Виктор Авилов. Творчество молодых
12 декабря 2013 в 23:41

Виктор Авилов. Творчество молодых

Виктор Авилов.  Творчество молодыхВ конце апреля в Киеве проходил интернациональный студенческий фестиваль «Юность планеты — мира надежда!» На нём выступали рок-группы и клубы авторской песни, фольклористы и самодеятельные театры. Но одним из самых заметных явлений фестиваля стали три спектакля Московского театра-студии на Юго-Западе, коллектива, широко известного не только в нашей стране.
О нем сегодня наш рассказ.
О личном в газете писать не принято. И я, пожалуй, не писала бы, если бы не сотни и тысячи людей, прошедших через один чёрный подвал, в котором совершаются такие таинства, что и не снились магистрам белой и черной магии, вместе взятым. Я говорю о Московском театре-студии на Юго-Западе. Если вы сейчас недоверчиво кривитесь — вы там не были.
С известной долей скепсиса относилась к всеобщим любимчикам. Позвонила, сказала: «Иду на «вы». Примете?»
— Приезжайте, — ответил актер и администратор Вячеслав Гришечкин. — Скажите, что вы пришли.
Где тот дом на краю Москвы, на семи ветрах, наискось от крестов с куполами? «Конечная станция Юго-Западная. Освободите, пожалуйста, вагоны». Выхожу, гляжу, общепит трудится. Люди, птицы, люди, птицы — все клюют рис с мясом. Здесь автобусы в пригород и народу-у!
Без пяти семь. Звенят пятаки в кулаке. Вот и черная железная дверь — «Театр-студия на Юго-Западе». Стучу и чувствую чужие глаза: вот чудачка, уже начало. Однако засов заскрипел. Свет в щель слепит. Завистливый взгляд и вздох: «Пустили!»
— Здравствуйте, я пришла, — говорю пароль, как велено.
— Я к Гришечкину.
— Какая разница, спектакль начался. Идём на ощупь. Вещи ставьте. — Ставлю и цепенею от ужаса — взвыли басы:
— Что это?
— Ваша музыка. Не кладите сумку на пианино.
Дают раскладной стул:
— Быстро садитесь, пока темно.
Сажусь. Секунда. Свет. Шаг — и глаза Мольера. Смотрим вместе в мутное зеркало. Невыносимо, как близко. Впиваюсь глазами — какое лицо! В жизни не забыть, если раз увидел — Виктор Авилов.
Народу в залеполным-полно, до самого потолка сливаются силуэты, стоят и сидят, кто на лавке, кто на ступеньках. Смотрят и слушают с благоговением.
Представление в разгаре, актеры в ударе, всем нравится. Вдруг — неслыханное напряжение, руки дрожат. Чтоб не потерять равновесие разума, держусь глазами за Авилова. Зрачок в зрачок — так не наврешь. А он три шага назад. Раз — век XIX, два — XVIII, три — век XVII. Мистика, машина времени, переселение душ? Не знаю, но верую в Мольера.
В Пале-Рояле премьера с разрешения императора. Сам прибыл, сидит среди нас. Жан-Батист в прологе упражняется в красноречии, открывается в любви Людовику Великому. Пропел стишок — снискал покровительство и расположение. А мы пустили под откос раздражение: поэт не в праве транжирить дар. Создающий песни народа могущественнее, чем создающий его законы. Слова-слуги сами сделают славу, к чему трещать у трона?
Комедия «Тартюф», обличающая церковь, Мольеру стоила дорого. Улыбка Фортуны превратилась в гримасу. Иссякла монаршья милость. Пробилась монаршья злость. Страшней петли удава петля кабалы святош. Эти «Тартюфа» не простят, эти за «Тартюфа» проклянут. Брак с дочерью Армандой подлил масла в огонь. Убийца нанят.
— Я не хочу умирать в одиночестве… Арманда…
Рыдай, Париж: последнее представление знаменитого драматурга и актера Жан-Батиста Поклена де Мольера начинается. В театре Пале-Рояль дают занавес. На Юго-Западе загораются софиты. Актеры труппы разыгрывают новую комедию. Блеск шпаги. Стража в ложе.
— Беги, Мольер! Жизнь дороже.
Актер поворачивается и смотрит, остатки нервов своих и наших собирает в узел и… рвет. Хоть впритык гляди, такое не примерещится — видела: взорвался свет в глазницах и тут же погас. Тонкое тело рухнуло на пол. Кружева на металле. Кто-то выключил лампы. Труп схватили за ноги и утащили. За сценой шорох и всхлипы. В зале — тишина недоумения.
— Господа, прошу… разъезд… У нас несчастье… — От неистового крика всех прорвало. Зритель рядом зарыдал, как ребенок:
— Так не бывает… Это театр.
Кто это кричит, давясь слезами, актриса Пале-Рояля Мариэтта Риваль или Надежда Бадакова? Кто вздрагивает за колонной — слуга Бутон или Алексей Мамон

54
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012