"Наше животное внутри..."
3 октября 2011 в 19:10

"Наше животное внутри..."

Иногда тема размышлений какое-то время назад может соединиться с тем, что обсуждается сегодня…

Наше «животное» внутри, какое оно?

Вы никогда не задумывались, не чувствовали, что внутри есть животное, его, можно назвать Инстинктом. Но я не хочу писать научным языком, а попытаюсь передать языком образов. Мы, как животные, можем почувствовать свою стаю через всевозможные связи, чувства, запахи, внутренний зов, природный нюх, повадки, размер тела и что-то еще. Очень высокий, высокий,средний, маленький, очень маленький. Представьте, что ваш живот прозрачный. Что неправдоподобно?
Но то, какое животное есть в каждом из нас, во многом отражает связь с природой, не окультуренной, дикой, настоящей, где животные гуляют на свободе, плавают в реках и океанах, жуют траву на склонах, прячутся в норах, выползают на солнышко, линяют, чешутся, испражняются, кусают друг друга, ласкают и обнимаются, целуются, рожают детенышей, спят и что-то еще. И самое удивительное, что именно особенности этого какого-то животного, могут помочь человеку определить СВОЮ среду обитания.
Много лет назад в 1973 году, еще школьницей, я поехала со своим классом в Германию. И нас привезли в Берлинский зоопарк. Вокруг гуляли гуси, утки, павлины, бегали белки. Я увидела, очень приближенные к естественным условиям, вольеры, где играли животные. И я до сих пор помню это чувство свободы, при естественных границах ограничений. И у меня отложилось, что зоопарк- лицо города. Видите связь!
В сущности, в человеке может соединиться несоединимость, то есть его жизненная энергия, энергия животного, природы может быть в клетке.
Однажды, гуляя по нашему Ленинградскому зоопарку, я наблюдала за детьми, их родителями. И я подумала, что дети видят зверей в клетках, в вольерах. Но объясняют ли взрослые детям и как они объясняют историю о том, как попали эти звери в зоопарк?
Часто в зоопарк попадают звери, птицы, с которыми в естественных условиях произошла беда, травма, их нашли, отлученными от матери, одиноких. И в этой ситуации эти раненные животные, оказываются спасенными, то сеть в диких условиях они бы погибли. Иногда, вылеченное животное, может быть подготовлено к возвращению в свою естественную среду обитания. Птица, с подлеченным крылом, улетает с радостным криком. Зверь, с восстановленной в движении, поврежденной лапой, уходит в дикий лес. То есть, расширенный взгляд, возможность с ребенком поразмышлять, почувствовать, чтобы не сложилось, что зверь замурован человеком и только так, дает понимание и открывает путь к НЕОДНОЗНАЧНОСТИ. Так и не так.
В сновидениях, появляющиеся животные, пытаются вступить в контакт с инстинктивной, грубой, уязвимой, может быть, раненной природой. И возможность облегчить страдание своему внутреннему животному, возможность, дать ему радость поваляться, покричать, выразить себя во всей красе, обернется восстановленной связью с природой.
Имеет особое значение в разных культурах отношение к священным животным. На бессознательном уровне человек может все время нарушать это отношение, то есть, не понимая, не зная символической связи со своими корнями, он может оказаться в клетке, и тогда он причиняет вред себе. Но тем самым, он разрушает мир вокруг себя.
Природное начало в человеке, долго запертое в клетке, восстает и требует своего выражения.
В социальной жизни пространство, где долгое время находится человек, становится тем местом, в котором ему комфортно или нет. И есть возможность, наблюдая, прислушиваясь к своему животному внутри, определить — ваше это место или нет?
Зная особенности, среду обитания, ритуалы в стае, к какому классу, виду, предпочтения страны, миграции, потребность жары или холода, солнца или тени, воды, растительности и много другое, вы узнаете много о себе. Можно отправиться на встречу с природой!
15.02.2011

400
Комментарии (5)
  • 3 октября 2011 в 22:16 • #
    Сергей Рогожин

    Здравствуйте,Ирина!
    Интересную тему затронули.Я вспомнил,как РТР ,еще лет 10 назад снимали обо мне передачу и журналистка среди прочих вопросов задавала всем один и тот же вопрос :с каким животным у вас ассоциируется герой программы?Если бы рогожин был животным ,то каким? Марина Капуро сказала - Черная Пантера,Пьеха сказала - олень,а Боярский был оригинальней всех он сказал - он ассоциируется у меня не с животным,а с принцем крови со шпагой:))
    Идея животного внутри нас давно витает в воздухе?:)))Почему разные люди в одном и том же человеке видят столь разных животных?

  • 3 октября 2011 в 22:28 • #
    Ирина Забуслаева

    Добрый вечер, Сергей! Говоря образным языком, проявления разных животных могут быть, как "зоопарк". Но у Вас самого есть свое собственное ощущение, свой нюх.
    Возможно, во время съемок происходило что-то, что проявлялось в тот момент, как, например, повадка в распознавании самки, или, в разговоре затрагивались духовные струны Оленя, а Боярский чувствовал "дуэль" с принцем... И это и их, и Ваше. А в нас есть проявления, возможно, ведущие, более выраженные. Это были ответы других, а сами Вы себя ведь тоже как-то ощущаете?
    Место, пространство играет важную роль.

  • 3 октября 2011 в 23:46 • #
    Ирина Забуслаева

    Еще хотела добавить отрывки из статьи Михаила Эпштейна
    "Груминг. Самоочищение.Гипотеза о происхождении культуры".
    Я натолкнулась на нее очень давно, и сегодня вдруг вспомнила. Мне кажется, это удивительный взгляд через буквальное к символическому.

    "Естественно стремиться к чистоте, так мы вплотную подходим к чистой сущности поэзии."
    Борис Пастернак. Несколько положений.

    "Биологические предпосылки культа и культуры - общая проблема естественных и гуманитарных дисциплин. "Существует ли природное основание у религии, покоящееся на великом и всеобщем жизненном процессе, который произвел на свет человечество и все еще держит его в подчинении..?"2 - этот вопрос на разные лады повторяют многие современные антропологи, историки религии и цивилизации. Никак не притязая на создание новой научной теории, мне хотелось бы обратить внимание на одно вполне тривиальное свойство живых существ - инстинкт самоочищения, который в своем поступательном развитии обладает потенцией созидать культуру и культ. Мы рассматриваем самоочищение как широкий феномен, присущий не только индивиду, но и группе, обществу в целом и включающий процесс взаимоочищения (социальный груминг как фактор консолидации сообщества).

    От мухи до человека. Источники рефлексии

    Данная гипотеза о происхождении культуры выросла из наблюдения за мухами. Я бездельничал, не писалось. Передо мной, в светлый круг от лампы, часто садились мухи, и жизнь их раскрылась для меня с неожиданной стороны. Одна муха ползала по письменному столу - и подолгу замирала, делала что-то малозначительное своими лапками. Угнетенный своим бездействием, я решил присмотреться к тому, что же делает муха, когда она ничего не делает. Она умывалась всухую, обтирая лапками головку и прочие членики своего малоприятного тела.

    180
    В тот вечер жизнь мух развернулась передо мной ближе, чем обычно. Обнаружилась в них поразительная чистоплотность, которую трудно было предположить в столь заразных тварях. Обычно, говоря о мухах, выделяют в их образе жизни грязные, отвратительные подробности, словно не замечая, что едва ли не большую часть времени эти твари заняты кропотливой личной гигиеной. Энтомологи признают невероятную чистоплотность мух и считают их морфологически чуть ли не самыми совершенными среди насекомых 3. Поползав немного по столу, они начинают долго сучить лапками, то передними, то задними, словно отмываясь от той нечисти, которая налипает на них с клеенки. Движение их волосоподобных ножек, трущихся друг о друга, очень похоже на человеческое умывание. Видимо, не только они для нас источник заразы, но и мы для них; и притом они уделяют чистоте гораздо больше внимания и времени. Сквозь торопливые движения мушиных лапок угадывается почти болезненная мания чистоплотности, они ни на секунду не оставляют своего тельца в покое, но теребят его, обследуют и вытряхивают до микроскопических пылинок.

    И собаки, и кошки - это гигиенические машины, которые работают всеми рычагами своего тела, чтобы удалить мельчайшие пылинки с самых удаленных его частей. Языком они мочат лапки, чтобы подвергнуть свою шкурку влажной уборке, затем облизывают эту пыль, пуская ее в расход по пищеварительному тракту, и снова протирают, и снова облизывают. В общем, если взять некую непрерывную нить жизни, ее основу, на которую наслаиваются все другие занятия, - то эта основа есть умывание, облизывание, вычесывание, все виды самоочищения. Можно сказать, что жить для этих существ означает - чистить себя.

    А человек? Умоется несколько раз в день по две минуты, примет душ или ванну на десять-двадцать минут... Как это ничтожно сравнительно с животными и насекомыми, - словно у человека атрофировалась потребность чистоты. Презренные твари, вроде мух, на самом деле, аристократы природы, в сравнении с которыми разумные существа - просто неряхи и растрепы. Но зато сколько сил и времени у человека уходит на другое: на познание и творчество, на культуру, на переделку природы! И вот здесь-то стоит задуматься: что в жизни человека соответств

  • 4 октября 2011 в 17:05 • #
    Сергей Рогожин

    Я как вода,которая принимает форму сосуда,в который ее помещают.В течении дня приходится быть то рыбкой,то птичкой,а то и медведем:))

  • 4 октября 2011 в 22:54 • #
    Ирина Забуслаева

    Здорово! Вы творческий человек, перевоплощение образов! :)))


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009