важное. Обращай внимание, какие чувства у тебя возникают. Суета не поможет.

    Наш с тобой диалог - это как игра в теннис. Если ты посылаешь много мячей - "игры" не получится. Дыши медленнее. Старайся выдерживать паузы. В них происходит для тебя самое важное. Слушай себя.

    Ещё раз повторю вопрос: на сегодня какой хороший результат был бы для тебя приемлем. Дама с вуалью?

  • 24 сентября 2011 в 11:46 • #
    Елена Москвина

    ОК
    буду тормозить

    Дама БЕЗ вуали

  • 24 сентября 2011 в 11:52 • #
    Ирина Вершинина

    Отлично.

    Лена, как сейчас выглядит дама? Что с вуаль? Что ты чувствуешь, когда на неё смотришь?

  • 24 сентября 2011 в 11:54 • #
    Елена Москвина

    Немощная такая. Борется, сдирает эту вуаль, т.е. пытается. Кровь течёт. Больно.

  • 24 сентября 2011 в 11:55 • #
    Елена Москвина

    Снова болит голова. Реально больно.

  • 24 сентября 2011 в 11:55 • #
    Ирина Вершинина

    Лена, зачем дама делает себе больно?

    У тебя чувства какие?

  • 24 сентября 2011 в 11:56 • #
    Елена Москвина

    Безысходность.
    Как-будто кто-то что-то решает за меня.

  • 24 сентября 2011 в 11:57 • #
    Ирина Вершинина

    А ты что хочешь?

  • 24 сентября 2011 в 11:58 • #
    Елена Москвина

    Сама решать.

  • 24 сентября 2011 в 11:59 • #
    Ирина Вершинина

    Что решать?
    В воображении возможно все. Спроси вуаль для чего она крепко держится за даму, за её лицо?

  • 24 сентября 2011 в 12:01 • #
    Елена Москвина

    Ха! Что бы всем угодить! Быть хорошей дл всех - слушаться, выполнять, исполнять чужие желания. А свои? Свои подстраивать под чужие.

  • 24 сентября 2011 в 12:02 • #
    Ирина Вершинина

    Я не поняла, Лена. Вуаль держится за даму, чтобы всем угождать?

  • 24 сентября 2011 в 12:03 • #
    Елена Москвина

    Прятать настоящую даму.

  • 24 сентября 2011 в 12:04 • #
    Ирина Вершинина

    А эта дама ненастоящая?

  • 24 сентября 2011 в 12:04 • #
    Елена Москвина

    Помогать ей. Но не для ЕЁ желаний. А для других.

  • 24 сентября 2011 в 12:04 • #
    Елена Москвина

    В вуали нет! Врёт!

  • 24 сентября 2011 в 12:09 • #
    Ирина Вершинина

    Лена, выдохни. Сделаем небольшую паузу.
    Для чего важна дама с вуалью? Для чего важно отказываться от своих желаний? Что будет если дама будет иметь и выражать свои желания? Что тогда станет с вуалью? 10 минут.

  • 24 сентября 2011 в 12:20 • #
    Ирина Вершинина

    Лена, я на связи. Как голова?

  • 24 сентября 2011 в 12:24 • #
    Елена Москвина

    После паузы.
    Дама с вуалью, чтоб другие ОЦЕНИЛИ. Наверное. Чтоб поверили.
    Отказываться, чтоб другим было со мной комфортно.
    Если дама начнёт выражать СВОИ желания, будет бунт - её не примут. Всем станет плохо.
    Вуаль слетит, растает, исчезнет.

  • 24 сентября 2011 в 12:25 • #
    Ирина Вершинина

    Ты решаешь за других?

    А что думает дама по поводу вуали и своих чувств?

  • 24 сентября 2011 в 12:25 • #
    Елена Москвина

    В глове дрын. (-:

  • 24 сентября 2011 в 12:26 • #
    Ирина Вершинина

    Боли нет?

  • 24 сентября 2011 в 12:27 • #
    Елена Москвина

    Как бы не решаю, но предполагаю. Отсюда страх ожидания, нет ожидание страха.

    Дама думает... А что ей думать? Она покорная. У неё и мыслей-то нет своих.

  • 24 сентября 2011 в 12:28 • #
    Елена Москвина

    Есть. Дрын корявый. Поворачивается. Цепляется.

  • 24 сентября 2011 в 12:29 • #
    Елена Москвина

    Кукла.

  • 24 сентября 2011 в 12:31 • #
    Ирина Вершинина

    А что будет, если ты не будешь предполагать и ожидать?

    Что будет со страхом?

    А как же она думает без мыслей? Чьи у неё мысли?
    Что было бы для дамы облегчением?

  • 24 сентября 2011 в 12:31 • #
    Ирина Вершинина

    Что с болью?

  • 24 сентября 2011 в 12:34 • #
    Елена Москвина

    Будет ещё хуже. Тогда я снова стану импульсивной. А я от импульсивности два года избавляюсь.

    Страх. Не знаю.

    У дамы мысли детские. Онга больше слушает чужие и со всеми соглашается. Недоразвитая.

    Облегчением? А чтоб ей в покое оставили. Посыпали нафталином и в шкаф!

  • 24 сентября 2011 в 12:36 • #
    Елена Москвина

    Если я расслаблюсь, уйдёт. Пока не могу.

  • 24 сентября 2011 в 12:37 • #
    Елена Москвина

    Ира! Но в шкаф только чистую! Здоровую!

  • 24 сентября 2011 в 12:39 • #
    Ирина Вершинина

    Ты хотела сегодня облегчения для дамы. Это решение ей подойдет?

    Возник вопрос: Так это дама или кукла?

  • 24 сентября 2011 в 12:39 • #
    Елена Москвина

    Можно немного потоком? О кукле. О её здоровье.

  • 24 сентября 2011 в 12:40 • #
    Ирина Вершинина

    Боль такая же или как-то изменилась?
    Что тебе нужно, что бы расслабиться?

  • 24 сентября 2011 в 12:41 • #
    Елена Москвина

    Я смогу. После сессии. Просто я заметила, что она возникла прямо перед самой работой. Без предпосылок. Как якорь. Это не страшно.

  • 24 сентября 2011 в 12:41 • #
    Ирина Вершинина

    Ты же сама назвала даму куклой.
    С чем работать будем?

  • 24 сентября 2011 в 12:43 • #
    Ирина Вершинина

    Переходим на путь исцеления?:))) на новую ветку?

  • 24 сентября 2011 в 12:43 • #
    Елена Москвина

    Она трансформировалась. Как бы стала неживой. Я почувствовала, что смотрю на неё со стороны. А что это значит? Как чужеродное явление. Ерунда какая-то. Снова раздрай. Не знаю.

  • 24 сентября 2011 в 12:44 • #
    Елена Москвина

    На сегодня подойдет.

  • 24 сентября 2011 в 12:44 • #
    Елена Москвина

    да

  • 24 сентября 2011 в 11:41 • #
    Елена Москвина

    Путь исцеления.
    Дама. Она и не дама ещё. Так. Жалкое подобие. Согбенная. Жалкая. Вуаль эта липкая.
    Так хочется её отшлёпать, встряхнуть, умыть...

  • 24 сентября 2011 в 11:44 • #
    Елена Москвина

    Ещё.
    Хочу ей подарки подарить. Много. Для кукол.
    Делать куклы - хорошее занятие. Куклы дорогие, стоят много денег. Для платьев нужны шелка, кружева. Головки лепить из папье-маше. Волосы... Где брать волосы?

  • 24 сентября 2011 в 12:47 • #
    Елена Москвина

    Поток.
    Дама умерла. Прежняя. Вуаль с ней. Можно вытаскивать. Пользоваться. Демонстрировать. Но знать - это КУКЛА. А знание - большое дело. Тогда нет раздрая. Есть разделение. Это настоящее, это - просто игра. Хитрость? Почему нет?

  • 24 сентября 2011 в 12:48 • #
    Елена Москвина

    Ира! Мне реально очень хочется сделать куклу.
    Это хорошо?

  • 24 сентября 2011 в 12:51 • #
    Ирина Вершинина

    Да. сделай!

    А кто будет пользоваться и демонстрировать? В чем хитрость?

  • 24 сентября 2011 в 12:52 • #
    Елена Москвина

    Пока не знаю.

  • 24 сентября 2011 в 12:54 • #
    Ирина Вершинина

    А что если ты сама решишь ?))

  • 24 сентября 2011 в 12:57 • #
    Елена Москвина

    Хорошо...

    я наверное сейчас расслаблюсь. И начну обдумывать КАК сделать куклу. Это меня отвлечёт. До следующей встречи.

    Надо ли думать в течении недели о предстоящей сессии?
    О прошедей мне думать не хочется.

  • 24 сентября 2011 в 13:00 • #
    Ирина Вершинина

    Хорошо. Ты вправе решать сама о чем тебе думать!))

  • 24 сентября 2011 в 13:01 • #
    Елена Москвина

    грамотно!

  • 24 сентября 2011 в 13:02 • #
    Ирина Вершинина

    :))

  • 24 сентября 2011 в 12:47 • #
    Ирина Вершинина

    Итак, что мы имеем?

    Дама - кукла, которая крепко "дружит" с вуалью. Вуаль служит даме, скрывая её импульсивность, от которой ты "избавлялась" два года. При этом есть страх ожиданий и кровавые раны на лице у дамы от её борьбы с вуалью. Для дамы -куклы было бы облегчением "чтобы её посыпали нафталином и убрали в шкаф"

    Я правильно понимаю?

    Что ты хочешь? Дама БЕЗ вуали ещё актуальна?

  • 24 сентября 2011 в 12:51 • #
    Елена Москвина

    Нет, не актуальна.

  • 24 сентября 2011 в 12:52 • #
    Ирина Вершинина

    Что сейчас для тебя важно и на чем было бы хорошо завершить?

  • 24 сентября 2011 в 12:52 • #
    Елена Москвина

    Не пойму пока. Помоги!

  • 24 сентября 2011 в 12:57 • #
    Ирина Вершинина

    Послушай себя. Можно сейчас остановиться, "омыть" умершую даму с вуалью, поблагодарить её за службу, посыпать её нафталином и убрать в шкаф?

    А ты сделаешь другую куклу, которую можно будет свободно демонстрировать без страха?

  • 24 сентября 2011 в 12:58 • #
    Елена Москвина

    Не только метафорически, но и реальную. ))))))))))))))

  • 24 сентября 2011 в 13:01 • #
    Ирина Вершинина

    Конечно. Именно реальную. Как ты себя чувствуешь сейчас?

  • 24 сентября 2011 в 13:03 • #
    Елена Москвина

    Нормально. Есть некоторое облегчение.
    И немного взрослости.

    СПАСИБО
    До следующей субботы? Если сильно захочется, можно написать?

  • 24 сентября 2011 в 13:05 • #
    Ирина Вершинина

    Да, можно.
    Спасибо и тебе за работу, ты очень старалась. Я это ценю.
    До следующей сессии в следующую субботу.

  • 24 сентября 2011 в 14:20 • #
    Игорь Дехтяр

    Спасибо Ирина. Спасибо Лена.

  • 27 сентября 2011 в 17:47 • #
    Елена Москвина

    Спасибо, Игорь!

  • 27 сентября 2011 в 17:53 • #
    Игорь Дехтяр

    А мне то за что?

  • 27 сентября 2011 в 17:59 • #
    Елена Москвина

    А за музыку чудесную. Но я не сразу её послушала.

  • 27 сентября 2011 в 18:03 • #
    Игорь Дехтяр

    Лена, это лейтмотив книги Дины Рубиной "Синдром Петрушки".
    Прочитай. Есть много ассоциаций с вашей с Ириной работой.

  • 25 сентября 2011 в 00:18 • #
    Инна Шифанова

    Спасибо Ирина, спасибо Лена.

  • 1 октября 2011 в 11:15 • #
    Елена Москвина

    Ирина , здавствуй!
    Была техническая причина задержки. Если нужно сократить сессию, не возражаю.

  • 1 октября 2011 в 11:24 • #
    Елена Москвина

    Ирина?

  • 1 октября 2011 в 11:25 • #
    Ирина Вершинина

    Здравствуйте, Лена.
    Предлагаю работать в том же режиме, то есть до 13 часов. Ок?

    Как Вы себя чувствуете? С чем Вы сегодня хотели бы поработать?

  • 1 октября 2011 в 11:34 • #
    Елена Москвина

    Я немного простужена. Но всю неделю ждала нашей работы.
    Сосредотачиваюсь.
    Начала делать кукклу - дело кропотливое. Сначала изучила технику папье-маше. Потом выбирала образ куклы. Сделала головку, она сохнет.
    Что-то показалось незаконченным с прошлой сессии... Чувтсва.
    Неделю всё устаканивалось. Даже вернулась к коментариям. Послушала музыку. Книгу нашла, но читать не стала пока.

    Не даёт покоя ложь, игра.
    Сейчас конфликт с в.с. администрацией. Хочется всё бросить и уйти. Психолог - это не только помощь людям, но и бумаги - планы, отчёты, дневники, папки... Я несобранная в этом плане. Конечно, меня не нужно учить общаться с начальством. Стараюсь нивелировать назревающую бурю, но ведь и провоцирую тоже сама.
    Вот может, и цель работы - провокаторство.

  • 1 октября 2011 в 11:38 • #
    Ирина Вершинина

    Что для тебя важнее? "незаконченность"... чувства... (какие?)
    Или провокаторство? Чего тебе хочется?

  • 1 октября 2011 в 11:41 • #
    Елена Москвина

    незаконченность
    чувства: удоблетворение, безопасность, защищённость

    к провокации, думаю, доберёмся, никуда она не денется

  • 1 октября 2011 в 11:42 • #
    Ирина Вершинина

    Сейчас какие чувства вместо тех, которые тебе бы хотелось? Что именно не закончено?


Выберите из списка
2011
2011