В поисках упражнений для тренинга родителей...

В поисках упражнений для тренинга родителей...

В поисках упражнений для тренинга родителей...В поисках упражнений для тренинга родителей я просмотрела несколько книг в своей библиотеке. Одна из них посвящена диагностике социального интеллекта личности. В приложении опубликованы «упражнения, направленные на развитие социального интеллекта личности». Одно из них привожу полностью как есть:

«Объяснение причин
Цель: развитие версионного мышления
Инструкция: участникам тренинга предлагается рассмотреть какую-нибудь ситуацию, в которой ребенок «странно» себя ведет, а потом предложить каждому участнику сформулировать не менее трех различных версий, объясняющих поведение ребенка. Может быть использована, например, такая ситуация:

«Девочка семи (девяти, двенадцати) лет идет вместе с мамой к метро. Они едут в гости к бабушке. Вдруг у метро они встречают мамину подругу. Та предлагает пойти поесть мороженого. Девочка угрюмо отказывается идти за мороженым. Никакие уговоры, даже обещание купить самое любимое ею импортное мороженое, не действуют. Почему девочка так себя ведет?»

Ответов на этот вопрос может быть множество, например:

  1. от этой маминой приятельницы слишком резко пахнет (духами, селедкой);
  2. девочка смущается в присутствии этой дамы, потому что тайно влюблена в ее сына (или мужа);
  3. ненавидит эту даму за то, что та слишком громко говорит, или обидела ее когда-то, или прикасалась к ней холодными потными руками;
  4. эта встреча перебила планы девочки – она хотела поговорить с мамой о чем-то важном;
  5. такая встреча стоит дороже, чем порция мороженого, – можно выпросить себе еще что-нибудь;
  6. после этой встречи мама, скорее всего, начнет ставить дочку этой дамы девочке в пример;
  7. после встречи у мамы испортится настроение, потому что у этой дамы богатые родственники, и она либо покупает себе все время что-нибудь такое, чего мама не может себе позволить, либо ездит за границу;
  8. девочка как-то раз видела эту даму вместе со своим папой и т.д.»

Не знаю, что было скрыто под пунктом з), которого в задании не оказалось))))))

Прочитала я это упражнение и поймала себя на мысли, что получив такое задание, я бы его сделала абы как, посвятив отпущенное время наблюдению за тренером и диагностике…его собственного «социального интеллекта» и проблем личной (семейной, супружеской, сексуальной и пр.) жизни.

Вопросы к уважаемым профессионалам:
были ли у Вас такие ситуации, когда вместо выполнения предложенного задания Вы неявно занимались диагностикой самого ведущего?
– как быстро Вы включались в выполнение следующего задания?
в каких тренингах, деловых или ролевых играх можно использовать данное упражнение, ничего в нем не меняя, взяв полностью от первых до последних кавычек?

1247
Комментарии (15)
  • 29 августа 2009 в 19:27 • #
    Наталья Ивановская

    а в чем упражнение?
    Просто придумать "от ума" версии? А смысл?
    Или был предложен, например, процессуальных подход прожить ситуацию девочки и отследить собственные переживания и найти их причину?
    Или еще что-то важное для участников тренинга?
    Что участники должны были получить в результате выполнения этого упражнения?

  • 29 августа 2009 в 20:20 • #
    Инна Свириденко

    Я его полностью процитировала. Долго думала, если у автора такие проблемы, зачем их выносить в группу да еще под соусом развития "успешной социальной адаптации".
    Судя по названию книги, оно в числе других должно научить участников чувствовать другого человека.

    Примеры, приведенные автором в "подсказку" для выполнения упражнения, позволяют получить информацию о самом авторе.
    Встречались ли Вам такие случаи?

    Для тренинга родителей я его брать не стала, а м.б. не права?

  • 29 августа 2009 в 23:14 • #
    Наталья Ивановская

    знаете, когда я сдавала вступительные экзамены в архитектурный институт, то была поражена тому, что каждый абитуриент, глядя на гипсовую голову Венеры, рисовал автопортрет.
    И это характерно для любой деятельности человека)

  • 29 августа 2009 в 23:41 • #
    Инна Свириденко

    Т.е. и с усами и в очках? Здесь, похоже, анлогичный случай...

  • 29 августа 2009 в 23:57 • #
    Наталья Ивановская

    Почти))) азиаты рисовали красавицу с косичками, кавказцы находили профиль Венеры орлиным)

    "А мы все поем о себе. О чем же нам петь еще?"

    Но если серьезно об упражнении, то ПОЧУВСТВОВАТЬ ( в теле) оно не дает ничего. А только пораздадывать "кроссворд", не содержащий никакого практического смысла. Ну придумали три версии. И что? Упражнение на развитие болезненной фантазии? Или это тест для участников тренинга, чтобы понять их проблемы с чужими тетньками?

  • 30 августа 2009 в 16:46 • #
    Инна Свириденко

    Думаю, это упражнение высосано из пальца, потому что тренеру самомнение не позволяет обратиться за психологической помощью.

  • 29 августа 2009 в 20:22 • #
    Инна Свириденко

    Это упражнение размещено в разделе: Упражнения, направленные на развитие мышления".

  • 30 августа 2009 в 02:25 • #
    Марк Меерович

    О приведенном упражнении "на развитие мышления" говорить не хочется...
    Вопрос в другом: что Вы, Инна, хотите "тренировать" у родителей? Какие навыки?

  • 30 августа 2009 в 16:43 • #
    Инна Свириденко

    Марк, я исследовала зрелость личности человека биологически взрослого. Родители - биологически взрослые. Но не всегда это психологически зрелые люди.

    В проблемных, сложных ситуациях человек ведет себя в соответствии с уровнем личностной зрелости - в диссере я это доказала с цифрами в руках. Хотя исследование проводилось только в рамках управленческих и медицинских кадров, все эти люди (многие) являются родителями. Или хотя бы когда-то были детьми)))

    Для меня нет проблем разработать программу для управленцев, кадрового резерва и прочее. Но именно для родителей задания и ролевые игры д.б. несколько иными. И, конечно, я начала рыться в литературе. Встречаются задания, которые можно использовать, но встречаются и такие опусы...

    Хотя для тренинга тренеров это упражнение как раз бы сгодилось...

  • 30 августа 2009 в 20:33 • #
    Марк Меерович

    И чему, на Ваш взгляд как к.психол.н., это упражнение может научить тренеров, а через них - родителей? Как хорошо сказала Урсула Ле Гуен, "быссмысленно знать ответы на неверно поставленные вопросы".
    В Вашем случае - какова ИСТИННАЯ причина нежелания девочки пойти кушать мороженое??? Можно ли ее выяснить? А если - нет, то зачем гадать?
    Кстати, Вы так и не уточнили, КАКИЕ ИМЕННО НАВЫКИ вы хотите сформировать у родителей. А без этого подбирать материал, вероятно, трудно...
    Я пишу об этом так подробно, потому что уже более 20 лет мы с женой (Лариса Шрагина, тоже к.психол.н.) занимаемся проблемами развития мышления и воображения. Я - как методолог, Лариса - как психолог. Комплексы упражнений, которые мы разработали, основаны на функционально-системном подходе и очень инструментальны.
    Упражнения описаны в книгах "Технология творческого мышления" (2000, 2003, 2008) и "Логика воображения" (1995, 2001). Результаты внедрения - более чем успешны.
    http://ratriz.ru/doc/Literatura/Meeroviy/Primenenie%20TTM.doc
    Многое есть у нас на сайте: triz.direktor.ru
    Если понравится - пишите.
    Успеха!

  • 30 августа 2009 в 22:11 • #
    Инна Свириденко

    "И чему, на Ваш взгляд как к.психол.н., это упражнение может научить тренеров" - образец неподобающего, больше ничему.

    "а через них - родителей" - только не это упражнение.

    "В Вашем случае - какова ИСТИННАЯ причина нежелания девочки пойти кушать мороженое??? Можно ли ее выяснить? А если - нет, то зачем гадать?" -
    Если бы я стала использовать это упражнение, то вопрос " Почему девочка так себя ведет?" переформулировала в "ваши дейстивия?". М.б. будут причины искать, м.б.вспомнят, что ведь к бабушке в гости едут, м.б. еще что. А навязывать варианты ответов на вопрос "почему" мне кажется непрофессиональным.

    Марк, я ведь это упражнение привела как антипример. Были ситуации, когда я на тренингах ловила себя на мысли, что наблюдаю за тренером и другими участниками группы, вместо того, чтобы добросовестно выполнять задание, п.ч. мотивации не было на добросовестность или упражнения были "странные". И вряд ли я единственное такое "исключение".

    На Ваш сайт я и раньше заглядывала))))

    Основной навык - вовремя включать красный свет неуместной инфантильности, если можно так сказать, чтобы расти самому и позволить расти личности ребенка. Традиционный "тренинг эффективного родительства", м.б. провести проще, вот только как долго эффективность будет длиться?

  • 31 августа 2009 в 09:02 • #
    Марк Меерович

    Спасибо, теперь ВСЕ ПОНЯТНО!!!
    Насчет "вовремя включать красный свет неуместной инфантильности" - тоже цель очень понятная! В свое время я ловил себя на том, что "не успеваю" за своими детьми.
    Отсюда концепция тренинга: стадии развития личности (м.б., лучше всего по Эриксону) - у него достаточно четко описаны этапы и возрастные кризисы. Каждый этап начинать с примера - потом его анализировать и делать вывод, выходя на Эриксона. А примеры-ситуации, судя по Вашему ответу, Вы или можете придумать сами, или поискать в литературе (не обязательно психологической). У Хемингуэя, например, в "Островах в океане" сын главного героя - мальчик лет 11-12 (точно не помню) несколько часов держал, отказываясь от помощи, на крючке большую рыбу, которая все-таки потом сорвалась...
    Что-то было у Ларисы, она потом поищет, если нужно будет.

  • 31 августа 2009 в 17:11 • #
    Инна Свириденко

    Марк, огромное спасибо за помощь и правильное понимание. Опираться я буду на диссер (автореферат и некоторые публикайии есть в инете) - 5 уровней зрелости, я же автор методики (за основу брала Стивенса "Приручи своих драконов" - есть в инете в свободном доступе).

    Просто у меня "комплекс ответственности" - я не могу брать с людей деньги, предлагая им такой "продукт", как в приведенном выше упражнении. Схему тренинга я, по большому счету, уже выстроила, на следующей неделе проведу обкат основных упражнений на медиках в детской поликлинике, которые одновременно являются родителями дошкольников.

    Я же больше ориентируюсь на управленческие компетентности и технологии, продажи, а тренинг для родителей - это первая попытка расширить направление деятельности. Как говорится, лиха беда начало.

  • 31 августа 2009 в 17:51 • #
    Марк Меерович

    "Комплекс ответственности" - это тоже наша "болезнь"... Пока не доведем что-то до уровня - не выпускаем.
    О "драконах" что-то слышел, но не сильно - я же не психолог, а только МУЖ психолога.
    Но уж раз Вы спец по управленческим компетентностям - то не подскажете, что можно использовать в качестве примеров для практикума по орг. психологии?
    Да, чуть не забыл: Лариса три года вела колонку психолога в одной небольшой газете, там были советы родителям по общению с детьми - на примерах с анализом и точкой зрения. Пришлите свой адрес, если интересно - не будем загромождать "общее поле".

  • 31 августа 2009 в 18:02 • #
    Инна Свириденко

    #
    конкретизируйте по практикуму на электронку )))


Выберите из списка
2013
2013
2012
2011
2010
2009