Руководитель семейного бизнеса в России: кто это? Ваше...
26 августа 2009 в 10:06

Руководитель семейного бизнеса в России: кто это? Ваше видение и ассоциации?

Занимаясь исследованием российского менеджмента, задумалась над образом, социальным портретом руководителя семейного бизнеса в России.

Моё видение и ассоциации:

  1. Масштаб бизнеса: малый.
  2. Сфера деятельности: преимущественно торговля, IT (web-разработка, и т.п.), пошив и ремонт одежды, производство мебели.
  3. «Миссия» бизнеса – заработать на хлеб с чем-нибудь (в зависимости от каждого случая или от амбиций жены\мужа).
  4. Его статус: собственник, топ-менеджер, главный специалист в одном лице.
  5. Образование: не имеет экономического или управленческого образования, но, возможно, занимается сам своим профессиональным развитием (читает книги).
  6. Компетенции — стандартные менеджерские минимальные, уклон на функцию организации, с акцентом на: вовремя оплатить налоги и сдать отчетность, оплатит аренду, закупить необходимые материалы для оказания услуги или производства товара, «кое-как» и «кое-где» разместить рекламу.
  7. Характер работы руководителя семейного бизнеса: «и жрец, и жнец, и на дуде игрец». Он представляется рискованным, упорным в достижении своих целей, решительным, практичным и способным справляться с любыми трудностями, он является профессионалом в своем деле и не полагается на доверие, рассчитывая только на себя, свои навыки и умения. Ключевые посты в фирме часто занимают родственники, надежные люди, но не имеющие специальной подготовки.
  8. Карьера: нет, страшно боится передачи функций топ-менеджера наемному управляющему, не члену семьи, «чужаку».
  9. Его кризисы связаны с: созданной им самим системой управления бизнесом.

10.Будущее семейного бизнеса: основатель передает по наследству родственникам, а дальше…..Это уже другая история…..

Уважаемые Профессионалы, Коллеги, Друзья! Какое Ваше видение образа руководителя семейного бизнеса в России и ассоциации, связанные с ним и его деятельностью?

297
Комментарии (26)
  • 26 августа 2009 в 11:02 • #
    Елена Артемова

    Елена, попадание 100%! Вчера только с друзьями обсуждали эту тему!!
    Я бы только сделала акцент на том, что это образ именно "отца-основателя" бизнеса.

    А если рассмотрим другой масштаб бизнеса, например "средний", то образ будет несколько иным? Несомненно! И, мне кажется, что портрет будет более интересным.

  • 26 августа 2009 в 11:06 • #
    Елена Шуткова

    Елена, добрый день! Спасибо! :-))

    Могли бы уточнить - средний бизнес - это какой? На Ваш взгляд, чем портрет будет интереснее? Хотя бы пару фраз... Спасибо!

  • 26 августа 2009 в 11:28 • #
    Елена Артемова

    Образ - более харизматичен. Мечты о "хлебе с маслом" не для него. Сфера деятельности - образовательные учреждения, турфирмы, с/х предприятия, организации по продаже различной техники и т.д..... Активно ищет возможность расширения сферы деятельности. Готов на риски и эксперименты. Социально активен.

  • 26 августа 2009 в 11:31 • #
    Елена Шуткова

    Елена, благодарю! Поняла! Интересно! :-))

  • 26 августа 2009 в 11:41 • #
    Евгений Кошеваров

    не к душе мне Вами начертанный образ.
    Почему то мне кажется, что на первом месте у этих фраз один критерий - финансы, а второй - управление.

    А семейное дело - это даже не бизнес! Это смысл жизни. А здесь вопрос денег и формы управления не уместны :(

  • 26 августа 2009 в 11:45 • #
    Елена Шуткова

    Евгений, Ваши варианты предлагайте!
    Вопрос конфренции как раз к Вам - Ваше видение и ассоциации? Что конкретно уместно, на Ваш взгляд?

  • 26 августа 2009 в 12:03 • #
    Евгений Кошеваров

    Знаток своего дела

    Результат такого труда превосходит все ожидания, сделано качественно и с умом

    На жизнь и любимое дело у такого руководителя всегда хватит денежных средств

    Крепкая организационная структура и четкое позиционирование, серьезная социальная поддержка

    Отсутствие конкуренции как таковой, ибо как правило семейный бизнес работает не по книжно-написанным законам

    Нет возможности перетянуть клиентов, даже если сделать полную копию бизнеса/сервиса.

    Бизнес вне бизнес-потоков. Ибо это не бизнес, а дело, смысл жизни, и здесь законы бизнеса не действуют в полную силу

  • 26 августа 2009 в 12:10 • #
    Елена Шуткова

    Евгений, благодарю! Поняла Вас! Очень интересно!

  • 26 августа 2009 в 13:01 • #
    Игорь Иванов

    какая то идилия. В жизни встречать не приходилось. встречал много семейных бизнесов, в основном мелкие, но были и среднии. К описаниям дам, они намного ближе.

  • 26 августа 2009 в 15:39 • #
    Марина Бушуева

    Елена, практически не попали ни по одному параметру. Чтобы я могла написать побольше уточните, что в Вашем понимании малый бизнес (по оборотам или по кол-ву сотрудников) Я тогда поподробнее распишу ту картинку, которая есть у нас.

  • 26 августа 2009 в 15:43 • #
    Елена Шуткова

    Марина, малый бизнес - то что сказано в законе. Плюс ИП.

  • 26 августа 2009 в 17:15 • #
    Марина Бушуева

    Ок. Тогда наш бизнес малый:) Теперь отвечаю и спорю подробно:

    1. Масштаб бизнеса: малый.

    Не верно- не обязательно,т.к. мой ближе к среднему

    2. Сфера деятельности: совершенно разные и торговля и услуги(транспортные как у меня), в т.к. финансовые(как у друзей)

    3. «Миссия» бизнеса – заработать на хлеб с чем-нибудь (в зависимости от каждого случая или от амбиций жены\мужа).

    Не согласна - заработать это не миссия вообще. А Вы знаете какова цель создания коммерческого предприятия, прописанная в официальных документах, кстати?

    4. Его статус: собственник, топ-менеджер, главный специалист в одном лице.

    Ничего подобного статус - собственник, топ менеджер и специалист совсем другие лица по подразделениям

    5. Образование: не имеет экономического или управленческого образования, но, возможно, занимается сам своим профессиональным развитием (читает книги). -

    Образования - экономическое, юридическое, психологическое - считаю только высшие без учета саморазвития, семинаров и пр.

    6. Компетенции - стандартные менеджерские минимальные, уклон на функцию организации, с акцентом на: вовремя оплатить налоги и сдать отчетность, оплатит аренду, закупить необходимые материалы для оказания услуги или производства товара, «кое-как» и «кое-где» разместить рекламу.

    Опять не согласна - компетенция см. образованяи выше

    7. Характер работы руководителя семейного бизнеса: «и жрец, и жнец, и на дуде игрец». Он представляется рискованным, упорным в достижении своих целей, решительным, практичным и способным справляться с любыми трудностями, он является профессионалом в своем деле и не полагается на доверие, рассчитывая только на себя, свои навыки и умения. Ключевые посты в фирме часто занимают родственники, надежные люди, но не имеющие специальной подготовки.

    Не верно - характер работы - определение стратегии развития всех компаний, только стратегическое управление и решение нестандартных вопросов. Характер работы вытекает из компетенции.

    8. Карьера: нет, страшно боится передачи функций топ-менеджера наемному управляющему, не члену семьи, «чужаку».

    Не верно - на управленческих должностях находятся специалисты, подбираемые в зависимости от компетенции.
    А я занимаю руководящую должность в некоммерческой структуре, которая не принадлежит мне и является для меня больше имиджевой.

    9. Его кризисы связаны с: созданной им самим системой управления бизнесом.

    Не верно - кризисы коммерческого предприятия расписаны в соответсвующих исследованиях и им подвержены компании не зависимо от руководителя. От руководителя (собственник он или нет зависит только правильное прохождение компанией этих этапов)

    10.Будущее семейного бизнеса: основатель передает по наследству родственникам, а дальше…..Это уже другая история….. основатель передает по наследству родственникам, а дальше…..Это уже другая история…..

    Ха-ха-ха А Вы хотите чтобы государству дарил?

    Так что с полной ответственностью, как собственник с 16 летним стажем заявляю, что все что Вы написали на 100% не соответсвует действительности. Если это конечно не относится к сигаретному ларьку на окраине Москвы или что-то подобное.

  • 26 августа 2009 в 18:54 • #
    Елена Шуткова

    Марина, благодарю Вас!

  • 26 августа 2009 в 15:44 • #
    Татьяна Павлова

    < руководителя семейного бизнеса в России.>
    Развивает свой бизнес используя самые передовые технологии, за счет собственных сил и средств. Имеет хорошее образование. Называет то, чем он занимается делом жизни, а не бизнесом :-)

  • 26 августа 2009 в 15:45 • #
    Елена Шуткова

    Татьяна, благодарю!

  • 26 августа 2009 в 15:54 • #
    Татьяна Павлова

    «Миссия» бизнеса – заработать на хлеб с чем-нибудь>
    Миссия зависит от "психотипов" конкретных людей :-)

    Если дело основали "дуалы" , то вдвоем они на многое способны и несомненно есть разделение труда, каждый делает то, что у него лучше получается

  • 26 августа 2009 в 15:53 • #
    Римма Бронникова

    У меня есть 2 примера семейного бизнеса...один ах как позитивен, другой наоборот негативен...
    Позитивненько- прородитель, уйдя на пенсию (на минуточку доктор технических наук и профессор наиумнейшей кафедры) решил заняться изучением долгожительства. В основу своего, так называемого проекта, взял обычный МЕД. Разводил пчелок, экспериментировал с прополисом, медом и ежи составляющими...Подключил детей и .....теперь это международный бизнес- во главе один из сыновей!
    Негативненько- жена решила из докторов перейти в страховую медицину. Успешно, быстро, но не доверяя никому, в совет директоров ввела лишь родственников- мужа, деверя, зятя, сноху и т.д. Все непрофессиональны, необразованы (как подобает по профилю должности) и в итоге, лишь гремя должностью тянут "одеяло на себя" нашептывая генеральше о коварстве подчиненных. ....банкротятся

  • 26 августа 2009 в 15:56 • #
    Елена Шуткова

    Римма, благодарю! Примеры мне всегда ценны! Очень интересно!

  • 26 августа 2009 в 16:09 • #
    Римма Бронникова

    можно разложить два примера, мной приведенных, по вашей шкале и ассоциациям)) хм..посмотрим что получится))

  • 26 августа 2009 в 18:55 • #
    Елена Шуткова

    :-))

  • 26 августа 2009 в 18:54 • #
    Ольга Мухрыгина

    А я почти со всем согласна, но....
    1. Масштаб бизнеса: малый.
    Малый малому - рознь, но чаще встречается в сфере услуг (от транспортных до образовательных)

    2. Сфера деятельности: преимущественно торговля, IT (web-разработка, и т.п.), пошив и ремонт одежды, производство мебели.
    См. первый пункт - то, что Вы перечислили, может и относится к малому бизнесу, но проблемоносными становятся именно ОТНОШЕНИЯ, а это чаще сфера Услуги

    3. «Миссия» бизнеса – заработать на хлеб с чем-нибудь (в зависимости от каждого случая или от амбиций жены\мужа).
    Возможно, но говоря словами дамы-жены-совладелицы небольшого издательства - "КОМУ НА БРИЛЛИАНТЫ, А КОМУ НА ХЛЕБ НЕ ХВАТАЕТ", "хлеб с чем-нибудь" это сильно ШИРОКОЕ здесь понятие

    4. Его статус: собственник, топ-менеджер, главный специалист в одном лице.

    ДА-ДА-ДА: "Я здесь ВСЁ!" и т.д.

    5. Образование: не имеет экономического или управленческого образования, но, возможно, занимается сам своим профессиональным развитием (читает книги).

    Не факт: образование часто "КОМСОМОЛЬСКО-ФУНКЦИОНЕРСКОЕ", в реальности бывает покруче и МВА....
    "Корочное" образование у родственников, паразитирующих рядом (внутри компании)

    6. Компетенции - стандартные менеджерские минимальные, уклон на функцию организации, с акцентом на: вовремя оплатить налоги и сдать отчетность, оплатит аренду, закупить необходимые материалы для оказания услуги или производства товара, «кое-как» и «кое-где» разместить рекламу.

    с "КОЕ_КАК" - не согласна, т.к. это ж СЕМЬЯ или пародия на нее

    7. Характер работы руководителя семейного бизнеса: «и жрец, и жнец, и на дуде игрец». Он представляется рискованным, упорным в достижении своих целей, решительным, практичным и способным справляться с любыми трудностями, он является профессионалом в своем деле и не полагается на доверие, рассчитывая только на себя, свои навыки и умения. Ключевые посты в фирме часто занимают родственники, надежные люди, но не имеющие специальной подготовки.
    Да, но. . . Бывает и подвиг "Тойоты" повторяют, "подарив" часть в управлении

    8. Карьера: нет, страшно боится передачи функций топ-менеджера наемному управляющему, не члену семьи, «чужаку».
    см. предыдущий пункт

    9. Его кризисы связаны с: созданной им самим системой управления бизнесом.
    А это не только в семейном бизнесе! Здесь более ЯВНО.

    10.Будущее семейного бизнеса: основатель передает по наследству родственникам, а дальше…..Это уже другая история…..
    Это разные истории - их в Европе предостаточно (семейный бизнес в Италии, к примеру: пиццерии, пекарни и т.п.)

    Вот как-то так! Но Вы задали очень ценную тему.

  • 26 августа 2009 в 18:59 • #
    Елена Шуткова

    Ольга, добрый вечер!
    Очень рада Вашей конкретики! Супер, как расписали!
    Благодарю!
    PS «кое-как» и «кое-где» разместить рекламу - я имела в виду, что чаще нет продуманных маркетинговых "шагов".

  • 26 августа 2009 в 19:32 • #
    Ольга Мухрыгина

    ) ) )

  • 27 августа 2009 в 10:49 • #
    Елена Шимолина

    Аболютно согласна с пунктом 5, про корочное образование родственников. Родственники -неотъемлемая часть бизнеса. А образование, кстати , на самом деле бывает и МВА.

  • 27 августа 2009 в 15:30 • #
    Мария С.

    Во-первых, вы полностью исключили малый бизнес как фермерское хозяйство (вот тут исключительно семейное дело, может быть даже несколько семей одновременно). А зря, это наиболее крепкие семьи и бизнес у них более интереснее (хотя не всегда эффективный в силу различных причин), чем просто торговля. Хорошо торгуют только, извините, "лица кавказской национальности", которые очень редко бывают Российскими подданными, могут только торговать, а ничего произвести не в состоянии и деньги соответственно выводят из оборота в РФ.
    А второй тип семейного бизнеса - это представители высших эшелонов власти - там всё держится только на семейственности. Чужих там нет. Подробности описывать не буду.
    ============
    Перечитала всё ещё раз. Да... Вообще, похожий распространенный образ. Но какой-то не то мрачный, не то ограниченный, ну какой-то "недоделанный" что ли руководитель семейного бизнеса получается...
    Но очень похож на обычного российского человека...

  • 27 августа 2009 в 20:31 • #
    Елена Шуткова

    Мария, добрый вечер! Благодарю за фермерское хозяйство! И другие детали! Они все имеют место быть!


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008