SMS маркетинг — новая бомба для потребителя

SMS маркетинг — новая бомба для потребителя

__Yulia Baikov
www.facebook.com/zalman34#!/groups/203602146367317/?id=209692859091579__

**SMS маркетинг — новая бомба для потребителя
Технология или креативная идея?**

Мобильный маркетинг — относительно новое для России явление. Впрочем, как в любом другом сегменте, конкуренция среди поставщиков мобильных услуг уже сегодня необычайно высока. Большинство участников рынка сходятся во мнении, что повсеместное проникновение мобильных технологий открывает перед маркетологами новые горизонты. Вместе с тем любая компания, прибегая к данному инструменту, делает для себя новые и новые открытия, нарабатывает собственный опыт.

Наиболее яркие и неожиданные, удачные и не очень, кейсы из практики российского мобильного маркетинга легли в основу дискуссии за круглым столом PRonline «SMS-маркетинг на ключевых рынках. Эффективность первых кампаний и перспективы использования», который прошел 30 марта 2005 года в Москве в конференц-центре Extropolis.

Ход дискуссии выявил целый ряд подводных камней и противоречий, характерных для данной сферы услуг. Участники рынка отмечают целый ряд преимуществ SMS-коммуникации с потребителем, связанных с широким охватом аудитории, с лояльностью потребителей, согласившегося на участие в SMS-акции. Однако совершенно очевидно, что маркетинговому сообществу еще предстоит преодолеть ряд предубеждений, связанных с SMS-маркетингом, победить немало стереотипов.

Топтание на пороге SMS бума

Если верить статистическим выкладкам, перспектив у такой отрасли, как SMS-маркетинг, в России предостаточно. В стране больше 80 млн пользователей сотовой связи, каждый из которых — потенциальный покупатель товаров FMCG-сектора, IT-сферы, медикаментов, алкоголя, сигарет, мелодий для сотовых телефонов, пользователь банковских услуг, футбольный болельщик, участник розыгрышей и викторин.

По мнению ряда экспертов, Россия находится на пороге бума SMS-маркетинга. Причем первые симптомы этого бума россияне ощутили уже в 2005 году, который стал переломным. По данным компании J’Son & Partners, в 2004 году объем рынка контент-услуг для абонентов сотовых сетей в России составил около $300 млн, а в нынешнем доходы его участников приблизились уже к $550 млн.

Уже сегодня мобильный маркетинг используют такие брэнды, как Coca-Cola, Nestle, Pepsi, Motorola, McDonald’s, Braun, Winston, ТНК-BP, Efes, SAB, Miller, Nokia, Samsung. Программы мобильного маркетинга активно интегрируются с другим видом контент-услуг — интерактивными сервисами для масс-медиа. Такого рода проекты активно реализуют радиостанция «Европа Плюс», журналы Cosmopolitan, Yes, MINI. Наиболее успешно используют SMS-сервисы каналы ТНТ, СТС, Муз-ТВ.

Однако реальное число успешных кампаний на данный момент едва ли достигает 50. Формата круглого стола PRonline оказалось вполне достаточно, чтобы полностью рассмотреть или упомянуть обо всех значимых маркетинговых акций с применением SMS и MMC технологий, реализованных в нашей стране. Но и в данной ситуации для маркетологов есть свои плюсы. С одной стороны, анализ реализованных проектов не позволяет вывести четкие критерии успешности мобильной активности, а, с другой — оставляет за компаниями право быть первопроходцами в этой области.

«Мы ожидаем качественного скачка, — говорит исполнительный директор компании SIBIUS, занимающейся разработкой и продажей через сотовые сети SMS-приложений, Александр Пухов. — В России будет реализовано около 200 проектов в сфере мобильного маркетинга. При этом общее число потребителей, которые примут участие в акциях, может достичь 20 млн человек. Мобильный маркетинг — это единственное коммуникативное средство, сочетающее в себе точечное воздействие на представителей целевой аудитории, а также доступность и широту охвата, свойственную массовым каналам коммуникации. В этой связи он может стать эффективным инструментом продвижения».

Естественно, что одним из определяющих вопросов дискуссии стало сопоставление традиционной для маркетологов креативной стороны мобильных акций и реальных технологических возможностей.

«Креативные решения, — считает Дмитрий Бондарев (PlusMobile), — пока лежат не в технологической области, а в области формулирования предложения потребителям, если пользоваться терминологией разработчиков игр — в области геймплея. Решающую роль играет обычная для любых рынков вещь — степень соответствия предложения потребностям клиента. А вот какая из набора составляющих потребностей окажется доминирующей — зависит от клиента. В том и искусство В2В или других прямых продаж — угадать (или узнать) эту потребность именно этого конкретного клиента».

Вместе с тем, технологические возможности мобильного маркетинга не используются даже на половину. Единственный более-менее распространенный формат — это SMS, как нечто неизведанное робко рассматривается маркетологами MMS технология, однако, своего часа ожидают IVR (Interactive Voice Response), WAP (Wireless Application Protocol) и главная надежда на будущее — LBS (local based system).

Андрей Борисевич, руководитель направления мобильного маркетинга агентства Promo Interactive, рассматривает мобильный маркетинг как воплощение конвергенции: слияние существующих медиа-носителей во многом возможно благодаря возможностям сотового телефона. Мобильник объединяет такие средства распространения рекламы, как телевидение, радио, печатные издания, наружная реклама, Интернет, реклама на упаковке, реклама в местах продаж. Более того, именно телефон выступает в роли своеобразного катализатора процессов конвергенции, обладая такими преимуществами, как массовость, интерактивность, персонализация, мультимедийность.

Он выделяет следующие слагаемые успеха в SMS-маркетинге, сочетающие креативную и технологическую сторону проекта:

— Учет западного опыта (Япония, Великобритания, Нидерланды, Израиль)
— Оптимально — единый короткий номер на всех операторах
— Достаточное время на подключение и отладку
— Соответствие положениям действующего законодательства, требованиям операторов и медиа-партнеров (стимулирующие лотереи, упоминание брэндов, указание стоимости SMS и т.д.)
— Точный расчет ценообразования сервисов — тип медиа, стимулы для участия, MPU, ARPU
— Использование всех возможных каналов оповещения
— Privacy policy: необходимо определиться, что можно и нельзя делать с полученными от сервисов данными

Когда SMS станут самодостаточным маркетинговым инструментом?

Данный вопрос задают себе не только участники рынка мобильного маркетинга, но и маркетологи более широкого профиля. В том, что рано или поздно это произойдет, не сомневается никто. По мнению Дмитрия Бондарева, представителя компании PlusMobile, данный маркетинговый канал может стать основным по мере снижения его стоимости (как для компаний, так и для потребителей) и по мере конвергенции медиа.

Григорий Рутковский, генеральный директор компании «ПрофитМобайл», считает приоритетным направлением развития SMS-маркетинга FMCG-сегмент. SMS — по его мнению, один из самых известных способов подтверждения списания денег со счетов клиента. В то же время SMS-коммуникации позволяет просто, удобно и эффективно доносить до клиента полезную информацию. «Сейчас, — считает Григорий Рутковский, — не секрет, что основная аудитория мобильного маркетинга — это молодежь, наиболее технически грамотный слой населения. В дальнейшем же будут вовлечены все, включая пожилых людей. Именно так уже произошло с мобильными телефонами как таковыми».

Рекламное агентство UpTime

1069
Комментарии (9)
  • 4 сентября 2011 в 20:16 • #
    Людмила Григорьевна Жаркова

    Пока этот вид у меня вызывает стойкое отторжение того, что рекламируют. Подумываю об операторе, который будет корректен и ненавязчив. В тоже время, в случае возникновения вопроса, будет готов дать информацию, причем когда мне удобно. Пока этот сектор услуг, порой, беспардонно врывается в мое время, антирекламой.

  • 5 сентября 2011 в 01:26 • #
    Владимир Шаинский

    Людмила.
    Согласен полностью.
    То, что называют "SMS маркетинг", к маркетингу отношения не имеет.
    Это один из видов рассыльной рекламы.

    Я никак не окончу вступительную статью.
    А ряд материалов под обсуждение!
    Поставил.

  • 11 сентября 2011 в 19:12 • #
    Евгений Труфанов

    Когда? До этого ещё далеко. Пока в области присутствуют барыги, ухватившиеся за этот инструмент.

  • 12 сентября 2011 в 01:31 • #
    Владимир Шаинский

    Евгений!
    Барыги, не барыги - это не столь важно.

    1. Распространение рекламы с помощью СМС не имеет ничего общего с маркетингом.
    2. Распространени рекламы с помощью СМС сегодня выгодна провайдерам мобильной связи, но не пользователям.
    3. Такая рассылка соответствует определению спам в интернете.

    А теперь к теме сообщества.
    Термин "маркетинг" делает такие рассылки якобы законными.
    Налицо подмена понятий, когда БАРЫГИ ради получения прибыли берут в название термин, не имеющий к действию никакого отношения.

    Но есть еще одна угроза.
    Которая грозит всем жителям Земли от усиления использования мобильной связи.
    Радиоволны мобильной связи ведут к уничтожению пчел.
    Без пчел, по заключениям ученных, жизнь людей продержится не более 4-х лет.
    И эта угроза страшнее любых пандемий.

    Реальным может стать принятие национальных Законов и Международных Соглашений, запрещающих использование мобильной связи не по прямому назначению.

  • 12 сентября 2011 в 05:06 • #
    Александр Гранд

    "Реальным может стать принятие национальных Законов и Международных Соглашений, запрещающих использование мобильной связи не по прямому назначению".

    Так ли?!!! По прямому или непрямому назначению, какая разница? Погибнет именно сейчас пчел больше или меньше - не суть важно. Почему? Потому, что это означает, что жизнь "продержится" не 4 года, а 7 или 70 лет. Значит нужны другие меры. Запретить мобильники вообще!
    А пчелы все равно погибнут... Ну, вдруг.

    Нам от этого легче?

    Возвращаясь к теме статьи: "SMS маркетинг — новая бомба для потребителя
    Технология или креативная идея?"...

    Что же здесь креативного?!!! :))) Объявы как объявы. В подавляющем - глупейшие! С точки зрения технологии - простая рассылка не востребованной информации. По опыту спамовских рассылок может быть сработает по откликам на уровне 0,002 процента. Но не факт. Люди охренели от СПАМа и как в целом будут реагировать на телефонный СПАМ не ясно. Когда были платные входящие, то операторы не рисковали:))) Правда? Кто-то помнит?
    К маркетингу никакого отношения не имеет, так как реально отсутствует массовая обратная связь. Провести даже просто прямое сравнение "до" и "после" не удастся.

  • 12 сентября 2011 в 05:22 • #
    Владимир Шаинский

    Александр!
    Данные по пчелам не мои.
    Но экологи утверждают, что в зоне действия радиоволн от мобильников, пчелы теряют ориентацию и гибнут.
    А без них нет опыления.

    Проведут эксперименты с частотами и чего-нибь придумают.

    А вот решать с дополнительными услугами на мобильники все-таки что-то придется.
    Например ввод специальных номеров для детей.
    Тогда провайдер сможет "закрывать" эти номера от СМС-рассылок и прочих недетских "игр" и услуг.

  • 12 сентября 2011 в 19:21 • #
    Евгений Труфанов

    Кой смысл зырить на пчёл, когда население сокращается на 1 млн в год. Сейчас подлинная численность коренного населения России 86-87 млн человек. 142 млн - это величина населения в руках пропаганды преступного сообщества.
    Кому вы будете рассылать смски завтра? Покойникам?
    Сегодня видеосвязь и nfc чипы. Завтра сделают так, что кто-то неправильно отправил смску и у него что нибудь.... отвалится у самого.

  • 12 сентября 2011 в 20:21 • #
    Владимир Шаинский

    Евгений!

    Политика в других сообществах.
    И язык профессионалов.

    А с миру по нитке - и нет Земли.
    Не Украины, России ил США - Земли как планеты.

    Жажда наживы иногда не только приносит новые технологии, но и убивает все вокруг себя.

  • 12 сентября 2011 в 19:17 • #
    Евгений Труфанов

    Сам телематический бизнес и создал среду "использования мобильной связи не по прямому назначению". И эффективность тут равна "отсутствию обратной связи". Был у меня такой проект. Я его видел несколько иначе, чем мои партнёры, потому и вышел из проекта. Они (партнёры) смотрели на всё как Барыги - косить бабло за каждую смску, и по фигу, главное чем больше база мобильников, тем больше разошлем, тем больше зашибем.


Выберите из списка
2015
2015
2013
2012
2011