Чем Россия может ответить Западу
30 июня 2014 в 08:51

Чем Россия может ответить Западу

Чем Россия может ответить ЗападуЛогика последних дней дает основания предполагать, что в случае введения дополнительных санкций со стороны западных стран Москва тоже постарается предпринять определенные шаги, чтобы насолить Вашингтону и Брюсселю. Главным следствием этого станет еще больший разворот России на Восток и активизация сотрудничества со странами Азии.

«Росбалт» обратился к экспертам с просьбой определить, чем реально может ответить Москва Западу. Оказалось, что инструментов не так уж и много, и главный из них — пресловутая «энергетическая дубинка», которой Москва размахивала не так давно — не будет эффективным оружием в новом глобальном противостоянии.

По мнению партнера Rusenergy Михаила Крутихина, единственное, что может сделать Россия в нынешней ситуации — переориентировать экспорт на Китай. Но если с нефтью это можно организовать года за два-три, расширив ВСТО (трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан») и подходы к ней, то с газом перспектива слаба: решения запредельно дороги, и продавать китайцам «голубое топливо» придется с дисконтом.

Любые резкие шаги в других сферах могут нанести ущерб самой России. Поэтому в вопросе подготовки ответных мер стоит придерживаться жесткого прагматизма, уверен партнер FCG Владимир Лупенко.

Например, сокращение и без того невеликого товарооборота с США может оказаться почти безболезненным. Штаты занимают чуть больше 3% во внешней торговле России, причем уже второй год подряд двусторонняя торговля падает. По итогам 2013 года свыше 76% российских поставок в США пришлось на нефть и нефтепродукты, необработанный алюминий, удобрения, чугун и полуфабрикаты из нелегированной стали, изделия из драгметаллов, необработанный палладий, титан и изделия из него, обсадные трубы, синтетический каучук, клееную фанеру и реактивные двигатели. Американский экспорт гораздо разнообразнее — это и автомобили, и летательные аппараты, и медицинская техника, и строительные машины, насосно-компрессорное оборудование, электрогенераторные установки, фильтры, контрольно-измерительная аппаратура и многое другое, включая и продукты питания (например, мясо птицы).

Если мясо птицы можно легко завезти из той же Бразилии, то заменить высокотехнологичное оборудование и транспортные средства будет непросто. Сейчас на долю стран дальнего зарубежья приходится 51% импорта этой группы товаров, и основной объем завозится из ЕС и США. По оценке Николая Цыплухина из «Рус-Рейтинг», переориентироваться на Азию и страны БРИКС в этом сегменте будет возможно, но проблематичнов отличие от продовольственных, сельскохозяйственных и текстильных товаров (19% импорта в 2019 году).

Пока Москва создает некоторые проблемы США лишь в финансовом секторе. С октября 2013 года по конец января 2014 года Россия сбросила достаточно внушительный пакет американских казначейских облигаций — примерно на $18 млрд, доведя его до $131,8 млрд. Для сравнения, это примерно в 2 раза больше государственного долга самой России, который за 2013 год вырос до $63,4 млрд. Продолжила ли Москва такую же игру после крымских событий, пока неясно — цифры станут известны лишь в мае 2014 года. Америке не столько страшен сброс бумаг, сколько тот факт, что из числа покупателей ее долга исчезнет довольно крупный игрок. А это значит, что обслуживание долговых обязательств станет чуть более сложным.

Кроме того, России легко будет отказаться от американской бытовой техники и электроприборовв пользу азиатских товаров. Директор по стратегическому развитию LogLab Галина Гельфанд полагает, что в случае применения жестких экономических санкций со стороны Европы и США, на российском рынке в крайнем случае через полгода будут танцевать от радости китайские производители — люди «распробуют» их товары. «На собственном опыте убедилась, что телефоны Huawei ничем не хуже аналогов с брендом. То же касается и автомобилей, и электроники. Поэтому, глядя на все эти политические баталии, хотелось бы спросить у тех же европейских и американских автопроизводителей, где еще они смогут реализовать 3 млн запланированных автомобилей, в которые вложены большие инвестиции», — отмечает эксперт.

Владимир Лупенко

56
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012