Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Авторитет и ответственность

Авторитет и ответственность

Авторитет и ответственность

Авторитет, которым пользуется руководитель, напрямую связан со степенью ответственности, которую он несет. Похоже, что тому кто не хочет ни за что отвечать подчиненные отказывают в уважении. Напротив, взявший на себя эту ношу, при прочих равных условиях, скорей добивается признания.

Конечно, имеет смысл уточнить, что понимается под ответственностью. На мой взгляд, уровень ответственности – это размер потерь, которые несет тот кто на себя ее взял, в случае неудачи. Таким образом, уровень ответственности обычно пропорционален готовности добиться успеха преодолев препятствия.

Люди не готовы выкладываться для достижения, даже на первый взгляд интересных для себя целей, если они сомневаются в том, что руководитель пойдет до конца, а не остановится на полдороге.

Вот пример из реальной жизни. Имена изменены, все остальное как есть, без прикрас.

Небольшая туристическая база, нацеленная на обслуживание клиентов «с деньгами». Поскольку находиться она почти в полутора тысячах километрах от столицы, откуда собственно и едет основная клиентура, персонал на 90% из местных. Местный народ – поморы, очень необычные, на взгляд человека, живущего в мегаполисе, люди. У них свои правила поведения, которые они неукоснительно соблюдают. Например, хотя люди живут там, мягко говоря, небогато, но лодку с мотором и всеми рыбацкими принадлежностями (недешевыми кстати), биноклем, фотоаппаратом, и т.д. я (и не только я) смело оставлял хоть посреди поселка (через него протекает речка), хоть в тайге – случаи воровства не зафиксированы. Здесь все знают друг друга, что называется, с пеленок.

Разумеется, новые люди — «москвичи», которые приехали, и на чистом месте «отгрохали» целую базу, с гостиницей, столовой, баней, причалом, были восприняты настороженно. Но, после знакомства, получили некий кредит доверия – к ним пошли работать, хоть и не все и не сразу. Постепенно дело наладилось – появились и клиенты. Некоторое время спустя, видя, сколько денег оставляют гости, работники дружно выдвинули руководству ультиматум – дескать «неплохо было бы поднять зарплату».

Очень интересно поступил в этой ситуации владелец. Назову его Антон. Он предложил всем принять участие в семинаре по экономике небольшой туристической базы. Проигнорировавших его приглашение не оказалось. На занятии подсчитывалось буквально все. От стоимости постройки срубов до регулярного тех обслуживания подвесных моторов, от зарплаты сотрудников до цены на аренду спасательных жилетов. Манипулировать цифрами у Антона, ведущего семинар, никакой возможности не было, поскольку среди присутствовавших обязательно был хоть один человек, готовый подтвердить их правильностьони же сами, что называется, в этом «варились».

В итоге, сотрудники пришли к выводу, что в данный момент база убыточна и на самоокупаемость, судя по всему, выйдет не раньше чем через год. То есть миф, о том, что руководство «гребет деньги лопатой» не подтвердился. Это заметно снизило напряженность – в такой ситуации требовать повышения зарплаты, этим людям, было уже как то неловко. Но Антон на этом не остановился. Он предложил задать ему вопрос: откуда деньги? И с готовностью ответил на него – деньги из банка. Кредитные. Разумеется, с процентами, которые нужно отдавать ему, Антону, лично. Отдавать при любом раскладе. Деньги были значительные. Он отвечает перед банком своей московской квартирой, которая находится в залоге.

Вряд ли кто-нибудь из присутствовавших захотел бы взять на себя такие долги. Теперь их собственное положение с небольшой зарплатой предстало перед сотрудниками совсем в другом свете. Никто бы не хотел поменяться местами с владельцем базы. Потому что на нем была очень серьезная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. А взяв ее НА СЕБЯ, он обеспечил ИХ работой и зарплатой.

То есть, получается, никакая он не «акула капитализма» эксплуатирующая честной народ, а просто сильный человек не побоявшийся взвалить на себя серьезную ношу. И то, справиться он с ней или нет, очень важно не только для него, но и для них для всех. И поэтому ему нужно всячески помогать – это ж ясно как полярный день. Разумеется, с того момента, ситуация на базе изменилась коренным образом. Владелец стал Лидером.

В заключение небольшой опрос: готовы ли Вы доверять руководителю, зная что он не несет никакой ответственности в случае провала проекта?

440
Комментарии (24)
  • 31 марта 2010 в 10:58 • #
    Олег Макаров

    Хорошего дня, Дмитрий!

    Ответ на вопрос "в заключение"
    По ФОМовским данным на начало марта
    Путину готовы доверять и доверяют 43%, Медведеву - 38%
    А тоже ведь "у руководителей никакой ответственности"...

    пруфлинк http://bd.fom.ru/pdf/d09polit10.pdf

  • 31 марта 2010 в 11:04 • #
    Дмитрий Замашкин

    Где прокол?

    - неправильные данные?
    - на самом деле им "есть что терять"?
    - неверная мысль о связке доверие-ответственность?

  • 31 марта 2010 в 11:10 • #
    Олег Макаров

    Я думаю, что последнее.

    Доверие это "эмоциональное", а ответственность - "разумное". Не так уж сильно они пересекаются

  • 31 марта 2010 в 11:18 • #
    Дмитрий Замашкин

    Согласен, пересечение зависит от степени "взрослости" людей, их готовности мыслить рационально.

    Маленькие дети готовы довериться понравившемуся взрослому.

    Банкиры хотят иметь гарантию в виде залога и кредитной истории.

    Обычный человек занимает среднюю позицию.

  • 31 марта 2010 в 11:20 • #
    Олег Макаров

    "Обычный человек" это сильно сказано :)

  • 31 марта 2010 в 12:35 • #
    Лилия Шейкина

    Добрый день!

    На мой взгляд, здесь следует упомянуть о том, что ответственность должна быть следствием полномочий. Вес именно этих двух понятий должен совпадать. А что касается доверия, я согласна - это понятие скорее эмоциональное, во многом определенное межличностными отношениями.
    При этом не стоит забывать о том, что не редко пользуясь доверием, руководитель умело уходит от личной ответственности.
    Как сказал Н.Михалков, пока у людей не будет внутреннего понятия Греха и Совести ждать каких-то сдвигов не приходится. И никакой ответственностью их не напугаешь.

  • 31 марта 2010 в 16:06 • #
    Дмитрий Замашкин

    Спасибо Лилия.

    В данном примере Антон взяв на себя полную ответственность, одновременно получил и полномочия.

    Если же руководитель, пользуюсь доверием, от ответственности уходит, то в быстро это доверие теряет и авторитет заодно.

  • 31 марта 2010 в 20:58 • #
    Витлана Кукарцева

    На Ваш последний вопрос: Какое место в этой цепочке я занимаю. Меня приглашают не зиц-председателем?, то все в порядке. Даже в хорошо поставленном проекте никто не застрахован от провала. А Вы озвучили мечту многих людей: Хочу что б у меня все было и мне за это ничего не было.!))))
    И по моему опыту , согласна с Олегом. Неверная мысль о связке доверие-ответственность. Чем больше взваливает на себя руководитель, тем больше наглеют подчиненные. Необходимо правильное распределение ответственности и контроль.

  • 31 марта 2010 в 21:56 • #
    Николай Рымарев

    Дмитрий, Вы рассказали замечательную историю о честных и наивных поморах, и не менее честном и открытом москвиче.
    Очень здорово!
    Но на мой взгляд, два этих явления - отвественность и авторитет - могут быть не связаны...
    Например у пожилых людей, вышедших на пенсию - ветеранов, может быть очень высокий авторитет, но при этом никакой ответсвенности они ни за что не несут.
    Вы можете возразить, что речь шла о руководителе - ок.
    Берём детский лагерь - вожатые имеют высокий уровень авторитета, в силу их детской тяге к более старшим, а вот начальника лагеря в силу того, что он на прямую не общается ни с детьми ни с вожатыми могут и не уважать, но... в случае "не успеха" - сядет именно он...
    и потом всё это и мои и ваши умозрительные доводы.
    Где доказательства?
    корреляционный анализ?

  • 31 марта 2010 в 23:13 • #
    Дмитрий Замашкин

    Николай! Откуда столько скептиса?! Вам не попадались в жизни честные и открытые люди? Приглашаю в июле составить мне компанию - я снова собираюсь к ним в гости!

    Авторитет у начальника лагеря может быть не столько среди детей, сколько среди вожатых. Если он валит ответственность на них - его и уважать не будут.

    У пенсионеров, в большинстве случае, авторитета немного - именно по этой причине. Не путать авторитет с уважением! Авторитет с латинского - влияние. Не шибко то у нас пенсионеры влиятельные.

    Разумеется, авторитет и ответственность могут быть и не связаны. Читайте мой ответ Олегу Макарову.

    "корреляционный анализ" не проводился, мы не на кафедре :), но думаю, многие руководители - практики согласятся - это работает.

  • 31 марта 2010 в 23:40 • #
    Вера Максова

    Да, работает...
    Случай в прошлом году:
    В контексте работы порекомендовала сотруднице освоить дополнительную профессию, благо в институте работаем, разрешаем сотрудникам бесплатно присоединяться к любой группе и учиться, чему захотят (лишь бы время позволяло).
    Она возразила: "Да ну, зачем мне уже что-то ещё?"
    Я говорю: "Смотри, что в стране делается. Ты что же думаешь, мы всю жизнь так будем жить?" (мы хорошо живем)
    А она мне отвечает: "Я об этом не задумываюсь. Я думаю, что так у нас всегда будет. Вы же что-нибудь придумаете".

    "Вы же что-нибудь придумаете"
    Вот доверие.
    И кто из нас кого стимулирует? )))

  • 1 апреля 2010 в 09:24 • #
    Дмитрий Замашкин

    Вера, не спорю, такой подход подкупает.
    но мне показалось, что это не только доверие, но и банальная лень.
    Вам не кажется? :)

  • 1 апреля 2010 в 12:15 • #
    Вера Максова

    Не кажется, бо перекрещиваюсь регулярно))
    Как раз эта сотрудница гипертрудоголик. Как пчелка все время что-то делает. Приходится останавливать и выбрасывать из её работы необязательные операции.

    Когда сотруднии понимают зоны и степень ответственности свои, всех других сотрудников, руководителей, то каждый ощущает себя звеном цепи и понимает, что из-за его слабости может порваться и стать бесполезной вся цепь.

    Думаю, это главная задача руководителя - показать значимость работы каждого сотрудника и его место в достижении общих результатов.
    Никто не должен думать, что от него ничего не зависит.

    А каким способом руководитель это сделает - это уже его личный подход.
    Можно и семинар провести, как в примере выше, а можно предложить побыть исполняющим обязанности руководителя, чтоб примерили на себя и ответственность, и компетентность. Можно предложить решить задачу руководства. Много можно придумать. Главное, чтоб команда работала.

  • 1 апреля 2010 в 03:39 • #
    Татьяна Кишко

    Добрый час, уважаемые!
    Что-то мне подсказывает, в рассуждениях (причем, чем дальше, тем больше) стали путаться и подмениваться понятия, ситуации их иллюстрирующие, примеры и параллели пошли не того порядка... Сравнивать стали воду в двух стаканах по непонятному критерию: "В одном стакане вода теплая, в другом соленая. Какая лучше"... Все параллели с авторитетом ветеранов и т.п. совершенно не имеют смысла, ибо они из другой истории - об общественных процессах. Дмитрий рассказал об истории появления Лидера в трудовом коллективе и о его обязательном качестве - умении брать на себя ответственность...
    1. Поставленный вопрос: "Готовы ли Вы доверять руководителю, зная что он не несет никакой ответственности в случае провала проекта?", предполагает однозначный ответ... "Да" или "Нет"? Любой здравомыслящий ответит "Нет". А вот дальше...
    2. Дальше у каждого будут свои "потому что". Вот спорить о "потому что" - бесполезно, это совокупность ваших мотивов и они (мотивы) не будут хуже или лучше. Они просто разные!
    Если пытаться установить прямую зависимость между готовностью руководителя брать на себя ответственность за... (скажем просто ответственность) и готовностью сотрудников доверять такому руководителю, то конечно, ответственному доверия больше, он скорее и прочнее станет лидером и у него больше возможностей рационально и эффективно управлять коллективом. НО!
    3. Это (готовность брать ответственность) далеко не первое и не единственное качество, необходимое эффективному профессиональному управленцу... Не буду углубляться - это тема отдельной беседы.
    4. Позволю высказать предположение, что Дмитрий в финале своей истории показал, что там, где появился Лидер люди стали работать и относится к делу и своим запросам ответственно... Готова согласиться. НО! Дальше будет другая история: сформировался трудовой коллектив. Начальная стадия прошла. Дальше... А дальше эта идиллия будет продолжаться недолго, поверьте! Очень скоро у каждого из сотрудников (причем у каждого в отдельности) возникнет вопрос: "а мне это зачем?" И вот если не управлять последующими стадиями развития этого сообщества людей, пока еще готовых работать за не самые большие деньги, то... Вариантов развития событий несколько и финалы будут разные, но они (финалы) будут далеко не радужными и не успешными, и Лидер перестанет быть таковым... Подчеркиваю: если не управлять последующими стадиями развития... Дальше классика менеджмента... Законы организационного развития... Это тема другой беседы, отличающаяся от прямого вопроса, поставленного Дмитрием.

  • 1 апреля 2010 в 12:21 • #
    Людмила Григорьева

    Согласна с тем, что ответственность связана с объемом предоставленных полномочий.
    Бывают должности, на которых реально полномочия не предоставлены в той мере, в которой это необходимо - это, в основном, встречается при занятии должностей среднего звена.
    Но если руководитель сам по себе ответственный человек, то он, как правило, работает на совесть независимо от уровня его полномочий (т.е. можно говорить об ответственности не только за свои действия, но и за действия подчиненных).
    Конечно, сложно доверять руководителю, не несущему ответственности за провал, но ведь в жизни может всякое случиться (люди на то и люди, что не машины, да и машины то ломаются и требуют ремонта).
    В жизни стараюсь доверять больше мудрым людям, независимо от их должности, социального статуса и положения на иерархической лестнице.
    Хорошая тема. Спасибо!

  • 6 апреля 2010 в 07:23 • #
    Оксана Небаева

    Здравствуйте, Дмитрий!
    очень интересную тему Вы подняли.
    от себя скажу: до не давнего времени я была на месте тех поморов и, - но я, правда предполагала, что такое быть руководителем, но никогда сама им не была. - и также думала, что они "гребут лопатой". но все изменилось, когда я сама стала директором. я на своей шкуре испытаю весь груз ответственности, напряжения и тяжести. И ПОНЯЛА НА СКОЛЬКО ЭТО ТЯЖКИЙ ТРУД!!!!!
    когда мои сотрудники начинают "бузить" я им в открытую говорю - встаньте на мое место, я его вам с удовольствием уступлю, и главное, никто из них не говорит давай, все сразу начинают вилять и уводить глаза в сторону, типа того прости, погорячиличь.
    так, что каждый должен быть на своем месте и делать свою работу, и нести каждый должен свою ответственность, я так по крайне мере думаю.
    как говорит народная мудрость: каждый сверчок знай свой шесток или еще как говорится - сиди на своем месте и не высовывайся.
    а крикунов всегда везде хватает

  • 6 апреля 2010 в 08:59 • #
    Дмитрий Замашкин

    Ценно!

  • 6 апреля 2010 в 07:27 • #
    Оксана Небаева

    на Ваш вопрос отвечаю - НЕТ

  • 6 апреля 2010 в 09:00 • #
    Дмитрий Замашкин

    Солидарен :)

  • 6 апреля 2010 в 09:07 • #
    Оксана Небаева

    доверие очень тяжкое испытание для всех. его легко потерять и очень трудно вернуть, а удержать его это целое искусство и мудротсь

  • 6 апреля 2010 в 09:43 • #
    Дмитрий Замашкин

    зато - какой кайф!

  • 6 апреля 2010 в 09:44 • #
    Оксана Небаева

    может быть

  • 7 апреля 2010 в 18:02 • #
    Елена Шипша

    отлично сказано! я не имею отношения к бизнесу, но руководители есть и в нашей системе. Механизм остается неизменным, правда, я бы еще добавила делегирование полномочий руководителя и тогда было бы еще лучше, я имею ввиду повышение мотивации работников в работе НА СЕБЯ)))

  • 16 апреля 2010 в 22:52 • #
    Андрей Ким

    Не вижу совершенно никакой связи между степенью ответственности и авторитетом.
    Ответственность - это состоящая из множества юридических этических, моральных,эмоциональных и финансовых условий в которых находится,либо может оказаться руководитель. Соответственно мера ответственности вещь объективно-субъективная. И воспринимается ответственность всеми людьми по разному ( дворнику трудно понять степень ответственности директора школы отвечающего за сотни детей, учебный процесс, дисциплину внутри преподавательского коллектива и т.д.)
    Авторитет - полностью эмоциональный фактор,являющийся личным отношением сотрудника к руководителю и сформированный из множества совершенно иных составляющих, таких как : должность, компетентность,
    внутренняя сила, надежность, сложившиеся отношения, влиятельность и многое другое.
    Соответственно связывать эти два понятия совершенно неуместно.
    В заключение такие слова :
    Ответственность можно взвалить,
    Авторитет нужно заработать ...


Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008