Ольга Коробицына Руслан Гринберг: дорого заплатим за Крым,...
23 апреля 2014 в 23:04

Ольга Коробицына Руслан Гринберг: дорого заплатим за Крым, но в корне изменим экономику

Ольга Коробицына   Руслан Гринберг: дорого заплатим за Крым, но в корне изменим экономикуО том, как последние политиче­ские события отразятся на финансовом положении России, «АиФ» рассказал Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН.
Ценность или обуза?

Ольга Коробицына, «АиФ»: Руслан Семёнович, мнения о сугубо экономической стороне присоединения Крыма разделились: кто-то считает, что это выгодное приобретение, а кто-то — что россиянам новый регион обойдётся очень и очень дорого.

Статья по теме
Экономическое чудо или провал? Что получит Россия от присоединения Крыма
Участники митинга в поддержку итогов референдума в Крыму и братского украинского народа.
Руслан Гринберг: Есть вещи поважнее материальной выгоды, и Крым — это как раз тот случай. Речь идёт об устранении ранее допущенной несправедливости. В долгосрочном плане это, конечно, приобретение, и очень ценное. А вот в краткосрочном и даже в среднесрочном — чистая обуза. Минимум 10 лет в полуостров надо будет вкладывать и вкладывать и не ждать особой отдачи. И это при условии, что за расходованием бюджетных средств будет осуществляться действенный контроль. Уровень бедности в Крыму значительно выше, чем в среднем по Украине, которая в свою очередь в два раза беднее России. Получается, что в Крыму люди в среднем живут в 3–4 раза хуже, чем мы. А раз теперь они снова россияне, их жизненный стандарт должен быть приближен к нашему, и это означает вливание в полуостров 15–20 млрд руб. Это только затраты на повышение личных доходов. А инфраструктурные объекты? Мы надеемся на Крым как на новую тури­стическую Мекку. И в какой-то отдалённой перспективе, может, так оно и будет. Но сегодня это непаханое поле. Там практиче­ски нулевая инфраструктура, за исключением отдельных вкраплений, где богачи построили себе гостиницы и дворцы, но они погоды не делают. Для достижения хотя бы турецких стандартов качества туриндустрии на Крым придётся потратить не менее 5–7 млрд долл. бюджетных средств. Частные инвестиции не будут здесь играть значительной роли ещё и потому, что присоединение Крыма не будет признано остальным миром. А это также минус для региона. В России, к счастью, деньги есть. Сочи же мы превратили в современный ухоженный город. Только там была известна дата, к которой надо было завершить гигантский проект, а в случае с Крымом — нет. Наш менталитет таков, что обязательно нужно знать, когда экзамен. Только тогда мы начинаем к нему готовиться. Да и санкции Запада не будут такими безобидными, как мы сейчас себе представляем.

От Кореи до Португалии

 — Но эти санкции уже принято рассматривать как шанс возродить нашу промышленность, сделать экономический рывок, уйти от сырьевой зависимости. Вы считаете, что изоляция от западного рынка действительно пойдёт нам на пользу?

Статья по теме
Санкции на пользу. России предсказывают скорое оздоровление экономики

- В какой-то степени да. Некоторая доза изоляционизма даёт возможность хоть как-то оживить обрабатывающую промышленность. Вместе с тем он влечёт за собой большой риск. Прежде всего риск превратиться в Северную Корею. Изоляционизм всегда — близнец диктатуры. Так что здесь придётся искать баланс закрытости и открытости. А вообще-то мы живём в мире, во-первых, взаимозависимом, а во-вторых, переполненном товарами и услугами. «Продать или умереть». Поэтому в модернизации и диверсификации нашей промышленности мир не очень заинтересован. Все нас хлопают по плечу — и Китай, и до последнего момента США: используйте и дальше ваши конкурентные преимущества, гоните пеньку, нефть, газ, а всё остальное (от еды до гаджетов) мы вам завезём. Они в восторге от нашей экономической политики, ориентированной на вывоз топливно-сырь­евых ресурсов и ввоз готовых изделий из-за рубежа.

 — На что сейчас надо оперативно обратить внимание, чтобы нам удалось развернуть ситуацию в свою пользу?

 — Необходимо вести две линии. Первая — мегапроекты. Например, высокоскоростная железная дорога от Южной Кореи до Португалии. В ней заинтересованы и китайцы, и европейцы, так как она резко сократит транспортные издержки по перевозке грузов с Запада на Восток и обратно. Такого рода гигантские проекты повлекут за собой оживление государств

67
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012