Люди от 60 и старше

Сейчас я работаю с людми зрелого возраста (60 и старше). Мне сложно нащупать направления работы с ними, нащупать, где лежит их интерес. Может кто-то поделится своими мыслями по этому поводу, посоветует литературу.

206
Комментарии (33)
  • 5 сентября 2009 в 19:53 • #
    Алиса Aнисимова

    Каждый человек уникален.
    Возрас - лишь один из важных элементов, а их- масса.

    Могу оказывать помощь - анализировать каждого и давать рекомендации по работе с каждым.
    Я достаточно плотно практикую такое направление работыс психологами.

  • 5 сентября 2009 в 22:21 • #
    татьяна свинаренко

    Это было бы прекрасно. Я остро нуждаюсь в супервизии.

  • 5 сентября 2009 в 20:25 • #
    Марина Бушуева

    Групповая работа или индивидуальная?

  • 5 сентября 2009 в 22:25 • #
    татьяна свинаренко

    И та и другая. Индивидуальное консультирование идет и не плохо. Поверили, потянулись. Но я еще должна читать им дважды в неднлю лекцииь. Основная тематика лекций - взаимосвязь эмоционального состояния и здоровья. Что еще?
    Что делать с групповой работой вообще не понимаю.

  • 5 сентября 2009 в 23:48 • #
    Марина Бушуева

    Так, с индивидуальной все ясно. Теперь с групповой. Есть идея - я как то лазила по сайтам с идеями бизнеса и наткнулась на сайт, где куча идей бизнеса, придуманных за границей и там есть несколько историй про то, как пенсионерки сделали успешные необльшие бизнесы дома. Можно устроить групповой тренинг - обсудить идеи, придумать новые и обыграть это- вселяет надежду. Еще можно устроить тренинг - как познакомиться с мужчиной или женщиной(не знаю кто у Вас в группе). Забудьте про их возраст - ведите так как будто им лет 30-40 и их надо выдать замуж и устройте деловую игру на эту тему. Еще можно лекцию по модным тенденциям в макияже и практикум как сделать это самим. Если Вы все это проделаете, то увидите как помолодеют и оживяться Ваши бабульки. Заставьте их забыть о возрасте, увлеките и результаты Вас поразят. Еще раз подчеркиваю - забудьте об их возрасте и они сами забудут.

  • 6 сентября 2009 в 00:29 • #
    татьяна свинаренко

    У меня в групее на 90% женщины. У нас в группе достаточно доверительные отношения и "обратная связь" по поводу лекций или какой другой психологической работы, всячески приветствуется. Если, с их точки зрения, тема не соответствует их возрасту, они об этом открыто скажут."Зачем вы это нам рассказываете? Это будет интересно молодым людям, нам это неинтересно." Самая большая для меня проблема, как они сами говорят, что ничего не хочется, ничего не интересно, нам бы дожить. Хотя тема о поведенческих особенностях мужчин их заинтересовала, бурно обсуждалась. Я пытаюсь у них выяснить, что им интересно - глухо. Оттого и проблема.
    Насчет замуж... "мне самой до себя, нахрен мне нужно еще и за ним ухаживать" Хотя есть и желающие, но те больше на индивидуалку идут и то, сознаются не сразу.

  • 6 сентября 2009 в 00:50 • #
    Марина Бушуева

    А не надо обязательно замуж, это я образно. Надо не замуж, надо нравиться, кокетничать, назначать свидания и не являться :) Позвоните в скайп - расскажу поподробнее, писать долго(найдите меня там по фамилии и имени или по почте #). Надо научить не дожить, а начать жить опять. Звоните - оживим Ваших старушек, еще хулиганить будут.

  • 6 сентября 2009 в 00:53 • #
    Марина Бушуева

    "реабИлитационный центр" пишется правильно ;-)

  • 5 сентября 2009 в 22:33 • #
    Анна С

    Люди этого в этом возрсте становятся ранимы, обидчивы, болезненно воспринимают какие-либо замечания в свой адрес.
    В остальном все люди разные, у каждого свои индивидуальные особенности.
    А лекции в виде семинаров не пробовали проводить? Или у Вас строгие рамки?

  • 5 сентября 2009 в 22:45 • #
    татьяна свинаренко

    Лекции-семинары проводить сложно, потому как многие темы очень и очень болезненны. Например, болезненно воспринимаются темы одиночества, вины, границ. Разобрать можно любую тему, а вот зачем им это нужно, вопрос. Плохо ли, хорошо ли, но они жили с этим много лет, смирились... по-своему счастливы, а тут я со своей лекцией перечеркивающей их многолетние устои... нужно ли это? Запроса не было.

  • 5 сентября 2009 в 23:23 • #
    Елена Сигаева

    Татьяна, я сама не работаю с людьми этого возраста, но некоторое время назад у меня был разговор с коллегой. Она работала с пожилыми людьми, и ей помог метод сказкотерапии, а конкретно методика и сказки Андрея Владимировича Гнездилова (Санкт-Петербург). Правда, она использовала их в индивидуальном консультировании. Попробуйте поискать решение в этом направлении. Успеха!

  • 28 сентября 2009 в 11:29 • #
    Ольга Ковалева

    Поддерживаю, знакома со сказками и инсценировками Андрея В. Гнездилова - очень эффективно работает!

  • 6 сентября 2009 в 00:33 • #
    татьяна свинаренко

    Да, пользую. Пишем индивидуально сказки. Хорошо пишем, даже в стихах. Пробовали ставить написанное в группе. Глухо.

  • 7 сентября 2009 в 05:30 • #
    Елена Нечаева

    Я работала с теми, кому за 70, но не с группами. Поделюсь своими ощущениями от сказанного Вами. В целом ощущение, что он иу Вас на шее сидят и ножки свесили.

    Присоединяюсь к тем, кто сказал что "возраст сам по себе тут ни при чем", хотя его "иметь ввиду" следует. Две лекции в неделю - это, как говорится, - жесть, конечно. Если уместен совет, то такой: снимайте запросы в группе (по-активнее) и осознанные и не осознанные.

    Очень отозвалсь фраза о том, что они Вам практически указывают: "Сюда - ходи, сюда - не ходи" ("Зачем вы это нам рассказываете? Это будет интересно молодым людям, нам это неинтересно") Вы отрабатываете их проекции, функция, конечно, важная и полезная, но тут (мне так видится), и себя, любимую стоит поберечь... "Съедят" ведь и "фамилию не спросят" (из лучших побуждений, конечно).

    - Хорошо, это для "молодых". А ЧТО интересно ВАМ?
    В лучших традициях - перенести ответственность на группу, пусть сами "колятся" - что им нужно.

    Выяснить Ценности каждого.
    Например, если им интересна соревновательность (социалистическая), то по поводу "красоты" можно устроить конкурс на самую красивую прическу или самый вкусный пирожок.
    И(или) - в Ценностях - именно общение, тогда пусть обсуждают истории "а вот был у меня такой-то случай".

  • 7 сентября 2009 в 17:50 • #
    Виталий БОГДАНОВИЧ

    Оптимально - занять их каким-то делом, скажем групповым оздоровлением, при помощи арт-терапии, что-ли или коллективное чтение книг Сытина.
    У них весьма сбита Картина Мира, как мы смотрели лет пять назад, проблемы с общением, с тем, чтобы они была кому-то нужны, у них атрофировано понимание того, что есть жизнь до смерти:))
    Любое дело, в котором они могут принимать посильное участие.
    Не забывайте, что у них еще и "мозговые явления", то есть сосудистые реакции, и как следствие, всерьёз нарушенная способность к адаптации.

  • 8 сентября 2009 в 00:21 • #
    татьяна свинаренко

    В чем-то вы, Елена, правы. Мне действительно важнее "найтми" их интерес, чем им найти свой. Мне хочется, чтобы время бесед не пропадало попусту, хоть что-то, да проникало в них. На ура идет психосоматика, правильное питание, дыхание, релаксационные техники практикуем, вообщем все, что так или иначе связно со здоровьем... и ничего, что связано с мироочущением.
    Выяснить ценности каждого... здоровье, доброе отношение к людям, полный запрет на негативные эмоции, потому как хороший человек должен..., а мы хорошие люди.
    Конкурсы - это уже не мое поле деятельности, это - культорг.
    А лекции... может что-то на память и внимание почитать?
    Да, я в курсе и про сужение интересов и про нарушение когнетивных процессов и т.д. и т.п. ну работать-то с ними надо.

  • 8 сентября 2009 в 20:25 • #
    Елена Нечаева

    "Конкурсы - это уже не мое поле деятельности, это - культорг".
    В "чистом виде" - конечно - культорг. Но можно и как Форму их пользовать. По "хитрому" :)
    Заперт на проявление т.н. негативных эмоций - это, как говорится, святое в этом поколении... приходится принимать, как данность.

  • 8 сентября 2009 в 23:27 • #
    татьяна свинаренко

    Елена, подскажите как по "хитрому"... мне что-то ничего в голову не приходит, кроме псих. игр.

  • 8 сентября 2009 в 23:27 • #
    татьяна свинаренко

    Елена, подскажите как по "хитрому"... мне что-то ничего в голову не приходит, кроме псих. игр.

  • 9 сентября 2009 в 00:16 • #
    Елена Нечаева

    "может что-то на память и внимание почитать"
    Можно придумать. Лекцию "про память" послушали и получили задание: кто наизусть прочитает самое длинное стихотворение?
    К каждой лекции "привязать" какое-то практическое задание (возможно, задание "на дом") с обсуждениями предъявленных в группе выполненных заданий.
    Работа в баддинге, друг на друге - релаксационные техники (другое).
    Предложить прочитать доклад на интересующую тему, с обсуждением. Дать книжку, попросить подготовить доклад - "как Я понял то, что прочитал".
    Привязка "к датам" - тоже хороша: сегодня ДР такого-то участника группы, а кого конкретно - не сообщать, пусть догадаются по описанию (по психотипу, например)... ДР Фрейда - повод, Юнга - повод... Появится ощущение со-причастности к "психо-процессу".
    Мне кажется, что с ними нужно Играть, а уж "психо-содержанием" Вы наполните эти Игры с легкостью.
    Татьяна, это мой "гон", надеюсь, какие-то идеи Вы найдете.

  • 8 сентября 2009 в 00:35 • #
    татьяна свинаренко

    Вы, правы Виталий, им сложно общаться и с детьми и друг с другом. У многих столько боли накопилось внутри, что им проще замкнуться в себе. Может подкинете пару тем на общение, мне что-то в голову ничего не приходит. Читала тут о причинах одиночестве, так застряли на первом обзаце, потому как жертва = хорошему человеку. Агрессия и отторжение было бешенное.
    Можно конечно плюнуть и "дуть в свою дуду", но "клиент" явно не готов это "съесть", ему нужна более "легкая" пища. Но какая?

  • 9 сентября 2009 в 23:55 • #
    Наталия Гаевская

    Однозначно, что возраст имеет значение и Вы правы, что с такими людьми нужно работать не много по-другому чем с 30-ти или 40-ка летними. Для людей, прошедших 60-ти летний рубеж есть одна общая черта - "им уже ближе к кладбищу, чем к роддому", как говорил один мой знакомый психотерапевт. В этом возрасте человек начинает задумываться о смерти, о том, как он прожил свою жизнь, насколько он ею удовлетворен. я думаю, что Вы это интуитивно чувствуете, потому что хотите найти что-то объединяющие этих людей. Ницше когда-то сказал: "Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор" - страх смерти сложная тема, требующая определенной подготовки и в первую очередь самого психолога (не известно с чем Вы можете столкнуться исследуя чужой страх смерти), но это именно то что по настоящему беспокоит этих людей, все остальные темы всего лишь возможность не вглядываться в собственный страх. Возможно, будучи на Вашем месте, я бы построила групповую работу на преодоление страха смерти, но повторюсь для этого нужна соответствующая подготовка и предельная честность Вас перед самой группой.
    В моей практике были подобные случаи как групповой так и индивидуальной работы. И я могу с уверенностью сказать, что, когда человек принимает мысль о своей смертности и мимолетности, он начинает жить по настоящему и не имеет значения сколько ему лет. В качестве методического, но скорее тематического пособия могу посоветовать "Вглядываясь в солнце" Ирвина Ялома, именно в этой книге можно взять идей для работы с людьми после 60-ти.
    Удачи! Если возникнут вопросы - обращайтесь

  • 10 сентября 2009 в 20:44 • #
    татьяна свинаренко

    Какие цели решают в данном возрасте я, как и все, знаю, но... вы правы, я боюсь к ним подойти, а потому и не знаю как.

  • 10 сентября 2009 в 00:50 • #
    Елена Савина

    Я работала с пожилыми людьми, а сейчас и сама уже отношусь к их категории восрастной. Поэтому могу сказать не голословно: "не отработанные" психологически люди в эжтом возрасте начинают жить прошлым. Особенно прошлыми заслугами. Самый больной вопрос: ненужность (к этому относится и одиночество, и плохие отношения с детьми) и проблема значимости профессиональтной.
    Все интересы в основном на здоровье.
    Лекции, как форма - проходят тяжело - они присыпают. Внимание , как у детей не более 20 минут и только в активной формие общения. Причём, ценят, когда ИХ СЛУШАЮТ.
    Я строила свои леции, как беседы в кругу с активным запросом к каждому в группе (так же , как в школе учитель строит фронтальный опрос), только здесь - фронтальный "ЗАПРОС" в виде вопросов.
    Темы брала волнующие из их индивидуальных запросов, но оформляла их неузнаваемо "хитро", чтобы не обижались.
    Очень помогла моя специальность "Культурно-историческоя психология". Использую нар. игры (они все психотерапевтичны, как правило, нащо только продумать их и юбрать то, что им по силам). Великолепно шли сочинения частушек на злобу жизни: "Про ухарей-мужиков", Про "Курочек-бабёнок", "Озорные-хулиганские" с инсценировками, и подшучивания, подсмеивание над прорехами возраста.
    Хорошо шли "похвастушки" - кто,чем по жизни похвастаться мог (тоже в форме игры). Игру "испорченый телефон" первела в разговор, как мы часто еправльно "слышим" других и обижаемся. Это вызввало живой инетерес и обсуждение реальных моментов их жизни прямо на группе..
    народная арттерапия - роспись пасхальног яйца (дала элементарную роспись), - это "письмо Богу", куда можно вылить все свои мысли и еперживания. Даю обрядовую психотерапию - у них часто потребность "договорить" что-то уже ушедшим из жизни близким людям.
    В косвенном рассказе по древним традициям народным, подсказывалоа, как можно, например, попросит прощения или простить своих близких. Это для пожилых людей очень важно. многоие из них испытывают вину, но не пизнаются никогда никому.
    В общем : форма - игра, некоторая соревновательность, активный фронтальный опрос -запрос, только не выпускать бразды управления разговором, не угружать, яркая форма подачи материала с их активностью, не угружать, подводить их к пониманию: 1. Что жизнь не стоит спрашивать "ЗА ЧТО?", а стоит спрашивать "ЗАЧЕМ?"; 2. "Жизнь не даёт столько испытаний, на сколько у человека не хватит сил..."
    В двух словах всего не расскажешь. Если будет интерес. Я в Москве. Пишите.

  • 10 сентября 2009 в 21:12 • #
    татьяна свинаренко

    Интерес есть. Как с вами можно связаться?

  • 10 сентября 2009 в 22:54 • #
    Елена Савина

    koteyka (собака)rambler.ru? 8-916-652-96-13 после 13-го сентября)

  • 28 сентября 2009 в 11:53 • #
    Ольга Ковалева

    Учитывая демографические тенденции( ососбенно в Питере и в Москве), можно с увереностью сказать, что такие навыки станут все более востребованными и думаю, что в 60 лет - ещё многие бабушки знают, что и как делать- ещё хватает здоровья и энергии, да и внуки ещё малы.. А вот после 70 лет - тут уже много сложнее- и здоровье не то, и ловкости нет, и усталость быстро настигает.. и внуков, правнуков не доверяют молодые родители... да и эгоизм старческий сильно мешает...
    С удовольствием подключюсб к этой работе, хотя среди моих клиентов людей старше 50 лет прпактически нет. Ведь пожилые люди, как правило не готовы платить за свои изменения, а социальные службы не слишком оплачивают эти виды работ.

  • 10 сентября 2009 в 09:05 • #
    Ангелина Могилевская

    Ангел мой! Сколько Вам самой лет и за что Вы работаете со старушками? В смысле - сколько Вам за это платят?
    Старушек, как и детей, надо любить искренне и "зажигать" их своим примером.
    Найдите мою книгу - ПРОГРАММА МОЛОДОСТИ и проработайте вместе с ними. Соберите у них их рецепты молодости и здоровья, радости и любви.
    Всегда делайте то, что Вы любите и любите то, что Вы делаете, хотя бы за то, что Вам платят.
    Если есть конкретные вопросы - ПОЗВОНИТЕ.
    8-926-247-0888
    www.angelshome.ru
    Несите Свет и Любовь в массы! Ангелина, прабабушка.

  • 28 сентября 2009 в 11:56 • #
    Ольга Ковалева

    С большим интересом бы встретилась с Вами и познакомилась.. Я живу в Питере. Мой тел 8 911 112 68 37
    #.
    В Москве периодически по работе бываю.Напишите свой мейл и есть ли у вас скайп* мой скайп адрес: Stella_kov

  • 10 сентября 2009 в 21:00 • #
    татьяна свинаренко

    Ангелина, вот это напор, просто ошеломляющий! Деньги - любовь, любовь - деньги, обвинения в нелюбви за деньги... и в конце предложение позвонить. Может я что-то не поняла?

  • 28 сентября 2009 в 17:26 • #
    Ангелина Могилевская

    Думаю, что не поняла...
    Желаю успехов!
    А:)))

  • 10 сентября 2009 в 22:15 • #
    Надежда Лаврова

    Уважаемая Татьяна! Я никогда не работала с пожилыми людьми, но при общении со своими знакомыми "бабульками" заметила, что они оживают, когда просишь рассказать их о прошлом: о детстве, о молодости. Когда я приезжаю к своей тете, часто прошу рассказать как они раньше жили. Мне это интересно. Это же история! И она в который раз рассказывает про то, как учились в школе, про шалости свои детские, про озорные молодые годы. И хотя это было трудное военное и послевоенное время, они были счастливы, потому что молоды. Я вижу как ей приятны эти воспоминания, от них она словно светлеет. Попробуйте разговорить своих "старичков" на эту тему. Думаю, что каждому есть что рассказать. Можно попробовать написать такие маленькие юмористические рассказики. Ну, например: "Как баба Поля замуж выходила". Вы же уже стихи сочиняли! Даже можно попробовать отправить в газету, например, в "Мою семью". И вообще, творчество всегда окрыляет. Им же нужно просто почувствовать, что они нужны, востребованы. Может еще столько талантов откроется! Удачи, Вам!

  • 10 сентября 2009 в 23:05 • #
    татьяна свинаренко

    У нас литературный клуб "Лира" и достаточно много бабулек пишут стихи и печатаются даже районной газете, недавно выпустили собственный альманах.. В хоре поют, Для получения признания "здесь и сейчас" бабушки ходят в кружки оригами, аппаликации и т.д. Они делают потрясающие картины, которые регулярно ездят по всем выставкам. Мое "дело" "подхлеснуть" к этим занятиям новичков, рассказав им о пользе данных занятий и для тела, и для души, помочь преодолеть свои страхи.
    Культорг занимается различными конкурсами, вечерами воспоминаний, организовывает праздники и т.д. Я помогаю, но это не мое направление работы. Я конечно вставляю "свои 5 копеек", но... это не мое "поле".
    Если работая с детьми, я четко знала, с какой целью я провожу ту или иную работу с ребенком или группой, то здесь такого нет, я все время думаю "а зачем им это надо? Это надо мне или им? Чьи цели я сейчас обслуживаю?"


Выберите из списка
2010
2010
2009