3 января 2015, 08:35 75 лет как один МиГ: от И-200 до МиГ-35
3 января 2015 в 10:30

3 января 2015, 08:35 75 лет как один МиГ: от И-200 до МиГ-35

3 января 2015, 08:35 75 лет как один МиГ: от И-200 до МиГ-35В конце 1939 года было основано опытное конструкторское бюро Артема Микояна, выделенное из московского авиазавода № 1 им. Авиахима. Помощником Микояна стал инженер-конструктор Михаил Гуревич. Первый инженерный состав КБ МиГ был набран из КБ Поликарпова.

Трудный путь

Микоян возглавил новое КБ в непростой для советской авиации период. Большинство самолетов Красной армии безнадежно устарело и привнести в отечественное авиастроение новизну и передовые технические решения предстояло многим конструкторам, в числе которых был и Артем Микоян. Решить непростую ситуацию в отечественной авиастроительной отрасли был призван самолёт И-200, разработку которого поручили КБ Микояна. Новый коллектив сразу же включился в работу. Многие историки отечественного авиастроения в своих книгах отмечали необычайную слаженность в работе Микояна и Гуревича. Люди явно были увлечены любимым делом и отдавались ему без остатка. Отличительной чертой Артема Микояна в работе был тот факт, что он умело принимал точные и взвешенные решения и в работе большую часть времени уделял именно прикладной науке. Бумажную работу в КБ Микоян вообще сократил до минимума, заместив ее тесным сотрудничеством с ведущими научно-исследовательскими институтами. Отмечало новое КБ и необычайная слаженность в работе всех без исключения инженеров. Этому способствовал характер Артема Ивановича Микояна — спокойный, рассудительный, не любящий суеты и повышенных тональностей руководитель.

Самолёт И-200, который стал первым результатом труда нового КБ, поднялся в воздух 5 апреля 1940 года под управлением летчика Аркадия Екатова. Всего три месяца понадобилось КБ Микояна для того, чтобы построить, испытать и поднять в небо новый самолет. 24 мая Аркадий Екатов на этом же самолете установил рекорд по скорости полёта, разогнав новый истребитель до фантастического для того времени показателя — 648 км/ч. Это произвело на военных летчиков неизгладимое впечатление. Самолет получился настолько хорошо, что было принято решение пустить его в серийное производство сразу же, без завершения необходимых испытаний. Первая сотня серийных машин из опытного рабочего названия И-200 превратилась в гордые МиГ-1. Именно тогда имя «МиГ» официально закрепилось за изделиями нового КБ и расшифровывалось как «Микоян-Гуревич».


Ввиду постоянных доработок, процессов по модернизации, самолет после выпуска партии в 100 штук, окрестили МиГ-3. Однако, несмотря на все достоинства нового самолета, сама его концепция оказалась неверной. Военная доктрина того времени предусматривала борьбу с высотными целями — бомбардировщиками врага, но реальность Великой Отечественной оказалось для МиГ-3 критической. Двигатель самолета отлично был адаптирован для борьбы на больших высотах, но воздушные сражения Великой Отечественной велись на высотах куда меньших и самолет с возложенной на него задачей не справлялся. МиГ-3 были слишком тяжелы в управлении на небольших высотах. История боевого применения первого детища КБ Микояна в период войны невелика. Подавляющее большинство МиГ-3 были уничтожены в ходе налетов немецкой авиации на западные аэродромы СССР, а те немногочисленные самолеты, что смогли уцелеть, использовались почти везде. Выбирать уже не приходилось, поэтому для защиты советского неба применяли все, что есть. Самым большим вкладом МиГ-3 в победу над нацистами можно считать участие в обороне Москвы.

Фото: Наталья Шишова

В силу множества причин, войскам был необходим штурмовик для поддержки. Тогда и было принято решение о замене МиГ-3 на конвейерах на более подходивший по направленности Ил-2. Несмотря на большие переживания, эвакуацию КБ и производственных мощностей, Артем Микоян был уверен, что будущие разработки его КБ обязательно найдут применение в жизни.

Реактивная тяга

В конце 1943 года стало понятно, что самолеты с поршневыми двигателями доживают свои последние годы. Потенциал их был исчерпан, а концептуально новые возможности могла предложить лишь реактивная тяга, опыты с применением которой уже вовсю шли в нацистской Германии. Микоян и Гуревич не остались в стороне — их опытный сам

44
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012