Детективная история с шедевром Карла Брюлова.
5 мая 2013 в 20:08

Детективная история с шедевром Карла Брюлова.

Детективная история с шедевром Карла Брюлова.Кто нашел картину Брюллова?
Отгадайте загадку: калининградка нашла, москвичка взяла, а заплатил за нее Путин. Что это?
Картина Карла Брюллова "Вид форта Пику на острове Мадейра ".

Телеканал «Россия» показал недавно документальный фильм «Последняя тайна Карла Брюллова». Желая придать фильму сенсационности, в рекламном тексте на сайте телеканала авторы не скупились на завлекательные метафоры:

«Впервые на экране… удивительные детективные приключения картины Карла Брюллова… Cотрудники Третьяковской галереи провели за рубежом многоходовую «спецоперацию», которой могли бы позавидовать секретные службы…
Автор и режиссер фильма Михаил Роговой подал в восторженном стиле и тот факт, что «неизвестное произведение Брюллова было обнаружено научным сотрудником Третьяковской галереи Е. Бехтиевой, изучающей португальский период творчества художника». Картину удалось приобрести за счет средств Резервного фонда президента России Владимира Путина.

Всё, вроде бы, правильно. Но история эта, действительно незаурядная, требует некоторых уточнений.
Почему-то некоторым авторам, начиная рассказывать о подобных открытиях, поневоле хочется, чтобы они были связаны с приключениями, пропажами, похищениями, погонями, подменами и тому подобными вторичными признаками авантюрно-детективного жанра… Помните? …«Место было настолько безлюдным и темным, что невольно хотелось совершить преступление…»
Речь пойдет, слава богу, не о преступлении. Речь пойдет всего лишь о предательстве.

Авторы сценария, увы, не знали главного в этой истории!
История действительно могла бы стать детективной. Историей о том, как у человека украли честь открытия. По сути, украли честь. И финалом истории, по всем законам жанра, должно было бы стать разоблачение. Но не стало. Скорее всего, и не станет.

Тем не менее, мы считаем, что народ должен знать правду. Правда состоит в том, что отыскала картину Брюллова на острове Мадейра и, фактически, привела к ней за руку сотрудников Государственной Третьяковской Галереи вовсе не Елена Бехтиева, а Ольга Макарова, энтузиаст-исследователь из Калининграда.

Ольга Макарова несколько лет провела на Мадейре, где выучила португальский язык, успешно работала гидом — переводчиком и целенаправленно изучала архивные документы и публикации, связанные с тремя русскими именами: Платон Ваксель, Максимилиан Лейхтенбергский и Карл Брюллов, собирая материал для будущей книги.

На наличие неизвестных искусствоведам картин Брюллова указывал в своей статье, опубликованной еще в 1950 году в местном культуроведческом журнале, его редактор Луиш Петер Клод, ссылаясь при этом на воспоминания Платона Львовича Вакселя, знаменитого русского искусствоведа и коллекционера, неоднократно бывавшего на Мадейре (Платон Ваксель, якобы, сам видел эти картины в одном из домов Мадейры.):

«Карл П. Брюллов жил на острове с 1849 по 1851 г., оставив на Мадейре некоторые работы, заслуживающие внимания. Среди них: два эскиза крепостей Пику и Ильеу, одна акварель и портрет…» (Перевод О. Макаровой).
И далее: «Было бы очень любопытно знать нахождение тех его работ, которые он оставил на Мадейре и которые подтверждают его проезд через Фуншал» (главный порт о.Мадейра).

Картины как будто пропали на долгие 150 лет.
Да их никто и не искал, заметим, кроме пытливого и любознательного гида из России Ольги Макаровой, оказавшейся на Мадейре в 2000 году!

Что ей было известно о последних португальских работах Карла Брюллова? Лишь то, что в конце 19 века они, скорее всего, по предположению Л.П. Клода, находились у кого-то из трех дочерей мадейренского профессора Ж.Ф.де Оливейра.

Одну из этих картин, точнее, не саму картину, а репродукцию «Портрета доктора да Силва» сенсационно «разыскал», с помощью корреспондента «Правды» в Португалии О. Игнатьева, в 1984 году искусствовед Н. Прожогин (публикация в «Советской культуре» от 10.01.1984). Сама же картина так и не была явлена свету.
Странно? – но лишь для тех, кому не знакомы нравы острова Мадейра!

Ольга Макарова объясняет это крайней замкнутостью образа жизни местных аристократов. Их дома – это действительно крепости, куда посторонних не

65
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012