Русский психологический театр. Интервью на тему.
23 марта 2013 в 11:33

Русский психологический театр. Интервью на тему.

Русский психологический театр. Интервью на тему.Наследие

Дух, литература, этика

На этих «китах» почти два столетия стоит традиция русского психологического театра

За те три четверти века, которые прошли с появления международного права в области охраны культуры, человечество выработало защитные механизмы сохранения ее материальной части. В последние годы, с осознанием того, что борьба за человека и его дух перенеслась в виртуальное пространство, в международном формате начата работа по сохранению наследия культуры нематериальной. Появились национальные и международные списки, в которых фиксируются значимые культурные явления, созданные не только целыми народами, но даже небольшими группами и отдельными лицами, чей вклад в сокровищницу культурного достояния значим для потомков.

Так что настало самое время задаться вопросами о том, какими традициями, знаниями и умениями мы дорожим, что собираемся передать следующим поколениям, каким видим будущее своей культуры.

Может быть, и нам под жестким давлением массовой культуры, модернистских новаций и шоу-бизнеса надлежит составить детальную опись самого ценного и важного, что было наработано поколениями творцов, чтобы сохранить и передать национальное культурное достояние по наследству в неискаженном, достоверном виде. И в музыке, и в народном фольклоре, и в сценическом искусстве, несомненно, есть свои жемчужины. Одна из самых ценных – традиция русского психологического театра, которая появилась в результате расцвета национальной классической литературы и достижений актерской школы. Об этой традиции – ее прошлом, настоящем и будущем мы говорили с ректором Высшего Государственного театрального училища им. М.С. Щепкина Борисом Николаевичем Любимовым – очевидно, по неслучайному совпадению, накануне 200-летнего юбилея Малого театра, хранителя русских сценических традиций, актерской школе студентов знаменитого вуза.

– Давайте, Борис Николаевич, начнем наш разговор с главного вопроса: какие традиции русского театра наиболее значимы для нас сегодня, и какое влияние они оказали на исполнительское искусство в целом?

– Непростой вопрос, на него можно отвечать всей своей жизнью, написав книгу на эту тему. Русский театр приобрел мировое значение, думаю, с первой трети ХIХ века. Приведу цитату, которую люблю и которой горжусь, это суждение Герцена – как известно, западника, а не славянофила. Человека, живущего в Европе и любящего ее, заставшего Европу в ее расцвете – в 40-60-е годы позапрошлого века. И, тем не менее, он пишет о двух актерах России, о Щепкине и Мочалове, что они, с его точки зрения, являются двумя крупнейшими артистами Европы.

В то время, в сущности, европоцентризм был естественен. Диккенс приезжал в Америку и отнесся к ней весьма снисходительно, культура латиноамериканских стран тогда вообще не учитывалась. Западная Европа была для всех образцом.. А Герцен увидел в Щепкине и Мочалове не только двух крупнейших актеров Европы, но и заметил, что в них он усматривает залог будущего возрождения русского народа. Это сказано сильно. И это сказано по отношению к тем актерам, которых он видел в 30-е годы ХIХ столетия. Можно ли это было сказать раньше? Думаю, нет. Потому что раньше был век классицизма с характерным стремлением догнать европейский театр или двигаться с ним параллельным курсом. Если в ХУШ веке некоторое предпочтение отдавалось европейскому театру по отношению к русскому, то уже в первых десятилетиях ХIХ века можно было сравнивать гастроли французской актрисы Жорж и русской актрисы Екатерины Семеновой.

И еще одно обстоятельство способствовало развитию театра а в России. Это появление великой русской литературы, благодаря которой актеры стали тем, кем они стали. Все-таки ХУШ век – при всей даровитости Сумарокова или Княжнина, Фонвизина с его поразительным «Недорослем» — это разовые явления, это не есть еще становление репертуара и это не уровень драматургии Бомарше, Мольера или Шекспира, тех драматургов, которые определили уровень французского или английского театров.

– То есть мы можем говорить о традиции русского психологического театра как о синтезе исполнительского искусства и литературы…

– Конечно. Аб

331
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012