Никита Мендкович РЕАКЦИЯ ГРУЗИИ НА РОССИЙСКО-АБХАЗСКИЙ...
27 октября 2014 в 12:17

Никита Мендкович РЕАКЦИЯ ГРУЗИИ НА РОССИЙСКО-АБХАЗСКИЙ ДОГОВОР О СОЮЗНИЧЕСТВЕ

Никита Мендкович  РЕАКЦИЯ ГРУЗИИ НА РОССИЙСКО-АБХАЗСКИЙ ДОГОВОР О СОЮЗНИЧЕСТВЕПринципиально новым шагом российской политике на Южном Кавказе стала разработка нового российско-абхазского договора «О союзничестве и интеграции», подразумевающего углубление социально-экономического и военного сотрудничества России с республикой Абхазии. Проект документа предполагает унификацию абхазского таможенного, бюджетного и налогового законодательства с нормами России и Таможенного Союза, а также медицинских и социальных стандартов, каковая реформа финансируется российской стороной (гл. 3-5). Фактически речь идет об открытии границы и сокращении приграничного контроля на абхазо-российской границе с перенаправлением освободившихся сил на границу с Грузией. Кроме того, планируется создание Объединенной группировки войск, обеспечивающей стандартизацию защиту интересов двух стран в регионе (ст. 7). Опубликованный проект документа уже вызвал достаточно большие дискуссии в Абхазии, где даже высказывались опасения того, что подобное соглашение может нанести ущерб суверенитету страны, так как предполагает преобразование национальной правовой базы по внешнему образцу. Естественно, острая реакция на обсуждение проекта соглашения последовала из Тбилиси, где интеграционные планы России и Абхазии были оценены как «подготовка к аннексии». Очевидно, что проект договора имеет достаточно прозаичную экономическую основу, далекую от возможных планов политической интеграции. Сейчас в Абхазии достаточно сложная социально-экономическая ситуация. Наблюдатели констатируют серьезные проблемы в работе государственного аппарата, недостаточное обеспечение правопорядка, недостаточно активную экономическую политику. При этом экономическое положение страны может усложниться из-за развития туристического бизнеса в Сочи и Крыму, которые уже составляют серьезную конкуренцию абхазским курортам. На текущий момент более 60% доходной части бюджета республики составляет российская финансовая помощь, но пока нет никаких признаков, что в ближайшие годы республика может перейти на финансовое самообеспечение. Текущий статус-кво в какой-то мере устраивал Тбилиси, так как Абхазия не воспринималась многими в регионе как успешный государственный проект, что позволяло несколько ослабить внутреннее политическое напряжение по проблеме утерянных территорий и сохранить надежду добиться когда-то в будущем их возвращения. Однако любые перемены в Абхазии делают этот сценарий все менее осуществимым. Новый этап реформ в республике, пусть и инициированных извне, дает надежды на ускорение экономического развития. А это означает для Тбилиси резкое усиление недружественного государства по соседству. Проблема в том, что сейчас Грузия практически лишилась рычагов политического воздействия на ситуацию. Долгосрочный отказ от создания стабильных механизмов взаимодействия Тбилиси и Сухума привел к тому, что грузинская сторона лишена возможности как-либо непосредственно давить на Абхазию. Практически единственная реальная угроза — попытка создать жесткую блокаду приграничных территорий республики — вряд ли сможет действительно сильно напугать абхазскую сторону, хотя и создаст значимые неудобства для местных жителей. Текущие отношения с Россией также лишены какой-либо значимой платформы для торга вокруг развития отношений с Абхазией. В экономической сфере Грузия больше нуждается в российском рынке, чем тот в грузинской продукции. Сейчас развитие экспорта некоторых товаров в Россию один из немногих однозначных успехов действующего режима, и его надо сохранять любой ценой. В политике Тбилиси не может пойти на такие уступки, которые заинтересовали бы Москву, так как это осложнит отношения с Западом или вызовет протесты собственной националистической оппозиции. В настоящий момент для Грузии есть три очевидные альтернативы. Первая из них – игнорирование изменений или их формальное осуждение без принятия каких-либо действенных мер против российско-абхазских интеграционных планов. Этот путь позволяет в краткосрочной перспективе «спустить на тормозах» проблему, но в дальшем будет означать для грузинского правительства постепенное усиление недовольства общества, так как такая политика

60
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012