Тайна портрета Пушкина...
30 июня 2013 в 21:41

Тайна портрета Пушкина...

Тайна портрета Пушкина...ЗАГАДОЧНЫЙ ПОРТРЕТ

В прижизненной иконографии Пушкина существует загадочный портрет, автором которого считается И.Л. Линев. По мнению некоторых исследователей, этот портрет наиболее реалистически передает внешность и состояние Пушкина в последние годы жизни.

Об истории создания портрета не сохранилось ни документальных данных, ни свидетельств современников. Ничего не известно и об истории бытования портрета до 1877 г. В 50-ю годовщину со дня смерти поэта он поступил в музей при Александровском лицее от артиста Л.Л. Леонидова. Первые сведения о портрете дал С.Ф. Либрович сначала в газете «Новости» (1888 г., 20 декабря), затем в книге «Пушкин в портретах».

«Библиотекарь лицея Я.Г. Северский. — писал исследователь, — случайно в разговоре с балетным артистом Стуколкиным узнал, что в семействе жены последнего когда-то хранился портрет Пушкина, перешедший затем к артисту Леонидову в числе разных других вещей, в виде прибавки к приданому за женой — свояченицей Стуколкина. Как попал портрет в семейство последней — неизвестно… На загрязненном, запыленном и поблекшем от времени полотне едва можно было различить черты лица и на первый взгляд можно было подумать, что это какая-нибудь плохая копия с Кипренского. Портрет был подписан буквами „И. Л.“».1

175 

Поступивший в музей портрет Пушкина был реставрирован и дублирован (авторский холст наклеен на новое основание), и тут-то, по словам Либровича, «выступили, как живые, черты лица поэта. Тогда можно было вполне оценить, что портрет — действительно замечательный. Навели справки — чьей кисти мог принадлежать портрет. По начальным буквам „И. Л.“ и по характеру живописи петербургский Эрмитаж признал портрет принадлежащим кисти И.Л. Линева».2

Итак, на основе подписи и манеры письма, казалось, было определено имя художника — И.Л. Линев. Атрибуция такого характера возможна, если речь идет о работах достаточно известного художника. В данном же случае определение автора портрета ничем не подтверждается — нет художника с таким именем, нет, соответственно, и ни одной его работы.

Однако имя Линева закрепилось за портретом. Надпись на краю живописи «рис. съ натуры И. Линев» ввела портрет в число прижизненных. В исследованиях по иконографии Пушкина рядом с именем Линева стала появляться как бесспорная и дата создания портрета — 1836—1837 гг.

Вслед за Либровичем восхищенные отзывы о портрете дают М. Беляев («сходство его и, так сказать, документальность, по-видимому, изумительны»3) и Э. Голлербах («общая концепция портрета, его строгий реализм, явное отсутствие прикрас, наконец, сходство самой конструкции лица с автопортретами поэта — заставляют нас верить Линеву»4).

Правда, Голлербах высказывает некоторое сомнение в том, что портрет прижизненный: «… трудно предположить, что появление нового портрета Пушкина в последние годы его жизни осталось незамеченным его современниками».5

Ссылаясь на «мертвенность облика Пушкина», «некоторую окоченелость лица, не уменьшающую, однако, впечатления сходства», Голлербах высказывает предоположение, что Линев мог сделать портрет с рисунка Ф.А. Бруни «Пушкин в гробу» или собственной подобной зарисовки, которую затем «превратил в портрет живого Пушкина».

К числу замечательных иконографических документов» относил портрет Линева И. Зильберштейн, отвергавший гипотезу о перерисовке портрета с изображения Пушкина в гробу.6

Признав, что о портрете по-прежнему ничего не известно, кроме того, что сообщил о нем Либрович, Зильберштейн сделал попытку доказать, что портрет написан с натуры. Факт создания портрета Зильберштейн связал с двумя нерасшифрованными записками В.А. Жуковского к Пушкину, условно датируемыми началом 1836 г. В них Жуковский приглашает Пушкина к себе для позирования художнику.

«… завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти» (XVI, 100).

176 

«Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать» (XVI, 100).

Кро

826
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012