Актуальна ли информационная гигиена (влияние информации на...
11 ноября 2014 в 08:31

Актуальна ли информационная гигиена (влияние информации на здоровье)?

https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_гигиена

Информационная гигиена — раздел медицинской науки, изучающий закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье социума, разрабатывающий нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности.
Причины появления понятия.

Распространение в популяции H.sapiens новых функционально-поведенческих отличительных признаков в виде полезных навыков информационного взаимодействия. a — население Земли 7 млрд; b — грамотность; c — чтение-печатание — доступность всем грамотным; d — получение радио-, телевизионной информации (кол-во приемников); e — информационная связь через телефоны, компьютеры, интернет (кол-во телефонов, компьютеров, пользователей Интернет). Современная революция в информационных технологиях характеризуется тем, что на 7 млрд человек приходится 6 млрд телефонов (данные компании «Ericsson», 2012), 6 млрд телевизионных установок («Guinnes Today», 2012), 2 млрд компьютеров («Gartner», 2012), 2,3 млрд интернет-пользователей («Internet World Stats», 2012).
Цивилизационные тренды развития информационного общества (Информационный бум) характеризуются тем, что в 2002 г. человечеством было произведено информации 18∙1018 байт (18 Эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30%. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙108 байт [1]. Развивается методология, статистика измерения информации в обществе [2], научная теория ноогенеза, появились понятия «информационная экология»[3], «информационная перегрузка» (overload)[4], «информационное загрязнение» (polution)[5], [6].

Интеллектуальным трудом в России, по переписи населения, могут заниматься: имеющие высшее образование 15,2 млн чел. (10,7% от населения в 142,5 млн чел.); имеют высшее образование, но старше трудоспособного возраста – 3,8 млн чел. (2,7% населения); имеют послевузовское образование (закончили аспирантуру) – 369 тыс. чел. За последние 10 лет рынок труда в ИТ-сфере вырос в 18 раз: если в 2004 году в России было опубликовано 12 тысяч вакансий, в 2013 г. — 213,5 тысяч., в 2014 г. – до 265 тыс. [7]. Определены на перспективу стратегии развития информационного общества[8], технологий[9], безопасности[10] России.
К информационным вызовам современности можно добавить: осуществление предсказания Г. Уэллса о всемирном мозге [11] — в виде реализации накопления и быстрого обновления информации в мировой энциклопедии Википедия, появление cпутниковой системы навигации, большого количества гаджетов, технологии Google Glass [12], формирующих как дополненную, так и виртуальную реальность, определение лимитов интеллекта [13].
История и современное развитие[править | править вики-текст]
Первые упоминания о значении информации для здоровья («врачебная тайна», «доброжелательность к коллегам», «не отказывать в совете», «хранить благодарность к учителям», «беречь традиции медицины») содержатся в клятве Гиппократа (IV–V век до н. э.). «В здоровом теле здоровый дух» — крылатое латинское выражение, которое может свидетельствовать о значимости интероцепции, появилось в I век н. э. Б. Рамадзини, основатель гигиены труда, среди трех причин болезней работников называл «внимание и применение ума…» («О болезнях рабочих», 1700). Термин «гигиена умственного труда» предложил Ф.Ф. Эрисман («Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда», 1871), который также ввел и термин «школьная гигиена» [14]. В.А. Левицкий в 1922 г. опубликовал работу «Умственный труд и утомляемость». В.М. Бехтерев в 1923 г. был редактором сборника «Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда».

В настоящее время активно исследуется информация, как гигиенически значимый фактор, разрабатывается информационная гигиена концептуально [15] и методологически [16], [17].
В фундаментальном плане продолжается изучение синтеза информации на нейронах зрительной коры и механизмов сознания [18], расшифровка кодов мозга [19] и др.
В прикладном плане исследуется значение интероцепции для стрессоустойчивости и надежности при напряженной деятельности, статистика высших интеллектуальных достижений в зависимости от факторов окружающей среды, классификация ноотропов по их влиянию на готовность к восприятию, улучшение обработки или хранение информации[20], изучается влияние информационных технологий на студентов, и население [21], гигиенические безопасность электронных учебников в школе [22], [23], влияние фармакологических препаратов [24], фонтурацетама на обеспечение высокой психической работоспособности военнослужащих и космонавтов.

В 1995 г. А.Л. Еремин предложил выделить «информационную гигиену», затем обосновал систему особого раздела гигиенической науки, который в дальнейшем получил свое развитие[25][15][26].

Параллельно, в 2006 г. был узаконен в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» термин информация[27], в 2009 — формула научной специальности гигиена[28], а в 2011 г.— термин здоровье[29].

Цель и задачи[править | править вики-текст]
Цель: предупреждение отрицательного воздействия и оптимизация благоприятного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. Задачи:

Изучение: характеристик и закономерностей информационных носителей, процессов и потоков; восприятия, переработки, хранения и производства новой информации; зависимости индивидуального и общественного здоровья от информации.
Определение гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов, научное обоснование гигиенического информационного поведения.
Разработка санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения, воспроизведения информации.
Разработка мер по оптимизации информационно-интеллектуальной деятельности в том числе в эргатических системах «человек — машина — информационная среда», повышению умственной работоспособности.
Объекты изучения и связь с другими науками[править | править вики-текст]
Объект исследования: информация; информационные среды, сигналы-носители информации, процессы, базы данных, технологии; санитарная статистика, информационно-зависимые здоровье, заболеваемость, смертность населения; человек разумный, социальные группы, население в целом; профилактические мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды.
Информационная гигиена взаимосвязана с другими научными специальностями и дисциплинами:

медицина, общественное здоровье и здравоохранение, гигиена труда, гигиена коммунальная, детей и подростков, психогигиена, экология человека и окружающей среды, медицинская этика;
физиология высшей нервной деятельности, нейробиология, нейрофизиология, биохимия, когнитивистика, психофизика, биоинформатика;
биофизика, акустика, оптика, информатика, информационные технологии, математика;
лингвистика, журналистика и средства массовой информации, социальная психология, информационная безопасность, конфликтология, политология и менеджмент и пр.,— обусловлена методами исследований и сферами приложения и внедрения.
Единицы измерений информации, сигналов-носителей и информационных нагрузок в гигиене[править | править вики-текст]
Природа сигналов-носителей информации разнообразна[16]. Некоторых гигиенические нормы количественных и качественных показателей сигналов-носителей информации определены в ряде нормативных документов в том числе санитарного законодательства.

Байт, байт/с
В 2002 г. единицы измерения количества информации в байтах определены в ГОСТ[30]. В 2008 г. единицы измерения скорости передачи информации в байт/с утверждены Постановлением Правительства России [31]. Международной организации по стандартизации (ИСО) в 2009–2011 гг. разработана система стандартов с введением понятий «умственные»: «нагрузка», «усталость», «пресыщение», «напряжение», «стресс»; принципов и требований к методам измерений умственной нагрузки, в соответствии с количественными требованиями по валидности и обобщаемости, предложена чувствительность в 5 и более уровней для точных измерений [32], [33]. В соответствии с этими стандартами, на основании гигиенических исследований в различных отраслях экономики, предложена модель шкалы примерных уровней скорости производства-передачи человеком-оператором текстовой информации [20]

Кандела, люкс, децибел
Нижние границы силы света — определены допустимые визуальные параметры устройств отображения информации: яркость белого поля — не менее 35 кандел/кв. м [34]. Кроме того, для дисплеев контрастность (для монохромного режима) — не менее 3:1; частота обновления изображения — не менее 60 Гц и пр.
Освещенность, ее нижние границы ПДУ определены для информации: на щитках и пультах управления летчиков – не менее 27,0 лк; на шкалах основных пилотажно-навигационных приборов, стрелках и элементах навигации – не менее 2,7 лк [35], на щитках приборов автомобилей — не менее 10 лк; на шкалах приборов — не менее 1,2 лк [36]. Нормы освещенности, определены для различных видов деятельности [37], в том числе в зависимости от размера объекта различения[38].
Определены в децибелах верхние границы предельно-допустимых уровней совокупности громкости звуков — ПДУ шума на рабочих местах и в жилых помещениях [39]. Международный союз электросвязи (МСЭ) в 2010 г. разработал «Рекомендацию для устранения изменений громкости звука в телевизионных программах» [40].
Другие единицы измерений информации и сопутствующих факторов при информационных нагрузках в санитарном законодательстве
В руководствах и методических рекомендациях определены измерения интеллектуальных и сенсорных нагрузок[41], количества сигналов[42], [43], количество считываемых/вводимых знаков[44], информационные нагрузки в зависимости от важности, сложности, готовности человека-оператора к приему информации[45], [16] и пр.
Некоторые особенности и ограничения по напряженности труда, связанной с информацией, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, обозначены в санитарных правилах и актуальны для подростков [46], женщин [47] и инвалидов, особенно с патологией органа зрения или с поражением слуха[48].
В санитарных нормах в долях мм нормируется размер типографского шрифта, величина междустрочного пробела как в книжных изданиях для взрослых[49], так и в учебниках для детей и подростков [50]. Кроме того, нормируется время образовательных нагрузок в часах (от 21 до 37 в неделю в зависимости от класса учащегося)[51] и пр
Среди гигиенически значимых сопутствующих факторов при нервно-эмоциональном напряженном труде определены верхние и нижние границы ПДУ оптимальных и допустимых величин температуры в градусах Це́льсия в помещениях [52]
Критика и нерешенные проблемы[править | править вики-текст]
Критики утверждают, что «психоэмоциональную напряженность, сложно измерить объективно — у напряженности нет предельно допустимого уровня»,— предлагалось в 2013 г. при специальной оценки условий труда «оставить только то, что можно измерить прибором»[53]. Между тем, в окончательной редакции в статью 13 Закона «О специальной оценке условий труда» вошло: «В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы… напряженность трудового процесса… длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса…» [54].

Наряду с нерешёнными проблемами нейробиологии остаются не разработаны: оптимальные уровни звука аудиальной информации, оптимальные величины светового потока визуальной информации; объективные критерии сложности и важности информации; методы измерения интероцепции; биофизические и биохимические основы преобразования, обработки, хранения информации в головном мозге, в том числе на нано-уровне; зависимости доз-эффектов и пр. В связи с этим задачи и методы информационной гигиены уточняются [15], [26].
Базовые научные теории и законы[править | править вики-текст]
К фундаментальному научному наследию, касающемуся информации, ее восприятия, обработки и производства человеком, а также влияния на человека и его здоровье относятся: рефлекторная теория, касающаяся осуществления рефлекса и обратной передачи информации (Р. Декарт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов), теория информации (К. Шеннон), теория нервного импульса (А. Ходжкин, Э. Хаксли, Д. Экклс), теория функциональных систем, касающаяся приходящей информации от внешних и внутренних рецепторов и афферентного синтеза [55] (П.К. Анохин), теория интероцепции — процесса информационных взаимодействий с участием интероцепторов (В.Н. Черниговский), научное обоснование теорий восприятия слухового — аудиальной информации, зрительного – визуальной информации, теория передачи сигналов в нервной системе, лежащих в основе формирования памяти — умственной деятельности, предназначенной сохранять, накапливать и воспроизводить информацию (Э. Кандел, П. Грингард, А. Карлссон), теория запоминания grid-нейронами информации о пространстве и реагирования при ориентировании (Э. Мозер, М.-Б. Мозер), информационная теория эмоций [56] (П.В. Симонов), а также теория стресса (Г. Селье) и возникающих из-за него болезней [57]

Информация и здоровье[править | править вики-текст]

Гигиея – богиня здоровья
В само понятие «здоровье» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [58] входит в том числе «психическое и социальное благополучие», которое во многом и формируется за счет информации. Среди детерминант, определяющих здоровье, ВОЗ (2011) обозначены: физическая среда на рабочих местах, городская среда, шум, стресс, психосоциальные факторы, визуальное воздействие и пр. [59]

По данным ВОЗ депрессия – одно из распространенных психических расстройств. Она является основной причиной инвалидности в мире и вносит значительный «вклад» в глобальное бремя болезней. В худшем случае депрессия может приводить к самоубийству[60] В странах Евросоюза (Голландия, Германия, Ирландия) внедрены курсы и программы по Интернету, виртуальные социальные сети по профилактике депрессий и суицидов[61].
Профессиональные заболевания и болезни, связанные с работой (work-related diseases – ВОЗ, 1987) – к ним относятся из Перечня профессиональных заболеваний МОТ 2010 г. [62]: психические и поведенческие расстройства (п.2.4), в частности, посттравматическое стрессовое расстройство (п.2.4.1).
ВОЗ определены понятия «система информации о пациентах», «стандарты электронного здравоохранения», «телемедицина» и пр. [63].
Европейское агентство по безопасности и гигиене труда (EU-OSHA) прогнозирует развитие психосоциальных рисков, связанные с безопасностью и здоровьем на работе[64].
Международная классификация болезней (МКБ 10, ВОЗ)[править | править вики-текст]
МКБ 10 [65] определены нозологические формы, имеющие этиологическую связь с влиянием информации: психические расстройства и расстройства поведения (класс V.), острая реакция на стресс (F43), реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43.0), посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1); факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения (Класс XXI): потенциальная опасность для здоровья, связанная с социально-экономическими и психосоциальными обстоятельствами (Z55-Z65), проблемы, связанные с работой и безработицей (Z56), угроза потерять работу (Z56.2), напряженное рабочее расписание (Z56.3), конфликт с начальником и сослуживцами (Z56.4), неподходящая работа (Z56.5), другое физическое и психическое напряжение в работе (Z56.6); к депрессиям относятся депрессивные эпизоды (F32), рекуррентные депрессивные расстройства (F33); лудомания – патологическое влечение к азартным, компьютерным играм, может быть сходно с расстройством поведения, аддиктивным поведением, в том числе интернет-зависимостью (F63.0) и др. По информационной теории происхождения эмоций (П.В. Симонова), социально значимая информация приводит к развитию эмоционального стресса (Г. Селье) и его последствий в виде заболеваний: сердечнососудистой системы (ИБС, атеросклероз, инфаркты, инсульты и др.), пищеварительной системы (язвенная болезнь), иммунной системы, онкологических болезней, психических заболеваний, повышение уровня травматизма и суицидов (классы II, IV, V, VI, VII, VIII, МКБ-10).

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ, ВОЗ)[править | править вики-текст]
МКФ [66] определены функции, связанные с получением, обработкой, производством информации и здоровьем: интеллектуальные функции (код b117); умственные функции (b140-189); преодоление стресса (d240); определены отношения семейные (d760), интимные (d770), романтичные (d7700), супружеские (d7701) и сексуальные (d7702), а также отношения родители – дети (d7600) и дети – родители (d7601),— в формировании которых участвует информация.

Анатомо-терапевтическо-химическая классификация (АТХ, ВОЗ)[править | править вики-текст]
АТХ [67] объединены в группу с кодом N06ВХ ноотропные средства – фармакологические препараты (ноотропы), оказывающие активирующее влияние на обучение, улучшающие память и умственную деятельность. Из ноофармакологических стратегий в информационной гигиене возможно применение ноотропов:

для работников при дополнительном образовании, изучении языка или новых технологий, занимающихся творческой аналитической работой, разработкой и внедрением инноваций – препараты, воздействующие на память, обучаемость, восприятие больших объемов информации;
для специалистов при управлении сложной техникой и быстротекущими технологическими процессами, транспортными средствами (в т.ч. пилоты, водители), выполнением работ в экстремальных условиях — препараты, улучшающие активность мозга, увеличивающие уровень бодрствования, стимулирующие ЦНС, ускоряющие рефлексию. При этом отмечается возможность возникновения правовых, административных и этических вопросов. [20]
Оптимизация умственной деятельности[править | править вики-текст]
В «Докладе о состоянии здравоохранения в мире» (ВОЗ, 2001) [68] отмечалось: «Мозг отвечает за сведение воедино генетической, молекулярной и биохимической информации с информацией, поступающей извне… Возможности для улучшения психического здоровья – в создании позитивной рабочей среды». При различных видах умственной деятельности «изучение физиологических, психофизиологических и эргономических аспектов с целью повышения работоспособности и профилактики заболеваний работающих»,— входит в паспорт научной специальности 14.02.04 «Медицина труда»][28]. Гигиенистами совместно с физиками, математиками, инженерами разрабатываются алгоритмы оптимизации интеллектуального труда методами визуализации информации с помощью когнитивной семантической графики [69]


Актуальна ли информационная гигиена (влияние информации на здоровье)?

3650
Комментарии (42)
  • 11 ноября 2014 в 10:32 • #
    Олег Андреев

    Гигиена информационная раньше была представлена цензурой. Неплохо цензоры справлялись с задачей.

  • 11 ноября 2014 в 21:13 • #
    Лидия Кузнецова

    Ага, у некоторых до сих пор в голове полная стерильность )). Никаких мыслей. Одно ожидание диетической информации. Даже перерабатывать не надо.

  • 12 ноября 2014 в 15:58 • #
    Геннадий Луференко

    Как ни печально, но.... Цензуру можно понимать и как фильтр для информации, любой. Только у многих мрачные воспоминания о ней, как о душителе свободного слова.
    Гигиена, любая, даже информационная, тоже фильтр для информации: химической, генетической и пр., чтобы всякие бяки, не заразили или не отравили, в общем, не насолили нам, любимым и не очень. И последствия от слишком жёсткой цензуры могут быть в принципе одинаковыми, как и от слишком строгой гигиены:

    Никаких мыслей. Одно ожидание диетической информации. Даже перерабатывать не надо.

    - разница только, что в одном случае могут потерять иммунитет только мозги, а в другом - весь организм. Что хуже - не знаю.

    Но, в любом случае, в меру фильтровать информацию Очень актуально, даже если на это будут обижаться, неважно кто: свободолюбивые поэты, собственники интернет-ресурсов и СМдезИ, или микробы с вирусами.

  • 12 ноября 2014 в 16:05 • #
    Лидия Кузнецова

    Так кто должен фильтровать информацию - сам человек или кто-то для него?

  • 12 ноября 2014 в 16:29 • #
    Геннадий Луференко

    Лидия, под следующим комментарием кнопка "ответить" меня, почему-то, "отфильтровала", отвечу здесь.

    Так кто должен фильтровать информацию - сам человек или кто-то для него?

    - в общем случае, я думаю, лучший вариант добровольная и сознательная самоцензура, личная гигиена. Насколько это в пределах сил, возможностей и знаний каждого отдельно взятого человека. А сверх этого, цензурой, гигиеной и прочей фильтрацией информации должны заниматься специалисты, если "по полной программе", то многих наук, от самых специализированных, до самых общих - психологии и философии.
    Я в гигиене знаток в пределах общечеловеческого минимума, но в общем, об информации и цензуре, думал немного больше минимума.

  • 12 ноября 2014 в 17:26 • #
    Лидия Кузнецова

    Геннадий, что-то с сайтом - я не могу зайти в свою тему - показывает несколько комментов и ... фсё... наверное цензоры меня забанили...)))
    Цензура определённого рода всегда есть, может она иначе называется - модерация. Самый простой пример - Ютуб или Одноклассники. Вряд ли там можно встретить откровенные сцены насилия, убийства и пр.
    Лет... нцать назад мы с мужем перестали смотреть центральные каналы ТВ. Ничего - ни новости, ни рекламу. Именно из соображений информационно-психологической гигиены. Тоже и с книгами, газетами. Это позволяет видеть мир таким, какой есть и делать собственные выводы относительно событий. Судите сами - далеко не все понимают мои (на мой взгляд естественные) вопросы.
    Фильтрация информации происходит по каким-то критериям, которые устанавливают люди сами себе.
    Тем не менее, я за введение разумной модерации/цензуры - не нужно постоянно и навязчиво смотреть человеку то, что он не видит в естественной жизни - смерть, убийства. насилие, ложь и пр..

    https://www.youtube.com/watch?v=jWwvuKaFsJc

    Мне например нравится тема ЕвроНьюз - "Без комментариев". И просто радуга над поляной))) А выводы я могу сделать и сама )))

  • 21 ноября 2014 в 12:42 • #
    Геннадий Луференко

    Что-то подумалось на тему:

    не нужно постоянно и навязчиво смотреть человеку то, что он не видит в естественной жизни - смерть, убийства. насилие, ложь и пр..

    - преступлений совершается приблизительно 1% от количества населения. Это около 1 400 000 ежегодно. Даже если показывать по всем каналам, с утра до вечера, станет больше психов и преступников, но многое окажется непоказанным и, будут ноющие о том, что от народа скрывают правду.

    И это может происходить (и происходит) независимо от того, как изменяется количество преступлений, как работают "компетентные органы". Хуже или лучше будет, всё равно скажут "плохо", Как и во многих других случаях. Потому, что знают подробности, мелочи и художественные вымыслы, но не знают проблемы в целом. Поэтому то, что происходит в СМдезИ, информированием назвать очень трудно, даже если сильно-сильно захотеть.

    Можно (и нужно) вместо постоянных ужастиков передавать анализы преступности (и многого другого) , такие, из которых можно что-нибудь понять. Тогда желающие могут узнавать о происходящем в целом. Это уже будет реальным информированием. Только скучным, для многих.

    Но, очень многие будут судить о реальности не по объективным анализам, а по дозам собственных гормонов, от которых, мнения многих, больше похожи на бред в белой горячке.

    Поэтому, думаю, ближе к золотой середине было бы давать разумное количество статистики (по разным проблемам), а количество документальных и художественных ужастиков поставить под контроль психологов (кажется, ещё сохранились психологи без проблем с головами) и тружеников компетентных органов.

    Немного добавлю. Разумное количество статистики тоже значит, что нужна она не слишком часто и, не слишком подробно. Не буду трогать дебри статистики, пример проще: у человека и температура тела, и рост меняются не один раз в течение даже одних суток. Если их постоянно измерять и по каждому изменению принимать меры - будет "ужас ужасный" - (З.Ш.)

    Опять получается, что "как ни крути", а :

    введение разумной модерации/цензуры

    - нужно, хоть плачь.

  • 23 ноября 2014 в 07:53 • #
    Николай Мигашкин
    “введение разумной модерации/цензуры ” - нужно, хоть плачь.

    Культура языка определят особенности понимания смысла многих явлений. Воровской слэнг прочно укоренился в песнях. Некоторые даже на них сделали карьеру. Исполнитель подобного шансона Новиков руководит театром в Екатеринбурге. Лавров говорит, что "Европа берет Россию на понт". А Путин в очередном общении с массами подтвердил молодому человеку, что он "фартовый" руководитель.

  • 13 ноября 2014 в 07:58 • #
    Геннадий Луференко

    Лидия, ниже пустого прямоугольника с крестиком кнопки не работают. Случайно, или нарочно, не знаю. (Кажется, это так "ненавязчиво" предлагают купить бизнес-аккаунты).
    Буду там копировать, а отвечать здесь.

    Судите сами - далеко не все понимают мои (на мой взгляд естественные) вопросы.

    - очень даже верю. Есть собственный печальный опыт.

    Это позволяет видеть мир таким, какой есть и делать собственные выводы относительно событий.......................................... Фильтрация информации происходит по каким-то критериям, которые устанавливают люди сами себе.

    - я думаю, здесь "зарыта" очень большая проблема. В том, что как сказал один умный мужик: "Есть собственно....(что-нибудь), существующее по своим законам, и есть наши представления о нём (об этом "что-нибудь")". И бывает очень трудно (но можно) отделить одно от другого. И как бы не нравились многим их любимые представления, критерием должна быть реальность, объективность, существующие независимо от наших представлений.

    Спасибо за за мультик - отличный. Радуга над поляной - здорово, но и луна в тумане, мне тоже нравится.


  • 12 ноября 2014 в 09:20 • #
    Алексей Еремин

    Градация информации по контенту, контексту, содержанию, семантике, важности для человека-оператора и пр. - одна из проблем измерения и нормирования аудиальной и визуальной информации... http://medtrud.biosoliton.com/static/pdf/mr10.pdf

  • 12 ноября 2014 в 11:49 • #
    Лидия Кузнецова

    Алексей, лучше бы эти метод. рекомендации обсудили. Читаю с интересом.

  • 11 ноября 2014 в 16:55 • #
    Сергей Баженов

    Для того чтобы заниматься гигиеной неплохо было бы её первоначально структурировать - идеология и цензура. Однако, учитывая пережитые страной смена строя привела к тому, что большинством это воспринимается в негативном свете, хотя сами понятия не предполагают оценки.
    Идеология предполагает по сути систему координат живущего в обществе человека, его моральные принципы. Цензура призвана оградить общество от попыток "модернизации" основ существования социума. Этому же служат признанные законы.
    Если в случае с нарушением закона мы имеем дело с действиями, то цензура с появлением условий возникновения даже намерений.
    Для подавляющей же массы людей наличие информационного шума не является проблемой, поскольку они его просто не воспринимают.

  • 11 ноября 2014 в 17:38 • #
    Сергей Баженов
    Есть такое понятие «Окно Овертона» — это политическая теория, которая проясняет, как постепенно реализовывать неприемлемые в обществе идеи в жизнь. Таким образом, в наше бытие внедрили уже большое количество идей на уровне законов.
  • 12 ноября 2014 в 09:44 • #
    Алексей Еремин

    Идеология - совокупность идей, цензура - контроль за содержанием и распространением информации... В публикациях затрагивается тема: "мало информации - плохо, много информации - плохо"... - это традиционный подход и в гигиене (сравните: "мало хлора в воде - не умрут бактерии, много - воздействие на здоровье"; "низкая температура - плохо, высокая температура - плохо", и пр. и нормы прописаны в СанПиНах)... Некоторые концептуальные позиции была попытка обозначить еще в "закономерностях информационной экологии" с.103-161 https://www.academia.edu/7568289/%D0%95%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%D0%90.%D0%9B._%D0%9D%D0%BE%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7_%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0._%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%9A%D1%83%D0%B1_2005._356_%D1%81

    А то, что информация воздействует, так - "лудомания – патологическое влечение к азартным, компьютерным играм, может быть сходно с расстройством поведения, аддиктивным поведением, в том числе интернет-зависимостью"... а также - Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ. и пр.

  • 11 ноября 2014 в 19:35 • #
    Лидия Кузнецова

    Алексей Еремин, Вы предлагает форумчанам править текст Википедии?

  • 11 ноября 2014 в 20:53 • #
    Иван Карнаух

    Лидия,
    Алексей наш давнишний участник сообщества. Лично я рассчитываю на Ваши комменты, в первую очередь.

  • 11 ноября 2014 в 20:54 • #
    Лидия Кузнецова

    Комментарии Википедии? ))

  • 11 ноября 2014 в 21:27 • #
    Иван Карнаух

    Наша ЛИДИЯ умнее всех Вики вместе взятых!

  • 11 ноября 2014 в 21:28 • #
    Лидия Кузнецова

    И что это было?

  • 11 ноября 2014 в 20:13 • #
    Валентина Путилина

    А как же! Конечно влияет.
    Смотрите сериал "Интерны", там в какой -то из серий заведующего отделением Быкова "достает" одна очень продвинутая пациентка, она ставит себе диагноз - синдром Кандинского - Коновалова и требует лечить её от этой болезни.
    А Быков ей отвечает - Все ваше лечение состоит в отключении от Интернета.
    Еще у Джерома К Джерома в его замечательных "Трое в лодке, не считая собаки" есть глава о том, как один из друзей прочитал книгу о болезнях и нашел у себя признаки всех заболеваний, кроме родильной горячки.
    Ятрогения!

  • 12 ноября 2014 в 10:13 • #
    Алексей Еремин

    Жаль "ятрогения" в МКБ-10 первоначальный смысл изменили https://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%F2%F0%EE%E3%E5%ED%E8%FF
    так бы можно было бы сослаться в статье по "информационной гигиене" в рубрике "МКБ-10"...
    Между тем, Вашу ценную находку по теме - внес в статью Википедии "Информационная гигиена" в раздел "информация и здоровье" - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0#.D0.98.D0.BD.D1.84.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.B8_.D0.B7.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B2.D1.8C.D0.B5

  • 11 ноября 2014 в 21:16 • #
    Лидия Кузнецова

    Алексей, пожалуйста, поставьте проблему, которую Вы хотели донести в этой конференции. Если отвечать на каждое положение скопированное Вами, можно диссер защитить.

  • 12 ноября 2014 в 09:05 • #
    Алексей Еремин

    Статья в Википедии написана мной, идет борьба с википедистами за сохранение статьи.
    Чтобы аккуратно вмешиваться в процесс боя, возможно целесообразно свои выверенные тексты, мнения оставлять на странице "обсуждения": https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0

    Или высказываться за сохранение статьи на странице: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%9A_%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E/31_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F_2014#.D0.98.D0.BD.D1.84.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B3.D0.B8.D0.B3.D0.B8.D0.B5.D0.BD.D0.B0

  • 12 ноября 2014 в 10:40 • #
    Лидия Кузнецова

    Ну так это совсем другое дело!)))

  • 11 ноября 2014 в 21:58 • #
    Елена Белкина

    Без графика я бы не поняла.
    Когда нет своего ума, то любая информация во вред.
    Меня больше шум от авто раздражает- сплошной гул.
    А аудио-видео можно выключить.

  • 12 ноября 2014 в 09:51 • #
    Алексей Еремин

    Чтобы "свой ум" создать, нужно тоже какую-то информацию в мозг получить, проанализировать, запомнить... шум - совокупность звуков... аудиальную информацию можно пытаться различать по силе звука (громкость), фоновому шуму, содержанию (семантике и пр.), количеству, качеству (важности по Маслоу, Симонову и пр.) и пр. - http://medtrud.biosoliton.com/static/pdf/mr10.pdf

  • 12 ноября 2014 в 21:50 • #
    Николай Мигашкин

    Уважаемый Алексей я занимаюсь этой же проблемой, но это качественный подход. Извините, но у Вас количественный "Идеология набор идей.. Гигиена как цензура, дозирование информации...
    Суть позитивистких наук в нормативности понимания, наличии сквозных связей между информационными представлениями как целого и как объема. Нормативность как способ сохранения и укрепления здоровья. Есть сайт kamerton2.com Нормативная психология. Все в мире имеет нормативную природу, затем могут наступать пограничные состояния, которые переходят в клинику или процессы разрушения. Интересно, не зная нормы как Вы сможете защитить от информации с погранки и клиники?

  • 13 ноября 2014 в 12:45 • #
    Алексей Еремин

    У "профессионалов" есть возможность высказать
    свое независимое мнение в свободной энциклопедии Википедия.
    В случае же если кто посчитает тему актуальной, то для сохранения статьи "информационная гигиена" может разместить свое обоснование в том числе со значком

  • 14 ноября 2014 в 23:53 • #
    Николай Мигашкин

    Я пошел другим путем. написал Пособие "Интеллектуальная подготовка в физкультуре и спорте". Информационный бум присутствует и в этой сфере. Учителю, тренеру не хватит и недели, чтобы использовать мизер для одного урока. Всякое достижение цели начинается с планирования, организации и контроля этапов ее исполнения. В данном Пособии эти процедуры представлены в виде технологий. «Интеллект – это способность планировать, организовывать и контролировать достижение цели с учетом соответствия истины и блага». Даже новичок в физкультуре может устанавливать для себя соответствие истины и блага при исполнении каждого упражнения. Развитие интеллектуальных возможностей стали основной роста спортивных достижений во всех видах спорта. От уровня развития индивидуального и группового интеллекта зависят энергия, скорость, сила, выносливость и точность.
    Любая деятельность начинается с включения мозгов. А в физкультуре на любое действие необходимо настраивать себя, выполнять с повышенной ответственностью. Эти навыки и определяют оптимальность выборки информации с учетом достижения цели и твоих способностей.

  • 15 ноября 2014 в 11:17 • #
    Иван Карнаух

    Николай,
    я правильно понимаю Ваш вывод:

    «Интеллект – это способность планировать, организовывать и контролировать достижение цели с учетом соответствия истины и блага»

    Это можно выразить формулой:
    Интеллект = IQ + EQ
    ?

  • 15 ноября 2014 в 14:44 • #
    Николай Мигашкин

    Интересный вывод Иван. Абсолютны й коэффициент плюс относительный, с учетом изменчивости действительности.. Я правильно понял?

  • 15 ноября 2014 в 14:51 • #
    Иван Карнаух

    Николай,
    к такому заключению пришел Д.Гоулман, утверждавший, что управление состоит на 85% из эмоционального интеллекта.
    Думаю, что он значительно завысил этот показатель. Но этот факт заложен в другой формуле идеального управленца: "К людям надо относится мягко, а к задаче - жестко!".
    Я больше пользуюсь понятием "социальный интеллект", так будет правильнее.

  • 15 ноября 2014 в 17:02 • #
    Николай Мигашкин
    Я больше пользуюсь понятием "социальный интеллект", так будет правильнее

    Если опираться на соотношения больше-меньше. выше -ниже, Заключение Гоулмана не единственные. Но даже в социальном интеллекте - интеллект это открытая система оценки и организации. То есть, это право личности быть индивидуальностью. Что и доказывается в позитивистких науках. Интеллект это закономерности модулирования, а не набор шаблонов.

  • 16 ноября 2014 в 10:53 • #
    Алексей Еремин
    соответствия истины и блага...

    А может от Павла Васильевича Симонова формула:

    Э = f( П (Ис-Ин) )

    где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ис-Ин) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.

  • 23 ноября 2014 в 05:20 • #
    Николай Мигашкин

    Соответствие истины и блага - это принцип позитивизма. Истина может быть только благой. В цивилизованном общественном сознании недопустимо "Цель оправдывает средства!, достижение блага за счет другого блага.
    А формула Симонова обладает высокой степенью неопределенностью по содержанию, направленности и количественном исчислении. Разные люди будут получать разные результаты.

  • 16 ноября 2014 в 00:35 • #
    Алексей Еремин

    Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой ( Encyclopaedia Britannica)

  • 16 ноября 2014 в 05:38 • #
    Николай Мигашкин

    Извините Алексей, но это резиновой определение, можно еще что-то добавитьб или убавить и включить наличие интеллекта .... у моего кота - он обучаем и многое понимает.
    В позитивистких науках все строго. И приведенного выще определения не выбросишь даже запятую.

  • 25 ноября 2014 в 08:02 • #
    Алексей Еремин

    Добавил в статье в Википедии ссылки:
    "При росте традиционных информационно-зависимых заболеваний[16], появились новые: синдромы - компьютерный синдром[17]; аддикции - патологические зависимости от телевидения [18], от социальных сетей[19], интернет-зависимость; депрессии, формируемые социальными сетями [20]; интернет-зависимые психозы[21], мании – сенсорные, связанные с интернетом[22], лудомания – зависимость от компьютерных игр[23]; фобии – номофобия, боязнь остаться без связи[24]; интернет-зависимые суициды[25], [26] и пр."

  • 2 февраля 2015 в 13:44 • #
    Сергей Баженов

    По данным экспертов Met, в Великобритании зарегистрировали в общей сложности 2823 сексуальных преступлений всех видов, совершенных детьми до 10-лет между 2011 и 2014 годами, и цифры могут быть выше, так как некоторые полицейские подразделения не отреагировали на газетный запрос в рамках КРИ.. Эксперты называют интернет-порно и общую сексуализацию детей в британском обществе в качестве основных причин повышения уровня насилия.
    Цифры, полученные The Sunday Mirror, показывают, что ежегодное число сексуальных преступников в возрасте до десяти лет удвоилось за последние три года.

  • 3 февраля 2015 в 16:58 • #
    Алексей Еремин

    Есть ссылка на авторитетный источник c выходными данными публикации и адрес в интернете?


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009