Консультирует ПСИ-Фактор. Взгляд: Какие сказки нужны...
15 июля 2011 в 15:30

Консультирует ПСИ-Фактор. Взгляд: Какие сказки нужны современным детям?

Консультирует ПСИ-Фактор. Взгляд: Какие сказки нужны современным детям?Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. Какие намёки можно извлечь из сказки о Курочке Рябе и Золотом яичке, ею снесённом. Дед бил-бил это золотое яичко — не разбил. Бабка била-билане разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула…

Вопрос. Надо ли прикладывать усилия, если можно подождать?

Или сказка по «Щучьем велению — по моему хотению». Сиди на печи, что попросят — сделай, и твои потребности исполнятся по волшебству.
Господа. У разных народов свои сказки. Стоит ли современным детям их рассказывать?

1487
Комментарии (94)
  • 15 июля 2011 в 18:18 • #
    Надежда Сидорская

    Беда в том. что большинство сказок, которые прошли советскую эпоху. были переделаны, переписаны и тот сакральный смысл, который в них содержался был утерян, но все-таки не до конца.
    Поэтому рассказывать стоит, пусть даже взрослым они кажутся бессмысленными, но в них - глубинное послание от наших мудрых предков, которые жили в большей гармонии с собой и миром, чем мы (конечно я говорю о дохристиансокй эпохе, а большинство сказок родом именно оттуда, даже если потом и обрели христианские черты).
    Сказка по щучьему велению - про то, что мир готов исполнить все, о чем мы попросим, но сначала нам нужно отказаться от чего-то, что кажется очень важным и поверить в невероятное и довериться тому, кто особого доверия не внушает.
    Емеля сначала отпустил щуку, а уже потом она помогла ему.
    Он мог бы ей не поверить, принести домой и приготовить.
    И о том как важно четко формулировать желания, чтобы не оказаться в нелепом положении и получить именно то, что хочется, без негативных последствий.

  • 15 июля 2011 в 19:01 • #
    Лев Штернберг

    Да вообще-то, думается мне, сказки складывались и рассказывались детям вовсе не ради морали. Не в намеках сказкина ценность, и не в уроках добрым молодцам. Конечно некую мораль можно при большом старании вывести из любого литературного произведения, хоть из "Колобка", хоть из "Соляриса". Однако сюжет с приключениями и удивительными фокусами в сказках куда важнее, чем "кто хороший, кто плохой". Сказки всегда рассказывались детям, чтобы просто что-то детям рассказывать. Это процесс такой, часть общения - взрослый рассказывает ребенку. А чего рассказывает - подчас и не важно, лишь бы не скучно.

  • 16 июля 2011 в 01:31 • #
    Ирина Вершинина

    Здравствуйте, Лев.
    Цит:"Не в намеках сказкина ценность, и не в уроках добрым молодцам." Это как посмотреть...
    Цит:"Конечно некую мораль можно при большом старании вывести из любого литературного произведения, хоть из "Колобка", хоть из "Соляриса".

    Вот, например, из "Колобка". Колобок по определению - хлеб. Значит по судьбе ему положено быть съеденным. Что делает Колобок? Он бежит... Встречая на своем пути персонажей соответствующих его судьбе, то есть желающих его съесть, он бежит и от них. Можно ли убежать от судьбы? Каким образом её можно исполнить?

    Интересен финал сказки. Переделанный, он выглядит так, что Колобок от всех убежал..., то есть остался не использованным, бесполезным, может быть "засох" где-нибудь.... или достался насекомым, птичкам...
    Но уже совсем безвольным, не в лучшем виде, он таки исполнил свою судьбу, оказался съеденным. Но каким образом?

    В настоящем финале сказки Колобок съеден Лисой, выбрав самостоятельно себе персонаж. По доброй воле он "прыгнул ей на морду", в здравом уме и трезвой памяти. Он использован по назначению и оценен по достоинству. Исполнил свою судьбу, можно сказать "в лучшем виде".

    Как Вам такая иллюстрация? Далеко не единственная...

  • 16 июля 2011 в 12:00 • #
    Лев Штернберг

    Мне такая иллюстрация, да еще и не единственная, сообщает, что вы, Ира, зануда. Это занудство и ничто больше, если вы каждую сказку вот так анализируете и ищете в ней мораль. К сожалению, занудство у нас традиционно введено в образовательную систему как междисциплинарная связующая, и потому стало привычной нормой.

  • 16 июля 2011 в 13:51 • #
    Тайжан Ержанов

    О каком занудстве речь? Ирина имеет в виду, что сказки - это не "просто поговорить с ребенком", что они несут в себе большую смысловую нагрузку, сказки это - обучение на том уровне, на котором находится ребенок. Они (сказки) потому и живут, что каждая несет в себе мораль, и без них никак не передашь маленькому человеку ценности, которые царят в обществе..
    Если все же согласиться с Вами и продолжить о занудстве, то зануда, скорее, Вы, Лев.

  • 16 июля 2011 в 15:18 • #
    Лев Штернберг

    Ну и я тоже, конечно, соглашусь с Вами, Тайжан. Я ж в том же занудливом обществе рос и учился, у тех же самых занудливых школьных учителей, которые ни только сами сочинять сказок не умели, но и нас не учили. Максимум, чему нас учили - это анализировать.
    Однако мне по жизни посчастливилось наблюдать нескольких талантливых людей, которые легко и экспромтом сочиняли интереснейшие сказки. Поверьте, было много коллизий и юмора, именно это было интересным, а вот моралей было не много. Хотя, я готов допустить, что это лично мне нравятся сказки, в которых коллизий побольше, а моралите поменьше. Может быть Вам больше нравятся сказки другие.

  • 16 июля 2011 в 15:26 • #
    Тайжан Ержанов

    Нам с Вами одно и то же нравится, Лев. Коллизии вынуждают героев искать выход из ситуаций, проявлять нужные качества, и вот Вам мораль - не сдавайся, ищи выход и ты его найдешь. Любая сказка имеет мораль, скрытую, ту, что проходит красной нитью, ее еще называют метасообщением - сообщением НАД сообщением.

  • 16 июля 2011 в 16:35 • #
    Ирина Вершинина

    Спасибо, Тайжан, за поддержку.

  • 16 июля 2011 в 16:39 • #
    Ирина Вершинина

    Согласна про метасообщение. Именно в понимании метасообщений, их осознавании и нужна помощь взрослого ребенку, а может быть и взрослому...

  • 16 июля 2011 в 16:44 • #
    Тайжан Ержанов

    Да, помощь нужна, потому что ребенок (или взрослый) сказку все равно как-то да поймет, а нам важно - чтобы правильно понял..))

  • 16 июля 2011 в 17:01 • #
    Ирина Вершинина

    Именно. "Заглянул" немного глубже, что бы он смог воспользоваться посланием, заложенным в метасообщении.

  • 16 июля 2011 в 17:05 • #
    Тайжан Ержанов

    Да. Впрочем, взрослым не всегда требуются подсказки - подсознание само интепретирует метафору и тут возможны инсайты.

  • 16 июля 2011 в 17:25 • #
    Ирина Вершинина

    Согласна.

  • 16 июля 2011 в 18:36 • #
    Лев Штернберг

    Ах, но ведь из любого текстика при желании можно навыдумывать метафоры.
    "Стрекоза посреди листвы поедала букашку. "Как вы ее ловко!", - восхитился Майский Жук. Стрекоза похлопала ресничами и зарделась. "Ну ладно, - сказала она, - Можешь и ты откусить кусочек, ты такой милый!". С тех пор Стрекоза и Майский Жук жили вместе, долго и счастливо. Целый месяц."
    Чем не сказка? Станете искать мораль в этом сюжетике?

  • 16 июля 2011 в 19:35 • #
    Тайжан Ержанов

    Сознание искать мораль (смысл) не будет, а подсознание - обязательно, и - что самое главное - непременно найдет. Но никто не знает каким будет этот смысл. Лев, вообще-то это азы психологии. Давайте, Вы сделаете вид, что знаете азы, и мне не придется это объяснять - честное слово - не хочется.

  • 17 июля 2011 в 00:17 • #
    Фёдор Голубчиков

    Я согласен с вами .Сказки , прежде всего должны учить думать. А мораль - смирительная рубашка для мысли.

  • 16 июля 2011 в 16:33 • #
    Ирина Вершинина

    Браво, Лев! Ваш резонанс на иллюстрацию характеризует, конечно же, Вас в первую очередь. К системе образования я не имею ни какого отношения. Выше приведенная иллюстрация является одной из возможных метафор на эту сказку, ни о каком анализе и тем более морали речи не идет.

    Сказка несет в себе некий архитипический сюжет, помогает его увидеть в жизни. Сказка - это форма подачи иформации. Именно сказка способна донести до сознания малыша, а порой и взрослого человека, жизненный опыт, стратегии реагирования, действующие сценарии. Это всего лишь канва, которую каждый наполняет собственным содержанием.

    Рассказывая сказки, обсуждая их с детьми мы помогаем им ориентироваться в себе и в мире. Помогаем получить доступ к мудрости накопленного опыта. Необходимая информация поступает в бессознательное наименее энергоёмким путем.

    Здесь следует оговориться, что рассказывающий сказки сам должен понимать, осознавать с чем он имеет дело. В сказках заложен многослойно ценный опыт. Кто захочет, сможет его извлечь, кому не надо, тот просто развлечется...

  • 17 июля 2011 в 08:52 • #
    Марина Маурер
  • 17 июля 2011 в 08:55 • #
    Марина Маурер

    Ирина, значит после рассказанной сказки есть смысл спросить у ребёнка как он её понял?

  • 17 июля 2011 в 16:50 • #
    Ирина Вершинина

    Да, Марина, я так думаю. С ребенком, наверное, можно просто порассуждать о чем сказка, о её героях, что лично для него показалось интересным, что взволновало, что двигало персонажами по его мнению, а как бы поступил он?... и так далее.
    Важно, чтобы это была живая беседа, а не ответ "у доски" на тему что я понял. Знаете, такой интерактив что ли при участии родителя. Цель научить ребенка думать, "видеть" суть, предвидеть, моделировать и т.д.

  • 18 июля 2011 в 09:11 • #
    Марина Маурер

    Ирина до какого возраста целесообразно читать сказки, а в каком фантастику? Может лучше сразу начать с Ж. Верна?

  • 19 июля 2011 в 15:45 • #
    Ирина Вершинина

    Я думаю, что чтение сказок возрастом не ограничено, главное чтобы интерес был.

    Фантастика, на мой взгляд, все же не сказки, в том смысле слова, о котором мы говорим здесь.

    На самом деле одно другому не мешает.

  • 16 июля 2011 в 09:58 • #
    Марина Маурер

    Надежда, а детям стоит расшифровывать смысл этих сказок? А в каком возрасте смысл или подтекст станет ясным. Я сама очень долго верила в сказки. Как уберечь следующее поколение от этого?

  • 16 июля 2011 в 16:40 • #
    Надежда Сидорская

    Марина, во многом это зависит от детей и от родителей. Универсального совета нет. Мне никто не объяснял, да и собственно не рассказывали - рано научилась читать и читала сама.
    То, что Вы верили в сказки это вовсе неплохо - если это мешало, то вопрос больше к тому во что именно и как Вы верили.
    Уберегать кого-либо от чего-либо просто бесполезно: какждый получает то, что ему необходимо и даже из одних и тех же слов делаются совершенно противоположные выводы.

  • 16 июля 2011 в 17:07 • #
    Тайжан Ержанов

    Благодарю, Надежда, (я - о соседней ветке).

  • 16 июля 2011 в 22:03 • #
    Надежда Сидорская

    )))

  • 18 июля 2011 в 00:25 • #
    Николай Бажан

    И что , Надежда, Мюнхгаузена и Гулливера тоже переписывали ?...

  • 18 июля 2011 в 03:52 • #
    Надежда Сидорская

    Причем тут они? Я говорила про народный фольклер. А не про авторские работы.

  • 18 июля 2011 в 10:58 • #
    Николай Бажан

    Я воспринял, как все напечатанные.Хотя, возможно, и там были идеологические коррективы...

  • 18 июля 2011 в 14:14 • #
    Надежда Сидорская

    возможно, по крайней мере перевод точно был

  • 15 июля 2011 в 22:22 • #
    Лев Штернберг

    В современной педагогике расплодилось множество ученых сказочников. Некоторые из них пишут сказки о том, что в народных сказках якобы есть какой-то сакральный смысл. Особой морали в этой современной сказкологии не наблюдается. Эти наукообразные сказки преподаются студентам педвузов - просто для того, чтобы обеспечить профессуре четыре года общения со студентами на околодетскую тематику. В конце учебы между преподами и студентами затевается игра: ты слушал четыре года наши сказки? Будь любезен, теперь напиши собственную сказку на тему сказок. Студенты пишут свои пробные сказочные сочинения, и это называется дипломной работой. Сотни тысяч дипломных работ. Понятно, что моралей на все эти дипломные сказки не напасешься. Каждый пишет, лишь бы хоть что-нибудь написать. Те, кому удалось написать удачную сказку, профессуре не скучную, получает возможность стать профессиональным сказочником, со степенью, нужно лишь опубликовать достаточное количество сказок в специальных авторитетных сборниках.
    Так традиционно поддерживается в народе фольклорное сказкосложение. Но и в этих современных научных сказках мораль не важна. Главная их цель - обеспечить процесс общения.

  • 16 июля 2011 в 10:04 • #
    Марина Маурер

    Здравствуйте Лев. Вы очень точно сформулировали свои мысли, и я с ними согласна. Возникает вопрос: как сделать образование более эффективным? Прав министр образования, затеявший реконструкцию школьных экзаменов? Почему нашими богатыми родителями так ценится обучение в английских учебных заведениях.

  • 16 июля 2011 в 11:49 • #
    Лев Штернберг

    Министр был бы НЕ прав, если бы реконструкцию школьных экзаменов НЕ затеял. Я хорошо помню крики психологов, родителей, педагогов и самих учеников в предыдущие годы - о том, что экзаменационное собеседование слишком стрессово, и что многие хорошие абитуриенты от волнения заваливают экзамен, и что слишком много возможностей для взяточничества и подтасовки результатов. Но разве на нашу публику угодишь? Нашим учителям, какую идею ни подкинь, они ее доведут до абсурда, до самого уродства. Это ж надо додуматься - натаскивать школьников на тестовые вопросы, вместо того чтобы заниматься действительно образовывающими делами!
    Тест - он нато и тест, чтобы на него не натаскивали. Представьте себе психолога и КЛИЕНТА, НАТАСКАННОГО НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ - разве сможет психолог проверить состояние такого клиента?

    Английские универы ценятся нашими родителями, потому что они ценятся вообще во всем мире. Я наверное еще в школу не пошел, но уже слышал слова "Оксфорд" и "Кембридж". Это бренды с многовековой традицией.

    Не совсем понимаю, чего это мы так резво от сказок да к английскому образованию переметнулись.

  • 17 июля 2011 в 09:02 • #
    Марина Маурер

    Лев хочется сказку сделать былью. Чтоб заморские ПРЫНЦЫ не казались нашим золушкам идеальным вариантом. И наш МГУ ценился наравне с Оксфордом.
    Сожалею. Это моя больная "мозоль", я учитель по образованию.

  • 17 июля 2011 в 11:03 • #
    Лев Штернберг

    Извините, Марина. При всем уважении к вашему патриотизму, но наш МГУ никогда не ценился наравне ни с британским Оксфордом, ни с американским Гарвардом. Уже хотя бы по той причине, что уровень бытовой жизни студентов и профессоров в нашей стране на несколько порядков (то есть в десятки раз) ниже британских и американских. Даже если согласиться, что НАУКА в нашем университете преподавалась на вполне достойном уровне, но никуда не деться от факта: ТУАЛЕТЫ в МГУ отвратительные. В ресторане может быть изумительная кухня, однако если тарелки подаются клиенту жирными, да тут же еще столуются тараканы и крысы, то такой ресторан выше двух звездочек по международным стандартам не потянет. Увы, МГУ тянет звездочки на две-три, не больше, то есть относится к учебным заведениям дешевого класса. И потому он ценился всегда лишь у студентов советских, а также из социалистического лагеря и из стран третьего мира. Если вы, Марина, скажете, что туалеты для ВУЗа не критерий, то позвольте заранее с вами не согласиться. Под туалетами я подразумеваю и жилье, и кухню, и учебное оборудование, и освещение, и кондиционирование аудиторий, и транспорт, и даже безопасность студентов. Мало какой уважающий себя американец поедет учиться в МГУ.
    Собственно говоря, за научную часть московского ВУЗа я также сомневаюсь. А за оксфордовскую не сомневаюсь ничуть.
    Сожалею. Это моя больная "мозоль" тоже. Я много усилий отдаю на то, чтобы наше отечественное образование стало лучше.

  • 15 июля 2011 в 23:47 • #
    Павел Беленко

    Сказка - это история. Поэтому в ней может быть "собственный смысл", замысленый автором, может быть как считает Лев - обеспечить процесс общения, может быть - обеспечить влияние задуманное рассказчиком.
    Красная шапочка как фольклор - одно (интересна интерпретация Э.Берна: в ней мораль - для "волка": не связывайся с девочками). Матери не знакомые с ней, считают, что в сказке мораль - слушай маму. Папа может читать сказку для общения, создания теплоты с ребенком...

  • 16 июля 2011 в 10:08 • #
    Марина Маурер

    Павел, а игры по Э.Берна относятся к взрослым? Дети в них тоже играют? Я как то путано сформулировала свою мысль. Наверное лучше так: те игры, в которые дети привыкают играть в детстве перерастают в игры по Э.Б.?

  • 16 июля 2011 в 00:16 • #
    Александр Плюхин

    Безусловно, особенно рассказывать. Мораль или обшение, это сопутствуюшие атрибуты сказки. Сердцевину русских сказок составляет эмоциональный узор. Как в изобразительном искустве в сказке можно проследить приемы симетрии, повторения ... и основа это завершенность узора. Ребенок не просто слушает или делает выводы. В первую очередь он включает своё воображение, переживает её, грустит, радуется, удивляется, сердится. Воображение рождает невероятные картины, которые потом видит во сне а аналогию находит в реальности. Идет эмоциональное развитие, рост, зрелость. Для каждого возроста свои сказки. Современные технологии позволяют услышать и увидеть уже отработанные кем-то варианты. Лишают ребенка возможности использовать свой потенциал фантазии. Возможно по этой причине современные дети ( не все) более жестоки, а в будушем выростают равнодушными к окружающим невростениками. ... Рассказывать сказки детям необходимо.

  • 16 июля 2011 в 10:13 • #
    Марина Маурер

    Александр спасибо за ответ. Рассказывая сказки мы воспитываем эмоции у ребёнка. Может лучше рассказывать сказки не о Щуках а об атомах и молекулах. Например, как вода испаряется, попадает на небо , а потом идёт дождь.

  • 16 июля 2011 в 12:14 • #
    Лев Штернберг

    Так ведь есть такие сказки. Очень много и очень интересные. Конечно это не русские народные сказки, а авторские и вполне современные. Ими завалены все книжные магазины.

  • 17 июля 2011 в 09:05 • #
    Марина Маурер

    Спасибо Лев. Поищу.

  • 17 июля 2011 в 11:11 • #
    Лев Штернберг

    Задайте в поисковике "сказки о воде", "сказки о солнце", "сказки об атомах", "сказки о роботах" - найдете много забавного. Мне, например, понравилось вот это http://irc.lv/blogs?id=29638 и вот это http://www.proza.ru/2008/08/15/241

  • 16 июля 2011 в 03:41 • #
    А Максаков

    Сказка - прежде всего культура... В ней заложены те ценности что хотят донести до следующего поколения, ну напишет писатель сказку, а найдет ли она отклик в народе? Что захочет передать бабушка внуку?
    А самая советская сказка - про цветик - семицветик...

  • 16 июля 2011 в 10:19 • #
    Марина Маурер

    Вот-вот. Про цветик-самоцветик, стоит найти такую волшебную папину кнопку, за которую теребишь и твои желания исполняются. Или это про то что надо желания загадывать с умом? Как детям правильно донести смысл? После сказки стоит привести пример из жизни?

  • 17 июля 2011 в 02:01 • #
    А Максаков

    Заезженая формулировка, суть то в сказке про сострадание, она сильна этим, получала девочка блага , но последнее то отдала старушке... А Вы акцентируете на исполнении желаний, это сказка о русской ленности, работяги мы, просто отделенны от результатов своего труда, крепостничеством, соц уравниловкой, это отделение выразилось в пассивность, хорошая статья здесь
    http://www.orossii.ru/content/view/149/10008/
    Помогает понять вопрос
    Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники . Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2000, ISBN 5-900548-30-9, с.278-187
    © Ромек В.Г., 2000

  • 17 июля 2011 в 09:08 • #
    Марина Маурер

    Александр Ваш Ростовский коллега увидел в сказке про Красную Шапочку сексуальный подтекст. Это игры ЕГО воображения или придать смысл сказке можно любой?

  • 19 июля 2011 в 00:09 • #
    А Максаков

    Нет , он смотрел сексуальную сказку итальянцев, :-)Существует такая... Видите есть взгляд на мир, он всегда корректируется со взглядом общества... А в обществе ждут клубнички, и контрастов, чем ярче тем актуальнее , тонкости доступны интелектуалам, а контрасты - признак массовой культуры... Хотя и есть исключения, но они подчеркивают закономерность...

  • 19 июля 2011 в 08:35 • #
    Марина Маурер

    Спасибо Александр. Вы мне помогли разобратьсяч, а то я плохо подумала об этом увожаемом человеке.

  • 16 июля 2011 в 07:35 • #
    Алена Грудницкая

    Конечно, надо рассказывать сказки! Во-первых, как уже было здесь сказано, для общения. Во-вторых, в русских народных сказаках даны основы ОБЖ. Если родители акцентируют на этих моментах внимание ребенка (на легкомысленности Колобка, доверчивости козлят и т.п.), лучшей иллюстрации "почему нельзя" и не придумаешь. В-третьих, сказки развивают фантазию, о чем уже тоже говорилось. И конечно, все народные сказки - это культура и история каждого народа. Это не просто какие-то придумки филологов, скажу по себе: в детстве я прочла едва ли не миллион сказок. :) Особенно любила сказки народов мира. И, верьте или нет, но позже, когда я стала много путешествовать, ни одна страна не показалась мне чужой и непонятной. Наоборот, у меня было такое впечатление, будто внутренний дух этих стран был хорошо мне знаком. Думаю, все дело как раз в прочитанных сказках.

  • 16 июля 2011 в 10:22 • #
    Марина Маурер

    Как хорошо у Вас получилось Алёна. Думаю сказки народов мира рассказывать буду обязательно. Спасибо.

  • 17 июля 2011 в 15:47 • #
    Николай Бажан

    Если вспомнить, то никак не укладывалось ,почему такие злые баи и кто они; а как тяжела жизнь на севере у евенков и солнца у них совсем мало; ну и прямо герой Никита Кожумяка как и Иван царевич; только вот китайский дракон не похож на Змея Гориныча; а Курочка Ряба так старалась помочь совсем немочным старикам ...Это как познание мира в отображении и преломлении. От сказок к реалиям, от дедушек и бабушек к книжным полками далее.И как раз не хватает непрочитанных.

  • 16 июля 2011 в 08:39 • #
    Виктор Чес

    У каждого народа - свои сказки. И возможно, что эти сказки имеют разные смыслы, в том числе и просто безсмысленность... но предполагаю, что есть среди них и такой: Это тест на определение Свой-Чужой. Если знает сказки, то - свой, если не знает, то - чужой... своему можно доверять больше, чем чужому

  • 16 июля 2011 в 08:55 • #
    Тайжан Ержанов

    Сказки всех народов объединяет одна мысль: Добро побеждает Зло. В этом их ценность.

  • 16 июля 2011 в 10:29 • #
    Марина Маурер

    Здравствуйте Тайжан. Вот этого я и боюсь: веру в то что добро побеждает. В жизни чтобы победить одной веры мало. Надо бороться, перестать бояться, верить в свои силы, а не волшебные. Какими сказками или жизненными ситуациями учить ребёнка достигать задуманного? Вас как воспитывали родители. На каких сказках выросли Вы?

  • 16 июля 2011 в 10:50 • #
    Тайжан Ержанов

    Здравствуйте, Марина.
    "В жизни, чтобы победить, одной веры мало" - но если человек НЕ ВЕРИТ в Добро, он даже пальцем не пошевелит, чтобы к нему двигаться. Куда же без веры в жизни? И потом, Марина, вера - это не то, что обязательно с тобой случается в жизни, Верить почти всегда приходится ВОПРЕКИ тому, что имеем. Это и заставляет "в сотый раз начинать сначала", как говорит А.Макаревич.
    Родитель должен и вселить Веру, и научить добиваться целей. В сказках, кстати, все это тоже есть - и сила, и ум, и хитрость, и коварство, и умение ждать, и сила друзей, НО и умение понять и отступить, перед непреодолимой силой.
    Я вырос в СССР, где от Балтийского моря до Тихого океана, сказки были одни для всех.

  • 17 июля 2011 в 09:13 • #
    Марина Маурер

    Спасибо Тайжан, очень убедительно. Буду рассказывать сказки с выражением и акцентом на добро, а не волшебство.

  • 16 июля 2011 в 11:37 • #
    Виктор Чес

    только надо учитывать, что СВОЁ добро побеждает ЧУЖОЕ зло

  • 16 июля 2011 в 11:40 • #
    Тайжан Ержанов

    Например?

  • 16 июля 2011 в 12:25 • #
    Лев Штернберг

    Например НАШ ХОРОШИЙ Иван-Царевич убивает ИХ ПЛОХОГО Кощея Бессмертного. Почему убивает, за что? А было бы за что, так перед смертью еще и помучил бы.

  • 16 июля 2011 в 12:19 • #
    Лев Штернберг

    Блестящая ремарка!!

  • 16 июля 2011 в 16:54 • #
    Ирина Вершинина

    Здравствуйте, Виктор. "Добро" и "зло" - "свет" и "тень" ОДНОЙ личности.
    Свое добро (как написал Лев "НАШ ХОРОШИЙ Иван-Царевич) имеет мужество встретиться со своей тенью (со СВОИМ ПЛОХИМ Кощеем-Бессмертным). И в результате этой встречи измениться, вырасти, стать сильнее, мудрее.

    А вот когда свое зло не осознается и не принимается, его награждают меткой "чужое". И ведут внешние "войны" за абстрактное мировое добро. Вместо того, чтобы заглянуть внутрь себя.

  • 16 июля 2011 в 17:00 • #
    Виктор Чес

    Можно и так рассуждать - это интересно и продуктивно... правда тогда это все же не противоположности, а парности... Ирина, ход мысли мне понравился)))

  • 16 июля 2011 в 17:42 • #
    Ирина Вершинина

    Виктор, парности-полярности в одной плоскости, они же могут быть противоположностями, если занимают крайние позиции в этой плоскости или по каким-то причинам один полюс вынесен в другую плоскость (во вне). Обычно по причине непринятия: это не мое, значит чужое.

    Смотрите, во многих сказках по сюжету Царевна и Иван-дурак (или наоборот) имеют изначально разный уровень развития персонажей (частей личности, в данном случае женской и мужской ипостаси).

    Их брак (соединение, заключение союза) становится возможным только после того, как, скажем, Иван достигнет уровня Царевич (вырастет, созреет) в результате преодоления различных испытаний. В брачном союзе (по сюжету сказки) мужского и женского рождается "САМОСТЬ".

    Целостность, полнота, гармония (и стали они жить долго и счастливо) - это глубинная цель в сказках. И ребенок в отличие от взрослого не требует рассказать "А как они дальше жили?" с изложением бытовых подробностей. Для него это естественный финал. Рождение целостной (включающей полярности), гармоничной (сбалансированной) личности.

  • 16 июля 2011 в 18:35 • #
    Виктор Чес

    не... я так рассуждаю:
    Полярности при соединении приходят примерно к нулю ( -5 + 5 = 0), типа свет + тень = нечто серое, горячее + холодное = тоже нечто среднее, как бы нивелируются по своим свойствам...

    а парности при соединении дают новое качество... кстати типичные полярности - это мужчина и женщина... они не противоположны и при соединении рождают новое целое - семью... со всеми вытекающими... вы хороший пример привели... при соединении полярностей не происходит взаимное умаление свойств, а происходит "Целостность, полнота, гармония (и стали они жить долго и счастливо)" - вы прекрасно об этом написали

  • 17 июля 2011 в 16:42 • #
    Ирина Вершинина

    Пожалуй соглашусь с Вами, Виктор. Да, в монохромной плоскости свет и тень дадут разные оттенки серого (если величина света и тени будет различной -5,+3 = -2 или -4+7=+3...).
    Но если взять палитру цвета, то "освещение тени" будет выявляет разные цвета, а в сумерках (при недостатке света) "все кошки серые" - это в одной плоскости (плоскости яркости). А изменния цвета в другой плоскости (баланса) дадут разные цветовые сочетания (синий и желтый =зеленый).

    Добавим двумерности (баланс) синий и желтый=зеленый + (яркость) ярче-темнее=разная степень яркости зеленого (темно-зеленый, светло-зеленый.)

    Регулируя яркость основных цветов (синего и желтого), мы получаем разную тональность (желто-зеленый или сине-зеленый), ну и так можно долго развлекаться. Это я про многомерность.

  • 17 июля 2011 в 16:46 • #
    Тайжан Ержанов

    О-фи-геть!

  • 17 июля 2011 в 17:41 • #
    Виктор Чес

    кстати синий и желтый цвета не составляют противоположности, потому что составляют пару и при сложении дают новое качество... противоположности (да и то сомнительные) составляют фиолетовый и желтый, которые при сложении дадут грязный сероватого оттенка цвет (то есть взаимоуничтожатся их свойства... но это только при условии смешения красочных пигментов, а не световых лучей... пример с цветами не думаю, что удачен, как демонстрация противоположностей... это скорее всего пары, образующие новое качество, о чем собственно вы и написали...)))
    так же подтверждают мою мысль и приведенный пример с величиной света и тени: "-5,+3 = -2 или -4+7=+3" - в обоих случаях и происходит взаимопогашение, пусть и не равновесное))) так что - спасибо, удачно!

    суть пары в том, что создается новое качество

  • 17 июля 2011 в 17:58 • #
    Ирина Вершинина

    Да. Суть пары в создании нового качества.

    Я имею в виду, что качества имеют разную природу, есть качества сочетаемые, а есть не сочетаемые. Важно это учитывать и не путать.

    Качества разной природы (плоскостей) при смешивании дают грязноватый оттенок, это Вы правильно заметили. Фиолетовый - это дополнительный цвет, который состоит из двух основных (синего и красного), желтый - основной (как и синий и красный). Чтобы получить гармоничный визуальный ряд, нужно соблюдать правила взаимодействия цветов. Например, фиолетовый с желтым не рекомендуют сочетать. Хорошо сочетаются основные цвета между собой и дополнительные между собой, с вариациями разной яркости (уже другой плоскости).

    Вернусь к сказочной метафоре "Иван" прежде чем сочетаться браком с Царевной, должен изменить свое качество с "Дурак" на "Царевич" иначе сочетания в новое качество не произойдет!

  • 17 июля 2011 в 18:07 • #
    Виктор Чес

    да, согласен, пара должна быть равной, чтобы быть устойчивой... при неравных условиях пара может и не образоваться или быть неустойчивой... как например в сказке Волшебное кольцо

  • 17 июля 2011 в 18:16 • #
    Ирина Вершинина

    Спасибо, Виктор, за интересную беседу :))

  • 17 июля 2011 в 18:32 • #
    Виктор Чес

    тоже, благодарю!

  • 16 июля 2011 в 10:24 • #
    Марина Маурер

    Ух ты! Вот это мне и в голову не пришло. Виктор очень полезную мысль вы принесли в мою голову. Спасибо.

  • 16 июля 2011 в 13:45 • #
    Алексей Нефёдов

    Старые добрые сказки очень нужны современным детям! Не сказки странные, а выводы каждый делает свои! Я бы про яйцо сделал другой вывод: не везде сила нужна, а умение!

  • 17 июля 2011 в 09:26 • #
    Марина Маурер

    Александр, а мне с "Куриным яйцом" пришла в голову такая мысль: Дед начал бить - терпения не хватило, бабке - тоже. Но надлом в яйце произошёл. А мышке хватило просто махнуть хвостиком. Вопрос: кому достанутся лавры победителя? Или: коллективный труб - это хорошо?
    Другой пример. Молодец пытается покорить сердце девицы, ведёт с ней беседы. Другой начитанный умница услаждает её слух песнями и стихами. А третий хулиган взял да "скрал" красавицу.

  • 17 июля 2011 в 09:30 • #
    Тайжан Ержанов

    Красавица ойкнула, и ей "понравилось душой и телом".. Что-то знакомое...

  • 18 июля 2011 в 20:02 • #
    Марина Маурер

    Тайжан Вы проницательны. Именно эта история ассоциировалась у меня со сказкой о Курочке Рябе.

  • 19 июля 2011 в 07:41 • #
    Тайжан Ержанов

    Вау.. Похоже, и по моей улице прошел инкассатор...

  • 17 июля 2011 в 10:47 • #
    Алексей Нефёдов

    Это тоже имеет место быть! :-) Только я Алексей! :-)

  • 18 июля 2011 в 09:42 • #
    Марина Маурер

    Алексей, сожалею, описалась. Старая, слепая.

  • 18 июля 2011 в 10:03 • #
    Алексей Нефёдов

    Ничего страшного! Я привыкаю! :-)

  • 16 июля 2011 в 14:38 • #
    Николай Лёгенький

    Например;" О курочке рябе".Когда у нас был урок по психологии,лектор,который читал лекцию ,привёл пример о курочке рябе,и спросил нас сидевших в аудитории;"почему дед и бабка плачат?"Были разные версии. Одни говорили;"что дед и бабка не смогут из рабитого яичка сжарить его".Другие другую версию говорили. А, ЛЕКТОР, говорит ,а знаете что ответил мой ребёнок когда я задала ему этот вопрос. Он ответил;"Оно испачкалось".Вот так.Так что нашим детям надо читать сказки и они будут на наши вопросы будут очень интересно изабавно отвечать.

  • 16 июля 2011 в 15:18 • #
    Виктор Чес

    Да уж, курочка ряба прямо как дзенский коан. Логикой там ничего не взять...

  • 16 июля 2011 в 15:27 • #
    Лев Штернберг

    Угу. Особенно это:
    "Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам новое яичко, да не золотое, а простое!"
    Ну просто умопомрачительная логика!

  • 16 июля 2011 в 15:37 • #
    Виктор Чес

    похоже, что золотое не настоящее было! не в то время снеслось! Вот щас, бы! Внучек быстро бы нашел применение яйцу, вместо того, чтобы бить его))))))))))...

  • 16 июля 2011 в 19:02 • #
    Анвар Валиев

    Глубокую мораль ищите в сказках Андерсена. Какие потрясающие сюжеты!!!

  • 16 июля 2011 в 20:51 • #
    Наталья Андриолли

    Марина, найдите книгу австралийского психолога, сказкотерапевта "Жила-была девочка, похожая на тебя...", Вы найдете там ответ на Ваш вопрос. А вообще она писала, что дети видят в сказках "отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха".
    Я своему девятилетнему сыну до сих пор рассказываю сказки, но сказки по возрасту, конечно. )))

  • 17 июля 2011 в 09:32 • #
    Марина Маурер

    Да Наталья. Вы правильная мама. Сказки по взрослому - это надо обсуждать. Если б со мной так обсуждали мои родители - сколько ошибок бы удалось избежать. Книгу поищу, спасибо.

  • 17 июля 2011 в 11:13 • #
    Наталья Андриолли

    Пожалуйста, Марина!

  • 23 июля 2011 в 16:36 • #
    Анна Бахмутова

    Я в детстве перечитала очень много русских-народных сказок. Когда подрастал мой старший сын и я вновь перечитала эти сказки, я пришла в ужас. И решила,что не буду своим детям читать сказки, где отец отвозит свою дочку в лес и оставляет ее там замерзать, или где две сестры задумывают убить третью, разрубить на кусочки и закопать в разных местах, где дом Бабы-Яги окружен кольями, на которых человечьи черепа висят... Но уже недавно, когда пришло время читать сказки младшему сыну, я снова к ним вернулась и поняла, что на самом деле в них сокрыт сокральный смысл... И нужно просто по другому их прочитать. А мой младший сын, когда я ему прочитала СТРАШНУЮ сказку про Бабу Ягу (я ему так сказала), сказал, что она совсем и не страшная. НО Сейчас я перечитываю сказки зарубежных писателей. Золушка. Перечитайте ее внимательно. Да она же просто всех там развела натуральным образом. Спящая красавица: "Ах, это вы, принц! наконец-то! как долго же вы заставили себя ждать!" - это первая фраза принцессы, когда принц ее разбудил. Каково, а? Хотя, конечно, дети этого не замечают. И Спящая красавица - любимая сказка моего младшего сына.

  • Анна, вспомнила историю трехлетней давности. Дала 8-летнему сыну прочесть восточные сказки. Он их возвращает через полчаса и говорит: " Я эти садистские сказки читать не буду! То на кол человека сажают, то глаза выкалывают. Что за порядки раньше были?"
    Очень любит философские японские сказки. В них изуверств мало. ))))))

  • 23 июля 2011 в 17:05 • #
    Анна Бахмутова

    Вот вот. Дети, они где-то мудрее нас. Вообще есть мнение, что не дано знать, какое событие в жизни ребенка как отразится на его дальнейшей судьбе, формировании характера и т.д. казалось бы, событие негативное (во взрослом понимании), а оно формирует черты достойной личности в маленьком человеке... Так что читайте детям сказки!!! Они сами из них вынесут СВОЙ смысл.

  • 25 июля 2011 в 11:49 • #
    Марина Маурер

    Спасибо Анна.

  • 4 августа 2011 в 18:30 • #
    Рушан Якубов

    Сказки должны быть хорошими, добрыми и умными, учить (жить) и воспитывать (что такое хорошо и что такое плохо) - в общем, закладывать нравственную основу.

  • 4 августа 2011 в 20:59 • #
    Марина Маурер

    Рушан, сказки заканчиваются, а вера в сказки остаётся. Я с Вами согласна, как объяснить ребёнку, что это не настоящая жизнь, а сказочная?


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009