ПОЧЕМУ РУССКИЕ УЛЫБАЮТСЯ ТАК РЕДКО?
6 апреля 2010 в 09:40

ПОЧЕМУ РУССКИЕ УЛЫБАЮТСЯ ТАК РЕДКО?

Дорогие мои!
По просьбе Елены Закаблуцкой, у которой глючит сайт (что случается с ним уже далеко не в первый раз и уже почти не вызывает удивления), размещаю новую тему.
Итак:

У нас в «Путешественниках» уже была тема «про улыбку». А тут мне встретилась статья, в которой особенности российского отношения к улыбке и «улыбанию» рассматриваются под несколько иным углом зрения. Ниже — текст статьи. Лично у меня некоторые пункты в ней вызывают внутренний протест (пп. 10-14). А Вы что думаете, уважаемые коллеги, особенно те, кто много ездит и имеет богатый материал для сравнения «здесь» и «там»?

//Продолжение следует в прикрепленном «ответе»

Ссылка на источник: http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/chto_oznachaet_ulybka_pochemu_russkie_ulybayutsya_tak_redko///

448
Комментарии (35)
  • 6 апреля 2010 в 09:42 • #
    Елена Рудавина

    Мы часто слышим от иностранцев, что русские редко улыбаются (особенно люди, живущие в больших городах). Мы не замечаем этого, но по сравнению с другими восточными и западными странами это так. Что это значит? Русские грубы, невежливы, невоспитанны, негостeприимны и т.п.??

    Думаю, всё глубже – в национальных традициях. Посмотрим, как обстоит дело! Я обнаружил в Интернете замечательную работу профессора Воронежского университета И.А. Стернина. Думаю, он дал хорошее научное обоснование этого явления.

    Он указывает 14 отличительных черт типичной русской улыбки:

    1. Улыбка в русском общении не является признаком вежливости.

    В коммуникативном поведении американцев, англичан, немцев и финнов это так. Улыбки необходимы при приветствии или при вежливом разговоре. Русские писатели неоднократно отмечали, что типичная американская улыбка многим русским кажется ненатуральной и фальшивой. Они говорят: «Американцы улыбаются так, как будто они электрические лампочки, которые включили», «Их улыбка – это что-то хроническое», «Американское лицо – это, главным образом, зубы».

    Я не хочу обидеть американцев. Я пытаюсь защитить русских от тех, кто обвиняет их в неулыбчивости.

    Западные улыбки при приветствии кого-то означают чистую вежливость. Чем больше человек улыбается, тем больше дружелюбия он/она демонстрирует своему партнёру.
    Японские девушки при входе на движущийся эскалатор в больших супермаркетах улыбаются и кланяются каждому посетителю – 2500 улыбок и поклонов в день!

    Русские люди не улыбаются из вежливости. Наоборот, считается плохим улыбаться без каких-либо существенных причин. Русское выражение: «Он улыбнулся просто из вежливости» подразумевает негативное отношение к улыбающемуся.

    Постоянная вежливая улыбка считается в России «дежурной улыбкой» и демонстрирует неискренность человека, закрытость и нежелание показать настоящие чувства.

    2. Русские не улыбаются незнакомым.

    Русские улыбаются только своим хорошим знакомым. Вот почему продавцы в магазинах никогда не улыбаются покупателям (они не знакомы с ними лично!) Если продавщица знает покупателя, она улыбнётся ей (ему).

    3. Для русских нетипично улыбаться в ответ.

    Некий американец пишет в газете «Известия»: «Не знаю, почему, но когда я смотрю на русских таможенников, проверяющих наши паспорта, и улыбаюсь им, они никогда не улыбаются в ответ. Когда вы в России встречаетесь глазами с каким-нибудь прохожим на улице, вам никогда не улыбаются в ответ». Это верно: если русский видит улыбающегося ему/ей незнакомого человека, он, несомненно, будет искать причину веселья. Может, что-то в его/её одежде или причёске заставило этого типа так веселиться?

    4. Для русских нехарактерно улыбаться человеку, с которым встречаешься глазами случайно. Американцы улыбаются в таком случае, а русские отводят глаза.

    5. Русские, в общем, не улыбаются при взгляде на детей или домашних животных (думаю, это противоречивое утверждение).

    6. Русская улыбка – это знак личной симпатии.

    Русская улыбка показывает, что вы нравитесь тому, кто улыбается. Он/она очень дружелюбно к вам расположены. Вот почему русские улыбаются только знакомым людям, потому что они не могут быть пристрастными к незнакомцам.

    7. Русские не улыбаются, когда работают или занимаются чем-то серьёзным.

    Таможенники не улыбаются, потому что заняты своим серьёзным делом. То же самое относится к продавцам и официантам. Это уникальная особенность русской улыбки. В «Чейз Манхеттен Бэнк» висит большой плакат: «Если ваш оператор вам не улыбается, сообщите швейцару и получите от нас доллар!»

    Детям нельзя улыбаться во время учёбы. Взрослые русские говорят своим детям: «Не улыбайся, будь серьёзным в школе, когда готовишь домашнее задание и когда с тобой говорят старшие!». Одно из самых обычных замечаний русского учителя – это: «Что за улыбки? Прекратили и начали писать».

    Обслуживающий персонал в России не улыбается никогда. С давних времён клерки, продавцы, официанты и слуги были вежливы и воспитаны, но всегда неулыбчивы.
    Сейчас нам приходится делать улыбку профессиональным требованием для всех член

  • 6 апреля 2010 в 13:36 • #
    Анна Миронова

    Ну, с профессором можно поспорить по многим вещам - нельзя все же гнать под одну гребенку все многообразие людей и случаев...
    Но я хочу сказать не про это, а про американскую культуру "улыбчивости". В свое время я работала переводчиком в американской организации и примерно в это же время прочитала одну забавную статью. В ней говорилось о демонстрации клыков у животных как показ силы/угрозы. Так вот многие "американские улыбки", по мнению автора статьи - не что иное как "демонстрация клыков". Не во всех случаях, но зачастую в моей жизни "то на то и походило". :)

  • 6 апреля 2010 в 10:29 • #
    Виталия Лепехина

    Вот с китайцами я абсолютно согласна... До чего удивительный народ - им трудно, но они улыбаются... Я вообще оптимист по жизни, для меня улыбаться - естественное состояние :)
    И еще... Россия одна из немногих (если не единственная) страна, жители которой, могут смеяться над собой :)

  • 6 апреля 2010 в 10:40 • #
    Илона Шахова

    Русские улыбаются мало, потому что "горе - от ума" :))) Намек понятен? :)))

  • 6 апреля 2010 в 22:18 • #
    Елена Зак

    Так ведь "Смех без причины - признак дурачины":))) А?

  • 7 апреля 2010 в 09:31 • #
    Илона Шахова

    Я не совсем это имела ввиду. Есть какая-то фраза, которую никак не могу вспомнить дословно. может, кто-то прочтет и сразу вспомнит: Знания усугубляют печали. У нас же народ грамотный начитанный, обремененный знаниями практически во всех областях жизни :)) От того и печальный! :))

  • 7 апреля 2010 в 11:29 • #
    Ирина Характерова

    Многие знания - многие печали
    во многом знании - многая печаль
    многие знания умножают печали

    Это разные переводы библейского оригинала.

  • 7 апреля 2010 в 11:52 • #
    Илона Шахова

    СПАСИБО! Я знала, что кто-нибудь обязательно напомнит мне, как правильно звучит эта фраза!

  • 6 апреля 2010 в 12:21 • #
    Нина Паевская

    Так даме вообще нельзя не улыбаться. Слегка ;))

    К тому же с детства врезалось:

    "В грозы, в бури, в житейскую стынь,
    При тяжелых утратах или когда тебе грустно,
    Казаться улыбчивым и простым -
    Самое высшее в мире искусство"

    И я улыбаюсь :))

  • 6 апреля 2010 в 12:27 • #
    Елена Рудавина

    А я вот знаю ситуацию, когда нельзя улыбаться, иначе будут неприятности :)
    Нельзя улыбаться финским таможенникам!
    Их это раздражает, возмущает и расценивается как издевательство над серьезным делом и важностью ситуации.

  • 6 апреля 2010 в 22:51 • #
    Нина Паевская

    Как будто украинским можно :) За последние несколько месяцев я дважды наведывалась в Украину. Ты не представляешь, каких усилий мне стоило сохранить суровый вид при вопросе "наркотики?... оружие?..."

  • 6 апреля 2010 в 22:59 • #
    Елена Рудавина

    Ой, вспомнила. Когда в августе 1998 года , аккурат в пиковый день кризиса, ранним утром прилетела из Египта, с нами в компании был врач-нарколог. Он в Египте купил складной кальян. А тогда еще декларации заполнять должны были все. И в декларации графа: наркотики и приспособления для их приема. Врач-нарколог на голубом глазу в этой графе птицу поставил. Мы шли сонной вереницей мимо сурово насупившего служебные брови погранца, собиравшего эти декларации. Когда он ткнулся взглядом в птицу в страшной графе, то прям остолбенел. Просто пришпилил нашего приятеля взглядом и железным вопросом: "Какое приспособление для наркотиков???"
    Врач честно грит: "Вот - кальян".
    В следующую минуту пограничник повел себя, как истинный защитник неприкосновенных рубежей родины, обнаруживший врага. Он решил, что наш врач издевательски шутит. Дальше было жутковатое шоу. Всё в итоге закончилось благополучно, но урок мы все получили классный - не то что не шутить, а и бдить, чтоб чистые помыслы на шутку не смахивали :)

  • 6 апреля 2010 в 13:27 • #
    Виктор Овсянников

    Думаю, что на Западе доминирует культ благополучия, успеха. Это имеет и практическое значение.
    У нас же, даже в классической литературе, всегда культивировался другой культ - страдания, борьбы и т.п. История последних сотни лет тому живое подтверждение. Страх и ненависть как-то не стимулировал частые улыбки. Черный юмор, смех сквозь слезы...
    Когда сам бываю ТАМ, быстро привыкаю улыбаться, потом с трудом отвыкаю :)))))))

  • 6 апреля 2010 в 13:53 • #
    Lykov Yuriy

    Улыбайся,шеф любит идиотов)))

  • 6 апреля 2010 в 17:03 • #
    Анатолий Емельянов

    Пункты 6, 8 и 13 - чем не хороши? :)

  • 6 апреля 2010 в 22:05 • #
    Елена Зак

    Пункты 6 и 8 протеста не вызывают Пункт 13:

    Улыбка должна быть уместна в данной ситуации с точки зрения окружающих.
    Наиболее обычные ситуации при общении русских не способствуют улыбкам. Люди не улыбаются в напряжённой ситуации. Они говорят: «Улыбаться не время». Считается, что нехорошо улыбаться, если рядом люди, у которых серьёзные проблемы или заботы (если, конечно, об этом предупредили другие): болезнь, личные проблемы и так далее.

    Знаете ли, есть страны, где люди живут куда как тяжелей, чем в России - а если с Москвой сравнивать - тем паче. А улыбаются, однако, чаще. Посему у меня вопрос к автору статьи - не притянута ли за уши эта причина?

  • 7 апреля 2010 в 07:48 • #
    Анатолий Емельянов

    А Я - НЕ АФТАР! :) ...НО - 1-ю фразу п.13 - одобрямс 100% !

  • 7 апреля 2010 в 10:23 • #
    Елена Рудавина

    Лена, а знаешь, у меня к улыбке какое-то неоднозначное отношение сформировалось.
    С одной стороны - ценнейшая вещь, улыбка. Универсальный ключик.
    С другой - она, как и любая ценность, подвержена девальвации, то бишь, обесцениванию при чрезмерном употреблении.
    С третьей, растянутые в улыбке лицевые мышцы не гарантируют позитивного отношения улыбающегося. Гадости тоже делаются часто с улыбочкой.
    С четвертой - искренняя улыбка делает улыбающегося уязвимым. Можно запросто в свою улыбку получить прямой заряд негатива.
    Вот и получается, что очень это непростая штука - улыбка.
    А русские - они улыбаются. Много, красиво. Но далеко не всегда мы со своей национальной культурой улыбки вписываемся в культуру улыбки других народов.

  • 6 апреля 2010 в 21:01 • #
    Александр Литвинов

    Всю статью не осилил, но вот фраза про неулыбчивых таможенников или пограничников в России меня порадовала. А где они улыбаются? Попробуйте пошутить с ними, например, в Израиле, можете вообще попасть в КПЗ. В Европе тоже не припомню веселящихся пограничников. Это вполне объяснимо. Улыбка устанавливает личные отношения, а вот их-то представителям власти никак устанавливать нельзя, как потом они будут человека обыскивать, арестовывать и т.п.
    И вообще, мне кажется, что улыбка - это приглашение к установлению личных отношений. И вот тут кроется причина нашей неулыбчивости. Нас так долго и часто пиииик (вырезано цензурой), что недоверие стало нашим генетическим признаком. А улыбаться кому-то без доверия и симпатии может только циник и мошенник. Много ли улыбаются Северокоррейцы или Сомалийцы?
    Поэтому мы и американцев называем искусственными и циничными, что они улыбаются всем подряд. Смею утверждать, что они улыбаются не от цинизма и даже не из вежливости (хотя это тоже бывает), а потому что им ХОРОШО. Т.е. совершенно искренне.

  • 6 апреля 2010 в 21:59 • #
    Елена Зак

    В Италии мне обычно везет на улыбающихся таможенников. В Испании тоже. В Сирии тоже улыбались - но моему мужу, а не мне (я была рядом) - там неприлично улыбаться чужим женщинам:)))

  • 7 апреля 2010 в 11:52 • #
    Елена Рудавина

    В Италии улыбаются не только таможенники :) Там почти все всегда улыбаются. Причем, искренне.

  • 7 апреля 2010 в 11:37 • #
    Ирина Характерова

    Не соглашусь по последнему пункту. Они улыбаются, потому что иначе в их культуре просто нельзя. Ты не получишь хорошую job, если не будешь smile.
    Мне как-то сказали интересную вещь. "Мы, американцы, всегда кажемся счастливыми для окружающих, но зачастую это притворство и это утомляет. Вы же, русские, никогда не притворяетесь. Вы честные".

  • 7 апреля 2010 в 14:21 • #
    Александр Литвинов

    Значит мне везло на американцев, которые улыбались искренне

  • 6 апреля 2010 в 21:59 • #
    Лариса Гордон

    А вот теперь и я вступлю!!!Какое КПЗ? О чём Вы? Наши таможенники-нормальные люди.В нашей стране улыбка-нормальное явление.И если вы адекватный человек.ни один таможенник не удивится вашей улыбке.ещё и пошутит с Вами.Зачем вы так? бывает паршивая овца в стаде.Как и везде.

  • 6 апреля 2010 в 22:17 • #
    Елена Зак

    Про пункт 5 - автор и сам делает тут оговорку, а я подбавлю: когда я несколько раз ездила в общественном транспорте со своей кошкой, и она не хотела сидеть за пазухой, это было всеобщее счастье. Многие улыбались, глядя на ее плоскую морду.

    Мои личные наблюдения.

    Наши люди безотчетно улыбаются, когда видят:

    - человека с большим количеством цветов (неважно - мужчина или женщина, но должно быть заметно, что он их не продает, а ему их подарили);
    - некоторых животных - пушистых кошек, маленьких собачек типа пекинесов и т.п.
    - солнечное небо;
    - какое-то необычное в условиях города зрелище, не запланированное как шоу.

    Неделю назад видела очень много улыбок одновременно.
    Вышла на Китай-городе, на Маросейку. Смотрю, вся улица в пене - думаю, неужели пожар тушили?
    Оказалось, мыли дома. В буквальном смысле мыли: группа рабочих ЖКХ поливает стену дома из шланга, пена идет под большим напором и стекает вниз. На противоположной стороне стоит немалое количество народа и радостно на это глазеет. Сами рабочие просто цветут улыбками.

    Что интересно - во всех перечисленных мною случаях люди улыбаются не кому-то, а, скорее, сами себе. Хоть так...

  • 7 апреля 2010 в 11:19 • #
    Владимир Дубровский

    Потому, что умеют смеяться и плакать.

    Мы можем надеть улыбку под соответствующий костюм - настроение. Иначе "без штанов, а в шляпе" получается :)

  • 7 апреля 2010 в 18:42 • #
    Ирина Николаевна Мясникова

    Привет всем! Из этой статьи можно сделать вывод, что я только прикидываюсь русской, а на самом деле или клиническая идиотка или засланный шпион. Хожу, как дура, и всем подряд улыбаюсь. Даже гаишникам. Папа мой тоже, царствие ему небесное, по всему выходит был не русский парень. Сибирский еврей, наверное. Или японец. Про Натэллу Бармакову тоже можно неладное заподозрить, улыбается все время. Барона одного знаю из наших, тоже весьма доброжелательный тип. Видать усы специально отрастил, чтоб улыбочку свою прятать. И фамилия у него явно не русская - Федотов!
    Однако, если вспомнить наших девушек, которые в советское время танцевали в мюзик-холле, высоко подбрасывая ноги, то те точно русские. Их, конечно, улыбаться заставляли, но у них такой оскал в результате на мордах был, что я в этот мюзик-холл ходить боялась. И модели сейчас на подиумах ходят с такими рожами свирепыми, что сразу ясно - это настоящие русские люди!

  • 7 апреля 2010 в 18:44 • #
    Натэлла Бармакова

    Вот долго молчала, т.к. тоже подозревала, что в этой теме мне ну прям нечего сказать - нетутошняя я, совсем не тутошняя...
    А ты меня выкурила из моего молчаливого угла и снова заставила улыбаться!!!:)))))))))))))))))

  • 18 апреля 2010 в 00:00 • #
    Елена Воробьева

    Ну вот и я тоже наконец решила встрять :-))) Потому как тоже часто улыбаюсь, и даже - о ужас! - без повода! :-)))
    Я не наша, да? :-(((

  • 8 апреля 2010 в 12:51 • #
    Cлавомир Лазаров

    Здраствуйте я работаю уже 6 лет с русскими туристами во Флоренции и Флорентинской области как гид, конечно этот вопрос и мне задавали из гостиницы, почему русские никогда не улыбаютсья, они думают что они недовольные, а я их спросил а кто нибудь из вас научил бы лишь одно слово по русском, они ответили нет, но научите господа это ваша работа, научите и познакомтесь, это прекрасные люди просто надо найти общий язык. Русские туристы очень часто думают что кто их специально обманывают, я думаю что это не так, просто когда они в отпуск продалжает думать про свои проблемы и часто не успевает быстро релаксировать. Конечно в последнее времья я вижу уже и такие люди и надеюсь что глубокая русская душа покажеть себе в положительном аспекте и за границе. Недавно у меня был клиент банковский директор, ездили целый час на машине, очень такой серезный ничего почти не говорить, ни жена ни дочка, потом я показал замечательная средневековая крепость Сан Джиминяно и они сразу стали веселые, хотели там остатсья, даже про гостинице спросили и почти забыли про Флоренции, про галереи Уффици и т.д.Так что мой ответ такой изучайте русские привычки и они больше будет улыбатсья. Я с этого давно борюсь и хотел бы что русские люди возравщались с улыбкой из Италии, если у меня это получилось значит мою работу получилось на 100 процента. Спасибо за внимаие! Славомир

  • 19 апреля 2010 в 15:08 • #
    Veronika D

    Славомир, спасибо Вам большое за теплые слова и за заботу!
    (искренне улыбалась, читая Ваше эмоциональное и искреннее сообщение)
    :))

  • 17 апреля 2010 в 19:50 • #
    Юрий Илюхин

    Почему они должны улыбаться часто? :)
    Многие иностранцы практически постоянно улыбаются, на них русские смотрят как на придурков :))))))
    Улыбаться надо по причине, а не постоянно.
    Вспомните старинную русскую мудрость: смех без причины - признак дурачины :)))

    Традиции, менталитет и т.д. - вот и улыбаются только когда есть повод.

  • 22 апреля 2010 в 09:55 • #
    Зульфия Ходырева

    "Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом"(Бомарше) Может, это и про улыбку? :))

  • 24 апреля 2010 в 21:51 • #
    Женя Ильницкая

    наверно, я еще в том возрасте, в котором все, и русские и нерусские улыбаются часто и громко =))

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?