Денис Мосюков ЧЕМ ГРОЗЯТ СТРАНАМ ПРИБАЛТИКИ РОССИЙСКИЕ...
20 октября 2014 в 14:01

Денис Мосюков ЧЕМ ГРОЗЯТ СТРАНАМ ПРИБАЛТИКИ РОССИЙСКИЕ КОНТРСАНКЦИИ

Денис Мосюков    ЧЕМ ГРОЗЯТ СТРАНАМ ПРИБАЛТИКИ РОССИЙСКИЕ КОНТРСАНКЦИИВ Прибалтике надеются, что падение цен на сельхозпродукцию позволит частично компенсировать закрытие российского рынка внутренним спросом, но отсутствие роста цен вкупе с резким увеличением предложения приведет к вытеснению с рынка мелких хозяйств.
Таллин, Эстония – В середине сентября эстонские аграрии провели перед зданием парламента акцию протеста с раздачей молока. Ее целью было обратить внимание на положение в сельском хозяйстве после введения Россией санкций на ввоз продукции из ЕС. Запаса прочности прибалтийских республик пока хватает, чтобы «держать удар» от российских контрсанкций, однако в экономике трех стран началось накопление негативных тенденций.

Россия является третьим торговым партнером Эстонии по импорту – на нее приходится до 12,7%, первым для Латвии (18.2%) и Литвы (19,8%). По подсчетам эстонских аналитиков, прямой ущерб от российских санкций составит для Эстонии как минимум 75 млн. евро, а с учетом влияния на смежные сектора экономики – до 150 млн. евро. По словам премьер-министра Латвии Лаймдоты Страуюма, эмбарго нанесет Латвии ущерб в размере 55 млн. евро, причем до половины убытков придется на молочную отрасль.

В прибалтийских столицах стараются публично не сгущать краски.

«Воздействие на сельское хозяйство Эстонии будет не столь значительным, чтобы его нельзя было заменить экспортом в Европу, в то же время, нет смысла строить иллюзии, будто санкции не окажут существенного влияния на конкретные предприятия», – заявил премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас.
Президент Литвы Даля Грибаускайте заверила, что «…влияние на экономику будет небольшим, нет практически никакой вероятности банкротств, ожидается частичная потеря прибыли».

В итоге, по официальным умеренным прогнозам, российские санкции могут обойтись Литве в 0,4% ВВП, Латвия потеряет около 0,2%, Эстония – до 0,35%. Однако есть основания полагать, что в Прибалтике готовятся к более серьезным последствиям – особенно если действие российских санкций будет продлено. Так, по неофициальной информации, Минфин Латвии подготовил пессимистичный сценарий, допускающий потерю нескольких процентов ВВП. Представители профильных ведомств Эстонии также заявляли, что «ситуация может стать критической»: экспорт в Россию является одним из локомотивов экономического роста страны, и на фоне санкционного противостояния в 2015 году он не превысит 1,3%. В Литве опасаются снижения занятости – прогноз по безработице на 2014 год увеличен с 10,4% до 10,9%. Сокращение персонала уже началось на предприятиях финского концерна «Валио», которая имеет два завода в Эстонии.

Профильные министерства трех стран в целом выработали реалистичное понимание ситуации, которое расходится с оценками политиков. По словам министра экономики и инфраструктуры Эстонии Урве Пало, «долгосрочные и косвенные последствия принятых Россией санкций могут оказаться гораздо важнее, чем краткосрочные». Серьезным ударом стал бы отток российских туристов на фоне снижения покупательной способности – на россиян приходится более 16% всех туристов в Эстонии. Аналитики банка SEB также отмечают, что хотя влияние санкций уже ощущается в секторе транзита и туризма, в полной мере оно проявится не раньше следующего года.

Подсчет вероятных убытков для стран Прибалтики осложняется двумя факторами. Первый – существенная доля реэкспорта в торговом балансе трех республик. Так, по данным службы экономического анализа Минэкономики Эстонии, в 2013 году реэкспорт в Россиюв том числе и молочной продукции – составил 77% всех поставок, или 1,1 млрд. евро из совокупных 1,4 млрд.

Второй фактор – значительная доля транзитного бизнеса в экономике. По словам госсекретаря министерства сообщения Латвии Каспарса Озолса, на транспортную отрасль приходится до 11% ВВП страны, причем российские грузы составляют 70% в общем объеме транзитных перевозок. По данным Литовской ассоциации автоперевозчиков «Лмеавоис», около трети грузового транспорта (почти 8 тыс. фур) зарабатывает перевозками агропродукции. Таким образом, прямые потери могут оказаться несколько ниже с поправкой на реэкспорт, однако российские санкции нанесут ощутимый удар

91
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012