Ситуация в театрах провинции.
8 февраля 2013 в 10:22

Ситуация в театрах провинции.

Ситуация в театрах провинции.Провинциальные театры: тенденции и перспективы
Чем провинциальный театр отличается от столичного
Павел РУДНЕВ

О «провинциальности» часто говорят как о диагнозе, которым можно наградить театры, как глубинки, так и районов, близлежащих к Кремлю. Это понимают все вменяемые люди. Но у российской культуры есть несколько важных особенность: географическая удаленность регионов друг от друга (внутри одного Красноярского края от города до города ехать не меньше ночи), а также запредельная центростремительность политики в любой области – эти факторы в значительной степени влияют на разобщенность страны. В этой ситуации, когда все векторы повернуты в одну сторону, провинциальность часто оказывается следствием противоестественной культурной изоляции.
Эта разобщенность, прежде всего — информационная. Взгляните на полосы культуры крупнейших федеральных изданий: они гораздо чаще сообщают о спектаклях, идущих на сценах Вены и Парижа, чем о постановках, которые видит, к примеру, пермский или хабаровский зритель. По мнению редакторов, это немедийно, неинтересно, несобытийно. Как московский критик, выезжающий дважды в месяц в регионы смотреть спектакли, могу сказать совершенно ответственно – опубликовать статью о провинциальном театре в столичных СМИ практически невозможно. И это еще одно последствие византийской централизации России. Разбивать предубеждение против провинциального театра, витающее в обществе,— вещь столь необходимая, сколь и, увы, безрезультативная: кто не увидел воочию, не поверит.

Кстати, удивительно полезную вещь здесь нам предлагает блогосфера (в которую прекрасно встроилась театральная общественность, и через которую в театр словно бы вернулась социальная значимость) как реальная, действенная и эффективная замена традиционных СМИ. В блогосфере – пространстве более демократическом — провинциальные и столичные новости уравниваются, могут соревноваться, конкурировать. И неленивые и мудрые провинциальные театры, понявшие, что пресс-служба — это не обслуга, а третья власть в театре, механизмами социальных сетей уже активно пользуются.

Разбить стереотипы можно активной гастрольной деятельностью. И тут Москва, как мне кажется, должна протягивать руку провинциальной культуре. Фестиваль «Золотая Маска», сделавший немало для рекламы регионального театра, имеет один важный «недостаток»: перфекционизм, гонка за результатом. В ситуации неизбежного сравнивания лучшее в провинциальном театре становится часто более тусклым, затушеванным, чем лучшее в Москве и Петербурге. Да и напуганные шумом фестиваля артисты на чужой сцене оказываются не своей тарелке, уступая тем, кто играет на своем поле. Если думать о том, как действительно изменить культурную политику столицы, то, разумеется, необходимо предусмотреть некую резиденцию провинциальной культуры в Москве, причем, такую, где бы с провинциальных театров не драли деньги за аренду площадки. В Центре имени Мейерхольда, где я долго работал, такая программа была, и это имело колоссальный результат: приезжали десятки театров из России и бывших республик СССР. Сейчас такая программа вряд ли где-либо возможна, и это серьезная проблема. Москва обязана отдавать что-то провинции, делиться, ведь столица постоянно высасывает творческие кадры из региональных театров, не говоря уж о том, что четыре московских актерских вуза все равно, так или иначе, работают только на Москву; назад в глубинку возвращаются единицы.

Что же действительно происходит в провинциальной культуре? Процессы где-то замедлились до такой степени, что часто задается вопрос: "А нужен ли театр моей области вообще?» А где-то, напротив, театральная жизнь подвижна и энергична.

Рассматривая театральную жизнь целиком, всякий раз поражаешься одной тенденции: театр становится активным только на грани выживания. Как правило, стабильные «главные» театры города стоят мертвым грузом на своих площадях, а погоду в городе делают маленькие юркие труппы, чья инициативность вызвана условиями существования, которые не выбирают. Та же схема работает и на более глобальной территории: провинциальные театры порой именно из-за условий выживан

82
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012