Золотая игрушка США: причины краха программы F-35
2 декабря 2014 в 19:05

Золотая игрушка США: причины краха программы F-35

Золотая игрушка США: причины краха программы F-35F-35 был задуман как самолет, эффективно воюющий в качестве и истребителя, и штурмовика. Вертикальный взлет и вертикальная посадка — давняя мечта ВВС США, со времен «холодной войны» американцы мечтали о создании самолета, способного взлететь с клочка земли. Поэтому к созданию F-35в США подошли с огромным энтузиазмом.

Создавая JSF (Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель, прим. автора) американцы рассчитывали убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, закрывалась бы ниша истребителей пятого поколения как для своих военно-воздушных сил, так и для сил союзников. Поскольку на вооружении ВВС США уже находятся суперсовременные по американским меркам и в то же время супердорогие самолеты F-22 Raptor, американцы могли доказать миру свое абсолютное превосходство в воздухе аж двумя машинами пятого поколения.

Работы по проекту JSF начались в США в 1990-х годах, когда американцы нелегально скопировали разработки советских инженеров по проекту самолёта Як-141, который являлся дальнейшим развитием Як-38. Справедливости ради стоит отметить, что на JSF возлагалась колоссальная надежда. Он должен был заменить самолеты не одного, а сразу нескольких классов. Так, например, JSF замышлялся как замена истребителя F-16, штурмовика для непосредственной поддержки войск A-10 Thunderbolt II, а также палубных самолетов Grumman A-6 Intruder и самолета F/A-18 Hornet. Но все оказалось не так гладко.

Сложности характера

Основная проблема F-35 лежит на поверхности. Цена этого самолета непомерно высока даже для традиционно дорогой техники американского производства. Несмотря на то, что разработчики этой модели обещали дать американским ВВС преимущество как над существующей, так и над перспективной техникой, самолет обошелся Штатам фантастически дорого. Стоимость производства одной единицы этого самолета варьируется в пределах от 100 до 123 миллионов долларов. Вероятнее всего, эта цифра выглядит не такой большой на фоне первого самолета пятого поколения в составе ВВС США — F-22 от тех же Lockheed Martin, который обошелся американским гражданам в чудовищные 146 миллионов долларов за штуку, а вся программ по созданию F-22 — в 66,7 миллиардов долларов без учета НИОКР. Инженеры Lockheed Martin разводят руками и утверждают, что такие деньги сложились из чрезвычайно трудных экспериментов по освоению новых материалов. Правда, каких именно — в Lockheed не уточняют. Удорожанием программы интересовалась и военная прокуратура, и комитет сената США по вооружениям, но ни одно ведомство нарушений не нашло. И колоссальная трата бюджетных денег на сомнительные авиационные нужды здесь никого не смущает.

Работа над ошибками

Отдельного упоминания заслуживает поворотное сопло в главном двигателе этого самолета, а точнее, история с его проектированием. Исследования темы поворотного сопла начались очень давно, но особого успеха до получения документации по Як-141 у американцев не имели. ВВС США потратили колоссальное количество денег, прежде чем поняли, что конструктивно сопло и поворотный механизм Як-141 — это то, что они так долго пытались найти. Видоизмененное сопло для двигателя F135-600 — это как раз квинтэссенция советских технологий и удачной американской сделки. Несмотря на то, что все наработки из СССР в одночасье оказались американской собственностью, создание отклоняемого сопла для двигателя давалось американцам очень и очень тяжело. Буквально перед самым началом испытаний нового двигателя с новым соплом для F-35B, компьютерное моделирование и измерение частей двигателя показало, что есть существенный риск возникновения трещин в лопатках турбины вентилятора. Этот дефект частично не решен на самолете до сих пор, что вызывает еще одну большую проблему — после каждого мало-мальски серьезного полета, F-35, подобно элитному суперкару, нуждается в тщательном уходе, осмотре и чистке, но даже после такого обслуживания, компания-производитель не гарантирует на 100%, что самолёт будет полностью исправен.

В F-35 должен был устанавливаться новейший по вычислительный комплекс на базе сверхмощного и производительного оборудования, который был

41
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012