Методики раннего развития детей или "У семи нянек дитя без глазу"

Методики раннего развития детей или "У семи нянек дитя без глазу"

Методики раннего развития детей или "У семи нянек дитя без глазу"

Существует множество методик развития детей. Некоторые из них сильно популизированы и у многих, в том числе неспециалистов, на слуху. Ряд менее известных методик вообще практически не известен в нашей стране. Но многие методики перекликаются друг с другом, в чем-то повторяя и доказывая, что все они основаны на одних и тех же постулатах психологии и развития детей.

Назову все же самые популярные и известные: Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Эльконина-Давыдова, Ховарда, Масару Ибука, Дьенеша, Никитиных, Занкова, Щетинина, Гмошинской, Китаева и Трунова, система эйдетики и Вальдорфская система.

Но самое интересное, что, несмотря на сказанное мной выше, некоторые из приведенных методик просто отрицают друг друга вплоть до того, что, скажем Монтессори предлагает ускоренное развитие, а Вальдорф – замедленное! Да, да, именно замедленное.

И именно это я и хотела бы вынести на обсуждение, но прежде расскажу вкратце о принципах обеих методик.

Основная идея Монтессори – не мешать. Главный слоган – «Помоги мне это сделать самому». Главная фишка – никакого принуждения. Главный инвентарь – игрушки, придуманные лично Марией Монтессори (судя по всему, у синьоры были прекрасные инженерные задатки). В реальности это выглядит следующим образом. Большая комната, где занимаются дети, разделена на пять зон. В зоне практической жизни ваше дитя учится самообслуживанию. В зоне сенсорного развития лежат материалы, способствующие тонкому развитию всех органов чувств. В математической зоне – материалы для счета. В языковой – для чтения и письма. И, наконец, в космической зоне – для полетов в космос… то есть для изучения окружающего мира.
В какой зоне находиться, заниматься, ребёнок решает сам. Везде очень красивые, очень толковые игрушки и пособия, которые реально помогают развитию детей. Все они сделаны из натурального сырья, чаще всего из дерева. Еще один любопытный нюанс: группы в Монтессори-садах обязательно большие и разновозрастные. Дети постарше охотно помогают младшим осваивать разные игрушки, и тем самым закрепляют собственные умения. Выглядит очень гармонично: сначала ребенок будет ведомым, потом, когда подрастет, – ведущим.
Педагоги обязательно должны быть очень умными людьми, с огромным тактом, любящими детей и любимыми ими. Высшее образование – более чем желательно. Получение сертификата от одного из Монтессори-центров – обязательно.
Акцент делается на самостоятельном развитии ребенка. (Кстати педагоги традиционной школы считают, что это вредит социализации, что не доказано, но риск есть).

Теперь Вальдорф. Вальдорфская система (основатель – Рудольф Штайнер), которая вызывает гораздо больше критики, чем Монтессори, полная противоположность Монтессори, за парой исключений – сохраняется диковинный для России принцип ненасилия, и формируются разновозрастные группы.

Как я написала выше, в то время как Монтессори предполагает ускоренное развитие, то Вальдорф – замедленное! По мнению педагогов этой школы, надо дать ребенку побыть ребенком. Раннее умение читать и писать – пагубно. Абстрактные вещи надо постигать лишь, когда сформируется эмоциональный мир. Знаете, как определить, что он сформировался? Элементарно: когда выпали молочные зубы! По мнению вальдорфцев, именно это является сигналом: можно учить читать.
Чем же занимаются дети? Много ручного труда. Пятилетние вальдорфцы, могут не уметь читать, зато хорошо вышивают, вырезают по дереву, ловко обращаются с гончарным кругом. В хороших садиках есть огородик, где дети самостоятельно выращивают овощи, а порой и пшеницу, чтобы осенью самим испечь из нее хлеб. В идеале при таком саде живет и козочка или овечка, снабжающая детей молоком.
Дети прекрасно рисуют, причем красок у них всего три – красная, желтая и синяя. Остальные цвета дети получают, вернее производят самостоятельно из этих трех базовых.
Все очень красиво, но кажется, несовременно. С детьми не занимаются ни письмом, ни чтением, ни математикой, не дают знаний о мире. Им читают книги, но только довольно узкий набор, в основном сказки братьев Гримм, сцены из эпоса. Иногда – фрагменты из Библии. А вот на литературную сказку у вальдорфцев аллергия.

Так вот, несмотря на то, что нередко встречаешь объявления типа: «Срочно ищу няню-воспитателя, работающую по методике Монтессори или Вальдорфа, для девочки восьми месяцев». Дамы и господа, это чушь собачья. У мамочки, которая это пишет, в голове помутилось от модных течений, и она сама не знает, чего хочет: главное, чтобы было «круто» и «как у людей».

Разрабатывая на основе всех классических методик свою собственную, причем в то время, когда взращиваю собственного бебика (кстати, уважаемая мной синьора Монтессори, чтобы получить свободу для педагогического творчества, сдала собственного сына в детдом, чтобы не мешался), хочу спросить Вас, а что думаете Вы о всех этих старых и одновременно новомодных методиках?

В тексте использованы материалы статьи Михаила Мельникова.

208
Комментарии (7)
  • 30 июля 2009 в 20:20 • #
    Ирина Посиделова

    Может быть потому замедленное,что Вальдорфское учение применимо для детей с поздним развитием?
    Эвритмия,например,для детей плохо говорящих,слышащих,через неё идет общение этих детей с окружающим миром,так они могут донести до собеседника свои мысли и чувства.
    Приезжающие учителя Вольдорфского общества(учения Рудольфа Штайнера из Канады,США,Германии),обучали,в основном воспитателей и учителей,преподающих и занимающихся с детьми с поздним развитием.Может отсюда и такой подход?
    Не задумывались над этим?
    Разные дети,разный подход.
    С уважением и почтением,Ирина.

  • 30 июля 2009 в 21:10 • #
    Анжелика Захарова

    Да нет, Ирина. Зарождалась Вальдорфская система именно так как Вы говорите, вернее она изначально разрабатывалась для таких детей, но впоследствии выяснилось, что она дает хорошие результаты на всех детях и сейчас ее применяют повсеместно для обычных, нормальных детей. Естественно, в рамках Вальдорфской системы до сих пор есть и методики для детей с поздним развитием.

  • 31 июля 2009 в 12:37 • #
    Ирина Посиделова

    К нам приезжали в город именно с этой методикой,для детей с запоздалым развитием,о других случаях я не знаю,когда применяют и для нормальных детей,т.к. вы правильно сказали,что две взаимоисключающие методики.Приезжие преподаватели давали нам именно для детей с поздним развитием и подчеркнули это.Может это нововведение для нормальных детей - это наша разработка ?Взяли и применили?
    Я с вами согласна и поэтому моё недоумение.
    С уважением и почтением,Ирина.

  • 31 июля 2009 в 11:46 • #
    Татьяна Буянова

    Я бы хотела, чтобы меня в детстве воспитывали по методике Монтессори.)))) Как-то она мне больше понравилась. Но можно к ней еще добавить ручной труд из Вальдорфского учения. Тоже полезно.
    А меня воспитывали по методике "уйди, не мешай, не путайся под ногами")))))))

  • 1 августа 2009 в 16:53 • #
    Анжелика Захарова

    Да, к сожалению, это издержки советского воспитания.... Когда не пользовались ничем, никакими методиками. Но как ни парадоксально, выжимка из такого воспитания, тоже дает дополнения к новым методикам. Ведь мы же с Вами, Татьяна, выросли и, похоже, не самыми неразвитыми и необразованными, причем не только "несмотря на..." , но и благодаря чему-то!

  • 15 августа 2009 в 12:55 • #
    Татьяна О

    Насколько я поняла из книг самой М. Монтессори, ее педагогическая система предполагает не ускоренное развитие, а естественное... И насчет "никакого принуждения" тоже не совсем верно. На этих занятиях есть четкие правила: не мешать другим, не шуметь... деятельность должна быть продуктивной, пособия используются по назначению... Другое дело, что есть свобода выбора деятельности, материала, времени и темпа работы с ним...
    Извините, что я уточняю...Просто многие, читая в СМИ о "никаком принуждении", "полной свободе" и т.д., считают, что на этих занятиях царит чуть ли не вседозволенность.

  • 27 августа 2009 в 18:53 • #
    Анжелика Захарова

    Правила и принуждение - абсолютно разные, зачастую и несопоставимые и несовместимые понятия. Что касается ускоренного развития - имеется в виду не пассивное, то есть естественное развитие, а ускорение этого самого развития.


Выберите из списка
2009
2009