5 октября 2011 в 09:20

СТЫД!

Уважаемые профессионалы, после некоторого анализа своей деятельности и связанных с ней эмоций пришел к любопытному (для меня) выводу:
Если компания, в которой я работаю как наемник, совершает ошибки при обслуживании клиентов, не выполняет срок или как-то по-другому «косячит», то даже не имея непосредственного отношения к данным провинностям, я испытываю самое настоящее чувство стыда. Я всего лишь скромный маркетолог, меня по идее не должно касаться, вовремя ли курьер доставил заказ, перезвонил ли сейлз-менеджер клиенту, чтобы сообщить об изменении сроков поставки и т.п.
Не подумайте только, что сотрудники на предприятия, на котором я тружусь, каждый день совершают ошибки и неточности, но иногда случается…
Нормально ли это или мое чувство ответственности как простого наемного работника компании гипертрофировано?
Может быть кто-то из Вас испытывает нечто подобное, прошу Вас поделиться своими соображениями. Буду рад, если кто-то рассмотрит это явление с профессиональной точки зрения. Спасибо

598
Комментарии (46)
  • 6 октября 2011 в 03:17 • #
    Олег Макаров

    Нормально. Это говорит о том, что Вы готовы занимать более высокие должности, если кратко.

  • 6 октября 2011 в 09:33 • #
    Артур Матевосян

    М? Намекну начальству при случае

  • 6 октября 2011 в 09:37 • #
    Игорь Мельниченко

    Доброе утро! Такая ситуация характерна для многих предприятий, она связана с низким уровнем управления. Управлять, в буквальном смысле означает править согласно правил. Если в организации не прописаны правила, т.е. не задан уровень корпоративной культуры, то эти правила каждый устанавливает сам по уровню своего сознания. В результате получается ситуация, которую Вы описали. С ув. Игорь

  • 6 октября 2011 в 09:51 • #
    Артур Матевосян

    Игорь, спасибо.

    А делать-то что?
    Кому писать правила, какие?

  • 6 октября 2011 в 09:57 • #
    Игорь Мельниченко

    Под правилами нужно понимать функционально-продуктивные обязанности сотрудников, правила или положения о:
    - договорной работе;
    - бюджетировании;
    - о мотивации, оплате труда;
    - работе с контролирующими органами;
    - коммерческой тайне и конфиденциальной информации, и т.п.
    Их должны подготовить специалисты в этих сферах и утвердить у руководителя.

  • 6 октября 2011 в 11:59 • #
    Игорь Климанов

    Если вы действительно испытываете такое чувство из-за ошибок других, то это вредит вашему морально-психологичскому здоровью. Так и до эмоционального выгорания недалеко, что приведет к спаду эффективности в работе и в жизни. Да и на руководящую должность такого человек ставить нельзя. Чувство ответсвенности - это хорошо. Но когда оно завышено, то вы будете отвлекаться на ошибки других и не успеете исправить свои (если таковые будут). Руководитель должен руководить, а не переживать. Советую вам обратиться к профессионалам (к психологам). За несколько тренингов они научат вас не реагировать эмоционально на ошибки других, а замечать их и исползовать в своих целях (профессионального и карьерного роста). Удачи!

  • 6 октября 2011 в 12:02 • #
    Артур Матевосян

    Благодарю, Игорь.
    Похоже, что сколько людей, столько и мнений, Ваш предшественник в этой теме высказал мнение противоположное Вашему относительно более высоких должностей

  • 6 октября 2011 в 14:01 • #
    Игорь Климанов

    Дело в том, что отвественность всегда хорошо, но когда она чрезмерная, вы не будете успевать решать все ваши дела, такткак будете реагировать на ошибки других. А могут быть и свои. Нужно отвечать за себя. А когда вы наболее высоком посту и у вас в подчинении 2 и более сотрудников. Вы будете за каждого овечать, за все их ошибки? Нет, вам надо отвечать не за его, а за то, что вы его вовремя не заменили, зря взяли либо плохо обучили. А так вы вы несете морально-психологическую ответственность за всех сразу, что отнимает много сил и мешает двигаться дальше. Ведь на чужих ошибках не обязательно продвигать по карьерной лестнице. Ведь можно и иногда нужно учиться.

  • 6 октября 2011 в 14:05 • #
    Артур Матевосян

    Справедливо замечено.

  • 7 октября 2011 в 14:15 • #
    Вадим Дроздов

    К сожалению в нашей стране практически нет управленцев способных управлять ни Государством ни предприятием. Есть редкие индивидуумы. Все методики менеджмента пришли к нам с Запада и США. И все они направленны на создание потогонной системы управления. Для нее нужны молодые люди, которые в лучшем случае отработают 10 лет а потом на свалку. Потому что через 10 лет от человека при таком режиме работы остается одна тень. И он уже не способен ни эффективно работать ни творчески мыслить.

    Так что когда Вы не сможете психологически справляться с теми методами которые существуют на вашей работе, Вас выкинут.

  • 7 октября 2011 в 14:38 • #
    Артур Матевосян

    А на Востоке, например в Японии, по-другому?
    Там же тоже высокая смертность из-за стрессовых ситуаций на работе.

    К счастью, харакири из-за трудовых проблем делать себе я не стану )))))

  • 7 октября 2011 в 23:18 • #
    Вадим Дроздов

    В Японии другая культура менеджмента, хотя тоже потогонная.

  • 6 октября 2011 в 14:05 • #
    Игорь Климанов

    А на счет должностей: избавтесь от стыда за других, оставьте его только для себя и ВПЕРЕД. У нас в стране мало начальников, которым стыдно за свои ошибки.

  • 6 октября 2011 в 14:18 • #
    Ольга Ширшова Мацкевич

    Добрый день Артур! Я студентка 5 курса, специальности биология, педагогика-психология. С моей точки зрения, чувство ответственности- это хорошо, даже очень! На мой взгляд, вы тот человек, который любит чтобы во всех делах был порядок, чтобы всё было на своих местах, и чтобы было всё точно по времени! Это здорово! таких людей мало! просто вам нужно более проще относится к провалам, скажем так, вашей фирмы! ведь это же не ваши провалы! ведь у каждого человека есть свои обязанности в компании, и каждый отвечает за ту работу, которую он выполняет, и если провал не у вас, а у других, пусть они за это и переживают! на мой взгляд, вам не нужно всё принимать на себя! потому все переживания отражаются на нашем здоровье! Берегите себя и свои нервы!

  • 6 октября 2011 в 16:49 • #
    Евгений Труфанов

    именно таких как вы и нужно включать в разработку этических норм на предприятии.

  • 6 октября 2011 в 17:31 • #
    Татьяна Калаур

    Мне кажется, нормально, ненормально, не это вас волнует. Скорей всего вам важно почему Вы испытываете эти чувства. Если я права, то необходимо посмотреть какие события в профессиональной деятельности происходили с вашими родными, отцом, дедушками,значимыми мужчинами. Какие должности занимали и на сколько ответственно подходили к своим обязанностям. Возможно в вашем роду были неприятные случаи связанные с ответственностью. Скорей всего ваша реакция это стереотип поведения характерный для вашего семейства, либо это защитная реакция. В любом случае нужна более точная информация. Тогда можно будет сказать, что с этим делать.

  • 7 октября 2011 в 08:18 • #
    Артур Матевосян

    Ну у отца работа всегда стоит на втором месте после семьи...
    К ней он относится ОООЧЕНЬ ответственно

  • 11 октября 2011 в 19:39 • #
    Татьяна Калаур

    ОООЧЕНЬ ответственно... это ирония такая? Или действительно очень ответственно.

  • 12 октября 2011 в 08:57 • #
    Артур Матевосян

    это чистая правда

  • 6 октября 2011 в 18:27 • #
    Анастасия Каюрина

    Артур, Вы не одиноки. Я так долгое время мучилась почему же люди не исполняют своих , прямых, обязанностей как прописано в должностной инструкции. Расслабтесь и занимайтесь свим делом.пусть каждый отвечает сам за свои действия. если руководитель видит что специалист не исполняет должным образом обязанности.он может его просто уволить за несоответствие занимаемой должности. УСПЕХОВ ВАМ!!!!!!!!!МИР НЕ СОВЕРШЕНЕН И НЕ СТОИТ ЕГО МЕНЯТЬ.........

  • 6 октября 2011 в 19:46 • #
    Андрей Шелихов

    Так недалеко дойти до СТыда за Свою страну..
    Меня например одолевает Стыд за всё Человечество,которое загадило Природу и Пожирает животных,а также убивает и насилует себе подобных человеков.
    Так что6 вам Есть Куда Расти.

  • 7 октября 2011 в 08:23 • #
    Артур Матевосян

    Разве что в депутаты или министры )))
    Чтоб "За Россию обидно было" )))

  • 6 октября 2011 в 20:27 • #
    Лариса Куренчанина

    Да, это нормально.
    Если, поговорив с руководством, Вы поймёте (сразу или после того, как увидите, что обещания изменений - просто обещания, или чтобы перед Вами покрасоваться), что ситуация останется прежней, смело ищите новую работу.
    Зачем тратить нервы на проработку своего стыда, если его нет в миссии компании?

  • 6 октября 2011 в 23:54 • #
    Зоя Сионихина

    Существует версия, что стыд - это чувство сильного смущения, неловкости от сознания неблаговидности своего поступка, поведения и т.п Если отталкиваться от такой трактовки - то Вас, как скромного маркетолога, действительно не должно касаться, вовремя ли курьер доставил заказ, перезвонил ли сейлз-менеджер клиенту, чтобы сообщить об изменении сроков поставки и т.п - как Вы можете влиять на эти ситуации, если это не сфера Вашей компетенции? И это не должно означать непременное условие смены работы, особенно в условиях огранниченности альтернатив. Вы можете повлиять, если будете прекрасно справляться со своими обязанностями и служить примером для других + повышать имидж своей компании.

  • 7 октября 2011 в 08:37 • #
    Артур Матевосян

    Забавно, оказывается пространство для дискуссии-то есть )

    Штука в том, что я испытываю стыд не за себя как маркетолога, а за себя как часть компании. стыдно мне перед людьми, чье доверие она не смогла оправдать...
    Я не грызу себя сутками, думая об этом, так что врядли "перегорю"

    Смена работы - не выход, косяки есть везде и всегда.

  • 7 октября 2011 в 10:03 • #
    Анастасия Бирюкова

    Артур, здесь многое было написано об этом. Отчасти люди правы, отчасти заблуждаются.
    Действительно это не повод уходить с работы, и это и не повод глобально испытывать стыд за человечество :)))
    Эмоции испытывают все люди, так как в процессе эволюции человека изначально сформировалась та часть мозга, которая создает эти реакции. Позже сформировалась кора головного мозга и соответсвующие ей функции. В частности позволяющие делать анализ, логические выводы и совершать выбор.
    Те, кто пишут, что не испытывают эмоций, на самом деле их вытесняют и не умеют осознавать. Следовательно и выбор им сделать сложнее. Это само по себе уже является симптомами профессионального выгорания, о которых писал автор.
    Ваше осознание своих эмоций, смелость признаться в них и вопрос о том как поступать, и есть свидетельство высокой организации личности.
    Вопрос в том что вы выбираете дальше:
    - думать и стыдится
    - менять ситуацию
    - игнорировать ситуацию
    - или что-то иное
    Ответ один! Вам не безразлична ваша компания и работа. И это здорово!

  • 7 октября 2011 в 10:32 • #
    Артур Матевосян

    Анастасия, благодарю Вас.
    Ответ примерно такого формата я и хотел получить.

  • 7 октября 2011 в 12:09 • #
    Игорь Климанов

    Согласен с Анастасией Бирюковой. А после последнего вашего уточнения стало ясно, что это не такая уж и проблема. Если вы не круглосуточно об этом думаете. Руководство компании должно быть радо, что у них есть сотрудник, который считает себя частью этой компании, что она для него как семья. У вас правильные ориентиры в жизни. Главное, чтоб жизнь не разочарвала. Ну и ваша компания считала вас тоже своей частью. А выражаться это может и в премиях, повышениях, и ответственных поручениях, которые вам можно смело доверить.

  • 7 октября 2011 в 14:21 • #
    Сергей Демура

    Артур. Нужно ввести регламент и доктрину в компании и ежедневно документировать убытки, принесенные компании, в следствие ошибок работников. И стыд исчезнет моментально.

  • 7 октября 2011 в 14:40 • #
    Артур Матевосян

    Вот никто, кроме Анастасии Каюриной, не сказал, испытывал ли он нечто подобное?
    Или другим профессионалам это чувство в проф деятельности не присуще?

  • 7 октября 2011 в 16:14 • #
    Анастасия Бирюкова

    Возможно не писал, так как считает это очевидным.
    Меня это небезразличие привело в свое время и к новым карьерным уровням, и к освоению новой профессии в стенах той же организации, и к построению системы обучения в ней, и к множеству исследований и методик.

  • 7 октября 2011 в 16:43 • #
    Артур Матевосян

    Начальство похвалило Вашу инициативность?

  • 8 октября 2011 в 13:11 • #
    Анастасия Бирюкова

    Артур, я описала только результаты: Карьерный рост, вертикальные и горизонтальные перемещения в оргструктуре, новые проекты, доверие в проведении исследований, экспериментирование и составление новых методик, которые потом распространяла на всю компанию.
    Это ли не лучшая благодарность руководства?
    Само собой и зарплата росла.
    или я вас неверно поняла?

  • 10 октября 2011 в 08:30 • #
    Артур Матевосян

    Я не про зарплату, но про все остальное, описанное Вами в этом посте.

    Кстати, недавно чисто случайно на НТВ увидел рекламу
    "Центр Помощи Анастасия" Не Ваше случайно?

  • 24 мая 2013 в 13:13 • #
    Анастасия Бирюкова

    Была моя ))) как приятно.
    Я оттуда ушла совсем, сменив собственную концепцию.

  • 7 октября 2011 в 16:50 • #
    Игорь Климанов

    Я стыд за чужие "косяки" не испытывал. А было только чувство разочарования, за то, что некоторые сотрудники могут это себе позволять, но не все из-за этого расстраиваются. Как будто так и надо. И не всегда они наказываются. А даже больше - наказывают весь коллектив. Но это в основном ошибки глупых руководителей как в плане их распоряжений, так и в плане обучения сотрудников и отношения к ним. Отношение как к рабам. Должны выполнить и все!!! А из под палки мало что позитивного получается. Так что где тут стыдится. Уж плакать надо и пытаться все поменять. Чем и пытаюсь сейчас заниматься.

  • 10 октября 2011 в 16:28 • #
    Сергей Калинин

    Очень интересная дискусия... Мои соображения:

    1) Испытывать чувство причастности к тому делу, в котором участвуешь и ответственность за результаты дела - нормально и правильно.

    2) Считать, что и другие участники дела должны испытывать аналогичную причастность и ответственность - несколько наивно. (Хотя так хочется в это верить :)) Увы, патриотов своего дела (в хорошем смысле слова) - мало, они на вес золота.

    3) От несовпадения наших ожиданий с грустной правдой жизни можно прийти в очень большое расстройство :) Запретить себе расстраиваться по этому поводу нельзя, но надо уметь держать себя в руках, иначе (согласен с предыдущими комментариями) тут и до выгорания недалеко.

    4) Ответ как всегда прост: надо отвечать за то, за что можещь отвечать - т.е. в первую очередь за себя и за результаты своей работы. Во вторую очередь надо отвечать за тех, кто является "родственной душой" - т.е. так же как и Вы болеет за результат и за качество работы. На таких людей надо опираться, с ними надо сотрудничать в первую очередь.

    5) Обычно главный подтекст таких переживаний прост: "Надо ли мне отвечать только за себя или попытаться ввязаться в бой, чтобы изменить жизнь к лучшему на тех участках, за которые я вроде бы непосредственно не отвечаю?" Вот на этот вопрос правильного ответа нет :) Можно по-прежнему хорошо делать своё дело на свойм участке работы и по-прежнему испытывать стыд за нерадивых коллег (и это будет правильно :)).

    А можно поставить себе четкую цель - например, заработать повышение по должности, чтобы отвечать за бОльший участок работы, делать своё дело хорошо уже на данном участке работы и по-прежнему испытывать стыд, ну, например, за нерадивых поставщиков :))) И это тоже будет правильно :)

    Философ М.Хайдеггер называл правильное отношение к миру "заботой". Надо просто правиль определить границы - о какой части мира Вы будете заботиться (принимаете вызов и ответственность), а о какой - нет.

  • 10 октября 2011 в 18:50 • #
    Игорь Климанов

    Мне на ум пришла одна мысль: а может вы, Артур, испытываете совсем не чувство стыда,а какое то иное. Только считаете, что это стыд? Ведь это может быть разочарование, недовольство (конкретно определёнными поступками или сотрудниками), гиперответственность или точность соблюдения правил.

    Вы уж извините, дорогие психологи, которые тоже читают это, но я не ругаюсь терминами, что могли понять все. Да и честно говоря всех их не знаю.

  • 11 октября 2011 в 08:36 • #
    Артур Матевосян

    А все вместе я не могу испытывать?
    И разочарование в сотрудниках, и раздражение (недовольство) от неудобной ситуации, и сам стыд перед кем-то...

  • 11 октября 2011 в 10:13 • #
    Игорь Климанов

    Вполне можете, я просто предположил иные варианты для рассмотрения. Главное в этом тщательней разобраться и правильно к этому потом относиться. Если тяготит и мешает работать, то повторюсь, посетите психо-тренера. Он вас быстро и не так дорого научит относиться к этой ситуации спокойно. Зачастую мы можем понимать наши проблемы, но самостоятельно, без профессионала её не решить.

  • 11 октября 2011 в 10:16 • #
    Сергей Калинин

    Всё вместе испытывать, разумется, можно, но не нужно :)

    Вообще, одно из ключевых качеств менеджера - т.н. "адреналиновая реакция" на проблемы. Это что-то подобное спортивной злости, азарту, упрямству, способности собрать свои силы и волю в кулак, желанию продавить ситуацию и победить (и т.д.).

    Вот сталкиваясь со всякими багами и траблами на работе, лучше развивать и культивировать в себе не стыд (и т.п.), а адреналиновую реакцию :)

  • 11 октября 2011 в 10:53 • #
    Артур Матевосян

    Понимаю, о чем вы говорите, но иногда бывает поздно исправить ошибку даже с помощью нее.

    Также эта реакция возникает у некоторых (у меня в частности так было) в состоянии острой нехватки времени.
    Мобилизуются все процессы

  • 10 октября 2011 в 18:53 • #
    Игорь Климанов

    АНЕКДОТ:
    Разговаривают два руководителя:
    1 - Эх, пробовал метод "кнута и кнута".
    2 - Ну как?
    1 - Не помогло. Потом пробовал метод "кнута и пряника"
    2 - Ну как?
    1 - Ещё хуже, пряником бить неудобно!

  • 15 октября 2011 в 14:55 • #
    Наталья Бочковская

    Артур, у вас высокая приверженность к вашей компании, если компетенция(знание плюс опыт) так же высоки, то это безусловно готовность к новому должностному уровню.

  • 7 ноября 2011 в 15:10 • #
    Игорь Наприенко

    Автор говорит об испытываемом им чувстве стыда. Что же такое стыд, какова его природа? Не вдаваясь в тонкости скажу – это самоосуждение, возникающая в результате оценки своих действий, поступков, как несоответствующих индивидуально - сформированному пониманию норм поведения, а также, что очень важно, вызванное ожиданием возможных наказаний, осуждений этих действий окружающими и в связи с этим боязнь получить еще большие негативные эмоции.
    Что касается ощущаемого стыда за действия других, то в принципе здесь ничего не меняется по сути. Человек, в связи с различными факторами, осознавая свою общность с другим человеком, ожидает возможные последствия за действия совершение им и для себя, тем боле, что в данном случае это работники одной фирмы, частью которой автор себя без сомнения ощущает. В связи с этим скажу автору - любой человек ни юридически, ни по моральным, этическим, ни по каким иным нормам отвечать за действия другого не обязан, если к ним абсолютно не причастен. Поэтому
    -Если что-то в вашем сознании позволяет думать обратное – измените свое сознание, вы на это имеете полнейшее право.
    -Если кто-то утверждает вам это, знайте – это манипуляция вашим сознанием, имеете полнейшее право послать его куда подальше.
    -Если на вашей фирме существует образчик армейской мотивации – накосячил один, отжимается весь взвод , и вы реально можете понести ответственность за действия вышеупоминаемого сотрудника , вы имеете полнейшее право поставить сложившуюся ситуацию на вид начальству, а если не поможет- это повод задуматься, а на той ли вы фирме работаете.
    Удачи!

  • 8 ноября 2011 в 13:22 • #
    Татьяна Медведева

    Да уж...вопрос - элементарный, ответов -тьма.Каждый умный-заумный! А у человека элементарный синдром отличника, который во-взрослом возрасте превратился в гиперответственность!
    На мой взгляд, действительно оптимальными являются советы Игоря Наприенко! Нельзя быть ответственным за весь мир..а уж если себя так это беспокоит, может просто побеседовать с хорошим психологом! ( и не стоит забывать, что ХОРОШИМ психолог становится (и во всем мире признается) только годам к 30--35, набравшись житейской мудрости и опыта.)


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008