27 декабря 2015 в 06:04

Прощай, Катарсис.

Помните я говорил про похороны психоанализа два года назад?

https://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/pochemu-psihoanaliz-esche-zhiv-ili-zametki-o-/

Потом я на этих похоронах плясать перестал. А теперь, наблюдая сколько вреда от моей к нему толерантности, решил продолжить забивать гвозди. Очередной был здесь.

https://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/s-ottsom-ili-s-materju/

Прекрасный пример из истории человеческих заблуждений от которых мы, наконец, избавляемся.
Идея особой близости матери и ребёнка, черезвычайной сексуальности их взаимоотношений и на этом важном фоне, не столь важных отношений на раннем этапе отца, долго пудрила мозги общественности. Настолько долго, что равноправие родителей стали признавать в делах о разводах только недавно. Но туман спал с наших очей. И да, Фрейд был НЕ прав. Папа тоже имеет значение для ребёнка, даже когда он мал. И сексуальные отношения о которых в связи с этим так любят рассуждать психоаналитики, тут ни при чём.)

Но теперь я о другом. Об агрессии. И помните, что это не я похоронил психоанализ. Это сделано БЕЗ меня. И знайте, что хороню я только классический, фрейдовский психоанализ, который, собственно, проводили в исторический путь уже почти все на свете образованные граждане. Не будем от них отставать.

И так.

Ка́та́рсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление) — Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов. © 

В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса. © 

И вот психоаналитик Батыр ничтоже сумляшеся предлагает мне это метод. Отреагируйте, мол, Сергей Владимирович, свою агрессию.) Он пару книжек Фрейда прочёл. Он знает. что ореагирование это хорошо. Он меня «лечит» таким образом, как и надо полагать, своих пациентов.)

Позвольте в связи с этим представить Керолл Теврис.

«Кэрол Теврис – известный социальный психолог, автор, лектор. Ее цель состоит в том, чтобы продвинуть психологическую науку и критическое мышление в массы и тем самым улучшить нашу жизнь.» — Я тоже хочу улучшить вашу жизнь!
Является соавтором авторитетного психолога Эллиота Аронсона в книге «Ошибки, которые были допущены (но не мной): почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия». © 

И вот что она пишет.

«Пора раз и навсегда покончить с гипотезой катарсиса. В конце концов, идея, суть которой в том, что зрелище насилия (или «выброс» скопившейся в человеке агрессивности) освобождает от враждебности, так и не нашла никого экспериментального подтверждения.». (1988).

Теперь далее. Цитирую Селигмана.

«Как терапевтический метод катарсис использовался более 100 лет. Когда-то он был основой психоаналитического лечения, но это время прошло. Его основное достоинство – приятные воспоминания о нём. Его основной недостаток – отсутствие доказательств того, что он «работает». Когда вы пытаетесь понять насколько он нравится людям вы слышите очень высокие оценки. Но когда вы пытаетесь понять изменилось ли что-нибудь, оказывается, что катарсис – пустое дело

Не «лечите» меня, глупцы!) Забудьте про катарсис!

Литературу, ссылки, добавлю позже.

517
Комментарии (13)
  • 27 декабря 2015 в 11:44 • #
    Виктор Чесноков

    "зарыть" психоанализ не удастся, просто ему должно быть отведено определенное место, которое он заслужил. Я уж не говорю о том, что он дал толчок к более точным и глубоким наблюдениям и экспериментам в деле изучения того, как работает психика

  • 27 декабря 2015 в 14:45 • #
    Сергей Пикалов
    "зарыть" психоанализ не удастся

    Таких глобальных целей никто не ставит.
    Мне для начала было бы интересно вот что.
    (((Как терапевтический метод катарсис использовался более 100 лет. Когда-то он был основой психоаналитического лечения, но это время прошло.
    )))
    Что сейчас является основой психоаналитического лечения? Сто лет что-то использовали, использовали, оказалось, не то использовали! теперь есть что-то другое. Что!?)

  • 27 декабря 2015 в 16:45 • #
    Виктор Чесноков

    Но слово-то звучит красиво!)))))))
    - у меня был Катарсис!
    - кто-кто?
    - Катарсис!
    - Гониего прочь, он давно уже не в моде!
    - ... а жаль... вот и Катарсиса у меня уже нет...

  • 27 декабря 2015 в 16:48 • #
    Сергей Пикалов

    :)))))))

    Виктор! Я понимаю Ваши чувства! Психоанализ вообще очень красивая, стройная, всё, всё на свете объясняющая (задним числом) теория. И расставаться с ней действительно жаль. Не будем! Будем интересоваться, что нового там придумали.)

  • 28 декабря 2015 в 03:36 • #
    Вячеслав Савинков

    Понятие катарсиса несколько шире, чем просто "выброс скрытой агрессии".
    К примеру просмотр хорошего фильма, прочтение книги, просмотр живого спектакля, просто разговор "по душам" без выпадов и спиртного. Пользуйтесь тем, что хорошо проверено, не вызывает разочарований и похмельного синдрома. И, умоляю, не ходите к психоаналитикам)))

  • 28 декабря 2015 в 03:38 • #
    Сергей Пикалов

    Да, Вячеслав, Вы правы. Приведу попозже и расширенное понятие. Спасибо.

  • 1 января 2016 в 08:46 • #
    Сергей Пикалов

    Да, давайте про катарсис подробнее.

    "Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов." (с)

    Вот что пишет Е.Г.Рабинович в книге "Из истории античной науки и философии."

    "Толкования «трагического катарсиса» Аристотеля так многочисленны, что давно уже сами по себе сделались предметом изучения и классификации." (с)

    Не думаю, что нам тут нужно в это углубляться, потому что тема про катарсис именно в том понимании , которое в него вкладывал Фрейд - отреагирование.

  • 1 января 2016 в 12:53 • #
    Вячеслав Савинков

    Сергей,

    тема про катарсис именно в том понимании , которое в него вкладывал Фрейд - отреагирование

    Тогда, вот так - "катарсис".
    Иначе, допуская смещение смыслов, вряд ли возможно точное толкование.


    Что то проскальзывало здесь про ЖЛ, не уловил.


    Не подскажете, как сделать свою тему доступной за пределами сообщества, чтобы не множить её.


    С новым добрым трезвым утром)))

  • 1 января 2016 в 15:46 • #
    Сергей Пикалов
    Не подскажете, как сделать свою тему доступной за пределами сообщества, чтобы не множить её

    Ничего не могу подсказать. Только поделюсь опытом. Я вначале думал, что можно публиковать топики и там и там и сям. Оказывается - нет!
    Имеется некая ревность создателей сообществ, типа, вторсырьё не берёмссс. Хотя печатать у себя 20й перепост из инета из не западло.
    Такие вот "Особенности национального перепоста".

  • 1 января 2016 в 19:24 • #
    Вячеслав Савинков

    Сергей, помниться Вы как то проговаривались, что то типа: закрыть тему, потом открыть для просмотра всеми сообществами. Это как?

  • 2 января 2016 в 01:10 • #
    Сергей Пикалов

    Думаю имел в виду открытие темы в других сообществах. Невозможно сделать так чтобы её было видно всем в сообществе ПСИ.
    Попробуйте опубликовать её в "Вопросах - ответах".

  • 1 января 2016 в 15:47 • #
    Сергей Пикалов
    про ЖЛ

    Подождём, может зайдёт.

  • 1 января 2016 в 08:30 • #
    Сергей Пикалов

    С наступившим Новым Годом! Дошли руки продолжить обсуждение.
    Прочитал комментарии Людмилы Григорьевны оставленные на эту тему , которые, к сожалению не могу сходу найти.

    Во - первых, никого не хочу "убить". Психоанализ был, есть и будет. Как и разные точки зрения на него. Я же был , есть и буду инициатором их обсуждения, что считаю, для настоящего, а не догматического психоанализа только на пользу.

    Во - вторых, я не настолько болен манией величия, чтобы предполагать, что именно я и именно на ПСИ-факторе положу конец этому заблуждению человечества. Потому здесь будут точки зрения ИНЫХ уважаемых в психологических и психоаналитических кругах авторов.

    В - третьих, экспериментальная психология исходящая из общепринятых в данной научной парадигме методов это, конечно, не психоанализ, но именно она способна либо подтвердить, либо опровергнуть эффективность применяемых методов. И в статье говорится об этом.


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009