Татьяна Тюкаева Ольга Ребро РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ САНКЦИЙ...
6 октября 2014 в 17:19

Татьяна Тюкаева Ольга Ребро РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ В ОЦЕНКАХ ЗАПАДНЫХ ПОЛИТИКОВ И ЭКСПЕРТОВ

Татьяна Тюкаева Ольга Ребро     РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ В ОЦЕНКАХ ЗАПАДНЫХ ПОЛИТИКОВ И ЭКСПЕРТОВПрезидент России Владимир Путин и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель (Источник: AFP) Ответы на каждый из трех поставленных вопросов – возможно ли реализовывать традиционные европейские ценности демократии и прав человека путем давления, каковы экономические последствия санкционной политики против России непосредственно для ее авторов и приведет ли такая политика к разрешению украинского кризиса – позволяют реально оценить результативность санкций Запада против россиян.

Введение и ужесточение западными государствами санкций против России в ответ на события на юго-восточной Украине сопровождается дискуссиями в европейском и американском экспертном и политическом сообществах не только об их вероятных последствиях, которые уже начинают проявляться, но и об их целесообразности и эффективности. При этом основными аспектами, которые затрагиваются в ходе этих дискуссий, являются темы демократических ценностей и прав человека, а также вопросы экономического характера. Характерно, что оба этих аспекта используются различными деятелями как обоснование ужесточения санкционного бремени, так и повод для прекращения политики давления на Москву. Так, в совместной статье в «New York Times» бывшие послы США в России Джек Мэтлок (1987-1991), Томас Пикеринг (1993-1996) и Джеймс Коллинз (1997-2001) выразили мнение, что основным недостатком политики санкций стало отсутствие параллельного дипломатического диалога. «Чего не хватает западной стратегии, так это столь же активного дипломатического диалога для завершения данного конфликта. Усилия дипломатии должны быть направлены на обеспечение Украине и ее соседям такого будущего, в котором поддерживались бы мир и безопасность всего региона; было бы восстановлено уважение основных принципов европейского политического порядка; и создавались бы возможности для более продуктивного российско-американского диалога». Другими словами, американские политики взывают к традиционным западным ценностям взаимоуважения, избежания эскалации конфликтов и дипломатического урегулирования споров как залогу восстановления порядка в Европе и решения вновь возникшего «украинского вопроса» в отношениях с Россией. Примечательно, что аргументом «восстановления мира и порядка» и уважения традиционных западных ценностей пользуются и сторонники ужесточения санкций. По их мнению, «демократический мир» должен оказать давление на российское руководство, предпринимающее «недемократические» действия, и принудить его уважать эти ценности и нормы международного права. Оптимальной мерой такого давления лидеры США и отдельных государств ЕС считают введение санкций, увязывая дальнейшее «непослушание» Москвы с ужесточением санкционного бремени. Так, словацкий президент Андрей Киска, приводя примеры безнаказанности действий со стороны нацистской Германии в 1938 г. и Советского Союза в 1968 г. из истории Чехословакии, заявил об обязанности «демократических стран принять эффективные меры в ситуации, когда одно государство нарушает международное право и права человека». Признавая возможные негативные последствия санкций для европейской экономики, он подчеркнул, что «бизнес-интересы не должны быть важнее фундаментальных ценностей свободы и демократии». Яркой иллюстрацией данной логики представляется заявление главы Белого Дома Барака Обамы: «Мы осуществляем эти меры в связи с продолжающимися действиями России по дестабилизации Украины, включая ее массивное военное присутствие в восточной части страны. Если Москва продолжит свою агрессию и не прекратит нарушать нормы международного права, она будет за это расплачиваться». Вашингтону вторит Берлин в лице федерального канцлера Ангелы Меркель, призывающей к введению дополнительных санкций против России ввиду отсутствия желаемого прогресса в разрешении украинского кризиса. По ее словам, санкции будут сняты, когда будут выполнены все 12 пунктов российско-украинского соглашения, до тех пор – нарушение принципа территориальной целостности Украины со стороны России должно быть встречено ужесточением вводимых против Москвы ограничений. В этой же логике рассуждает и министр иностранных дел

104
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012