Top.Mail.Ru
Павел Руднев: «Современный театр пытается уйти от диктата слова»
13 апреля 2013 в 21:49

Павел Руднев: «Современный театр пытается уйти от диктата слова»

Павел Руднев: «Современный театр пытается уйти от диктата слова»О процессах и тенденциях в современном российском театре, а также о ситуации в беларусском театральном пространстве рассуждает театральный критик, член жюри драматургических премий «Евразия», «Премьера.txt» – Павел Руднев.

Какова сегодня ситуация в российском театре?
Сегодня в российском театре идет активный процесс смены поколений. Если раньше он происходил болезненно, то сейчас обновление, омоложение всех театральных цехов – начиная от творческого, заканчивая менеджерским – происходят более естественно. Есть ощущение, что началась «охота» на молодых. Театры начинают искать, мониторить ситуацию, пусть не каждый, но многие (и замечу, лучшие) пытаются первыми получить молодого художника, вчерашнего дебютанта. Безусловно, эта тенденция приводит к положительным результатам.

Второе ощущение, которое возникает в оценке современного российского процесса, связано с разборчивостью зрителя, который вдруг начал выбирать для своего театрального досуга другой театр. Например, «Отморозки» Кирилла Серебренникова, которые играются в абсолютно неприспособленном, лишенном глянца и гламура помещении, собирают залы. И очевидно, что тот зритель, который пришел на «Отморозков», не пойдет в тот красивый, удобный, репертуарный театр, в котором, несмотря на повальную коммерциализацию, буржуализацию, бульвариазацию репертуара, билеты реализуются на 10–40%.

Происходит, на мой взгляд, маргинализация театральной жизни.

Зритель теряет веру в традиционные, брендированные театры и идет за той волной интереса, которая возникает в блогосфере, в театральной критике, в дискуссиях.

Появляется мода на новый театр. И в этом смысле театральный дух уже витает, где хочет – может появиться в репертуарном театре, а может в подвале или вообще на бывшей фабрике. Хороший театр и известное театральное здание – это уже не синонимы. Мне кажется, это очень хорошо.

Вы упомянули о смене поколений. Почему руководители театров заинтересованы в молодых специалистах? Например, в беларусском театре этот процесс происходит более болезненно. Молодому режиссеру или актеру сначала нужно долгое время поработать «золушкой», чтобы потом, если еще останутся сила и энергия, перейти в новое качество.

В России в разы больше театров, и это существенный момент. В Москве, например, тоже очень мало худруков, которые заинтересованы в молодых кадрах творческого цеха. Исключения в этом ряду составляют Российский молодежный театр и «Современник», которые образовали внутри своих театров лаборатории для молодых. В основном же гостеатры представляют собой закрытые со всех сторон театры-броненосцы, которые не только не открывают двери, но даже не мониторят сегодняшнюю ситуацию. Например, мы говорили, что зритель не выбирает, к примеру, Театр сатиры, а Театр сатиры об этом даже не подозревает и думает, что у него все хорошо. Важнейшую роль в обновлении играют, безусловно, провинциальные театры, директора которых понимают, что их театры могут выжить только за счет интенсивности событий и новой энергии.

Практикуют ли российские театры такой метод распространения билетов как культпоходы – школьников, пенсионеров, солдат? Для беларусских репертуарных театров на сегодняшний день – это один из основных способов собрать зал.

Разумеется, практикуют. Но это метод самых пассивных, нелепых, плохо срежисированных театров. Это театры с отвратительным менеджментом. Это легкий способ работы, который приводит к тому, что артисты, в конце концов, уходят из театра.

Вы обозначили разборчивость зрителя как одну из очевидных тенденций. В чем причины ее появления?

Новый театр породил нового зрителя, это очевидно. Советский театр был прекрасным и чудесным, но, очевидно, монотонным и одноформатным. Этот страшный монстр, который одновременно и наше без преувеличения великое достояние, – русский психологический театр – диктовал правила игры. Его монополия довлеет над нашим театром до сих пор. Но бесконечный поток фестивалей, гастролей европейских театров показали российскому зрителю, особенно столичному, совершенно другие формы театра, связанные, в первую очередь, с синтетическим действием – пластикой, новым

88
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012