Консультирует "ПСИ-фактор": C чего начать тренинги?!
22 ноября 2011 в 23:18

Консультирует "ПСИ-фактор": C чего начать тренинги?!

Уважаемые коллеги!
Очень нуждаюсь в вашей помощи! Помогите советом.

Я участвую в благотворительном проекте одной общественной организации. В прошлом году проводила тренинги личностного роста с молодыми одинокими мамами (бывшими воспитанницами детдомов).Проект прошел успешно, будем продолжать его дальше.Теперь на очереди новый: бывшие детдомовские ребята,получившие от города в подарок жилье, нуждаются в социальной адаптации. Ребятам по 18 лет, двое из них уже отбывали срок по малолетке.
Тренинг личностного роста. Я НЕ ЗНАЮ с чего начать!!! Все не то,не то, не то!!!
Я уже просто вижу, как они будут реагировать на то или иное задание, игру и т.д. Как начать, что бы поверили, «завелись»? Да…было бы смешно, как говориться, если бы ни было так грустно…
Посоветуйте, может у кого уже был подобный опыт?

655
  • Тема закрыта
Комментарии (49)
  • 23 ноября 2011 в 13:29 • #
    Ирина Забуслаева

    Здравствуйте, Людмила! Тренинг личностного роста- здесь просто не уместен.

    1. Вычеркните это из своих мыслей, как чужое и замствованное, то, что сейчас на поверхности.
    Если Вы остаетесь в позиции тренера и учителя, тоже не подойдет.
    2 Вы можете создать семинар- с греч. теплица, рассадник, где что-то начинает произрастать...
    3. Представьте, что Вы получили в подарок то, что не "Заслужили", я имею ввиду, что психологически ребята привыкли получать, как будто тот, кто отдает, Государство, восполняет чувство Вины перед этими ребятами.
    То есть, они получают с подарком- жильем, еще и чувство Вины за то, что......
    4. У каждого из этих детей своя история, она индивидуальная, а объединены они тем, что сами многое не умеют...
    5. Но они что-то Умеют, но забыли, или потеряли, так как о них "Заботились" из "БЛАГО Творительности"
    6. В первую очередь Вам самой необходимо перестроиться, в понимании того, что там, где много Одного, в Другом полное отсутствие
    7. Семинар обычно проводиться в круге, где есть объединяющее начало, но обязательно должны быть свободные стулья, то есть психологически присутсвует новая возможность
    8. На каждом стуле положите лист с Именем, а лучше и чтобы оно было у каждого на груди.
    9. У этих детей мало Своего, поэтому им необходимо много Чужого, и они не знают, что с этим делать.
    10 Во время семинара им необходимо попытаться почувствовать свое, даже не очень хорошее, то, что вообще не получается, но именно Свое сделать!
    11. Тем, кому ничего не захочется, не нужно мешать.
    12 В круге можно в начале познакомиться, а Вам все время СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ.
    13. Предложить Им самим Ту тему, которую они хотят обсудить, поговорить, высказаться каждому
    14. Потом можно из этих тем, выбрать что-то Общее
    15......

    Вам самой нужно в начале перестроиться, как будто представив, что Вы получили подарок, а внутренне, что-то за него Должны, на психологическом языке, Вы что-то получаете, а Вам нужно совсем Другое... Но одна Вы не можете этого дать, и Вам нужна уже помощь от этих детей!
    Вы можете сделать Центром семинара, Их помощь в создании Правил, как пользоваться Жильем, чтобы они Помогли и Другим, как будто очень много людей, Взрослых, во всех других городах и Странах, не Знают Многого.
    Это выводит психику не уровень расширения, настолько, насколько это возможно сейчас.
    Не ставьте для себя глобальной задачи, а просто начните с малого...

    И еще, Чай, самим наливать, отдавать, передавать, меняться местами ;)))

    Я приведу отрывок из моего письма 11 октября 2009 года одной женщине, которая занимается с детьми из Детских Домов:

    "Твоя история уникальна, как история каждого из нас. И от нее, как основы жизни будущего своего, своих детей, внуков нужно вести линию жизни.В каждой семье именно это основа, опора влияет на устойчивость человека.У детей в детском доме именно основы, опоры не хватает.Но, и у многих детей, в семьях этой опоры не достаточно.Иногда огромный недостаток заботы, как и огромный переизбыток имеют большое значение. У самого воспитателя, учителя, родителя, приемного родителя, директора детского дома,президента, тебя, меня- есть, были свои родители, своя опора ( а может, и не было).Ты пишешь очень важные вещи:
    "Для многих ребят очень важно, чтобы с ними просто
    поговорили, именно с ним, индивидуально, называя его по имени и
    искренне интересуясь его жизнью..." Это относится ко всем, независимо в детском доме ребенок или нет. Я тебе писала, что у меня есть семья,мои друзья, у которых приемные дети.Однажды мы все вместе гуляли в Петропавловской крепости.Я сейчас описываю только маленькое мое наблюдение одного момента, который меня навел на размышление. Когда их мама пошла на выставку, в кассе она достала удостоверение для льготной оплаты, объясняя, что они имееют право, потому что и т.д. и дети стояли рядом. Кассир не поняла, началось обсуждение.Детям сказали, что они могут пройти, а мама заплатила за себя.Детям "подтвердили, что они "особенные", сироты, они не как все.Это так и не так.В детском доме детям "внушено", что они сироты, несчастные люди, что их бросили, никто о них не заб

  • 23 ноября 2011 в 15:13 • #
    Галина Шаповалова

    Интуиция моя говорит, что это самый приемлемый вариант работы с этими детьми.
    Делиться своими сомнениями, думаю, навредит. Опять же по причине особенности ребят.
    Наоборот, спокойная уверенность, внутрення и внешняя, требуются от Вас.
    Конечно, не претендую на истину в последней инстанции,но работа в школе и журналистом в течение 30 лет позволили хорошо узнать психологию тысяч людей...
    ...В принципе, Ваша задача из позиции Жертвы помочь им перейти в роль Хозяина своей жизни, а не только квартиры:)
    Удачи Вам! Все получится!

  • 23 ноября 2011 в 17:12 • #
    Людмила Изотова

    Галина! Спасибо за поддержку! Именно из жертвы- в хозяева своей жизни! Очень верно.

  • 23 ноября 2011 в 17:10 • #
    Людмила Изотова

    Огромное спасибо, Ирина! Ваши рекомендации очень ценны! Я, значит чувствовала правильно: их все жалеют, они привыкли, но счатливей не стали! Думала, ну, что, что сказать вначале ,теперь, кажется,знаю! Еще раз искренне благодарю! Читала и плакала почему-то...

  • 23 ноября 2011 в 21:31 • #
    Ирина Забуслаева

    У Вас открытое сердце, а это очень хорошо. И еще я сегодня вспомнила одну встречу в Центре реабилитации подростков в Москве, куда меня однажды пригласила коллега со словами:
    "Ты хочешь быть "пушечным мясом"? Это было сказано в шутку, но я действительно не знала, что это такое.
    А тема была "Выбор", они проводили такие часы бесед с терапевтом, воспитателем.
    И вот главное: во время встречи, я помню вопрос лидера, мальчика, который пользовался авторитетом. Он спросил:
    "А вы вправду приехали сюда из-за нас?" И в доли секунды я так задумалась, что я ведь приехала по другому делу.
    И я стала рассказывать так, как было, правду, почему я приехала в Москву, как я попала к ним, и что хотела помочь им в том, чтобы поговорить о выборе в жизни.
    Так что, в группе всегда найдется лидер, который может стать Вам помощником.

  • 23 ноября 2011 в 13:42 • #
    Ольга Мурадова

    Людмила, а если начать тренинг с откровенности с Вашей стороны. Расскажите им честно и открыто, что Вы долго ломали голову над тем как начать. Что даже спрашивали совета у коллег. Покажите им, что Вы тоже можете быть растерянной...Что Вы не всезнайка. Ведь эти дети уже многое знают о жизни. Их на мякине не проведешь.

    Потом задайте им вопрос о том. верят ли они в то, что этот тренинг им поможет? Собрав ответы, которые будут, очевидно и "да" и, возможно много ответов "нет", Вы можете мягко выяснить почему не верят? И, в зависимости от реакции, Вы, как опытный специалист тут же поймете что им рассказать, объяснить, чему научить.
    Заготовьте несколько вариантов развития тренинга. И все пройдет очень хорошо!
    Сам по себе искренний, душевный, человечный разговор об их проблемах - для них уже большая редкость и, поэтому, ценность.

    Я думаю, что Ваша интуиция, искренность и настоящее желание им помочь -- сами по себе найдут верное решение.

  • 23 ноября 2011 в 14:03 • #
    Ольга Мурадова

    Если бы мне предстояло общаться с сиротами, то я обязательно постаралась сломать в их понимании тот факт, что им не повезло.
    От Стива Джобса тоже когда-то отказались, но он стал личностью! И это хороший пример, как мне кажется.

    Они думают, что от них отказались, а это значит, что они уже больше никому не нужны, если были не нужны даже родной матери... Сироты завидуют тем, у кого есть семья. Им кажется, что если бы они родились в нормальной семье то все было бы хорошо.
    Я думаю,что рассказ о том, что и в нормальной семье жизнь может быть не сахар - откроет им глаза на этот мир.
    Сироты идеализируют понятие семья.
    Нужно показать им реальную картину. Реальную, а не идеальную.

    Ведь если женщина оставила ребенка, то она поступила как минимум честно. Плохо, но честно. Честность это хорошо. Это смелость. Я думаю понимание того, что твоя мама честная и смелая (пусть даже в плохом) отчасти лечит душу.
    Ведь есть мамы, которые не отказываются от детей, но при этом растят их без любви. Кричат, жестко наказывают, унижают словами "отстань", "Прекрати я сказала!", обзывают даже "дрянь" и так далее.
    Такому ребенку ничуть не легче чем сироте.
    У такого ребенка полная дезориентация в пространстве. У него есть мама, но по сути мама - монстр. И от этого возникают противоречия в душе и страдания и порой психика ломается напрочь.
    Поэтому понимать, что от тебя отказались, то есть честно сказали "ты не нужен", это одно. Это трудно, но понятно.

    А понимать, что ты в семье, но ты не нужен, и расти в ощущении фальши - это еще хуже, на мой взгляд.

    Плюс к этому, любому ребенку становится легче, если не хулить его родителей, да и взрослому тоже, а находить позитивные моменты.
    Ваши родители от Вас отказались. Они смелые. Они сделали плохой поступок, понимая. что общество их будет осуждать. Но они смелые. Значит Вы рождены от смелого человека!
    Вам пришлось учиться справляться с трудностями раньше других. Это разве плохо? Нет! Вы к своим 18 годам знаете больше, чем те, кого растили в теплице. А что это значит? Это значит, что в свои 30 Вы можете добиться гораздо большего, потому что Вы это можете сделать без чьей-то помощи! Вы можете больше, чем другие!

    Я пошла бы по такому пути, работая с сиротами.
    Но мне этого не светит. Так как это вовсе не моя специальность.
    Если мои слова кому-либо покажутся жутко непрофессиональными - прошу прощения. Так как я не психолог.
    Но я мама. И кое-что все-таки понимаю в том, как растить счастливого человека.

  • 23 ноября 2011 в 17:16 • #
    Людмила Изотова

    Ольга, спасибо! Знаете, интересная мысль о родителях, я даже знаю, как ее развить.Ведь, как бы там ни было, они любят своих родителей, любят и ненавидят...Есть над чем подумать.Спасибо!

  • 24 ноября 2011 в 12:20 • #
    Лариса Ковалёва

    Ольга, Вы не профессионал, а как бы это сказать - вы любитель, а это большее, (наверное ваша специаьность все таки как- то пересекается с психологией), очень правильные подмеченные замечания жизни. Спасибо, что поделились своими рассуждениями, и для меня они тоже окажутся кстати.

  • 23 ноября 2011 в 14:21 • #
    Татьяна Павлова

    Людмила, над какими навыками вы хотите работать на этом тренинге? Над навыками хозяев своего жилья?

  • 23 ноября 2011 в 17:21 • #
    Людмила Изотова

    Нет, Татьяна! Над душой! Нас тут целая бригада: один будет учить бюджету, другой профориентации, сексолог будет, ну, а мне душа досталась. Глава фонда так сказала: Ваша задача сделать их уверенными в себе, сильными духом и счастливыми! Вот так...ни больше, ни меньше!-)))

  • 23 ноября 2011 в 17:27 • #
    Татьяна Павлова

    Людмила, общее направление понятно.
    Допустим тренинг уже успешно прошел, по каким признакам вы узнаете, что ребята стали увереннее, сильнее и счастливее ?

  • 23 ноября 2011 в 17:40 • #
    Людмила Изотова

    Знаете, когда я провела серию тренингов с молодыми одинокими мамами и они все потом нашли свои семьи,вышли замуж и сейчас у них все хорошо-это результат.Да, каюсь, была даже эйфория: я смогла, я все сделала правильно! Здесь более пролонгированный результат: пойдут дальше учиться, найдут работу, в которой смогут проявить себя, создадут семьи ,но самое главное, чтобы они поверили, что смогут все это! Как я это пойму?Наверное, по тому, как они расскажут, что будут делать дальше и как.

  • 23 ноября 2011 в 20:07 • #
    Татьяна Павлова

    Людмила, получается вам нужно дать им повод высказаться :-) и не один.

  • 23 ноября 2011 в 21:37 • #
    Людмила Изотова

    Да, понимаю.Меня волнует,найду ли правильные слова...

  • 23 ноября 2011 в 22:39 • #
    Татьяна Павлова

    "Вы сможете, вы сможете". ;-)))

  • 24 ноября 2011 в 00:47 • #
    Людмила Изотова

    Cпасибо, Татьяна! Я так понимаю: это был мини-коучинг?

  • 24 ноября 2011 в 09:01 • #
    Татьяна Павлова

    Людмила, в завершенной коучинг сессии (даже если она мини) обязательно должны присутствовать все элементы :-) В прочем Вы и сами это знаете ,но я продолжу.
    Я только 2 вопроса из обязательных 4 задала :
    Чего хочешь?
    И Как узнаешь, что ты это получил? :-) К ним в комплекте должно быть :
    Как ты этого собираешься достичь ?
    Что может помешать получить нужный результат?
    На этот Вы сами ответили, что вас волнует, найду ли правильные слова. -> Это волнение хорошо бы "проработать": расспросить вас как вы находили нужные слова в прошлом тренинге :) и прочее...

    В ответ на эти вопросы -> получается ПЛАН.
    Для проработки ,уточнения этого Плана и работы с ограничивающими убеждениями (волнениями, сомнениями) есть масса разных приемов и техник они тоже могут быть использованы в сессии , но не обязательно .

    Эти техники помогают сформировать другое видение.

    Дальше идет вопрос: Что для вас ценного ? в вашем случае в проведении данного тренинга?
    Потом вы обязательно должны выбрать 3 шага своего плана, который начнете выполнять "прямо сейчас" :-))

    Да, и в догонку надо еще домашнее задание дать. Тогда будет коучинг :)

  • 24 ноября 2011 в 11:57 • #
    Людмила Изотова

    Спасибо, Татьяна! Конечно, было бы неплохо доработать это с Вами, но это уже будет "наглостью" с моей стороны! Вы и так мне много дали.Попробую сама. Огромное спасибо!

  • 24 ноября 2011 в 12:26 • #
    Татьяна Павлова

    Людмила, не наглость. Ведь я сама вам написала , значит мне этот момент тоже интересен. Я тоже стопорюсь с началом в своих услугах по персональному коучингу, хотя опыта наработала уже достаточно. Решила вот вам ответить :). Тем более, что тема вашего тренинга мне кажется интересной и "коучинговой".

  • 24 ноября 2011 в 12:55 • #
    Людмила Изотова

    А мы смогли бы это обсудить не на форуме, а как-то индивидуально?

  • 24 ноября 2011 в 12:57 • #
    Татьяна Павлова

    можно в скайпе : tanyapavlova
    или по почте : #

  • 24 ноября 2011 в 12:59 • #
    Людмила Изотова

    Тогда я Вас наберу вечером, часов в 6 (мск)?

  • 24 ноября 2011 в 13:06 • #
    Татьяна Павлова

    Буду в деревне, но обычно скайп там нормально работает :) ) Звоните.

  • 23 ноября 2011 в 14:32 • #
    Наталья Голубева

    Как-то так получилось, что однажды я узнала как кусочик хлебы меняет вкус от слова, чувства и состояния духа... Но это оказалась просто фигня по сравнению с тем, когда я увидела и ОСОЗНАЛА взаимодействие НАС и окружающей среды. Общость. И колоссальные возможности КАЖДОГО, тогда это переходит в осознанность. Осознанность это как земля, платформа, когда ты видишь и понимаешь взаимосвязь ВСЕГО. Волшебство этой взаимосвязи. Люди радуются как дети тому, что они влияют мыслею на Небо, Солце... Это для меня открыл на своём авторском семинаре Вергун Виктор Васильевич... И когда ты осознаешь связь со всем мирозданием, то понимаешь, что, в принципе, человеку под силу ВСЁ.
    Уникальная методика сонастройки, не похожая ни на что и чрезвычайно действенная. Рекомендую.

  • 23 ноября 2011 в 17:06 • #
    Людмила Изотова

    Спасибо,Наталья! Обязательно почитаю и спасибо за неравнодушие!

  • 23 ноября 2011 в 21:05 • #
    Борис Молдавский

    Людмила. Мне кажется, что все не так сложно. Оптимальным вариантом было бы, если бы Вы, из числа ваших слушателей, создали инициативную группу, с которой просто оговорили те аспекты, на которые они бы хотели получить ответы. Мне кажется, что это все же межличностные отношения. Если это невозможно, то попробуйте сами понять это. Никто Вас слушать не будит, если им это не будит интересно.
    Да поможет Вам Бог.

  • 23 ноября 2011 в 21:40 • #
    Людмила Изотова

    Спасибо,Борис, за добрые слова ,поддержку и Вы абсолютно правы, лишь бы они захотели говорить открыто.Но это уже от меня будет зависеть.

  • Людмила, мне кажется, что начинать желательно с тренинга по поднятию самооценки и навыков эффективных коммуникаций.

  • 24 ноября 2011 в 11:53 • #
    Людмила Изотова

    Спасибо,Эльмира! Я это включила в план, Вы правы: с самооценкой у них, естественно, проблемы.И навыки коммуникаций и работа с конфликтами, все это я запланировала. Но,само начало...Как там Штирлиц говорил? Главное, как войти в разговор! Вот с этим у меня куча вопросов, но благодаря всем вашим советам что-то начинает вырисовываться! У меня еще неделя впереди.

  • 24 ноября 2011 в 13:11 • #
    Лариса Ковалёва

    Людмила здравствуйте, очень заинтересовала Ваша тема,прочла всех кто здесь оставил отзывы, рекомедации, для себя что то почерпнула полезного. А как вы находите этих детей, наверное информация с картотек детдомов, сами обращаются.

  • 24 ноября 2011 в 13:46 • #
    Лариса Ковалёва

    Как то их нужно завлеч к себе -в фонд,общественность дает положительное. Распостранение информации о проведенных семинарах их результаты.Помогай Вам бог.

  • 24 ноября 2011 в 18:26 • #
    Людмила Изотова

    Лариса! Их курирует Центр социальных служб для молодежи. Сейчас эти ребята под надзором государства, а вот кончится опека государства, а они...ничего не умеют! Все осложняется тем, что им был когда-то поставлен диагноз-ЗПР, никто с ними серьезно не занимался, хотя они, вобщем-то, дети как дети, да, не очень образованны, но далеко не глупы. Они сейчас все учатся в ПТУ, получают хорошее пособие, стипендию, но все это временно, до 21 года, а потом?

  • 24 ноября 2011 в 18:40 • #
    Лариса Ковалёва

    Да, ведь в 21 ты получаеш полную дееспособность и можеш отвечать за все поступки. государство считает, что к этому возрасту они вполне самостоятельны и смогут принять правильные решения. А знают ли эти ребята о правах граждан в полной мере, может это им будет интересно, помочь им ориентироваться в этом , ну и конечно информацию об обязанностях дать им. МОжет среди них предприниматели будут, захотят свое дело открыть. Знание закона им будет в помощь.

  • 24 ноября 2011 в 20:05 • #
    Людмила Изотова

    Да, это так! Юрист с ними тоже будет работать.Спасибо за то, что неравнодушны! Как-то мои страхи прошли,когда чувствуешь поддержку и то, что люди, которые меня абсолютно не знают, но верят, что уменя все получится...Знаете, это дорогого стоит!

  • 24 ноября 2011 в 16:34 • #
    Ирина Милько

    Я еще не психолог, но мне кажется круг это отличная идея для детей, 18 лет- это возраст, когда еще веришь в счастливое будующее. Им нужно только донести. что их будущее уже становится счастливым и получение собственного жилья первое тому доказательство. Круг- это возможность завести новых друзей , а может и семью и дальше больше... Простите за примитив...

  • 24 ноября 2011 в 18:31 • #
    Людмила Изотова

    Спасибо, Ирина! Вы, конечно же правы, но это им сто раз уже говорили, это особые дети: с одной стороны наивны!!! С другой-жестоки и озлоблены, наркотики, алкоголь- все уже пойденный этап.С ними надо быть честным и сильным и главное понять каждого. Это не просто.

  • 24 ноября 2011 в 19:23 • #
    Ирина Милько

    У меня бытовая психология, из личного опыта. Я много чего в детстве пережила и меня можно наверно прировнять к детям сиротами при живых родителях. Мне повезло я встретила хорошего человека, который помог. Но еслиб я не тянулась к лучшему, осталась бы на помойке. Если эти дети к Вам пришли у них есть желание себе помочь. Будьте уверены у вас получится.

  • 24 ноября 2011 в 19:57 • #
    Людмила Изотова

    Спасибо Вам,Ирочка ,за добрые слова! Если меня поддержало столько неравнодушных людей, я просто не имею права сделать что-то плохо!

  • 24 ноября 2011 в 17:00 • #
    Галина Шаповалова

    Именно круг! Начать с визитной карточки ( в каком виде -надо подумать), во время которой Вы сможете "считать" каждого как ноты:)
    И не забыть включить Игру (ы). Та же "Подлодка", к примеру.
    Здесь сразу выявятся лидеры и те, у кого заниженная самооценка...

  • 24 ноября 2011 в 18:35 • #
    Людмила Изотова

    Спасибо, Галина! Вы не поверите! Именно об этой игре сегодня думала! Толко немного по - другому планирую.

  • 24 ноября 2011 в 21:03 • #
    Татьяна Головань

    Я много с молодыми работаю. Любой разговор начинаю с простой классификации: люди бывают потрубителями и созидателями, между ними разница в том, что первые завидуют вторым . А вторые живут себе и имеют одну проблему: времени на жизнь чертовски не хватает.....Напишите мне, если интересно.

  • 24 ноября 2011 в 21:27 • #
    Людмила Изотова

    Конечно , интересно. В том-то и дело, что эти ребята уже привыкли быть потребителями и им безусловно надо объяснить, чем это чревато!

  • 24 ноября 2011 в 21:40 • #
    Татьяна Головань

    Привычки, как состояния мотивации это изученная проблема. Вот начинайте занятия с игр на другие состояния: установки, самоустановки. Главное со смехом, чтобы почувствовали ужас колеи привычек, дискомфорт и страх при выходе из зоны привычного комфорта, а потом объясните им смысл происходящего.

  • 24 ноября 2011 в 21:04 • #
    Татьяна Головань

    Людмила, за ошибочку простите: потребители.

  • 24 ноября 2011 в 22:07 • #
    Людмила Изотова

    Это идея! А что именно Вы бы посоветовали, ведь это достаточно циничные ребята!

  • 25 ноября 2011 в 03:59 • #
    татьяна свинаренко

    Важно четко для себя сформулировать цель и задачи тренинга, личностный рост - чрезвычайно размытая цель. Что конкретно вы хотите чтобы они осознали в процессе работы. Детям не повезло - это факт, из своего "невезения" они извлекают вторичные выгоды - что нормально. Не стоит с ними заигрывать и наводить тень на плетень.. Да, им сложнее, чем многим их ровесникам. Можно предложить поискать плюсы и минусы их положения. Спросить, что они ожидают получить в процессе работы. Затем предложить игры, на совместные действия, но без тактильного контакта. У Вачкова не плохие игры для разминки, в частности "Сказочные шахматы" У меня эта игра всегда идет на ура, создает прекрасную атмосферу в группе.

  • 25 ноября 2011 в 11:27 • #
    Людмила Изотова

    Большое спасибо,Татьяна за рекомендации! Вачков у меня есть, посмотрю. А то, что с ними заигрывать нельзя-это факт! Предполагаю, что не только я их, но и они меня изучать будут, проверять "на слабо", "на вшивость". Надеюсь, Вы понимаете, о чем я.

  • 26 ноября 2011 в 11:32 • #
    Людмила Изотова

    Уважаемые коллеги! Все Ваши советы, рекомендации, просто слова поддержки,были очень ценны для меня! Всем огромное спасибо!


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009