27 декабря 2014 в 08:46

Опять агрессия.

От отчаяния – к восстановлению витальности.

http://pogodin.kiev.ua/news/ot-otchayaniya-k-vosstanovleniyu-vitalnosti
Отчаяние всегда предполагает конфликт двух и более противонаправленных стремлений, в основе которых могут лежать как желания, так и интроекты. Так, активность, мотивированная желанием, может быть остановлена интроектом или же другой потребностной тенденцией. Отчаяние может быть также вызвано столкновением двух противоречивых интроектов. В любом случае стратегия терапевтической работы должна опираться на представления об отчаянии как результате тупика, образованном обездвиживающими друг друга стремлениями.

Выход из этого тупика заключается в возможности легализации всех тенденций, его образующих. Как только все блокированные до того в отчаянии стремления получат право на жизнь и проявление, посредством «взрыва вовнутрь» высвобождается огромное количество «замороженной» прежде энергии, которая теперь может быть расходована для ассимиляции аффекта отчаяния.

Этимологически присутствующий в названии данного чувства корень «чаяние» отсылает нас также к представлениям о его фрустрационной природе. Другими словами, отчаяние появляется в ситуации, когда какие-либо важные потребности, несмотря на ожидание их удовлетворения, оказываются фрустрированными. При этом отчаяние маркирует, как правило, остановку в удовлетворении наиболее важных потребностей, релевантных поддержанию безопасности и стабильности существования, а также образов себя и реальности. Интенсивность же переживания отчаяния является производной от значимости фрустрированной потребности для поддержания витального баланса и от представлений человека о перспективах ее удовлетворения в будущем, т.е. от ожиданий, но уже в новой редакции. Отсутствие каких бы то ни было перспектив в удовлетворении потребности и, как следствие, в восстановлении баланса в поле рождает отчаяние, присутствующее в феноменологии депрессий различных клинических форм и генеза. В этом случае отчаяние является эмоциональным маркером тупика, являющегося следствием фиксации дисбалансированного контекста поля с сопутствующими представлениями о безысходности.

С другой стороны, отчаяние также выступает регулятором ощущения тупика, фиксируя в неизменном хроническом состоянии психологически неблагоприятный контекст поля. В этом случае человек как бы упивается своим несчастьем, формируя замкнутый круг нарушения способности к творческому приспособлению: хронификация дисбалансированного контекста поля рождает отчаяние, постоянное воспроизведение которого в аутичном переживании вторично фиксирует неблагоприятную ситуацию жизненного пространства с сопутствующим ощущением безысходности. Разрыв этого психопатологического цикла выступает благоприятным прогностическим фактором в психотерапии депрессий. Ресурсом же для выполнения этой задачи является возможность размещения переживания отчаяния на границе контакта со средой.
Таким образом, контактный способ обращения с отчаянием, имеющим аутичную природу, в некотором смысле выступает «противоядием» для его неблагоприятных психологических последствий. Приобретая в результате этого процессуальный характер, переживание отчаяния трансформируется в некоторые другие формы агрессии (например, злость, гнев, ярость, страх и т.д.), предполагающие большую чувствительность к полю и желаниям, в нем возникающим. При этом соответствующим образом изменяются также поведенческие паттерны, регулирующие и изменяющие контекст поля, который до этого момента был неизменным и воспроизводил отчаяние и, как следствие, депрессию.

Возможно, именно по этой причине выход из депрессии часто связан с переживанием и выражением сильных агрессивных чувств, приобретающих по большей части объектный характер.

844
Комментарии (42)
  • 27 декабря 2014 в 12:38 • #
    Людмила Жаркова
    Цитата...выход из депрессии часто связан с переживанием и выражением сильных агрессивных чувств, приобретающих по большей части объектный характер.

    Еще какой объектный. И, как объект переноса, аналитик получает все это "счастье" по полной программе. Контейнируй не ленись. (((

  • 27 декабря 2014 в 13:28 • #
    Юрий Николаевич
  • 28 декабря 2014 в 17:28 • #
    Игорь Татарский

    Большое спасибо!

  • 27 декабря 2014 в 18:49 • #
    Мари До

    Начну с главного.
    Уважаемый Юрий Николаевич! Поздравляю Вас и Веру с Началом Рождества, предчувствием Нового Года и зимой!
    У нас сегодня выпал полуторный снег. В смысле первый выпал в октябре, но он был больше похож на закос со вкусом, идентичным натуральному снегу. А вот сегодня пришёл тот самый - настоящий полноразмерный.
    И делюсь моей любимой песенкой, которую мы пели всё студенчество охрипшими от счастья и бессонных ночей голосами под гитару с теми же параметрами.

    http://playnewsongs.ru/pesni/vozhatskaja-pesnja_den-segodnja-luchshe-vseh


    Спасибо за Вашу благородную деятельность на пси и на фейсбуке.
    Все материалы Погодина мне были и интересны, и часто полезные, хотя иногда с отложенным эффектом.
    Вот эта статья тоже... :)

  • 28 декабря 2014 в 15:29 • #
    Евгений александров

    Уважаемый Юрий Николаевич! В очередной раз с большим удовольствием ознакомился с темой. Все просто и реально практически. При депрессии легче всего вызвать агрессию, а потом уже другие чувства. Поэтому хорошо зарекомендовали приемы провокативной психотерапии. С наступающим Новым Годом!

  • 28 декабря 2014 в 18:48 • #
    Мари До

    Злость полезней отчаяния :)
    Злость полезнее чем отчаяние

  • 30 декабря 2014 в 11:22 • #
    Анатолий Карпухин
    Другими словами, отчаяние появляется в ситуации, когда какие-либо важные потребности, несмотря на ожидание их удовлетворения, оказываются фрустрированными.

    Правильно! В отчаяние человек загоняет сам себя нереальными представлениями и желаниями.
    "На выходе" откуда взяться агрессии, если человек так долго переживал? Агрессия- это либо первый, либо второй этап. В конце возможны два варианта: Если человек не осознал своей ошибки - то злопамятство и зложелательство к мнимым виновникам "несчастья".(шизофрения и пр. мании)....или осознание своей ошибки и приобретение нового, более правильного взгляда на жизнь. Здесь впору самому себе по кумполу стучать, сам виноват.

  • 1 января 2015 в 10:20 • #
    Юрий Николаевич

    Анатолий. давайте . на ПФ. называть мании - защитами или адаптационными реакциями.
    Формирование порочных кругов из адаптационных реакций - обыденность для клинической медицины.

  • 1 января 2015 в 12:03 • #
    Анатолий Карпухин

    Юрий Николаевич, прошу сделать для меня как редкого гостя на ПФ исключение, тем более я не приверженец материалистического понимания психологии. Разве мании можно понимать как защиты? Мания - это внешняя агрессия. А защита, есть явление исходящее из субъекта вольно или невольно. Хотя защита уже подразумевает нападение из вне ( может ли субъект сам себя атаковать?), но она является уже явлением детерминированным, зависимым, и не всегда достаточным. Агрессия и отчаяние - удел слабых личностей.
    Конечно, материалистическая психология исключает воздействие на человеческое сознание субъектов из духовного мира, принимая лишь к рассмотрению узкий изолированный сегмент бытия. Возможно, это дает какие-то теоретически предполагаемые плюсы, но явная ущербность этого метода неоспорима.

    Если сама психология пока не нашла твердой догматической почвы для своего фундамента, то фундамент клинической медицины с давних пор незыблем. Воздействие на пациента методами химическими (таблеточки, укольчики, капельницы и пр) и механическими(растяжками, смирительными рубашками, костылями и пр) неминуемо ведет в выздоровлению. Или реже - на кладбище. Медицина всегда сильнее и прогрессивнее психологии.

  • 1 января 2015 в 14:03 • #
    Юрий Николаевич

    Современный ПА уже давно рассматривает Род и его историю как материальную основу Настоящего состояния психики. Так . что Дух тоже является вполне психологическим понятием.
    Как Мания и что Защищает или адаптирует.
    Если вам предстоит лечить зуб. то можно вполне и реально вообразить. что Он и сам пройдёт.
    Если есть существенные нарушения в работе сердца - можно сказать - чепуха ...
    Если во внутреннем диалоге возникает неувязка - там ещё легче сделать малое большим .а большое малым.
    А прогрессивнее ли медицина (наука о болеСтях и их уменьшении) чем психология? Открывайте тему.

  • 1 января 2015 в 14:43 • #
    Анатолий Карпухин

    Юрий Николаевич, как можно рассматривать совместно Род и Дух? Как можно рассмотреть сразу прапрапрадедушку и ангела-хранителя? Источником ПА всегда является бездуховное стадо обезьян, это и есть, вероятно начало Рода и начало Духа?

    Если вам предстоит лечить зуб. то можно вполне и реально вообразить. что Он и сам пройдёт.

    Это пример Мании? Или это пример простого человеческого Мнения? Если здесь показана причинно-следственная цепочка Зуб-Лечение, пусть даже со спорными выводами, то в Мании нет логической работы сознания. Мания - это тромб сознания. Здесь уже ПА бессилен. Пора вызывать "Скорую".

  • 1 января 2015 в 15:37 • #
    Юрий Николаевич

    без Духа? Обезьяны?
    http://www.proza.ru/2014/02/26/1830

  • 1 января 2015 в 19:59 • #
    Анатолий Карпухин
    Хотелось бы обратить ваше внимание на 4 источника Первого Духа, а именно : материнской любви, материнского страха и сексуального влечения (Эрота) имя в виду, что Фоном данных событий является - Ревность Великого Отца. Возможно, что все эти четыре источника Первого Духа будут встречаться и в последующих его реинкарнациях.

    Да, Юрий Николаевич, это не обезьяны. Но и не материализм. Это мистицизм. Я бы даже сказал - сатанизм.
    Это уже не наука. ПА уходит в мистический туман????

  • 1 января 2015 в 20:31 • #
    Юрий Николаевич

    Это реконструкция. У вас есть идеи на эту тему?
    Христианство - это то. что будет много после.
    тысяч 100 наверное.

  • 1 января 2015 в 21:40 • #
    Анатолий Карпухин

    Юрий Николаевич, хотите побродить в религиозном направлении? Хотя все эти реинкарнации к религии отношения не имеют. Они не имеют бытия. Разговоры есть, а сущности нет.

    В основном направление ваших мыслей правильное: истоки психологии ищем в философии, истоки философии ищем в религии. Поэтому проблема самой психологии как науки и ПА в частности воистину неразрешима - философия, породившая психологию, практически атеистична. Психология растет на камне, в который корни не проникают. Вот даже такое простое явление для религии как отчаяние похоже у вас в ПА на овцу вышедшую из репейника, чего только не навешалось на ее шерсть! Ведь невозможно объяснить явления бытия теми методами, которые либо исключают это самое бытие, либо его искажают. На чем основан ПА? Это двойняшки - материализм и субъективный идеализм. Даже В.И.Ленин признавал их близость. А я бы еще добавил - оккультизм. Смесь воистину гремучая!!! Но несъедобная.... На ней ничего не растет, даже сорняки чахлые. Эта микстура предназначена для идеологического влияния на общество, но никак для науки, только для управления обществом. Вот, например, можно ли вывести новую форму ПА из идеологии панукраизма майданутых 2014 г.? Да запросто! Удачно связать психологию с национальностью - и Нобель уже в кармане! Только вылечить этим методом никого невозможно. Зато можно открыть новое направление в психологии.

    Зри в корень! К.Прутков А у нас корень - это религия.

  • 2 января 2015 в 04:51 • #
    Юрий Николаевич

    Как когда то говорили - Снова да Ладом.
    Какая философия у ПротоЧеловека?
    ПА, это Инстинкт-теория. и практика показывающая как Эти инстинкты в человеческом теле взаимодействуют, какие при этом противоречия возникают и как из этих противоречий рождается Дух свободный от инстинктов. но быть полностью свободным от Того . что тебя породило тоже невозможно.
    Есть инстинкт - власть\подчинение.
    есть инстинкт полового Доминирования.
    есть инстинкт на основе которого формируются Условные рефлексы.
    есть эти самые Условные рефлексы. и многое ещё чего. того. что интуитивно Адсорбировала в себя религия. в одних случаях она называла инстинкты - богами. в других - демонами. но всегда учила как с ними жить . Модель - Дух Великой Матери построена именно на попытке объяснить каким образом стадо смогло сохранить молодых самцов не изгоняя их. Численность волчьей стаи ограниченна этими противоречиями иначе были бы волчьи армии по типу бродячих муравьёв.

  • 2 января 2015 в 14:55 • #
    Анатолий Карпухин

    Вот -вот, именно этот винегрет я имел ввиду! Сначала придумали инстинкты, которых нет в человеке, потом с помощью их же начали объяснять поведение человека. Нет в человеке инстинктов!!! У обезьян инстинкты есть. Юрий Николаевич, у вас лично инстинкты есть? Расскажите о ваших собственных инстинктах поподробнее!! У вас есть инстинкт власти? инстинкт полового доминирования? другие инстинкты? Расскажите об этом на ПФ!
    Расскажите, как вы общаетесь с" Духом Великой Матери". Это она вам поведала о "волчьих армиях по типу бродячих муравьев"? А о бандах овец по типу пьяных саблезубых тигров она промолчала?

    Зачем строить бредовые теории на тех понятиях, которых нет в вашей личной жизни? Когда вы хотите подарить жене цветы, вы какой инстинкт напрягаете? Когда вы сыну мороженое покупаете, вам об этом какой инстинкт говорит? Вы на работу ходите инстинктивно или осознанно? Если потом тщательно пересчитываете свою зарплату, то вероятно осознанно. Или вам Дух Матери помогает дорогу в неположенном месте переходить без проблем? Так зачем забивать свое сознание всяким мусором??? А потом с помощью этого мусора объяснять строение мира или человеческой психики. Я бы так не смог!

  • 2 января 2015 в 15:41 • #
    Юрий Николаевич

    Это вы говорите врачу?
    Мол нет гомеостаза и системы его поддержания.
    Дремучее невежество казалось бы.
    http://ethology.ru/library/?id=407

  • 2 января 2015 в 15:56 • #
    Анатолий Карпухин

    Юрий Николаевич, вы как врач смогли бы прокомментировать свой личный, родненький, близкий и дорогой ГОМЕОСТАЗ??? У вас с женой гомеостазы разные или один на двоих?
    Рассейте наше дремучее невежество!

  • 2 января 2015 в 16:46 • #
    Юрий Николаевич

    Ну у вас и ассоциации.
    Гомеостаз и БППП.
    это ж надо было догадаться.

  • 3 января 2015 в 03:02 • #
    Мари До

    И снова третье января...Сижу ржу в 2 часа ночи. :)
    Спасибо, ЮН. )

  • 3 января 2015 в 05:34 • #
    Анатолий Карпухин

    Нет- нет, Юрий Николаевич! Чур меня!

    Гомеостаз и БППП.

    Это сугубо ваши ассоциации! Точно так же, как и

    В этом случае человек как бы упивается своим несчастьем, формируя замкнутый круг нарушения способности к творческому приспособлению: хронификация дисбалансированного контекста поля рождает отчаяние, постоянное воспроизведение которого в аутичном переживании вторично фиксирует неблагоприятную ситуацию жизненного пространства с сопутствующим ощущением безысходности.

    Моей фантазии не это не хватит. Это только Дух Великой Матери может на ушко нашептать. Или С. Седельников из "Путь к себе" может поведать бесплатно.

  • 3 января 2015 в 05:41 • #
    Юрий Николаевич

    Да. Анатолий. сначала делаете. потом креститесь.
    надА наоборот.
    тогдА и не будет сих ляпов.

  • 30 декабря 2014 в 20:25 • #
    Roman Belozerov

    Юрий Николаевич, а что Вы скажите об отношении масштабов фрустрации и необходимой силы агрессии? Ну, скажем так, дневная, недельная, и может быть месячная фрустрация вполне лечится агрессией (и всё же, я бы сказал не агрессией, а скорее, яростью). А вот чем лечится затяжная, годовая фрустрация, которая уже успела изменить все (или многие) причинно-следственные связи ЦНС?

  • 31 декабря 2014 в 08:56 • #
    Людмила Жаркова

    Роман, позволю вмешаться. Чуть- чуть.
    Ярость - цветок из букета агрессивных эмоций. Их много.
    А вопрос Ваш интересный. Он из области эмоций, но, в динамике, в зависимости от времени их фрустрирующего воздействия на ЦНС.
    Когда есть изменения в ЦНС, тогда на помощь агрессивным импульсам могут включаются фармпрепараты. Как вариант.

  • 31 декабря 2014 в 22:31 • #
    Roman Belozerov

    Людмила, но чем фармпрепараты отличаются от "агрессивных эмоций"?
    Эти эмоции - всего лишь выброс адреналина и кортизола, что в ЦНС работает как нейромедиаторы. Фармпрепараты те же искусственные нейромедиаторы (или обработка их рецепторов). Поэтому вопрос можно трансформировать в: Можно ли повторяющимися стрессами с агрессивными эмоциями вылечить затяжную фрустрацию? И останется ли после этого человек хоть немного похожим на себя прежнего?

  • 1 января 2015 в 10:24 • #
    Юрий Николаевич

    Нет не останется. Все выжившие после Полёта с Бруклинского моста сменили среду. семью и друзей.
    Добровольцы из Новороссии - проблема для окружающих.
    Вопрос. Кто из них более здоров?

  • 1 января 2015 в 18:40 • #
    Roman Belozerov

    Юрий Николаевич, а что мы понимаем под здоровьем? Если некую среднестатистическую середину всех анализов, то никто. Если баланс (хотя бы какой то, хоть на грани) всех систем организма, то все. Если некие социальные нормы, то это не здоровье, а политика.

    А все ли выжившие социально адаптировались? Или были среди них те, кто потом повторил попытку? Думаю, что были и те, и те. Мне это важно для понятия физиологических процессов.

  • 1 января 2015 в 18:45 • #
    Юрий Николаевич

    Роман. это не вежливо 2 раз за день самого себя цитировать.
    http://www.proza.ru/2011/10/03/1608
    извините.

  • 1 января 2015 в 19:38 • #
    Roman Belozerov

    Юрий Николаевич, мне вполне понятна и близка Ваша позиция по вопросу здоровья. Я бы сказал, что более здоров тот, кто может установить гомеостаз с максимальной физический и психической отдачей и с минимальным потреблением ресурсов. То есть, более адаптированные, как правило, более здоровы.

    И всё же, хотелось бы узнать Ваше мнение и по поводу другого вопроса:

    А все ли выжившие социально адаптировались? Или были среди них те, кто потом повторил попытку?
  • 1 января 2015 в 20:28 • #
    Юрий Николаевич

    Не знаю.http://socratify.ru/samoubiitsy.c8484/179476
    ничего другого не нашел. погуглите сами.

  • 1 января 2015 в 11:26 • #
    Людмила Жаркова
    Цитата...Поэтому вопрос можно трансформировать в: Можно ли повторяющимися стрессами с агрессивными эмоциями вылечить затяжную фрустрацию? И останется ли после этого человек хоть немного похожим на себя прежнего?

    Доминанта.
    Не останется.
    Еще раз, Роман.
    Есть эмоции (краткосрочное действие, изменения в ЦНС нет), есть эмоциональные состояния.
    ЭС более длительны по времени. Изменения в ЦНС могут случится, а могут и не случиться, если некий фактор, как источник ЭС, перестал действовать. Если случились, то изменения приводят к личностным изменениям, ЦНС, и путь назад связан либо с мощным стрессом (мост, как вариант), либо с помощью извне, так как резервы психики не справляются.

  • 1 января 2015 в 19:11 • #
    Roman Belozerov

    Людмила, хорошо, пускай есть ЭС. Оно может быть, как Вы говорите, от какого то внешнего фактора. А может быть и от внутреннего сбоя. И вот есть стресс, который выбросил такую дозу адреналина, какой ещё не было в организме. Почему произошли необратимые изменения? Ведь Вы говорите, что человек не останется прежним. Я вижу всего один вариант: Адреналин "пожёг" рецепторы в ЦНС (в гипоталамусе, в миндалине и тд.). То есть ЭС было вызвано сверхчувствительными рецепторами. Всё отлично, человек стал "нормальным", а рецепторы будут восстанавливаться долго. А когда восстановятся, то у человека уже есть рецепт - стресс. Если до моста далеко, то он закатит скандал или драку, и всё опять будет хорошо.

    Но ведь это только один вариант. А если надпочечники "слабые", и человеку просто не хватает кортизола? Стресс улучшит самочувствие ненадолго, и потом будет сильный спад тонуса, и глубокая депрессия. То есть, получаем, что не всех может вылечить стресс! Вы согласны?

    Ладно, нейромедиаторы в сторону, другой вариант. Электролиты. ЭС подавило гипоталамус, он подавил надпочечники, кортизол и альдостерон упали, электролиты упали, в аксонах упали потенциалы возбуждения импульсов, мозг ушёл в уныние. Вдруг стресс. Надпочечники поднялись, и по цепочке мозг получил эндорфиновый шторм. Исцеление. Но если спад был долгим, то организм банально истощён, и исцеление будет недолгим. Почему после стресса исцеление сохраняется? Может быть не у всех?

  • 1 января 2015 в 20:33 • #
    Юрий Николаевич

    Что есть Стресс.
    см. Селье и Гаркави.

  • 3 января 2015 в 07:23 • #
    Людмила Жаркова

    01 01 15
    19-11

    Цитата...А когда восстановятся, то у человека уже есть рецепт - стресс. Если до моста далеко, то он закатит скандал или драку, и всё опять будет хорошо.

    Возможно, Роман. В психологии это можно обозначить как уровень отношений Игра.
    И возможно иное. Когда происходят личностные изменения, (особенно после встречи со смертью, как блиц-метод, или в результате длительной психотерапии) старые рецепты, ( да и рецепторы сожжены ) устаревают и не работают. Создаются новые пути, работают новые рецепты ( и связи рецепторы в ЦНС).

    Цитата... А если надпочечники "слабые", и человеку просто не хватает кортизола? Стресс улучшит самочувствие ненадолго, и потом будет сильный спад тонуса, и глубокая депрессия. То есть, получаем, что не всех может вылечить стресс! Вы согласны?

    Да.

    Привожу цитату одной из классификаций ( их порядка 20) эмоциональных явлений, в соответствии с нервным субстратом. Она приведена в «Психологии» под ред. А.А. Крылова, и «…строится в соответствии от силы, с которой меняется тонус симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. В соответствии с этими процессами происходят выраженные изменения в деятельности эндокринной системы - передней доли гипофиза, надпочечников (как коркового, так и мозгового вещества), половых желез, вилочковой железы и др. Гормоны вызывают выраженные изменения в деятельности внутренних органов, касающиеся состава крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, терморегуляции, выделения и др. Изменения чрезвычайно разнообразны, с маловыразительной спецификой и очень низкой управляемостью. Так как они вторично влияют на состояние психики, то возникает известный неразрешимый вопрос: я плачу, потому что мне грустно, или мне грустно, потому что я плачу?
    Что касается центральной нервной системы, то имеется определенная зависимость между модальностью эмоций и нейрохимические процессами в мозговых структурах. Было бы очень большим упрощением связывать определенный вид эмоций с каким-либо конкретным медиатором, гормоном или другими биологически активными веществами. По всей видимости, специфичность структур в сочетании с нейрохимической специфичностью, разнообразной афферентацией, мнестическими и эвристическими процессами и порождают невероятное множество чувств, переживаний, настроений и других проявлений эмоций». [С.62]

  • 4 января 2015 в 01:52 • #
    Roman Belozerov

    Людмила!

    Когда происходят личностные изменения, (особенно после встречи со смертью, как блиц-метод, или в результате длительной психотерапии) старые рецепты, ( да и рецепторы сожжены ) устаревают и не работают. Создаются новые пути, работают новые рецепты ( и связи рецепторы в ЦНС).

    Вот немного меня это смущает... Новые аксонно-дентритно-шипиковые связи (высшая корковая деятельность) у нейронов не возникают за секунды полёта. Они нарабатываются днями и неделями и месяцами. Но если Вы имеете ввиду, что новые рецепты создаются во время восстановления рецепторов нейромедиаторов, то да, так скорее всего и происходит.

    Привожу цитату одной из классификаций ( их порядка 20) эмоциональных явлений, в соответствии с нервным субстратом.

    Цитата хорошая.
    Как раз сейчас занимаюсь сопоставлением структур лимбической системы, нейромедиаторов и эмоций. По большому счёту круг Пейпеца и круг Наута включают в себя все чистые эмоции. Берём их структуру, выделяем нейромедиаторы по участкам, вот и вся психология :) Конечно шучу, психология это связи корковых структур с этими чистыми эмоциями.
    А вот эмоции действительно не соответствуют конкретным нейромедиаторам. Они соответствуют нейромедиатору в конкретном участке лимбической системы.

  • 4 января 2015 в 04:33 • #
    Людмила Жаркова
    Цитата...Новые аксонно-дентритно-шипиковые связи (высшая корковая деятельность) у нейронов не возникают за секунды полёта. Они нарабатываются днями и неделями и месяцами.

    Именно так. Нужно время. На языке психоанализа это называется смена психологических защит. Их надо вырастить. ( За это психоаналитиков и ругают по черному,)
    Когда случается встреча со смертью, и выжил, в норме включается воля и мотивация к жизни, и уважение к смерти. Именно они дают возможность пережить период изменения в ЦНС, и, можно предположить, что эти изменения идут с максимальной скоростью.
    Интересно, Роман, что Вы называете "чистыми эмоциями". Совпадают ли они с базовыми.

  • 5 января 2015 в 04:09 • #
    Roman Belozerov

    Людмила, понял, согласен.

    Интересно, Роман, что Вы называете "чистыми эмоциями". Совпадают ли они с базовыми.

    Это эмоция, которая возникает без причины в неокортексе. К примеру, покурил, поднял серотонин, и расслабился, а неокортекс требует работать :) Или миндалина высохла, и страха больше нет, а вокруг такой ужасный мир :)
    И как, совпадают с базовыми?

  • 5 января 2015 в 07:06 • #
    Людмила Жаркова

    Нет, Роман, не совсем.)
    Все эмоции имеют модальность (окраску). Многие складываются, как молекулы, из атомов, из 2-3- и т.д. эмоций.
    Базовые - атомы.

    Цитата...По К. Изарду выделяют 11 фундаментальных (базовых) эмоций: Радость Удивление Печаль Гнев Отвращение Презрение Горе-страдание Стыд Интерес-волнение Вина Смущение
    Цитата...Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой: 1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты. 2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). 3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком. 4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов. 5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
  • 6 января 2015 в 01:35 • #
    Roman Belozerov

    Людмила, спасибо! :)
    Вы каким то чудесным образом всегда мне подкидываете самую нужную информацию, и в самое нужное время.
    У меня первая эмоция по Изарду :)

  • 2 января 2015 в 18:04 • #
    Юрий Николаевич

    http://www.maap.ru/library/book/106
    Существует много других значимых признаков, помогающих распознать гнев. Мне все в большей степени становится понятным, что архетипический комплекс гнева включает в себя два разных психологических переживания. Одно – это бешенство или ярость, инстинктивная реакция, которая происходит автоматически и бессознательно, обычно в ответ на ощущаемую угрозу. Другое – гнев, сознательно переживаемое состояние, связанное с чувством справедливости, выбора и дифференциации. Ярость затопляет эго, в то время как гнев сообщает эго что-то жизненное и необходимое. Вспышка ярости удаляет символические процессы и размывает границы между нами и другими. С другой стороны, гнев способствует осознаванию себя, внутрипсихической динамики и межличностных отношений. Тем не менее, ярость и гнев взаимосвязаны в процессе психологической трансформации. Ярость – инстинктивная основа гнева, в то время как гнев – гуманизированное и символизированное выражение ярости, интегрируемое в эго-сознание в результате рефлексии своих переживаний. Эта рефлексия может включать в себя аффективные, когнитивные (или понятийные) и имагинальные (образные) элементы.

    Второй важный признак – это то, что гнев и агрессия не идентичны с психологической точки зрения. К примеру, как отметил Сенека:

    …теперь следует учесть, что у тех людей, которые по природе своей жестоки и получают удовольствие от кровопролития, так что в порыве злости убивали невинных, которые им не причинили вреда и даже не думали об этом… проявлялся не гнев, а брутальность; гнев приводит не к причинению вреда, а к получению ущерба для самого гневающегося… Целью тех людей является избиение или искалечение не ради мести, а ради удовольствия.

    Гневливые и разозленные люди, разумеется, часто могут быть агрессивны и даже садистичны, но это касается далеко не всех [3].


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009